Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О специфике природы конфликта в эстрадном номере
Отдельно следует сказать об особенностях природы конфликта в драматургии эстрадного номера. В номере, где присутствует сюжетное построение, природа драматургического конфликта немногим отличается от драматического театра. 72 Глава 3. Режиссер как создатель драматургии эстрадного номера работая над сценарием, режиссер должен выстраивать эти моменты, эти акценты и «программировать» в номере места для артистических «комплиментов». Они являются не просто данью артистическому тщеславию — они есть результат разрешения одного из двух типов конфликтов эстрадного номера, являются одной из закономерностей многих жанров эстрады. Основные положения для конспектирования: О для эстрады естественным является тот факт, что режиссер номера часто берет на себя функции его драматурга-сценариста и должен обладать соответствующими способностями и навыками; О специфика драматургии эстрадного номера состоит в том, что она скорее является драматургией обозначения, а не подробного изложения событий; драматургия эстрадного номера второстепенна, она призвана «обслуживать» жанр, она в первую очередь помогает раскрыть мастерство, индивидуальность эстрадного артиста, которые находят выражение в специфических выразительных средствах жанра; О в создании драматургии эстрадного номера отправной точкой является индивидуальность артиста, причем под этим подразумевается не только собственно актерская индивидуальность, но также особенности и степень жанрового мастерства исполнителя; О в тех жанрах, где присутствует авторский текст (как слово, так и музыка), режиссер чаще всего становится полноправным соавтором; О важным приемом создания драматургии номера является адаптированное использование известного литературного сюжета; О одной из главных задач в создании драматургии номера целого ряда оригинальных жанров является драматургическое обоснование трюковой составляющей мастерства исполнителя, для чего используются такие основные приемы, как нахождение аналога между бытовым и трюковым движением, а также превращение традиционного трюкового реквизита в узнаваемые бытовые предметы; 75 Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера Все сказанное подводит нас к пониманию двойственной природы конфликта в сюжетном эстрадном номере. Допустим, мы имеем дело с акробатическим сюжетным эстрадно-цирковым номером. Здесь присутствует собственно драматический конфликт, но и другой конфликт (борьба человека с законами тяготения, с преодолением собственных физических возможностей) никуда не исчезает. Два типа конфликта в эстрадном номере — драматургический и трюковой — существуют параллельно и должны развиваться в одинаковой динамике, подкрепляя один другой. Невозможно грамотно выстроить драматургию эстрадного номера только с помощью выявления одного из конфликтов. В одном случае номер превратится в драматическую сценку, в другом (при отсутствии драматического конфликта) — исчезает сам признак эстрадного жанра. Из всего этого следуют сугубо практические выводы, касающиеся режиссуры эстрадного номера. Во время исполнения эстрадного номера довольно часто возникают ситуации, когда артист, откликаясь на одобрительную реакцию публики, как бы приостанавливает свое выступление и делает, как говорят, «комплимент» (выражение пришло из цирка). В современном драматическом театре такое, как правило, не происходит: представьте себе десятиминутную сцену из спектакля, в которой актеры несколько раз останавливают действие и раскланиваются! Тем более это касается традиций русского психологического театра, традиций, заложенных МХАТовской школой. В эстрадном же номере (в особенности в эстрадно-цирковых и оригинальных жанрах) такое поведение исполнителя не только не удивляет, оно воспринимается публикой как вполне закономерное. И причиной этого является наличие как раз «второго», чисто эстрадного, а не драматического конфликта. Реакция публики, а следовательно, и «комплимент» артиста всегда имеют место в моменты наиболее яркого проявления этого конфликта, в моменты выражения преодоления человеком своих возможностей. Грамотный режиссер, понимая закономерность этого, должен специально выстраивать сценарий номера таким образом, чтобы не затушевывать, а выявлять эти моменты, подчеркивать их. 74 ГЛАВА 4 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы