Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Упражнения в чёткости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.
Для отработки чёткости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчётливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы чёткость и ясность произнесения не снижалась.
Прохор и Пахом ехали верхом. Галка села на палку, палка ударила галку. От топота копыт пыль по полю летит. У быка бела губа была тупа. Водовоз вёз воду из водопровода. У Фени фуфайка, у Фаи туфли. На семеро саней по семеро в сани уселись сами. Цыплёнок цыпли цепко цеплялся за цепь. Пришёл Прокоп – кипел укроп. Ушёл Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Зажужжала пчела, дожужжалась паука. Чешуя у щучки, щетина у чушки. Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Звук [р]. Не стучите в эти двери, Спят уже, наверно, звери. Если будете стучать, Звери могут зарычать: Р-р-р-р-р-р-р… Прилетели какаду. – Что имели вы в виду? – Рразорву и ррастеррзаю, Ррразнесу и раскидаю, Рраспугаю всех подряд. Вот тогда я буду рррад! (3–4 повтора). Приготовила Лариса Для Бориса суп из риса, А Борис Ларису Угостил ирисом. Утром, присев на зелёном пригорке, Учат сороки скороговорки. Звук [л]. Приёмы постановки звука [л]. Слегка раскрыть рот и произнести сочетание «ыа». При этом «ы» произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. В этот момент чётко слышится сочетание «ла». Перед зеркалом свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а затем, не меняя положения языка, произнести протяжно «а» или «ы». При этом положении получается протяжное «л». Использование стихотворных текстов в работе над звуками [л] и [р]: Из кустов кричит Марина: «Здесь в лесочке есть малина! » И сестрёнка её Лада Урожаю очень рада. На мели мы лениво налима ловили И меняли налима вы мне на линя. О любви ни меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня? Не видели ли Лилию? Лидию не видели? Полили ли вы лилию? Полили мы лилию. Звуки [с], [з], [ц]. Приёмы постановки звуков [с], [з], [ц]. Улыбнитесь, оттяните несколько раз углы рта так, чтобы были видны зубы, подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для [с]. Звук [ц] ставится от звука [т] при опущенном кончике языка к нижним резцам передней части спинки языка. Произносят звук [т] с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят [т] и [с]. Использование текстов в работе над звуками [с], [з], [ц]. Цок-цок-цок-цок-цок, Цып-цып-цып-цып-цып, Цыц-цыц-цыц-цыц-цыц, Цап-цап-цап-цап-цап. Заря-зарница Солнцева сестрица День замыкает, Месяц зажигает. С – протяжный. Ц – короткий. С – свистящий, настоящий. Ц – какой-то весь цедящий. С – протяжный. Ц – взрывной. Ты не путай их, друг мой. Царь, царевна, цирк, царица; Марципан, дворец, девица; Циферблат, цыплёнок, цок; Цены, ценник и цветок.
Звуки [ш], [ж], [щ], [ч]. Сначала ставится звук [ш], потом [ж]. Несколько раз произнести слог [са] и во время его произнесения плавно поднимать кончик языка, получается звук [ш]. Звук [ж] может быть поставлен от [ш], так же и от [з], как [ш] от [с]. Для поставки звука [щ] можно использовать звук [с]. Произносится слог «сп», «са» протяжным, свистящим элементом: «сп, сп…» или «са, са…». Звук [ч] можно поставить от мягкого [т], произносимого в прямом слоге «ти» или «ат». Использование стихотворных текстов в работе над звуками[ш], [ж], [щ], [ч]. Пирожки, лужки, дружки; Кружки, ложки и стожки; Фляжка, ножка, нож, лачужка; Ёж, чертёж, багаж, пичужка. Щёлок, щука и щиток; Щи, щепотка, щавель, щёки; Щебет, щёголь, щепки, щётки; Борщ, товарищ, плющ и клещ; Помощь, немощь, плащ и лещ. На руке у старца чётки, А в углу совок и щётки. На лицо упала чёлка, А в заборе нашем – щёлка. Ш-ш-варк! Ш-ш-варк! Ош-ш-ш-ш-ш-парю! Ош-ш-ш-ш-ш-парю! Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш! Страш-ш-ш-ш-ш-но?
Звук [п]. Постановка звука [п] проходит при наличии направленной воздушной струи путём похлопывания губами во время мягкого тихого дутья. При этом слышится «па-па-па-па».
Звук [м]. Использование текстов в работе над звуком [м]^ Мылом, мылом, мылом, мылом Умывался без конца. Смыл и ваксу, и чернила С неумытого лица. Малиновая М – Моё метро, Метро Москвы! Май, музыка, много молодых москвичек-метростроевцев. Мечутся, мнутся: – Мало местов? – Милые! Масса места! Мягко, мух мало! Можете! Мерси… Мрамор, морской малахит, молочная мозаика Мечта!
Упражнение-разминка. Очень эффективна быстрая и энергичная разминка гласных и согласных. Далее вы пройдёте через всю шкалу гласных с присоединёнными к ним согласными, начиная с самого низкого звука вашего голосового диапазона и заканчивая самым высоким. Каждый звук будет связан с определённой частью тела. В ваших интересах позволить каждому звуку вызвать в вас любую энергию, настроение, чувства, которые только этот звук захочет, проходя сквозь ваше тело и активизируя его движение. Используйте руки, чтобы сформировать, поддержать звук, словно ваши руки тоже говорят. Позвольте звучащему сочетанию «ззуу» передвинуться в ноги и привести их в движение. «Ю» способен вращать область таза. А теперь представьте свой живот в виде огромного рта, звучащего на «вооо» и движущего серединой вашего тела. Представьте себе место соединения солнечного сплетения, диафрагмы и основания грудной клетки и выпустите звук «ё». Положите один кулак поверх грудной кости на середину грудной клетки, а другой – сзади, между лопатками. Ощущая звук, «прорывающийся» сквозь грудную клетку, выпустите наружу сильный «гы». Приложите обе руки к верхней части груди. Начните звучание с долгого «ммммм», постепенно разводя руки на широком, тёплом звуке «аааа». Ваше сердце как бы освобождает вибрации через широкое горло, раскрытые руки и ладони. Приложите пальцы к губам и, как бы послав лёгкий и быстрый воздушный поцелуй, «сдуньте» быстрый звук «я». А сейчас освободите определённый, ясный, достаточно уверенный звук «е», несущий в себе или отрицание, или пренебрежение. Передвиньте пальцы к твёрдой резонирующей кости скул по обеим сторонам переносицы и резко «смахните» с языка сочетание «дэ», которое весело и беззаботно «отлетит» от скул вверх, пружиня в воздухе. И последнее звукосочетание на самой вершине диапазона, винтообразно вылетающее из макушки головы, полное энтузиазма и энергии: «ррррииии». Оно может прозвучать глупо, исступлённо, трепетно. Прыжок в воздухе и улыбка на лице помогут вам «выпустить» этот самый высокий звук. Ещё раз пройдите путь гласных по всему диапазону вверх и вниз. Пусть каждый звук разбудит в Вас разные энергии, вызовет разные настроения.
Упражнение. При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения всё то, что написано.
Твёрдо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье, Следует клетку грудную расширить слегка. И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука. Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое. Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье. И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было. Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных. Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен. Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком. Голос и в тихом звучании должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался. Выдох веди экономно, с расчётом на целую строчку. Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, плавность – Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
В понятие дикции входят орфоэпия, логика и культура речи. Культура речи предполагает знание и соблюдение логики речи, правил орфоэпии, соблюдение правильных ударений в словах. Речь с трибуны, лекция преподавателя с кафедры, выступление чтеца с эстрады, речь актёра со сцены, звуковое кино, радиовещание, телевидение – всё это требует безукоризненного языкового оформления, в том числе оформления произносительного. Большинство людей уверены, что они говорят правильно. Так говорили всегда их близкие, родные, друзья. Однако часто речь их далека от правильной русской речи. В ней могут содержаться диалекты и акценты, неправильные ударения, может быть нарушена мелодика русского языка. Что такое правильная литературная речь? Литературный язык – это язык народный, но обработанный мастерами. Русский литературный язык складывался на основе московского говора. Москва имеет выгодное географическое положение – у её стен как бы встретились два основных русских наречия, северное и южное. Исследователь русской словесности В.И. Чернышёв писал: «Образованные люди во всех местах России говорят по-московски. На сцене, на кафедре, в публичном чтении, в произнесении речи считается особенно неблагозвучным в устах образованного человека какой бы то ни было местный говор». Литературные нормы отстоялись в речи московской интеллигенции начала XX века. Так говорили актёры, профессора Московского университета, литераторы, юристы и т.д. Чтобы обучиться правильной речи, нужно, прежде всего, знать нормы произношения. Как в правописании существуют правила, так и в произношении тоже есть правила. За правописание отвечает наука орфография, за произносительные нормы – наука орфоэпия, что в переводе с греческого языка означает «правильная речь». ОРФОЭПИЯ Культура произношения – это элемент благозвучия и выразительности речи. Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение, нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний, интонационно-мелодический строй речи. Знание правил орфоэпии и следование им избавляет человека от диалектов, акцентов и неправильных ударений. Современная русская орфоэпия исторически складывалась с развитием литературы и драматического искусства. Во многих странах сценическое произношение считается образцом общественного произношения. Нормы современного литературного произношения заложены в языковедческих справочниках и словарях, помогающих овладеть правильной разговорной речью. Особую трудность в сценическом произношении представляет вопрос о выборе правильного ударения в слове. Различные ударения в одном и том же слове определяются подчас причинами метроритмического порядка, что составляет одну из малоисследованных закономерностей русского языка. Освоив орфоэпические правила, вы научитесь делать орфоэпический разбор текста, то есть записывать транскрипцию слов, а затем будете тренировать произношение. Это долгий процесс, требующий постоянных усилий. Прекрасная возможность соприкоснуться с эталоном – регулярное посещение Малого и Художественного театров, которые хранят культурные традиции и имеют возможность ставить пьесы классического репертуара, не загрязнённые речевыми бытовизмами.
ЛОГИКА РЕЧИ Если дикция и орфоэпия учат правильно произносить буквы, слоги и слова в их различных сочетаниях, то логика речи отвечает за законы произнесения целых предложений. Задача логической речи – наиболее точно и ясно передать мысль, её словесное сочетание. Изучение законов логической речи начинается с разбора простейшего предложения, в котором выражена законченная мысль. В любом речевом высказывании, устном или письменном, заложена определённая мысль. В письменной речи для выявления смысла используются знаки препинания, в устной – интонации, паузы, ударения. При отсутствии логики невозможно добиться высокого художественного качества звучащего слова. Доходчивость высказывания связана с пониманием письменной речи. Актёру просто необходимо прививать вкус к логико-аналитической работе над текстом. Это избавит устную речь от многоударности, заслоняющей значительностью каждого слова смысл фразы и главную мысль отрывка. Неверные и резкие силовые ударения искажают мысль. Излишние паузы дезорганизуют слушателя в восприятии перспективы мысли во фразе и отрывке. Мысль автора не будет донесена исполнителем, если он не будет знать, какими средствами её можно передать в звучании. М.О. Кнебель пишет: «…ни перспектива передачи сложного чувства, ни перспектива художественного распределения выразительных средств не могут органически возникнуть, если актёр не овладел логикой и последовательностью развиваемой мысли». Чтобы разобраться в сложном и длинном речевом контексте, нужно уметь расшифровывать авторскую пунктуацию и синтаксические конструкции, выделять смысловой скелет и облегчать те элементы, которые являются второстепенными по отношению к главному смыслу. Смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения. Ударения (акценты) очень важны. Ударение, попавшее не в своё место, искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно, напротив, должно помогать творить её. Ударение – это указательный палец, отмечающий самое главное в такте или фразе. Здесь скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста. Это целое искусство! Часто требуется уметь снимать лишние ударения (особенно в тяжёлых, больших предложениях). Для этого нужно добиваться неторопливой, нарочито бескрасочной интонации, почти полного отсутствия ударений, особой выдержки и уверенности, которые придадут речи нужную лёгкость и чёткость. Как выделить в сложном предложении главные и менее важные слова? Их надо разделить на более и менее существенные по значению. Получится целый комплекс ударений: сильные, средние и слабые. Потом найти соотношение между выделяемыми и невыделяемыми словами, градацию силы, качества ударений, создать их звуковые планы и перспективу, дающие движение и жизнь фразе. Так создаётся гармоничная форма и красивая архитектура фразы. По тому же принципу выделяются отдельные предложения в монологе и в пьесе.
«Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз» (К.С. Станиславский). ПАУЗА
Пауза (от греч. pausis – прекращение) – временный перерыв в звучании, разрывающий поток речи, вызванный разными причинами и выполняющий различные функции. Паузам принадлежит значительная роль в выразительности речи. Их смысловая роль также чрезвычайно велика. Пауза во взаимодействии с мелодикой членит речь на фразы, а фразу (во взаимодействии с мелодикой и ударениями) – на речевые звенья (синтагмы). В первом случае суммарная продолжительность паузы сказывается на общем темпе речи, во втором – влияет на темп фразы. Различают паузы синтаксические и несинтаксические (перерывы в звучании речи, вызываемые физиологическими и психологическими причинами). В устной речи паузы так же, как и слова, являясь отражением мыслительных процессов, могут свидетельствовать о затруднениях говорящего в подборе слов, выстраивании фразы и более крупных конструкций, но могут быть сделаны и специально, осознанно, расчленяя высказывание в самых, на первый взгляд, неподходящих местах (например, в середине слова). Пауза нужна слушателю, зрителю, чтобы осознать новую информацию, прореагировать, сравнить её с прошлым опытом, найти для неё место в ряду ассоциаций и тем самым запомнить. Пауза нужна и говорящему. Не только для того, чтобы набрать воздуха, собраться с мыслями, но и для того, чтобы успеть заметить реакцию на то, что произнесено и как произнесено. Часто именно реакция слушателей на то или иное высказывание определяет дальнейшее протекание речи. В любом случае пауза – это не просто разрыв в потоке речи, не просто молчание. Это – продолжение разговора другими (невербальными) средствами. Недаром существуют такие выражения, как «красноречивая пауза», «красноречивое молчание». Пауза нередко с успехом заменяет как отдельные слова, так и развёрнутые высказывания. Умение не сказать, опустить в разговоре какое-то слово или даже фразу иногда позволяет воздействовать на собеседника гораздо сильнее, чем самыми образными выражениями. Пауза в устной речи, когда между говорящими есть возможность непосредственного контакта, всегда чем-то наполнена: мимикой, взглядом, жестом, нарочитой неподвижностью или, напротив, перемещениями говорящего. Таким образом, о паузе можно говорить как о явлении интонационно-синтаксическом и как элементе невербальной коммуникации. В паузах актёр играет свой внутренний монолог. Итак, изучение правил логики речи начинаем с определения границ речевых тактов и с расстановки логических пауз. Логические паузы
В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме остановок-пауз, речевые такты разделяются изменением высоты голоса. Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными: – короткая пауза (люфтпауза), служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после неё; – пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная); – более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями; – разделительная или ещё более длительная соединительно-разделительная пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками). Надо разметить паузы по всей роли. А потом выделить две или три «гастрольные» – главные паузы. «Гастрольная» пауза невозможна без внутреннего монолога. Она раскроет пружину действия и подтолкнёт актёра к выявлению чувства в паузе. Чтобы правильно распределить слова в группы и речевые такты, чтобы делать нужные остановки (логические паузы), надо вспомнить грамматическое построение предложения. Логическая пауза помогает выяснить мысль текста, без неё речь безграмотна. Пауза ради паузы порождает дыру в произведении. Это сценическое недоразумение. Логические паузы могут совпадать со знаками препинания, но могут быть и не отмеченными на письме. Перед каждой из соединительных пауз характерно некоторое повышение голоса на слове, несущем ударение. Логические паузы между предложениями выполняют те же функции, что и внутри предложения: отделяют и в то же время связывают друг с другом группы предложений, например: Было ясно: || Котик дурачилась. (А. Чехов «Ионыч»). Но солнечный луч потух; || мороз крепчал и начинал пощипывать нос; || сумерки густели; || газ блеснул из магазинов и лавок. (Ф. Достоевский «Униженные и оскорблённые»). Если последующее предложение (или группа предложений) не развивает непосредственно мысль предыдущего, то между такими предложениями возникает разделительная пауза. Такая пауза обозначает границы сюжетных композиционных кусков в литературном произведении. Перед разделительными паузами характерно понижение голоса. По сути разделительная пауза часто является соединительно-разделительной, так как и после такой паузы повествование продолжается, например: С этим словом он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо (А. Пушкин «Арап Петра Великого»). Как-то, проезжая мимо дома Туркиных, он вспомнил, что надо бы заехать хоть на минутку, но подумал и… не заехал. И больше уж он никогда не бывал у Туркиных. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы