Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Начальные школы открывались при церквях. С XII в. на Руси начинают работать мастера грамоты, которые обучают вне церкви.



Первоначальное содержание обучения включало в себя чтение: Часослов, Псалтырь, Апостол, некоторые произведения древнерусской литературы, чаще всего, может быть даже во всех школах, «Житие Бориса и Глеба»; письмо: вначале по образцам учились писать на навощенных дощечках (церах), затем на бересте; счет: обучение «счислению шло при помощи суставов (изгибов) пальцев с учетом возможности концом большого пальца прикоснуться при счете к каждому из 12 суглубовостальных четырех пальцев. Суставам на других пальцах приписывалось значение совокупности (дюжины)»]; пению – «пение составляло излюбленное занятие наших предков, именно церковное, оно входило в курс нашей древней школы», а обучение пению осуществлялось с голоса.

В целом же и содержание, и методика первоначального обучения соответствовали аналогичным образцам Византии и государств Западной Европы. Но были и свои отличия: во-первых, обучение шло на понятном и доступном детям церковно-славянском языке; во-вторых, школам Древней Руси, как отмечает ряд исследователей, было присуще мягкое и любовное отношение учителей к ученикам.

Помимо « учения грамоте», существовало и «учение», дающее более высокое образование, – «книжное учение». По-видимому, основная масса городских образованных людей и священников готовилась именно в этих школах. Если предположить, что деятельность священников, служащих, переписчиков книг требовала более высокого образования, нежели простое знание грамоты, то можно утверждать, что такие школы существовали во многих городах Древней Руси.

В школах «книжного учения» главным предметом обучения была грамматика, здесь учили правильному чтению и пониманию текста, анализу речи. Основным пособием была «Книга осмочастная». «Методика преподавания состояла в том, что учитель читал и толковал текст, задавая ученикам вопросы, цель которых заключалась в том, чтобы обнаружить скрытый аллегорический, символический его смысл».

Не меньшее значение придавалось риторике, поскольку умение правильно и красиво говорить было необходимо и священникам, и государственным деятелям. Кроме того, риторика включала в себя и этические знания. Ее изучали по трактату Георгия Хировску «О образах».

И завершалось обучение знакомством с диалектикой или философией, которые были связаны с богословием, толкованием Священного писания. Обучение шло по книге Иоанна Дамаскина «Источник знаний».

Кроме этих предметов, видимо, в отдельных школах изучались (или читались) сборники поучений, например, «Пчела»; право – «Правда Русская»; история – «Повесть временных лет», литературные произведения и т.д.

В этих школах учили иностранным языкам – прежде всего древнегреческому, латинскому. Кроме того, в древнерусских источниках упоминается о людях, знавших другие языки: сирийский, древнееврейский, живые языки соседних народов.

Вполне возможно, что в этих школах учили и арифметике, счету на абаке. В этом отношении большое значение имеет работа Р.А. Симонова, которому удалось, может быть, пока только отчасти, реконструировать общее содержание математической культуры Древней Руси, не уступающей культуре наиболее развитых государств того времени, и методику обучения арифметическим расчетам с помощью абака. Он пишет: «Если допустить, что Кирик использовал абак, то проблема «второй грамотности» на Руси, по крайней мере, персонифицируется. Можно утверждать, что Кирик не только продукт средневековой компьютеризации, но и первый известный по имени педагог, разрабатывавший методические принципы использования вычислительной техники в научных (для своей эпохи) вопросах времясчисления. Можно полагать, что благодаря использованию абака Кирик достиг результатов, которые являются вершиной интеллектуального подъема на Руси XII в.».

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям[7]. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем[8]. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Содержание понятия «семья» трансформируется вслед за социокультурным изменением общества[9]. Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком[10], а также легализованные в ряде стран однополые союзы[11].

17й вопрос Характеристика произведения римского педагога Марка Фабия Квинтилиана Об обучении риторов о подготовке ораторов

Пожалуй, любого человека, связавшего свою жизнь с ораторским искусством, а, тем более, начинающих ораторов, беспокоит вопрос, как можно стать поистине выдающимся и непревзойдённым мастером красноречия. И что же может быть в этом вопросе лучше, чем, рекомендации и советы от настоящего Учителя ораторского искусства?

Да, нет сомнений в том, что и в нашем времени, и в минувших десяти- и столетиях можно найти великих людей, способных взбудоражить своими речами умы миллионов, но, как и во многих вопросах в нашей жизни, чтобы понять суть, нужно вернуться к корням. И если говорить об ораторском мастерстве, то его истоки следует искать в Древнем Риме, а именно – в трудах Марка Фабия Квинтилиана.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь