Обучение детей единобожию
(Шейх Мухаммад ибн ‘абдиль-Уаххаб):
Я прибегаю к защите Аллаху от проклятого шайтана!
С именем Аллаха Милостивого и Дарующего милость
Хвала Аллаху Господу Миров, мир и восхваления Аллаха господину посланников, его семье, и всем его сподвижникам.
А затем:
Это полезное послание, которому человек обязан обучить своих детей, прежде чем он обучит их Корану, чтобы стал (его ребёнок) истинным мусульманином, воспитанном на врожденных качествах Ислама, крепким единобожником следующим по пути правильной веры.
И я составил его (это послание) по методу вопроса-ответа. (Итак):
Вопрос 1: Если спросят тебя: Кто твой Господь?
Ответ: Скажи: Мой Господь – Аллах.
Вопрос 2: Что значит «Господь»?
Ответ: Скажи: Властелин (Царь), Объект поклонения. А значение (имени) «Аллах» - обладающий божественностью, достойный поклонения и обожествления всей Своей сущности.
Вопрос 3: Если спросят тебя: Как ты познал (узнал) своего Господа?
Ответ: Скажи: Я познал Его по Его знамениям и творениям.
Из Его знамений: ночь и день, солнце и луна.
Из Его творений: семь небес и семь земель, а также все, что в них. Доводом на это являются слова Всевышнего:
إ ِ ن َ ّ ر َ ب َ ّ ك ُ م ُ ا ل ل َ ّ ه ُ ا ل َ ّ ذ ِ ي خ َ ل َ ق َ ا ل س َ ّ م َ ا و َ ا ت ِ و َ ا ل ْ أ َ ر ْ ض َ ف ِ ي س ِ ت َ ّ ة ِ أ َ ي َ ّ ا م ٍ ث ُ م َ ّ ا س ْ ت َ و َ ى ٰ ع َ ل َ ى ا ل ْ ع َ ر ْ ش ِ ي ُ غ ْ ش ِ ي ا ل ل َ ّ ي ْ ل َ ا ل ن َ ّ ه َ ا ر َ ي َ ط ْ ل ُ ب ُ ه ُ ح َ ث ِ ي ث ً ا و َ ا ل ش َ ّ م ْ س َ و َ ا ل ْ ق َ م َ ر َ و َ ا ل ن ُ ّ ج ُ و م َ م ُ س َ خ َ ّ ر َ ا ت ٍ ب ِ أ َ م ْ ر ِ ه ِ ۗ أ َ ل َ ا ل َ ه ُ ا ل ْ خ َ ل ْ ق ُ و َ ا ل ْ أ َ م ْ ر ُ ۗ ت َ ب َ ا ر َ ك َ ا ل ل َ ّ ه ُ ر َ ب ُ ّ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ
«Воистину, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся над Троном. Он покрывает ночью день, который затем поспешно её сменяет. Так же солнце, луна и звезды - все они покорны Его воле. Несомненно, только Одному Ему принадлежит творение и приказ.
Благословен Аллах, Господь миров! » (сура «аль-А’раф», 54).
Вопрос 4: Если спросят тебя: Для чего ты создан?
Ответ: Скажи: Для того, чтобы поклонятся Ему Одному, у Которого нет сотоварища и для того, чтобы подчиняться Ему, выполняя то, что Он приказал и оставляя то, что Он запретил.
Как сказал Всевышний Аллах:
و َ م َ ا خ َ ل َ ق ْ ت ُ ا ل ْ ج ِ ن َ ّ و َ ا ل ْ إ ِ ن ْ س َ إ ِ ل َ ّ ا ل ِ ي َ ع ْ ب ُ د ُ و ن ِ
«Я не сотворил ни джиннов, ни людей (ни для чего), кроме как для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «аз-Зарийат», 56).
Как сказал Всевышний Аллах:
و َ ا ع ْ ب ُ د ُ و ا ا ل ل َ ّ ه َ و َ ل َ ا ت ُ ش ْ ر ِ ك ُ و ا ب ِ ه ِ ش َ ي ْ ئ ً ا
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему никого и ничего в сотоварищи» (сура «ан-Ниса», 36).
Многобожие (приобщение к Аллаху что-либо в поклонение) – это самый великий грех, которым ослушаются Аллаха.
Как сказал Всевышний:
إ ِ ن َ ّ ه ُ م َ ن ْ ي ُ ش ْ ر ِ ك ْ ب ِ ا ل ل َ ّ ه ِ ف َ ق َ د ْ ح َ ر َ ّ م َ ا ل ل َ ّ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ ا ل ْ ج َ ن َ ّ ة َ و َ م َ أ ْ و َ ا ه ُ ا ل ن َ ّ ا ر ُ
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Огонь» (сура «аль-Маида», 72).
Многобожие – это когда ты приобщаешь к Аллаху что-то наряду с ним, и поклоняешься «этому», надеешься на «это», или испытываешь перед «этим» страх, или полагаешься на «это», или ожидаешь от «этого» что-то (Рая, награды и т.п.) помимо Аллаха, или адресуешь «этому» какой-либо другой вид поклонения.
Ибо поклонение – это нечто объединяющее в себе всё, что любит Аллах и всё, чем Он доволен из слов и дел, скрытых и явных.
Из них (из этих дел): мольба, о которой Всевышний сказал:
و َ أ َ ن َ ّ ا ل ْ م َ س َ ا ج ِ د َ ل ِ ل َ ّ ه ِ ف َ ل َ ا ت َ د ْ ع ُ و ا م َ ع َ ا ل ل َ ّ ه ِ أ َ ح َ د ً ا
«Места поклонения (мечети) принадлежат только лишь Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду (вместе) с Аллахом» (сура «аль-Джинн», 18).
Доводом на то, что мольба к кому-то помимо Аллаха является неверием, являются Всевышнего:
و َ م َ ن ْ ي َ د ْ ع ُ م َ ع َ ا ل ل َ ّ ه ِ إ ِ ل َ ٰ ه ً ا آ خ َ ر َ ل َ ا ب ُ ر ْ ه َ ا ن َ ل َ ه ُ ب ِ ه ِ ف َ إ ِ ن َ ّ م َ ا ح ِ س َ ا ب ُ ه ُ ع ِ ن ْ د َ ر َ ب ِ ّ ه ِ ۚ إ ِ ن َ ّ ه ُ ل َ ا ي ُ ف ْ ل ِ ح ُ ا ل ْ ك َ ا ف ِ ر ُ و ن َ
«У того, кто взывает (поклоняется) наряду с Аллахом к другим божествам, нет в пользу этого никакого довода. Поистине его расчет у его Господа. И воистину, неверующие не преуспеют» (сура «аль-Муъминун», 117).
Это потому, что мольба является одним из величайших видов поклонения, как сказал об этом Всевышний Аллах:
و َ ق َ ا ل َ ر َ ب ُ ّ ك ُ م ُ ا د ْ ع ُ و ن ِ ي أ َ س ْ ت َ ج ِ ب ْ ل َ ك ُ م ْ ۚ إ ِ ن َ ّ ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ ي َ س ْ ت َ ك ْ ب ِ ر ُ و ن َ ع َ ن ْ ع ِ ب َ ا د َ ت ِ ي س َ ي َ د ْ خ ُ ل ُ و ن َ ج َ ه َ ن َ ّ م َ د َ ا خ ِ ر ِ ي ن َ
«Сказал ваш Господь: «Взывайте ко Мне (просите Меня), и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Ад униженными»» (сура «Гъафир», 60).
В сборнике «ас-Сунан» от Анаса ибн Малика передаётся хадис, в котором Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и избавит от всяких бед (3):
ا ل د ُ ع ا ء م ُ خ ُ ّ ا ل ع ِ ب ا د َ ة ِ
«Мольба – есть суть поклонения» (4).
Самое первое, что приказал Аллах Своим рабам – это неверие в («тагъута»), в то, чему поклоняются помимо Аллаха или наряду с Ним (отречение от этого) и вера в Аллаха.
Всевышний Аллах говорит:
و َ ل َ ق َ د ْ ب َ ع َ ث ْ ن َ ا ف ِ ي ك ُ ل ِ ّ أ ُ م َ ّ ة ٍ ر َ س ُ و ل ً ا أ َ ن ِ ا ع ْ ب ُ د ُ و ا ا ل ل َ ّ ه َ و َ ا ج ْ ت َ ن ِ ب ُ و ا ا ل ط َ ّ ا غ ُ و ت َ
«Мы отправили к каждой общине посланника, (с призывом): «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагъута! »» (сура «ан-Нахль», 36).
«Тагъут» - это то, чему поклоняются помимо Аллаха, или шайтан, или колдун, или гадающий по звёздам (предсказатель), или же тот, кто судит не на основании ниспосланного Аллахом, то есть любой, кому следуют или подчиняются (или поклоняются) без права на это.
Сказал великий учёный Ибну аль-Кайим, рахмаху Ллах: «Тагъут – это то, в отношении чего раб перешёл границы, как в поклонении, так в следовании и подчинении» (5).
Вопрос 5: Если спросят тебя: Какая твоя религия?
Ответ: Скажи: Религия Ислам.
Ислам – это покорность Аллаху в уединение Его (в поклонении, в господстве, в именах и качествах), подчинение Ему в следовании (в выполнении приказов и запретов), проявление любви к мусульманам и проявление вражды к многобожникам.
Всевышний Аллах сказал:
إ ِ ن َ ّ ا ل د ِ ّ ي ن َ ع ِ ن ْ د َ ا ل ل َ ّ ه ِ ا ل ْ إ ِ س ْ ل َ ا م ُ
«Воистину, религией у Аллаха является Ислам» (сура «Али ‘Имран», 19).
Также Всевышний сказал:
و َ م َ ن ْ ي َ ب ْ ت َ غ ِ غ َ ي ْ ر َ ا ل ْ إ ِ س ْ ل َ ا م ِ د ِ ي ن ً ا ف َ ل َ ن ْ ي ُ ق ْ ب َ ل َ م ِ ن ْ ه ُ
«От того, кто желает иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято» (сура «Али ‘Имран», 85).
Достоверно передаётся от Пророка ﷺ, который сказал:
ا ل إ س ْ ل ا َ م ُ أ َ ن ْ ت َ ش ْ ه َ د َ أ َ ن ْ ل ا إ ل َ ه َ إ ل ا ّ ا ل ل ه و أ َ ن ْ م ُ ح َ م ّ د ً ا ر َ س ُ و ل ُ ا ل ل ه و ت ُ ق ِ ي م َ ا ل ص ّ ل ا ة َ و ت ُ ؤ د ِ ّ ي َ ا ل ز َ ك ا ة َ و ت َ ص ُ و م َ ر َ م َ ض ا ن َ و ت َ ح ُ ج َ ّ ا ل ب َ ي ْ ت َ إ ِ ن ِ ا س ْ ت َ ط َ ع ْ ت َ إ ل ي ه ِ س َ ب ِ ي ل ا َ
«Ислам – это, когда ты свидетельствуешь, что нет истинного (достойного поклонения) божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, когда совершаешь молитву, выдаешь закят (6), постишься в Рамадан и совершаешь Хадж к Дому (к Каабе в Мекке), если для этого пути у тебя есть возможность» (7) .
Смысл свидетельства «Нет истинного божества, кроме Аллаха» - «Нет истинного (достойного) объекта поклонения, кроме Аллаха».
Как Всевышний Аллах поведал об этом, сказав:
و َ إ ِ ذ ْ ق َ ا ل َ إ ِ ب ْ ر َ ا ه ِ ي م ُ ل ِ أ َ ب ِ ي ه ِ و َ ق َ و ْ م ِ ه ِ إ ِ ن َ ّ ن ِ ي ب َ ر َ ا ء ٌ م ِ م َ ّ ا ت َ ع ْ ب ُ د ُ و ن َ ﴿ ٢ ٦ ﴾ إ ِ ل َ ّ ا ا ل َ ّ ذ ِ ي ف َ ط َ ر َ ن ِ ي ف َ إ ِ ن َ ّ ه ُ س َ ي َ ه ْ د ِ ي ن ِ ﴿ ٢ ٧ ﴾ و َ ج َ ع َ ل َ ه َ ا ك َ ل ِ م َ ة ً ب َ ا ق ِ ي َ ة ً ف ِ ي ع َ ق ِ ب ِ ه ِ ل َ ع َ ل َ ّ ه ُ م ْ ي َ ر ْ ج ِ ع ُ و ن َ
«Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: «Воистину, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня (8). Воистину, Он поведет меня прямым путем».
И он сделал это (свидетельство о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь» (9) (сура «аз-Зухруф», 26-28).
Доводом на то, что молитва и закят являются предписаниями религии, слова Всевышнего:
و َ م َ ا أ ُ م ِ ر ُ و ا إ ِ ل َ ّ ا ل ِ ي َ ع ْ ب ُ د ُ و ا ا ل ل َ ّ ه َ م ُ خ ْ ل ِ ص ِ ي ن َ ل َ ه ُ ا ل د ِ ّ ي ن َ ح ُ ن َ ف َ ا ء َ و َ ي ُ ق ِ ي م ُ و ا ا ل ص َ ّ ل َ ا ة َ و َ ي ُ ؤ ْ ت ُ و ا ا ل ز َ ّ ك َ ا ة َ ۚ و َ ذ َ ٰ ل ِ ك َ د ِ ي ن ُ ا ل ْ ق َ ي ِ ّ م َ ة ِ
" А ведь им было велено лишь поклоняться Одному Аллаху, (искренне) очищая перед Ним свою религию (10), подобно ханифам (11), совершать намаз и выплачивать закят. Это и есть правая вера" (Сура " аль-Бейина", 5).
В этом аяте Аллах начал с приказа уединять Его, поклоняясь Ему и отрекаясь от многобожия. Поэтому, самый великий приказ Аллаха – это единобожие, а самый великий запрет – это многобожие.
Затем Он приказал выстаивать молитву, выдавать закят – это есть великие основы религии, а другие предписания шариата Аллаха лишь следуют за ними.
Доводом на обязательность соблюдения поста (в Рамадан), являются слова Всевышнего:
ي َ ا أ َ ي ُ ّ ه َ ا ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ك ُ ت ِ ب َ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ُ ا ل ص ِ ّ ي َ ا م ُ ك َ م َ ا ك ُ ت ِ ب َ ع َ ل َ ى ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ م ِ ن ْ ق َ ب ْ ل ِ ك ُ م ْ ل َ ع َ ل َ ّ ك ُ م ْ ت َ ت َ ّ ق ُ و ن َ
أ َ ي َ ّ ا م ً ا م َ ع ْ د ُ و د َ ا ت ٍ ۚ ف َ م َ ن ْ ك َ ا ن َ م ِ ن ْ ك ُ م ْ م َ ر ِ ي ض ً ا أ َ و ْ ع َ ل َ ى ٰ س َ ف َ ر ٍ ف َ ع ِ د َ ّ ة ٌ م ِ ن ْ أ َ ي َ ّ ا م ٍ أ ُ خ َ ر َ ۚ و َ ع َ ل َ ى ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ ي ُ ط ِ ي ق ُ و ن َ ه ُ ف ِ د ْ ي َ ة ٌ ط َ ع َ ا م ُ م ِ س ْ ك ِ ي ن ٍ ۖ ف َ م َ ن ْ ت َ ط َ و َ ّ ع َ خ َ ي ْ ر ً ا ف َ ه ُ و َ خ َ ي ْ ر ٌ ل َ ه ُ ۚ و َ أ َ ن ْ ت َ ص ُ و م ُ و ا خ َ ي ْ ر ٌ ل َ ك ُ م ْ ۖ إ ِ ن ْ ك ُ ن ْ ت ُ م ْ ت َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ
ش َ ه ْ ر ُ ر َ م َ ض َ ا ن َ ا ل َ ّ ذ ِ ي أ ُ ن ْ ز ِ ل َ ف ِ ي ه ِ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن ُ ه ُ د ً ى ل ِ ل ن َ ّ ا س ِ و َ ب َ ي ِ ّ ن َ ا ت ٍ م ِ ن َ ا ل ْ ه ُ د َ ى ٰ و َ ا ل ْ ف ُ ر ْ ق َ ا ن ِ ۚ ف َ م َ ن ْ ش َ ه ِ د َ م ِ ن ْ ك ُ م ُ ا ل ش َ ّ ه ْ ر َ ف َ ل ْ ي َ ص ُ م ْ ه ُ
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - чтобы вы были богобоязненными.
Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то это лучше для него. Но поститься лучше, если бы вы только знали! Месяц Рамадан, в который был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, обязан поститься…» (сура «аль-Бакъара», 183-185).
Доводом на обязательность в религии совершения Хаджа, являются слова Всевышнего:
و َ ل ِ ل َ ّ ه ِ ع َ ل َ ى ا ل ن َ ّ ا س ِ ح ِ ج ُ ّ ا ل ْ ب َ ي ْ ت ِ م َ ن ِ ا س ْ ت َ ط َ ا ع َ إ ِ ل َ ي ْ ه ِ س َ ب ِ ي ل ً ا
«Аллахом на людей возложена обязанность - совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (сура «Али ‘Имран», 97).
Основ у веры (Имана) шесть:
Чтобы ты уверовал (и верил) в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, в Судный День и Предопределение с его добром и злом.
Доводом на это является то, что приводится в сборники «ас-Сахих», из хадиса ‘Умара ибн аль-Хаттаба … хадис (12).
Вопрос 6: Если спросят тебя: Кто твой пророк?
Ответ: Скажи: Наш пророк – Мухаммад ибн ‘абдиЛлях ибн ‘абдуль-Мутталиб ибн Хашим ибн ‘абди-Манаф. Всевышний Аллах избрал его из рода Къурэйш, который был избранным родом потомков Исма’иля (мир ему).
Аллах послал его и к красным и к чёрным (13), и Он ниспослал ему Книгу (Коран) и мудрость (Сунну). Он (Пророк Аллаха) призвал людей к очищению поклонения, чтобы было оно только ради Аллаха, и призвал оставить все, чему поклоняются помимо Него из числа идолов, камней, деревьев, пророков и праведников, ангелов и т.д.
Он (Посланник Аллаха) призывал людей оставить многобожие, и сражался с ними для этого. Он сражался с ними, чтобы их поклонение было только Аллаху.
Как сказал об этом Всевышний:
ق ُ ل ْ إ ِ ن َ ّ م َ ا أ َ د ْ ع ُ و ر َ ب ِ ّ ي و َ ل َ ا أ ُ ش ْ ر ِ ك ُ ب ِ ه ِ أ َ ح َ د ً ا
«Скажи: «Я взываю (поклоняюсь) только своему Господу и никого не приобщаю к Нему в сотоварищи»» (сура «аль-Джинн», 20).
Также Всевышний Аллах сказал:
ق ُ ل ِ ا ل ل َ ّ ه َ أ َ ع ْ ب ُ د ُ م ُ خ ْ ل ِ ص ً ا ل َ ه ُ د ِ ي ن ِ ي
«Скажи: «Я поклоняюсь одному лишь Аллаху, очищая перед Ним свою веру (религию)»» (сура «аз-Зумар», 14).
Также Всевышний Аллах сказал:
ق ُ ل ْ إ ِ ن َ ّ م َ ا أ ُ م ِ ر ْ ت ُ أ َ ن ْ أ َ ع ْ ب ُ د َ ا ل ل َ ّ ه َ و َ ل َ ا أ ُ ش ْ ر ِ ك َ ب ِ ه ِ ۚ إ ِ ل َ ي ْ ه ِ أ َ د ْ ع ُ و و َ إ ِ ل َ ي ْ ه ِ م َ آ ب ِ
« Скажи: «Мне велено лишь поклоняться Аллаху и не приобщать к Нему сотоварищей. К Нему я призываю, и к Нему предстоит возвращение»» (сура «ар-Ра’д», 36).
Также Всевышний сказал:
ق ُ ل ْ أ َ ف َ غ َ ي ْ ر َ ا ل ل َ ّ ه ِ ت َ أ ْ م ُ ر ُ و ن ِ ّ ي أ َ ع ْ ب ُ د ُ أ َ ي ُ ّ ه َ ا ا ل ْ ج َ ا ه ِ ل ُ و ن َ ﴿ ٦ ٤ ﴾ و َ ل َ ق َ د ْ أ ُ و ح ِ ي َ إ ِ ل َ ي ْ ك َ و َ إ ِ ل َ ى ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ م ِ ن ْ ق َ ب ْ ل ِ ك َ ل َ ئ ِ ن ْ أ َ ش ْ ر َ ك ْ ت َ ل َ ي َ ح ْ ب َ ط َ ن َ ّ ع َ م َ ل ُ ك َ و َ ل َ ت َ ك ُ و ن َ ن َ ّ م ِ ن َ ا ل ْ خ َ ا س ِ ر ِ ي ن َ ﴿ ٦ ٥ ﴾ ب َ ل ِ ا ل ل َ ّ ه َ ف َ ا ع ْ ب ُ د ْ و َ ك ُ ن ْ م ِ ن َ ا ل ش َ ّ ا ك ِ ر ِ ي ن َ
«Скажи: «Неужели вы повелеваете мне поклоняться кому-либо другому вместо Аллаха?! О невежды? »
Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток»» (сура «аз-Зумар», 64-66).
Из основ веры (Имана), которые спасают от неверия: Вера в воскрешение ( Судный День ), в воздаяние и расчет, также вера в то, что Рай и Ад – истина. Всевышний сказал:
م ِ ن ْ ه َ ا خ َ ل َ ق ْ ن َ ا ك ُ م ْ و َ ف ِ ي ه َ ا ن ُ ع ِ ي د ُ ك ُ م ْ و َ م ِ ن ْ ه َ ا ن ُ خ ْ ر ِ ج ُ ك ُ م ْ ت َ ا ر َ ة ً أ ُ خ ْ ر َ ى ٰ
«Мы сотворили вас из нее (земли), в неё Мы вас вернем, и из нее выведем еще раз» (14) (сура «ТаХа», 55).
Всевышний Аллах сказал:
و َ إ ِ ن ْ ت َ ع ْ ج َ ب ْ ف َ ع َ ج َ ب ٌ ق َ و ْ ل ُ ه ُ م ْ أ َ إ ِ ذ َ ا ك ُ ن َ ّ ا ت ُ ر َ ا ب ً ا أ َ إ ِ ن َ ّ ا ل َ ف ِ ي خ َ ل ْ ق ٍ ج َ د ِ ي د ٍ ۗ أ ُ و ل َ ٰ ئ ِ ك َ ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ ك َ ف َ ر ُ و ا ب ِ ر َ ب ِ ّ ه ِ م ْ ۖ و َ أ ُ و ل َ ٰ ئ ِ ك َ ا ل ْ أ َ غ ْ ل َ ا ل ُ ف ِ ي أ َ ع ْ ن َ ا ق ِ ه ِ م ْ ۖ و َ أ ُ و ل َ ٰ ئ ِ ك َ أ َ ص ْ ح َ ا ب ُ ا ل ن َ ّ ا ر ِ ۖ ه ُ م ْ ف ِ ي ه َ ا خ َ ا ل ِ د ُ و ن َ
«Если ты удивляешься, то удивляйся их словам: «Неужели после того, как мы станем прахом, мы возродимся в новом творении?! » Они - те, которые не уверовали в своего Господа. Они - те, у кого на шеях оковы. Они - обитатели Огня, которые пребудут в нем вечно» (сура «ар-Ра’д», 5).
В этом аяте доказательство на то, что тот, кто не верит, (отрицает) воскрешение становится неверным, и это неверие является причиной вечного пребывания в Аду.
Да упасёт нас Аллах от неверия и от дел неверия!
Эти аяты повествуют о том, с чем был послан пророк Аллаха ﷺ, а именно: с очищением поклонения только для Аллаха, (ради Него), с уединением Аллаха в этих поклонениях, что есть, по сути, религия, к которой он (пророк) призвал людей, из-за которой он сражался (с врагами её).
Как сказал Всевышний:
و َ ق َ ا ت ِ ل ُ و ه ُ م ْ ح َ ت َ ّ ى ٰ ل َ ا ت َ ك ُ و ن َ ف ِ ت ْ ن َ ة ٌ و َ ي َ ك ُ و ن َ ا ل د ِ ّ ي ن ُ ك ُ ل ُ ّ ه ُ ل ِ ل َ ّ ه ِ
«Сражайтесь с ними (с многобожниками), пока не исчезнет искушение (многобожие) и пока религия (и поклонение) не будет полностью посвящены Аллаху» (сура «аль-Анфаль», 39).
Всевышний Аллах ниспослал первое откровение Мухаммаду ﷺ, когда ему было сорок лет, и он на протяжении десяти лет призывал людей к единобожию и оставлению поклонения чему-либо помимо Аллаха. Затем свершилось вознесение пророка на последнее небо (аль-Исра уа аль-Ми’радж), и было там ему вменено в обязанность совершение пятикратной молитвы. И было сделано это напрямую, без посредничества (15).
После этого (через три года), было приказано Посланнику Аллаха совершить переселение ( Хиджру ), и он переселился в Медину. Там же было приказано ему вести сражение, и он сражался ради Аллаха (словом и делом) около десяти лет до тех пор, пока люди не стали принимать религию толпами.
И когда ему (посланнику Аллаха) исполнилось шестьдесят три года, завершил Аллах ниспослание Своей религии, и сообщил Своему Пророку это, и сообщил также, что близко его расставание с этим миром ﷺ.
Первым посланником Аллаха к людям был Нух, мир ему, последним – Мухаммад ﷺ, а также его семье и последователям.
Всевышний Аллах сказал:
إ ِ ن َ ّ ا أ َ و ْ ح َ ي ْ ن َ ا إ ِ ل َ ي ْ ك َ ك َ م َ ا أ َ و ْ ح َ ي ْ ن َ ا إ ِ ل َ ى ٰ ن ُ و ح ٍ و َ ا ل ن َ ّ ب ِ ي ِ ّ ي ن َ م ِ ن ْ ب َ ع ْ د ِ ه ِ
«Воистину, Мы внушили тебе откровение подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него» (сура «ан-Ниса», 163).
Всевышний сказал:
و َ م َ ا م ُ ح َ م َ ّ د ٌ إ ِ ل َ ّ ا ر َ س ُ و ل ٌ ق َ د ْ خ َ ل َ ت ْ م ِ ن ْ ق َ ب ْ ل ِ ه ِ ا ل ر ُ ّ س ُ ل ُ
«Мухаммад является всего лишь Посланником, как и посланники, которые были посланники» (сура «Али ‘Имран», 144).
Также Всевышний Аллах сказал:
م َ ا ك َ ا ن َ م ُ ح َ م َ ّ د ٌ أ َ ب َ ا أ َ ح َ د ٍ م ِ ن ْ ر ِ ج َ ا ل ِ ك ُ م ْ و َ ل َ ٰ ك ِ ن ْ ر َ س ُ و ل َ ا ل ل َ ّ ه ِ و َ خ َ ا ت َ م َ ا ل ن َ ّ ب ِ ي ِ ّ ي ن َ ۗ و َ ك َ ا ن َ ا ل ل َ ّ ه ُ ب ِ ك ُ ل ِ ّ ش َ ي ْ ء ٍ ع َ ل ِ ي م ً ا
«Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей. Однако он (Мухаммад) - Посланник Аллаха и печать пророков (последний из пророков). И Аллах знает о всякой вещи» (16) -(сура «аль-Ахзаб», 40).
Самый лучший из пророков – наш пророк Мухаммад ﷺ.
Самые лучший из людей после пророков, мир им – Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, затем ‘Умар, да будет доволен им Аллах, затем ‘Усман, да будет доволен им Аллах, затем ‘Али, да будет доволен им Аллах, и да будет Он доволен всеми сподвижниками Своего пророка!
(Из слов посланника Аллаха ﷺ ): «Лучшее из поколений – моё поколение, затем то, которое после них, затем то, которое после них» (17).
(И мы верим, что) ‘Иса (Иисус), мир ему, спустится (перед Судным Днём) с небес и убьёт Даджаля (18) -.
И хвала Аллаху Господу Миров!
Перевёл и сделал примечания: Марат абу Зарр
28-го числа месяца Зуль-Хиджа, 1434 г.х.(2 ноября 2013 г.)
______________________________________________________________
(1) - См. «Муляххас фи шарх китаб ат-таухид», шейха Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана.
(2) - Призыва к религии, на которой были праведные предшественники, следующие Книге Аллаха, Сунне Его посланника и пониманию сподвижников, а также тех, кто последовал в этом за ними.
(3) - Далее в тексте это выражение (да восхвалит его Аллах и избавит от всяких бед) будет заменено на символ: ﷺ
(4) - Хадис приводит ат-Тирмизи, 3371, на его слабость (недостоверность) указал шейх аль-Альбани, рахимаху Ллах, в «Да’ыйф аль-Джами’», 3003. Но заменить его можно другим достоверным хадисом:
ا ل د ُ ع ا ء ه و ا ل ع ِ ب ا د َ ة ِ
«Мольба – это поклонение», которое приводит имам Ахмад, 18378, достоверность которого подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’», 3407.
(5) - См.: «И’лям аль-Муакъы’ин», 1/5.
(6) - Закят – это выплата установленной части имущества богатыми в пользу бедных, которая служит очищением и искуплением.
(7) - Хадис приводят аль-Бухари (4777) и Муслим (102).
(8) - Так как его народ поклонялся и Аллаху, Истинному Творцу вместе с идолами.
(9) - Сказал ‘АбдурРахман ас-Са’ди, раъимаху Ллах, в толковании к этому аяту: «Он завещал своим потомкам верить в Единственного (Одного) Аллаха, служить Ему одному и не иметь ничего общего с поклонением ложным богам. Он надеялся, что люди обратятся к правой вере, помня о твердой приверженности этому пути своего славного предка и о его заповеди, а также о заповедях его потомков Исхакъа, Йа’куба и многих других. Поэтому Всевышний сказал: «Кто же отвернется от религии Ибрахима, кроме глупца!? » (Сура, аль-Бакъара, 130). А заповедь Ибрахима многие века жила в памяти его потомков, пока они не погрязли в роскоши и беззаконии», пока не вернулись к греху народа Нуха, к многобожию и новшествам в религии Аллаха.
(10) - «А ведь им было велено лишь поклоняться Одному Аллаху, - желая этим поклонением только Лика Его, - (искренне) очищая перед Ним свою религию», - устремляясь от многобожия к чистой вере (см.: «ат-Тафсир аль-Муйссар»).
(11) - Ханиф – это тот, кто полностью оставил многобожие и устремился к Аллаху, поклоняясь Ему Одному и служа.
(12) - Хадис передали имам Ахмад, 1/51, и Муслим, 8: «(Однажды), когда мы находились в обществе посланника Аллаха ﷺ , к нам подошёл какой - то человек в ослепительно белых одеждах с сильно чёрными волосами, не было видно на нём следов пути, (но вместе с этим) никто из нас его не знал. Он сел рядом с Пророком ﷺ , так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на бёдра и сказал: «О Мухаммад, поведай мне об исламе». Посланник Аллаха ﷺ , сказал: « ( Суть ) ислама заключается в том, чтобы ты засви детельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершал молитвы, выдавал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил Хадж к Дому, если сумеешь сделать это». (Он, спрашивающий) сказал: «Ты сказал правду», и мы удивились тому, что он задаёт (пророку) вопрос и сам же подтверждает правдивость его (ответа). (Потом) он сказал: «А теперь поведай мне о вере». (Посланник Аллаха ﷺ ) сказал: « ( Суть веры заключается в том ) чтобы ты веровал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний День, а также в Предопределение как хорошего, так и дурного», (и этот человек снова) сказал: «Ты сказал правду». (Потом) он спросил: «Поведай мне о благодетеле (ихсан)». (Посланник Аллаха ﷺ ) сказ ал: «(Суть этого в том) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то (помня и зная о том, что) поистине Он видит тебя». (Потом) он сказал: «(А теперь) поведай мне об этом Часе (времени наступления Судного Дня)». (Посланник Аллаха, ﷺ ) сказал: «Спрашиваемый не более знающ в этом, чем спрашивающий». Тогда он спросил: «Поведай мне о его признаках». ( Посланник Аллаха ﷺ ) сказал: « ( Признаками приближения этого Часа станет то, что ) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по размерам своих жилищ». (‘Умар) сказал: «А потом (этот человек) ушёл, я же надолго задержался. Затем (посланник Аллаха ﷺ ) спросил меня: «О ‘Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы? » Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». (Тогда) он сказал: «Поистине, это – Джибриль, который пришёл к вам, чтобы научить вас вашей религии! » ».
(13) - То есть ко всем людям независимо от их расы и цвета кожи.
(14) - Сказал ‘абдурРахман ас-Са’ди, рахимаху Ллах, в толковании к этому аяту: «После упоминания о великодушии земли, которая по воле Аллаха в ответ на ниспосылаемый с небес дождь, взращивает самые различные растения, Всевышний Господь поведал о том, что Он сотворил из этой земли людей. Когда люди умирают, они возвращаются в эту землю для того, чтобы воскреснуть из нее. Аллах сотворил человека из небытия, и людям это прекрасно известно. Когда же наступит День воскресения, Он изведет людей из земли в очередной раз для того, чтобы каждый человек получил воздаяние за совершенные им деяния. И из всего сказанного следует, что оживление безжизненной земли и сотворение человека из земли являются двумя ясными логическими доводами в пользу правдивости воскрешения».
(15) - Имеется в виду, что этот приказ, совершать молитву, не был ниспослан через ангела Джибриля, мир ему, или в виде откровения, или же в благом пророческом сне, а был вменен Всевышним Аллахом пророку напрямую, через Его речь, обращенную к Мухаммаду ﷺ. Что указывает не величие этого поклонения.
В хадисе, который имам Ахмад, 5/231, ат-Тирмизи, 2616, передал Му’аз ибн Джабаль, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
ر َ أ س ُ ا ل أ َ م ْ ر ِ ا ل إ س ْ ل ا م و ع ُ م ُ و د ُ و ه ُ ا ل ص َ ّ ل ا ة و ذ ِ ر ْ و َ ة ُ س َ ن ا م ِ ه ِ ا ل ج ِ ه ا د ُ ف ي س َ ب ِ ي ل ِ ا ل ل ه ِ
«Основа всех дел – это Ислам, опора их – это молитва, а их вершина (мощь) – это джихад на пути Аллаха».
«Ислам» - то есть свидетельство Ислама, единобожие, свидетельство, что «нет истинного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, без которого не будут приняты остальные дела. «Опора» - то есть то, на что опираются дела Ислама, а это молитва. «Вершина» - то есть вершина Ислама, проявление мощи и силы религии. (См.: «Шарх салясату аль-усуль», шейха Салиха аль-Фаузана).
(16) - Не было у посланника Аллаха приемника или живого сына, когда он покинул этот мир, он был посланником Аллаха, указывающим на прямой путь Аллаха, призывающий к истине. Он был отцом всех правоверных, а жены его – их матеря.
Сказал шейх ‘абдуРрахман ас-Са’ди в толкование к этому аяту: «Всевышний Аллах сообщил о том, что Мухаммад был посланником Аллаха и последним пророком r. Каждый мусульманин обязан повиноваться ему и следовать его путем, верить ему и руководствоваться его наставлениями, а также любить его сильнее, чем кого бы то ни было иного».
(17) - Приводят это сообщение ас-Суютый, абу Ну’айм, аль-Хайсами в «Маджма’ аз-зауаид» (10/21), аш-Шаукани, ибн Тэймия в «Маджму’у аль-фатауа» (2/223). Однако достоверным является словосочетание в хадисе, которое приводится у имама Бухари (2652) и имама Муслима (6635) и других:
خ ي ر ُ ا ل ن َ ّ ا س ِ ق َ ر ن ي ، ث م َ ّ ا ل َ ّ ذ ي ن ي َ ل و ن َ ه م ، ث م َ ّ ا ل َ ّ ذ ي ن ي َ ل و ن َ ه م
«Лучшие из людей – это мое поколение, затем те, которые после него, затем те, которые после него».
خ ي ر ُ أ م ت ي ق ر ن ي ث م ا ل ذ ي ن ي ل و ن َ ه م ث م ا ل ذ ي ن ي ل و ن ه م
«Лучшие из моей общины – это мое поколение, затем те, которые после него, затем те, которые после него».
(18) - Во многих хадисах рассказал посланник Аллаха ﷺ, о том как спуститься с небес ‘Иса, мир ему, и о том как убьёт он Даджаля. Сказал Посланник Аллаха, в хадисе, который приводит имам Ахмад, также ат-Тирмизи, см. «Сахих ат-Тирмизи», 2244:
ي ق ت ل ُ ا ب ن ُ م ر ي م َ ا ل د َ ّ ج َ ّ ا ل َ ب ب ا ب ِ ل ُ د ٍ ّ أ و إ ل ى ج ا ن ب ِ ل ُ د ٍ ّ
«Убьёт сын Марьям Даджаля у врат Лудда или недалеко от врат Лудда».
Врата Лудда – это местность, расположенная недалеко от Мечети аль-Акса. Или говорят, что это название горы в Палестине (Шам).
Спустится ‘Иса, мир ему, перед Судным Днём, на крыльях двух ангелов, у белой мечети Дамаска. В это время будет дан призыв на молитву и верующие построятся для выполнения её. Скажет тогда повелитель армии мусульман ‘Исе: «О дух Аллаха, встань имамом для нас и соверши молитву», на что ‘Иса, мир ему, ответит: «Эта община, и её повелители из неё самой», тогда выйдет командующий армией, и совершат они вместе утреннюю молитву (фаджр). После этого, возьмет своё оружие ‘Иса и отправится на поиски Даджаля. Он настигнет его у врат Лудда, и когда увидит Даджаль пророка Аллаха, станет он плавиться, как плавиться олово, или таить, как таит соль в воде. Тогда пожелает спрятаться Даджаль, и устремиться прочь, но посланник Аллаха, ‘Иса сын Марьям догонит его и сразит своим оружием.
Сказал Посланник Аллаха ﷺ:
و ا ل ذ ي ن ف س ي ب ي د ِ ه ، ل ي ُ و ش ك ن َ ّ أ ن ي ن ز ل َ ف ي ك م ا ب ن ُ م ر ي م َ ح ك م ً ا م ق س ط ً ا ، ف ي ك س ر ُ ا ل ص ل ي ب َ ، و ي ق ت ل ُ ا ل خ ن ز ي ر َ و ي ض ع ُ ا ل ج ز ي ة َ ، و ي ف ي ض ُ ا ل م ا ل ُ ح ت ى ل ا ي ق ب ل َ ه أ ح د ٌ
«Клянусь Тем, в Чьих Руках душа моя, пусть не будет сомнений в том, что сын Марьям спуститься к вам, он будет указывать на прямой путь и поступать справедливо, согласно религии (Ислам): он сломает крест (кресты) и убьёт свинью (свиней), он отменит джизью (подать – и не будет принято от иудеев и христиан ничего кроме Ислама), и станет имущества (у мусульман) много так, что никто не будет нуждаться в садакъа (пожертвованиях)» (хадис приводит Бухари, 2222, 2476, Муслим, 155).