Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 3. Режиссер как создатель драматургии эстрадного номера



Драматург эстрадного сценария сознательно ограничива­ет себя в стремлении подробно раскрыть происходящее.

Драматургия эстрадного номера — это, скорее, драматургия обо­значения, а не подробного изложения событий. Она рассчитана на исполнение конкретным эстрадным артистом и может быть ожив­лена только его специфическим мастерством.

Нельзя не учитывать и роль зрительного зала, который в ис­кусстве эстрады зачастую становится главным партнером артиста и который вступает с ним в прямое общение в обязательном по­рядке. Этот факт нужно закладывать в структуру сценария но­мера. При работе над сценарием нужно намечать: «Здесь будут аплодисменты! », «Здесь будет смех! » и т. п. Сценарист на про­тяжении номера выстраивает целый ряд миникульминаций, рас­считанных на ответную, определенную и открытую реакцию со стороны зрительного зала. Уже в сценарии должны быть зало­жены моменты своего рода провоцирования публики на реакцию. Эти «провокации» выражаются через трюковую или событийно-игровую стороны, а лучше всего, если эти два компонента будут совпадать и взаимно усиливать друг друга.

«Вторая» драматургия номера

Об этом совпадении нужно сказать отдельно. Сценарист предлагает для номера некий событийный ряд. Однако, если мо­мент драматургической кульминации не подчеркивается кульми­национным проявлением мастерства исполнителя (кульминаци­онным трюком в оригинальных жанрах, музыкальной кульмина­цией в песне, ударной репризой в речевых жанрах), возникает непреодолимое противоречие. Точно также нельзя ставить глав­ный и самый сложный трюк в момент драматургической завязки.

Собственно драматургическая линия развития сюжета и линия про­явления технического мастерства исполнения должны развивать-ся параллельно. И там, и там должны быть экспозиционная часть, кульминационная, финальная. И обе эти линии должны развивать-ся в одинаковой динамике, вместе вырастать, вместе спадать, вме-сте выявлять главное событие.

69


Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера

пример, во времена существования СССР не было концерта, в котором бы не бичевалось мещанство, стремление к обогащению, желание окружить себя комфортом, устроенным бытом. Сегод­ня тема ушла, она никому не интересна, так как исчезла пробле­ма, изменились социальные установки общества. «Эстраду неред­ко упрекают за мелкотемье, — пишет А. Гурович. — Думается, что причину скольжения по поверхности жизни следует искать чаще всего не в выборе тем, а в недостаточном художественном воп­лощении их. И в малом, разумеется, можно показать многое. Более того, подобный подход к явлениям действительности по­могает пристальнее и зорче вглядеться в будни. Но опять-таки — как сыграть. Коли художественно убедительно, то и задумаешь­ся, не проскочишь мимо, не все выплеснется со смехом»8.

Важнее обратить внимание на следующее: не всякому эст­радному жанру подвластна любая тема. Специфика жанра дик­тует степень серьезности и глубины темы. К этому еще надо до­бавить индивидуальность артиста, в особенности то, насколько сильно в его искусстве способен проявиться личностный фактор. Одно дело — миниатюра М. Жванецкого «Собрание на ликеро-водочном заводе» или выступление фокусника, акробата, паро­диста. Другое — философская пантомима М. Марсо «Юность, зрелость, старость, смерть», или номер Л. Енгибарова «Одино­чество».

Серьезные патриотические темы неоднократно и с успехом раскрывались в номерах оригинальных и эстрадно-цирковых жанров. Многое здесь зависит от чувства и способности автора-режиссера угадать в исполнителе номера способность выйти за рамки традиционно сложившихся границ жанра.

Главные особенности драматургии эстрадного номера состоят в следующем:

строгий действенный отбор, выявление событий через вырази­
тельные средства жанра;

выпуклая и яркая подача событийного ряда при практически
отсутствующих переходах ( нет времени! );

лаконизм в раскрытии темы, которая может быть очень глубо­
кой, но обязательно должна быть «узконаправленной» и не раз­
виваться в широту; в сценарии не может быть второй сюжетной
линии.

68


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь