Способы постичь знание о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха
Всевышний Аллах говорит:
ف َ ا ع ْ ل َ م ْ أ َ ن َ ّ ه ُ ل َ ا إ ِ ل َ ٰ ه َ إ ِ ل َ ّ ا ا ل ل َ ّ ه ُ و َ ا س ْ ت َ غ ْ ف ِ ر ْ ل ِ ذ َ ن ْ ب ِ ك َ و َ ل ِ ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ و َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن َ ا ت ِ ۗ و َ ا ل ل َ ّ ه ُ ي َ ع ْ ل َ م ُ م ُ ت َ ق َ ل َ ّ ب َ ك ُ م ْ و َ م َ ث ْ و َ ا ك ُ م ْ
«Знай же, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех, а также за верующих мужчин и верующих женщин. Аллах знает о ваших передвижениях (днём) и вашей обители (ночью)» (сура «Мухаммад», 19).
Шейх ‘АбдуРрахман ас-Са’ди (да будет милостив к нему Аллах) в толковании к этому аяту писал: «Это знание обязательно должно сопровождаться признанием и подтверждением сердца, познанием того смысла, к которому оно побуждает. А полнота этого знания выражается в совершении деяний, к которым оно призывает. И это знание, которое приказал Аллах (в этом аяте) - это знание о единственности Аллаха, кроме Которого нет иного истинного божества. А наличие такого знания является индивидуальной обязанностью каждого человека, от которой никто не может быть освобождён, кем бы он ни был. И более того, каждый нуждается в этом знании и вынужден приобрести его (дабы спастись от Огня).
Существует несколько способов достижения этого знания, знания о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха:
Первый, и самый величайший из них: Это размышление над Его Именами, Качествами и деяниями, которые указывают на Его совершенство, величие и могущество. Все эти доказательства обязывают (человека) признать божественную сущность Его, а также познать себя рабом Его и поклоняться Господу, Обладающему совершенством, Которому принадлежит вся хвала и слава, величие и великолепие.
Второй: Это знание того, что только Он Всевышний (Аллах) обладает единственностью в сотворении и управлении (всем Третий: Это знание того, что только Он Всевышний (Аллах) обладает единственностью в распределении удела, как явного, так и скрытого, как в религии, так и в мирской жизни (творений), что обязывает сердце быть связанным только с Ним, любить только Его и поклоняться только ему Одному, у Которого нет сотоварища и соучастника.
Четвёртый: Это размышление над тем, что мы видим и слышим в этом мире относительно награды, победы и милости Его, которые даровано приближенным Его рабам, исповедующим чистое единобожие. А также относительно сурового наказания Его, которое постигло и постигает Его врагов, исповедующих многобожие. Все эти подтверждения свидетельствуют о том, что только Всевышний Аллах заслуживает поклонения.
Пятый: Познание того, что идолы и (приписанные Аллаху) сотоварищи, которым поклоняются наряду с Аллахом, и которых избирают в качестве божеств – все они являются ущербными, несовершенными с любой стороны. Они являются ничтожными по своей сути, неспособными помочь или причинить вред ни себе, ни тем, кто им поклоняется. Они не распоряжаются ни жизнью, ни смертью, ни воскрешением, и не в силах защитить многобожников, которые поклоняются и унижаются перед ними. Они не могут принести им пользы даже весом в одну пылинку, как не могут отвратить от них вред. И знание об этом обязывает признать то, что нет истинного божества, кроме Аллаха, а также то, что никто и ничто не достойно обожествления (и поклонения), помимо Него.
Шестой способ: Это признание того, что все Священные Писания единогласны в этом (т.е. в том, что только Аллах является истинным божеством).
Седьмой: Это признание того, что все избранные творения, которые обладали наилучшим нравом, здравым разумом, правильным пониманием и истинным знанием – а это посланники и пророки, а также праведные учёные, все они свидетельствовали о том, что истинная божественность принадлежит только Аллаху.
Восьмой: Размышление над теми многочисленными знамениями, которые Аллах показал как в мироздании (бытие), так и в самих творениях – все они служат величайшим доказательством того, что только Аллах является единственным истинным божеством. Мудрость их сотворения, их изящество и красота, удивительное и чудесное их появление, свидетельствуют о том, что только Он достоин поклонения, и никто, кроме Него.
Эти способы, о которых Аллах многократно напоминает в Своём Писании и призывает по средствам них Свои творения к знанию и вере в то, что нет истинного божества, кроме Аллаха. Он привёл эти доказательства (Своим рабам), неоднократно повторяя их, и если поразмышляет над некоторыми из них раб, изучит их, то обязательно появится у него убеждённость и ясное знание об этом (о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха). Что же сказать о том, кто использует все эти способы, (у которого все эти доказательства) соберутся вместе, объединятся воедино, усиливая друг друга и являясь подтверждением единобожия со всех сторон?!
В этом случае вера и знание рабов Аллаха становятся твердыми и крепкими, подобно могучим горам, которые не могут пошатнуть ни сомнения, ни измышления неверующих. И чем больше становится этих заблуждений и сомнений вокруг, (которые измышляют враги Аллаха), тем сильнее и совершеннее становятся их вера и знание.
Так и есть! И если ты посмотришь на величайшее доказательство, на самый главный способ (приобретения веры и знания – а это Коран), и поразмышляешь над его аятами, так ведь это и есть самая большая дверь к познание единственности Аллаха (в поклонение и совершенстве)! И по средствам Корана (раб) узнаёт о подробностях единобожия и его общих основах, больше, чем по средствам какого-либо другого способа».
«Любовь к Аллаху» - Ибн аль-Къайим ( ر ح م ه ا ل ل ه )
· Цитата
·
Сообщение abu Zarr » 28 дек 2016, 14: 43
ب ِ س ْ م ِ ا ل ل َ ّ ه ِ ا ل ر َ ّ ح ْ م َ ٰ ن ِ ا ل ر َ ّ ح ِ ي م ِ
«Любовь к Аллаху»
Имам Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) в своей книге «Мадаридж ас-саликиин» (1/99) писал: «… Поистине Всевышний Аллах сотворил творения для поклонения Ему, которое состоит из полноты любви к Нему, покорности и послушания, подчинения Его приказам.
Основа поклонения – это любовь к Аллаху, более того, это уединение Его в любви, так, чтобы любовь (раба) была полностью посвящена Аллаху, и чтобы не была посвящена кому-то наряду с Ним! Если же он будет любить кого-то, то только ради Него и только из-за Него. Так, как он любит Его пророков, Его посланников, Его ангелов, Его приближенных. Однако эта наша любовь к ним из полноты любви к Нему (к Аллаху), а не наряду с Ним, не вместе с Ним. (Эта любовь) не подобна любви тех, которые взяли наряду с Аллахом подобных, сотоварищей (идолов) и любят их так, как любят Его.
И если любовь к Нему есть истинная сущность поклонения, его сокровенная (опора), то и осуществление его происходит через выполнение Его приказа, и отдаления от того, что Он запретил. И только в следовании Его приказу и отдалению от того, что Он запретил, осуществляется и выявляется истинная сущность поклонения и любви. И поэтому Всевышний Аллах сделал следование Своему Пророку признаком и свидетельством (любви к Нему) для того, кто о ней заявляет. Всевышний сказал:
ق ُ ل ْ إ ِ ن ْ ك ُ ن ْ ت ُ م ْ ت ُ ح ِ ب ُ ّ و ن َ ا ل ل َ ّ ه َ ف َ ا ت َ ّ ب ِ ع ُ و ن ِ ي ي ُ ح ْ ب ِ ب ْ ك ُ م ُ ا ل ل َ ّ ه ُ
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах полюбит вас»» (сура «Али ‘Имран», 31).
И Он сделал следование Его Посланнику обусловленным их любовью к Нему, (как сделал следование Пророку) условием любви Аллаха к ним. И обуславливаемое не может быть достигнуто без наличия (выполнения) условия, также как не может оно осуществиться без осуществления (его условия). Поэтому понимается, что отсутствие любви бывает из-за отсутствия следования (Пророку ﷺ ), то есть отсутствие их любви к Аллаху следует за отсутствием следования Его Посланнику, вместе с этим отсутствие следования ( Посланнику ﷺ ) является причиной отсутствия любви Аллаха к ним.
Следовательно, невозможно наличие их любви к Аллаху, а также Его любви к ним, без следования его Посланнику ﷺ !
И это указывает на то, что следование Посланнику и есть любовь к Аллаху и Его Посланнику, есть подчинение Его приказу. Однако это не достаточно для (истинного) рабства, служения (поклонения)! Обязательно, чтобы Аллах и Его Посланник были любимее для раба, чем кто бы то ни был и что бы то ни было, помимо них (двоих)! Не было ничего любимее для него, чем Аллах и Его Посланник! (1) А если кто-то (или что-то) будет для раба любимее, чем (Аллах и Его Посланник), тогда это станет многобожием, которое не прощается тому, (кто умрёт с ним). И такого не поведёт Аллах прямым путём. Всевышний сказал:
ق ُ ل ْ إ ِ ن ْ ك َ ا ن َ آ ب َ ا ؤ ُ ك ُ م ْ و َ أ َ ب ْ ن َ ا ؤ ُ ك ُ م ْ و َ إ ِ خ ْ و َ ا ن ُ ك ُ م ْ و َ أ َ ز ْ و َ ا ج ُ ك ُ م ْ و َ ع َ ش ِ ي ر َ ت ُ ك ُ م ْ و َ أ َ م ْ و َ ا ل ٌ ا ق ْ ت َ ر َ ف ْ ت ُ م ُ و ه َ ا و َ ت ِ ج َ ا ر َ ة ٌ ت َ خ ْ ش َ و ْ ن َ ك َ س َ ا د َ ه َ ا و َ م َ س َ ا ك ِ ن ُ ت َ ر ْ ض َ و ْ ن َ ه َ ا أ َ ح َ ب َ ّ إ ِ ل َ ي ْ ك ُ م ْ م ِ ن َ ا ل ل َ ّ ه ِ و َ ر َ س ُ و ل ِ ه ِ و َ ج ِ ه َ ا د ٍ ف ِ ي س َ ب ِ ي ل ِ ه ِ ف َ ت َ ر َ ب َ ّ ص ُ و ا ح َ ت َ ّ ى ٰ ي َ أ ْ ت ِ ي َ ا ل ل َ ّ ه ُ ب ِ أ َ م ْ ر ِ ه ِ ۗ و َ ا ل ل َ ّ ه ُ ل َ ا ي َ ه ْ د ِ ي ا ل ْ ق َ و ْ م َ ا ل ْ ف َ ا س ِ ق ِ ي ن َ
«Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги и ваши семьи, а также приобретенное вами имущество и торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, тогда ждите, когда Аллах придёт со Своим велением (наказанием). Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей»» (сура «ат-Тауба», 24).
И каждый, кто поставил подчинение кому-то из вышеупомянутых выше, чем подчинение Аллаху и Его Посланнику, или слова кого-то из вышеупомянутых выше, чем слова Аллаха и Его Посланника, или их довольство выше, чем довольство Аллаха и Его Посланника, или предпочёл страх перед кем-то из них, надежду и упование (тауаккуль), над страхом перед Аллахом, надеждой на Него и упованием, или предпочёл взаимосвязь с кем-то из них взаимосвязи с Аллахом, тот будет из тех, для кого Аллах и Его Посланник не являются любимее, чем кто-либо (и что-либо) помимо них! Даже если он будет утверждать это своим языком, то это будет его ложью, и противоположностью тому, на чём он.
То же самое касается того, кто поставил решение (суд) кого-либо (из творений) выше, чем решение (суд) Аллаха и Его Посланника. Для такого этот кто-либо будет любимее, чем Аллах и Его Посланник!
Однако случается порой неясность в этом деле у того, кто предпочитает чьи-то слова или чьё-то решение, подчинение кому-то или чьё-то довольство, полагая, что он не приказывает, не говорит и не выносит решения, кроме как следуя Посланнику Его! Следовательно, он подчиняется ему, обращается к нему за решением (судейством), принимает его слова. Такой будет оправдан, если он (действительно) не был способен на большее. Однако, если он был способен добраться до (суждений) Посланника ﷺ , но считал, чт о предпочтительнее обращаться к кому-то другому, абсолютно во всём, или в каких-то отдельных вопросах, и он не обращал внимания на Посланника, а также на того, Кто выше него (т.е. Аллаха), то он тот, за которого следует опасаться, и он тот, над которым нависла угроза (обещанная Аллахом)».
_______________________________________
(1) - Как говорится об этом в хадисе Анаса (да будет доволен им Аллах) о сладости веры, о которой Пророк ﷺ сказал:
ث ل ا ث ٌ م َ ن ك ن َ ّ ف ي ه و ج َ د ح ل ا و ة َ ا ل إ ي م ا ن م َ ن ك ا ن ا ل ل ه ُ و ر س و ل ُ ه أ ح ب َ ّ إ ل ي ه م م ا س و ا ه م ا ، و م َ ن أ ح ب َ ّ ع ب د ً ا ل ا ي ح ِ ب ُ ّ ه إ ل ا ل ل ه ِ ، و م َ ن ي َ ك ر َ ه ُ أ ن ي ع و د َ ف ي ا ل ك ف ر ِ ، ب ع د إ ذ أ ن ق َ ذ ه ا ل ل ه ُ ، ك م ا ي َ ك ر َ ه ُ أ ن ي ُ ل ق ى ف ي ا ل ن ا ر ِ
«Тот, кто будет обладать тремя качествами, ощутит посредством них сладость веры! Это - любовь к Аллаху и к Его Посланнику, которая будет превыше всего остального; любовь к кому-либо только ради Аллаха; и неприязнь к возвращению в неверие после того, как Аллах спас его от него, подобно неприязни его к тому, чтобы быть брошенным в огонь! ». Хадис приводят имам аль-Бухари (16), имам Муслим (67), ат-Тирмизи (2624) и Ибн Маджа (4033).