Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Журналистика как социальный институт.Стр 1 из 19Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Журналистика как сфера профессиональной деятельности. В сферу профессиональной деятельности журналистов входит весь спектр современных средств массовой информации: газеты, журналы, информационные агентства, телевидение, радио, сетевые СМИ, информационно-рекламные службы, интернет-среда, структуры PR. Специализация в рамках профессии: работа аналитика. Публицист в массмедиа (очеркист, эссеист, критик, обозреватель). Очеркист (журналист) * Предлагает описание актуальных проблем на примере конкретной личности в художественной или документальной форме, предельно точно воспроизводящей реальные факты. * Развитие действия очеркист показывает в образной форме; чаще, чем авторы других жанров, "вмешивается" в ход описываемых событий от первого лица. * Снабжает материал публицистическими рассуждениями, научными обобщениями. * Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов редакции, разрабатывает предложения по освещению отдельных тем, осуществляет поиск новых тем. * Ставит в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала. * Подготавливает обязательный минимум информации, установленный распоряжением главного редактора. * Оказывает содействие арт-директору СМИ в подборе иллюстраций к лично написанным материалам. Эссеисты Эссеист — автор эссе; писатель, который пишет эссеистические произведения сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы. В XVIII—XIX веках эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Ричард Стил, Генри Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер. Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). В качестве эссеистов выступали, например, в XIX веке Т. Карлейль, В. Хэзлитт, М. Арнолд, Оскар Уайльд, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие. К известным эссеистам XX века можно отнести Б. Шоу, Г. Уэллса, Г. К. Честертона, Дж. Оруэлла, Т. Манна, Р. Роллана, А. Моруа, Ж. П. Сартра, И. А. Бродского, Ч. Милоша. Критики Критик — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры. Критика отличает объективное, взвешенное, аргументированное мнение. Чтобы грамотно доказать свою точку зрения, специалисту нужно прекрасно разбираться в том виде искусства, которое он критикует. Личные качества · - тонкий вкус · - внимательность · - образное мышление · - хорошая память · - тактичность К традиционно сложившейся группе профессий литературных, музыкальных, театральных критиков и позднее возникшей кинокритика примыкают сравнительно недавно появившиеся профессии ресторанного критика, а также критика видеоигр.. Обозреватель Специфика Это стремление показать определенную человеческую фигуру приближает памфлет в известной мере к художественной литературе, работу памфлетиста — к работе писателя, создающего «типический характер», причем в отличие от художественного обобщения Памфлет имеет в виду именно определенное, конкретное лицо, конкретные факты (то есть прежде всего устраняет элемент художественного вымысла). Естественно, что памфлет определенного класса характеризуется теми литературно-художественными особенностями индивидуализации персонажа, которые присущи художественно-литературному стилю этого класса. Негативная направленность, которая характеризует памфлет, — его установка на отрицание, разоблачение, осмеяние, — роднит памфлет с сатирическими видами художественной литературы: памфлет ироничен, полемичен. Отсюда художественная манера памфлетиста усложняется ещё и особенностями художественно-литературной сатиры, различными видами иронии, гиперболизации и т. п. Таким образом памфлет является видом политически насыщенной, публицистической по преимуществу (иногда философской, научной и т. п.) литературы, который в некоторых отношениях близок к художественно-литературной сатире. Вместе с тем памфлетность может иметь место и в художественной литературе, т. e. введение в художественно-литературное произведение персонажа, представляющего в той или иной мере портретную характеристику внешности, поведения и т. п. какого-либо определенного лица (например образ Кармазинова в «Бесах» Достоевского). Таким образом отношение памфлета и художественной литературы весьма многоразлично и определяется данными историческими условиями. Отсюда вопрос о памфлете является одним из частных вопросов проблемы взаимоотношения публицистики и художественной литературы, их взаимопереходов в тех или иных конкретно-исторических условиях (см. «Публицистика»).
Ведущий телевизионных и радиопрограмм Должностные обязанности * Осуществляет сбор информации, подготовку материала к эфиру. * Озвучивает в прямом эфире утвержденные материалы. * Осуществляет творческое озвучивание (ситуативное) в прямом эфире. * Интервьюирует участников программы в прямом эфире. * Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов редакции, ведет поиск новых тем. Должен знать * Законодательство о средствах массовой информации. * Нормативные документы, определяющие требования, предъявляемые к уровню телевизионных программ. * Профиль, специализацию, структуру СМИ, перспективы его развития. * Этику журналистской деятельности. * Структуру и задачи редакции. * Методы подготовки информационного материала к выпуску в эфир. * Грамматику и стилистику русского языка. * Стандарты, технические условия, инструкции и другие нормативные документы по подготовке и выпуску информационных программ. * Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров. * Правила внутреннего трудового распорядка. * Правила по охране труда. * Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. Требования к квалификации * Высшее образование (журналисткое). * Опыт создания телерепортажей. Компетенции * Способность убедительно излагать свои мысли. * Грамотная речь, отличная дикция. * Самообладание, Стрессоустойчивость. * Мобильность. * Пунктуальность. * Умение работать в команде. * Актерские данные. * Умение устанавливать контакт с людьми. ВЕБ-ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА Проблема авторского права применительно к журналистской деятельности, в ходе которой используются сетевые источники, является, по сути, надуманной. Нарушение авторских прав производителей сетевого содержания, столь часто осуществляемое представителями традиционных СМИ свидетельствует лишь об их непрофессионализме. Здесь нет никакой сетевой специфики, есть элементарное невежество и несоблюдение профессиональных этических принципов. Пункт 8 "Кодекса профессиональной этики российского журналиста", в частности, гласит: "Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора". Загадочным образом даже солидные издания забывают об этом элементарном правиле, горстями черпая информацию из сетевых источников. ДЛЯ КОГО ИНТЕРНЕТ – ТАБУ? Говоря о перспективах Интернет, не стоит ни поддаваться восторгам, ни впадать в ужас. Сам по себе Интернет никого не делает ни лучше, ни хуже – так же, как паровоз или стиральная машина. Он просто дает возможность что-то делать быстрее – но ведь не в скорости же счастье! Традиционный вопрос: "С кем вы, мастера журналистской культуры?" – можно будет отнести не только к ориентации на тех или иных инвесторов СМИ, но и к самоопределению в одной из следующих пяти категорий: – вообще не работающие в Интернет по экономическим или идейным соображениям; – пользователи, рассматривающие Интернет только как "входной канал", как источник тематической информации, которую они дальше обрабатывают в рамках традиционных печатных, теле– и радиотехнологий; – web-журналисты, рассматривающие Интернет как свой основной "выходной канал"; – теле- и радиожурналисты прямого ИНТЕРАКТИВНОГО эфира, использующие для обратной связи не только тексты одиночных, случайно прорвавшихся телефонных сообщений или диаграммы голосования по телефону, но и быстро просматривающие массивы непосредственных текстовых реакций аудитории через Сеть; – журналисты, сумевшие превратить свою персональную сетевую страничку в клуб своих относительно компетентных читателей, зрителей или слушателей – не путать с фэн-клубами, реакция которых позволяет не только тешить самолюбие, но и совершенствовать профессиональное мастерство. На сегодняшний день к первой категории "не пользователей" относятся не менее 95% российских журналистов. Человек двадцать-тридцать могут быть отнесены к третьей категории. Четвертая и пятая ниша только начинают наполнятся, и те, кто будет пробовать себя в этих качествах, могут получить серьезное конкурентное преимущество перед коллегами, а также, по п. 5 могут присмотреться к работе киевского культурологического блога автора настоящего курса Веле Штылвелда: www.infostore.org/user/victor54 КЛАССИФИЦИКАЦИЯ СЕТЕВЫХ ЖУРНАЛИСТОВ Даже те, кто вообще по тем или иным причинам не работает в Интернет, тем не менее, с каждым годом будут ощущать его конкурентное "дыхание в затылок" на рынке журналистского труда. Интернет существенно изменит структуру спроса на те или иные специализации в журналистском "цехе". Сетевые технологии отменяют привычную необходимость "традиционного" журналиста как специалиста по пересказу чужой точки зрения, как посредника между источником и потребителем информации. Развитие Сети объективно приведет к резкой дифференциации журналистского цеха на две противоположные крайности – на сверхскоростных репортеров и неспешных обозревателей – эссеистов и аналитиков. Середина же сегодняшнего спектра специализаций с ее нюансами будет постепенно, но неуклонно размываться. В сущности, профессия собственно журналиста в перспективе будет сводиться к деятельности папарацци. Но Интернет даже в весьма отдаленном будущем не отменит полностью традиционные газеты и журналы. Новое для всех никогда не станет лучшим для всех. К Интернет будут психологически тяготеть прежде всего те, кто стремится жить "на больших скоростях" и быть причастными к принятию решений в реальном режиме времени. И хотя подобного рода люди не составляют большинства населения ни в одной нации, но их доля по финансовым ресурсам намного выше, чем у "нормальных" обывателей. ОФФЛАЙНОВЫЕ И ОНЛАЙНОВЫЕ-СМИ – КТО КОГО, ИЛИ КТО С КЕМ Рынок СМИ реагирует на изменения платежеспособного спроса на различные виды информации и во многом формируется экономической целесообразностью. В странах СНГ сегодня сложилась ситуация, предопределяющая "системную" убыточность выпуска "небульварных" печатных изданий, которые не могут выжить ни за счет розницы, ни за счет подписки, ни за счет рекламных полос. Перспективы развития сети Интернет в этом выглядят оптимистичнее, чем в сфере печатных изданий. Распространенный аргумент, что никакой Интернет никогда не заменит простого человеческого общения, не очень корректен. Ведь газеты и телевидение тоже не могут заменить простого человеческого общения, а они, тем не менее, успешно существуют... Представьте, что телевизор вдруг стал интерактивным, а число "кнопок" вызова каналов на нем стало исчисляться не единицами, а сотнями и тысячами. Ясно, что назад, к выбору из двух "кнопок" процесс для потребителя уже не вернуть. Так же, как невозможно загнать назад, исключительно на старые каналы "рекламные деньги", тот самый двигатель прогресса СМИ. А ведь традиционным каналам предстоит в будущем уступить сетевым конкурентам не только миллионные аудитории, но и заметную долю своих рекламных доходов. ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ – СТАРАЯ ОДЕЖКА, ИНТЕРНЕТ-ПОДЛОЖКА Действительно, "тиражи" популярных газет и их сетевых версий сегодня различаются в сотни раз для региональных изданий и в десятки раз для столичных. Не исключено, что уже через несколько лет объемы сетевой и "бумажной" аудитории некоторых газет могут сравняться за счет падения убыточных бумажных тиражей. Сейчас же большинство главных редакторов газет предпочитает в упор не видеть этих перспективных возможностей спасения своих редакционных коллективов. При ближайшем анализе выяснится, что не стоит возлагать всю полноту ответственности за существующее положение вещей исключительно на технико-экономические факторы. Только сделав главный упор на коллектив и его журналистский профессионализм и апломб можно горы перевернуть как в оффлайне, так и в онлайне. СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ СЕТЕВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Основным сдерживающим развитие виртуальной журналистики местом является дефицит свежего взгляда у руководителей – главных редакторов и менеджеров СМИ, стереотипность организационных подходов, слепое копирование технологических схем организации информационного пространства из "газетно-журнального" сектора. И даже обычно предвыборный падешь редакторской прослойки. Так было в Украине накануне Оранжевой революции после громких убийств журналистов Петра Шевченка (г. Донецк) и Георгия Гонгадзе (г. Киев). Пока подавляющее большинство сетевых изданий стран СНГ– это электронные отображения родительских "бумажных" СМИ. Выпустили из типографии номер и, престижа ради, напечатали в нем, что "электронную версию вы можете посмотреть по такому-то адресу в Интернет". Более того, даже реклама в сетевых СМИ, в сущности, является "калькой" с печатных форм – почему-то игнорируются возможности интерактивной, диалоговой рекламы. Так что не стоит удивляться ни низкой эффективности "непрограммистской" рекламы в Интернет, ни дотационности сетевых СМИ. Закономерности эффективной работы в интернетовских и традиционных СМИ не могут полностью совпадать из-за разного уровня гибкости, интерактивности и разнообразия выбора для потребителя. Подавляющее большинство Интернет-версий печатных изданий продолжают политику монолога перед читателями, игнорируя возможности интерактивности. Зато сетевые каналы, не имеющие "бумажных" традиций, обычно бросаются в другую крайность – становятся форумами, то есть "базаром", местом обмена банальностями и оскорблениями. НОВОСТНАЯ И «НАНОСНАЯ» ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА Интернет, породивший массу мифов, не обошел, к сожалению, своим вниманием и одно из древнейших занятий человечества – передачу новостей. Журналистика же, как слово, обозначает не что иное, как литературно-публицистическую деятельность, имеющую к новостям самое отдаленное отношение. Интернет – одно из средств массовой информации. Такое, как, к примеру, газета, телевидение, старушка-сплетница, или болтливые пассажирки троллейбуса в час пик, оглашающие салон самыми невероятными новостями и сенсациями. И все попытки журналистов-репортеров, работающих в Интернет-изданиях каким-то образом выделить свою профессиональную деятельность в разряд новой “сетевой журналистики” – подсознательное стремление излечить комплекс неполноценности принадлежностью к “нечто”. На самом деле хорошие Интернет-журналисты – это просто хорошие журналисты, а вот плохие… Не про них здесь и далее будет сказано. И первое, что их отличает от хороших, так это то, что они безобразно скучны и располагаются обычно последними на новостной скамейке не для бабушек-сплетниц, а скажем, для репортеров. Это их стараниями создаюся и репродуцируются в Сети зауряднейшие «бородатые» новости. Владимир Лорченков: Интернет абсолютно ничего не изменил в принципах работы журналиста. Можно ли назвать человека, читающего в Интернет-библиотеке тексты Толстого “сетевым читателем”? В первую очередь этот человек – читатель. Так же, как и пишущий в Интернет-издание – репортер или журналист”. СЕТЬ КАК ОРУДИЕ ЖУРНАЛИСТКОГО ТРУДА В сети формируется новый класс журналистов; развивается сетевая (онлайновая) журналистика со своими особыми приемами и методами; возникают свои профсоюзы и "звезды"; репортеры и обозреватели из традиционных СМИ постепенно перетекают в онлайн. Очевидно, что независимо от конкретной медийной сферы, в которой работает журналист – пресса, радио, телевидение и т.п., Интернет является для него или, по крайней мере, должен являться важнейшим орудием труда. Как, впрочем, и для всякого человека, профессионально работающего с информацией. С любым орудием надо уметь обращаться. Чтобы правильно использовать лопату, надо сперва научиться, как правильно ее держать, как ставить ногу, как распределять вес тела в процессе копания и т.д. Иначе и яму не выкопаешь, и настроение себе испортишь, да еще, не дай Бог, и поранишься. То же и с Интернет. До сих пор можно иногда услышать невежественные и просто мракобесные утверждения о сети, исходящие от вроде бы образованных и даже интеллигентных в других отношениях людей. Например, существует расхожее мнение, что в Интернет нет никакой полезной информации, а только порнография, хакеры и маньяки. Или что, хотя полезная информация там в определенных количествах имеется, найти ее очень трудно, поскольку Интернет переполнен "информационным мусором", а поисковые системы на конкретный запрос выдают так много ссылок, что в них невозможно разобраться. Первое утверждение свидетельствует, что человек говорит о том, чего не знает; второе – о том, что он не научился держать в руках лопату перед тем как копать. Механизмы научения здесь те же самые, что в овладении такими достижениями цивилизации, как вилка, утюг или библиотека. Нужно перенимать опыт у тех, кто этому уже научился читать учебники, задавать вопросы, и стараться применить его на практике. Постепенно у вас выработаются необходимые навыки, и вы сами станете специалистом, который может применять инструмент для решения соответствующих ему задач и помогать в этом другим. Ведь согласно недавнему исследованию, проведенному Reuters, Интернет помогает преодолеть глобальную перегруженность информацией, а отнюдь не способствует ее увеличению. РАБОЧЕЕ МЕСТО ВЕБ-ЖУРНАЛИСТА Интернет – очень большой. Говорят даже, что он является специфической формой бесконечности – если только у бесконечности может быть форма. Его нельзя объять. Им невозможно оперировать как единой вещью. Для того чтобы осмысленно использовать в своей работе, его нужно прежде "настроить под себя". Точно так же, как вы устанавливаете на свой компьютер не вообще все программы, какие только существуют на свете, а лишь те, которые вам действительно необходимы, в сети вы можете выбрать именно те ресурсы и службы, которые вам нужны, и постоянно "держать их под рукой". Прочие же просто "иметь в виду" и обращаться к ним по мере надобности. Таким образом, профессиональная работа с Интернет должны начинаться с обустройства своего виртуального рабочего места. Здесь нет никаких жестких правил. Главное – добиться того, чтобы у вас были все нужные инструменты, и чтобы ими было удобно пользоваться. По счастью, сеть предоставляет для этого почти неограниченные возможности. Важнейшим элементом в конструировании виртуального рабочего места являются "закладки" – упорядоченные ссылки на нужные нам сетевые ресурсы и сервисы. Каждый может сконфигурировать их по своему вкусу и сохранить результаты своего труда либо в виде HTML-страницы, либо в виде "закладок" в собственном браузере – в Netscape Navigator они называются "bookmarks", а в Internet Explorer – "favorites". ОТЛИЧИЕ СЕТЕВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ ОТ “БУМАЖНОЙ” Попытаемся как-то сравнить сетературу с литературой. Как и сетература, журналистика бывает профессиональной и непрофессиональной; и не важно в каком виде опубликована работа. Если к количеству штатных сотрудников сетевых изданий прибавить огромную армию блоггеров – любителей выкладывать свои дневники в Сети – то получится, что каждый "сетевой журналист" трудится на благо около полусотни читателей. Такое огромное количество "журналистов" сильно снижает средний профессиональный уровень представителей этой сетевой профессии. Для бумажного журналиста львиную долю времени по подготовке авторского материала занимает поиск фактуры. 37. Системы он-лайн и офф-лайн в структуре кибержурналистики. Сетевые издания и сетевые версии бумажных изданий. Кибержурналистика Что такое кибержурналистика Вместе с появлением и распространением новых компьютерных технологий в различных сферах жизни общества, в том числе и в журналистике. в наш речевой обиход стали входить новые понятия для обозначения явлений, связанных с этими технологиями. В частности, очень модным сегодня является слово«кибержурналистика». Что оно обозначает? В широком смысле кибержурналистика – это сочетание более совершенных технологий с живым журналистским профессионализмом. Ведь новые технические возможности не означают замены журналиста компьютером, иначе это давно бы уже произошло. Следовательно, компьютер и интернет – новая технологическая среда, в которой журналист должен ощущать себя достойно и уверенно. С технической точки зрения, киберпространство – это структура межсетевых систем, в которой компьютерные сети меньшего размера соединены для создания более крупных. В социальном аспекте в киберпространство оказываются вовлечены не только специалисты, связанные с работой в интернете, а практически все современное общество и, прежде всего, журналисты. Таким образом, кибержурналистика – это журналистика, использующая для осуществления своих профессиональных задач все технические возможности компьтера и новых телекоммуникационных технологий, причем, в свою очередь, эти технологии серьезно воздействуют на развитие журналистики, следовательно, окончательно кибержурналистику можно рассматривать как журналистику новейшего времени - качественно новый этап в истории и теории мировой журналистики вообще. В узком смысле кибержурналистикой стали называть именно журналистику, связанную с интернетом, так как именно в этой сфере технологические изменения организационного процесса работы оказались наиболее значимы. Прежде всего, речь идет о новых журналистских жанрах : киберрепортаже и киберинтервью. ^ 2.3.2. Киберрепортаж и киберинтервью С точки зрения организации подготовительного периода, журналистские репортажи бывают двух видов. Так называемые «горячие» репортажи делаются с места внезапного происшествия. Времени на предварительную подготовку к работе нет, поэтому журналист опирается на свой предыдущий опыт и вынужден собирать сопровождающую информацию одновременно с развитием событий. Если же о событии известно заблаговременно, то журналист обязательно проводит превентивную работу по сбору и обработке необходимой информации, чтобы быть «в теме». Известно, что журналисту приходится самостоятельно разыскивать необходимую информацию для того, чтобы объективно разобраться в ситуации и правильно сориентировать общественное мнение или соответствующие заинтересованные структуры. Главная задача журналиста – подробная, достоверная и разносторонняя информация из различных источников, сравнивая которую, можно правильно оценить ситуацию и сформулировать справедливую оценку. Во-первых, необходимо познакомиться со всеми предыдущими публикациями по данной или близкой проблематике для того, чтобы определить правильность своего понимания, важность темы, возможные источники информации. Вторым шагом должно стать изучение соответствующей литературы – от научных статей до статистических отчетов – так как, расследуя какую-либо проблему, журналист должен понимать, о чем идет разговор, знать основную терминологию, а также сформулировать интересные вопросы для специалистов и правильно оценить их компетентность. Результатом данной работы должны стать интервью, с помощью которых журналист собирает уже непосредственно новые, «живые» сведения по проблеме. Этот этап – один из главных, так как люди, которые профессионально занимаются данной проблематикой, обладают самой необходимой информацией. И, наконец, проверка информации – последнее звено в последовательной работе журналиста над публикацией. В процессе проверки может возникнуть необходимость в дополнительных источниках информации или в повторном обращении к уже использованным источникам. Все эти этапы реализуются намного быстрее с применением интернет-технологий. Особенно ценны возможности новых коммуникационных технологий в тех случаях, когда журналисту приходится работать непосредственно с места события, тем более, когда речь идет о событии очень важном и очень неожиданном. Тогда, имея в своем распоряжении ноутбук с выходом в интернет, журналист передает в редакцию материал в электронном виде и практически в режиме реального времени. Это позволяет даже традиционным средствам массовой информации стать намного оперативнее, а в сетевых СМИ новость появляется буквально в первые минуты после события. Так же работают и фоторепортеры, оснащенные цифровыми фотокамерами. Киберинтервью – это тоже новый новый жанр в журналистике. Конечно, способ получения информации через вопросы остался прежним, но технология реализации этого процесса в том же режиме реального времени предоставляет и интервьюеру, и интервьюируемому возможность живого разговора с участием массовой аудитории, не ограниченного ни пространством, ни временем. На каждом из этих этапов компьютерные технологии позволяют журналисту осуществить необходимые действия, не отходя от рабочего стола, если на нем находится персональный компьютер, оснащенный соответствующим оборудованием и выходом в сеть. Однако нельзя полностью заменить живое общение электронным. Личностное общение дает журналисту еще один и очень важный метод сбора информации – наблюдение. А компьютер является очень удачным подспорьем. Правда, сегодня существует и набирает силу еще одно новое явление в журналистской работе, в котором именно телекоммуникационные сетевые технологии являются базовым компонентом. Это исследовательская журналистика на основе электронных баз данных. ^ 2.3.3. Базы данных и исследовательская кибержурналистика Базы данных в работе журналиста весьма разнообразны: от личных записных книжек до огромных информационных ресурсов в интернете. Но новые компьютерные технологии позволили вывести на качественно новый, более высокий уровень как организационную структуру этих баз данных, так и формы работы с ними. Новые, электронные, цифровые базы данных – это массив сведений, выстроенных в таком порядке, чтобы по типу искомой информации можно было определить ее местонахождение в базе данных и сгруппировать подобные данные по смыслу. Говоря о компьютерных технологиях, мы имеем в виду два аспекта. Во-первых, это установка и использование на своем персональном компьютере программ, организующих списки информации в таблицы, что позволяет проводить сравнительный анализ. Во-вторых, это глобальные информационные ресурсы, доступ к которым (как и практическая возможность их освоения) стал реальным, только благодаря сетевым технологиям. Просмотр сетевых баз данных обычно дает интересные результаты. Однако воспользоваться ими в полной мере можно только в том случае, если организовать эти сведения в таблицы. Электронные таблицы как раз и являются таким способом организации информации, при котором она распределяется по графам. В форме электронной таблицы база данных представляет собой собрание однотипных записей, то есть набор единиц информации, организованных особым образом с целью поиска в логически сгруппированном массиве. При формировании базы данных в виде электронной таблицы каждая ячейка являет собойполе. Одно или несколько полей, содержащих информацию об одном объекте или событии составляют запись. Одно из полей записи обычно становится ключевым, так как содержит уникальную характеристику, отличающую эту запись от всех остальных. Именно ключевые поля связывают таблицы в реляционные базы данных. Таблицы в реляционной базе данных разделены между собой, но равноправны. Так, с помощью программы управления базой данных можно сравнить таблицы, связь между которыми ранее отсутствовала, и выявить в сопоставлении любопытные факты, интересные как темы для публикации. Полезным и простейшим инструментом компьютерных технологий в журналистике являются программы, работающие с электронными таблицами – Microsoft Exel и Microsoft Access. Microsoft Exel помогает составлять электронные таблицы, организуя информацию в строки и столбцы, при пересечении которых образуются ячейки–пространства, в которых хранятся самостоятельные единицы информации. Программа позволяет сортировать информацию, рассчитывать средние величины, а также строить диаграммы на основании данных из таблицы. Для анализа больших наборов данных компьютерные технологии предоставляют в пользование журналистам очень удобную программу для реляционных баз данных – систему управления базами данных (database manager). Если таблица – это набор записей, то реляционная база данных – набор таблиц. С помощью системы управления можно просматривать базы данных в поисках необходимой информации либо в поисках темы для публикации. Необходимо учитывать, что в электронных базах данных могут содержаться ошибки, поэтому прежде, чем публиковать выбранные данные, над провести “проверку на чистоту” различными методами, в числе которых есть и компьтерный запрос “Integrity Check”. Программа Access учитывает потребность журналиста в том, чтобы ввести в базу данных свои данные, добытые из разных источников и существующие в различных форматах. Используя функцию «Импорт данных» в комплексе с рядом дополнительных команд, журналист может свободно преобразовать свои данные в таблицу и ввести их при необходимости в реляционную базу данных. Программа управления базами данных удобно организует повседневную работу журналиста по накоплению и систематизации ежедневной информации, которую тоже можно сформировать в виде таблиц, преобразуя информацию в алфавито-цифровую или цифровую форму. Таким образом можно создавать функционально удобные записные книжки. Именно совмещение таблиц является ключевым моментом в исследовательской кибержурналистике. Конечно, принципы работы с таблицами были знакомы и до появления компьютеров, но возможность компьютерных систем оперировать огромными базами данных, сравнивая и сопоставляя их содержимое в самом неожиданном сочетании, открывает перед журналистами очень интересное и еще не разработанное поле деятельности и дает новый инструмент в исследовании окружающей действительности и созидающих ее людей, что и составляет, в принципе, главную профессиональную задачу журналиста.
4.1.2. Классификация интернет-СМИ Все средства массовой информации, заявившие о себе в интернете можно условно разделить на четыре основные категории и одну дополнительную. К основным категориям относятся: 1. электронные информационные агентства и порталы, 2. сетевые копии и сетевые версии бумажной периодической печати, 3. сайты радиовещательных и телевизионных программ и 4. сетевые СМИ (газеты и журналы). Дополнительным средством массовой информации можно назвать индивидуальные веб-страницы профессиональных журналистов. ^ Информационные агентства обрели в Интернете свое второе рождение, поскольку главное их предназначение – именно сбор, обработка и распространение информации. Однако теперь их возможности стали намного шире и разнообразнее. Во-первых, значительно облегчилась техника сбора и передачи информации, так как сеть одинаково легко преодолевает и маленькие, и большие расстояния. Кроме того, любое, даже самое маленькое региональное агентство получило равный со всеми доступ к техническим средствам, позволяющим немедленно рассказать всему миру о событиях в своем регионе. Также, информационные агентства не только владеют информацией, но и могут самостоятельно на своем сайте поделиться ею с аудиторией, минуя посредников. Наконец, к сообщениям о событиях добавились справочники, архивы, комментарии, аудио- и видеоинформация. К тем же информационным агентствам можно причислить и дайджесты, собирающие и распространяющие наиболее интересную информацию, представленную на разных сайтах. Абсолютно новым видом информационного суперагентства можно считать справочно-информационные порталы – веб-узлы, на которых базовый сервис и информационное пространство сочетаются с возможностью создать пользовательское сообщество. Особенно ярко это проявляется в тематических порталах. Справочно-информационные порталы вошли в нашу жизнь вместе с появлением интернета. Там же, в интернете, мы можем подробно ознакомиться с предлагаемыми классификациями порталов. Так, например, выделяются информационный портал, портал для совместной работы, порталы экспертизы и порталы знаний. Также порталы могут быть горизонтальными и вертикальными. Но все они должны отвечать одному требованию: быть «главным входом»в определенным образом структурированное пространство. К этому добавляют и еще несколько требований: высокую посещаемость, многоуровневость и многофункциональность; доступ к качественной информации; единое оформление всех страниц при оригинальном дизайне. Однако при всем разнообразии требований к порталу уже сегодня вполне становится ясно, что портал, прежде всего, является «информационным накопителем». Задача быть справочником отходит на второй план, уступая приоритет новостному началу. Следовательно, можно говорить о том, что справочно-информационные порталы по сути становятся информационными агентствами нового поколения. Возможности хорошего портала в интернете намного шире, чем просто информационного агентства. Наряду со справочной информацией в нем возможно размещение самых разнообразных рубрик: от форума до научного журнала. Если все они тематически совмещаются, то и портал становится тематическим, совмещающим в себе все вышеперечисленные категории: информационность, коммуникативность, экспертизность (то есть, аналитичность) и познавательность. Другими словами, портал становится средством массовой информации и коммуникации, так как соответствует всем основным задачам журналистики. Формальным условием причисления таких порталов к СМИ является публичное наличие редакционного коллектива, который несет ответственность за достоверность информации на страницах портала. При том, что четкого определения портала в интернете как журналистского понятия до сих пор не существует, его включение (при выполнении вышеупомянутых условий) в систему средств массовой информации как информационного агентства нового типа вполне обосновано. Таким образом, мы можем рассматривать портал как сетевое информационное агентство новейшего времени. ^ Бумажные газеты и журналы. Начало освоения интернета - подборки адресов узлов интернет для различных тематических разделов своих изданий, прежде всего, по политике и бизнесу. Затем появились первые электронные копии бумажных изданий. Постепенно копии стали превращаться в версии, в которых все активнее использовались возможности веб. Например, просмотр статьи в сопровождении аудиоклипа, Именно специфическая сетевая философия повлияла на изменение отношений с конкурентами. Теперь статьи обязательно включают в себя ссылки на издания, в которых можно познакомиться с другими материалами на ту же тему. На своей веб-странице бумажные издания могут размещать и радиоприложения: новости последнего часа, радиошоу в режиме реального времени или политический комментарий на тему дня и т.д. Здесь же возможно дать ссылки на архивы статей, адреса тех сетевых форумов, на которых обсуждается проблематика публикаций, наконец, разместить интерактивные игры и кроссворды. Еще один способ заинтересовать читателя сетевой версией своего издания – это расширение тематики новостных материалов с помощью гиперссылок. Таким образом, и у сетевой, и у бумажной версий традиционного печатного периодического издания есть свои достоинства и недостатки. Преимущества сетевой копии: отсутствие понятий тиража и географии распространения, автоматическая доставка, легкость формирования тематических подборок, наличие поисковых служб, неограниченный объем архивов, простота работы с материалами. Недостатки сетевой копии: привязанность к компьютеру, оснащенному необходимым программным обеспечением и выходом в интернет, отсутствие такой отработанной структуры, как в бумажных СМИ, отрывочность и бессистемность в передаче информации. Однако традиционные бумажные СМИ, создавая свои сайты в интернете, получили возможность значительно ускорить свою оперативность, сравнявшись по этому критерию с радио и телевидением. ^ Радио и телевидение пока еще мало активизировались в сети, хотя каждая уважающая себя радиостанция или телекомпания считает долгом чести иметь веб-страницу. На сегодняшний день сетевая инфраструктура не может обеспечить высокое качество изображения и звука. Но на своих страницах в интернете программы предлагают аудитории сводки «горячих новостей», ссылки на различные разделы и отсылки к родственным радио- и телеслужбам, создаютинформационные архивы и т.д. Очень удобны в электронной форме теле- и радиосетки, которые можно сортировать по индивидуальным запросам (по каналам, по времени, по фильмам, по новостям, сериалам и т.д.). Радиостанции используют сетевые возможности для того, чтобы показать «живую» картинку из студии, обменяться с виртуальными собеседниками мнениями об эфире, организовать интерактивное голосование, предложить список адресов, на которых имеется интересующая слушателей информация. Для телевидения картинку показывать трудно из-за качества изображения, а остальные услуги используются также и телевидением. ^ Собственно сетевые СМИ – это, прежде всего, сетевая печать, то есть газеты и журналы. Естественно, что корневой основой сетевых публикаций, как и в традиционных печатных СМИ, является словесный текст. Однако принципиально новое техническое решение организации этого текста определило его специфику. Несмотря на неограниченность объема, существует размерное ограничение экрана монитора, из-за которого необходимо много раз прокручивать большой текст, чтобы дочитать его до конца. Поэтому тексты в веб-газетах достаточно сжаты и по своему характеру приближены к жанру расширенной заметки или репортажа. Кроме того, текст дробится на части, в соответствии с системой окон или уровней. Конкретизация, широта и глубина содержания достигаются за счет гиперссылок, количество которых, хотя и не безгранично, но вполне достаточно. Хотя в целом сетевой периодике подвластна вся палитра жанров, довольно редко здесь можно встретить корреспонденции, зарисовки, очерки. Отсутствие больших аналитических материалов объясняется еще и тем, что сетевая медийная среда воспринимается как средство коммуникации, которое предполагаетразговорный стиль общения, непринужденный и рекреативный. Неограничен объем и у иллюстративных материалов. И в информационных, и в аналитических и в художественно-публицистических жанрах журналистики гипертекстовая структура - это углубленный уровень и восприятия информации, и ее трактовки, предлагаемой журналистом. То есть, первоочередная задача журналистики – информирование и комментирование информации – выполняется много более качественно. Структура гипертекста безусловно должна быть востребована не только справочно-информационными системами, но и другими жанрами современной сетевой журналистики. Гипертекст – это качественно новый уровень подачи информации и воздействия на аудиторию. Не случайно в недрах интернета зародилось и активно развивается явление сетературы. Это не просто ссылки на дополнительные источники информации, что уже само по себе немаловажно в журналистике, но и новаторская форма ее структурирования, облегчающая доступность и усиливающая привлекательность журналистского материала. Конечно, сетевые издания несоизмеримо оперативнее традиционных СМИ, поэтому они ориентированы, прежде всего, на информационное «вещание», которое реализуется в режиме реального времени и с постоянным обновлением. Тем более, что создание архивов, доступ к разнообразным сетевым источникам и удаленным экспертам дают всестороннее видение события и позволяют проводить самостоятельное журналистское расследование, при котором существенно повышается качество разработки информации. Чтобы новость появилась в сети, требуется только время для ее формулирования в письменном виде. Презентация на сайте занимает несколько секунд, и после такого же мгновенного анонсирования по электронной рассылке новость известна всем. Наиболее «продвинутые» сайты обновляют материалы не только по временным параметрам, но и в соответствии с меняющимися потребностями общества (утро – день, будни – выходные и т.д.). У сетевых изданий нет ограничения тиража или территориальной обособленности. В силу своей демократичности они способны отражать альтернативные мнения. Интерактивные возможности возвращают СМИ значительно утерянную ими за последний период времени коммуникативную функцию, а управление коммуникацией массовой аудитории сегодня чрезвычайно актуально. Кроме того, интерактивность – очень важное преимущество сетевых СМИ, учитывая склонность массовой аудитории к участию в создании информации посредством писем, голосований, дискуссий и т.д. По существу старый традиционный принцип СМИ «от одного ко многим» меняется на принцип «многие – многим», причем на смену пассивному читателю приходит активный участник творческого процесса, который сообщает новые сведения, интересные идеи. Так СМИ приобретает еще одну функцию: помогать аудитории разбираться не только в ситуации, но и в самой себе. В условиях, когда информация создается в режиме «здесь и сейчас», виртуальный пользователь журналистской продукции будет стремиться к сотрудничеству как с источниками информации, так и с ее интерпретаторами, то есть с журналистами. В креативной интернет-среде журналист действительно может погрузить адресата в среду сообщения, превратив его в реального участника события. При этом значительно возрастает роль журналиста как лидера и организатора этих интерактивных процессов, а также и его ответственность в плане этики общения, фактической достоверности и профессионализма в целом. Немаловажным плюсом сетевых СМИ оказывается и легкость перемещения по публикациям (поскольку понятие полос в веб-журналистике отсутствует).Удобная навигация позволяет реализовать доступ к любому материалу с любой страницы через постоянно сохраняющийся анонс. По-новому стало возможным и организовать работу редакционного коллектива. Во-первых, многие получили возможность больше работать дома, во-вторых, авторский состав значительно расширился, так как редакция может оперативно заказывать материал специалистам или профессионалам высокого уровня в любой точке Земного шара. Относительная дешевизна создания и поддержки веб-страницы дала реальную возможность каждому журналисту иметь свое минииздание. Камерность такого веб-узла придает ему определенную оригинальность и привлекательность. Но все же современный информационный поток и тенденции глобализации требуют мультиглобальных изданий, и веб-возможности как нельзя лучше отвечают этим потребностям. Широко развернулось на вебе «строительство» сетевых журналов, так как и формат, и организация подготовки издания весьма близки к работе именно над традиционным журналом. Веб-журнал – явление чрезвычайно многогранное. Он все время обновляется, развивается, пополняется новыми разделами и экспериментирует с разного рода видео- и аудиоинформацией. Именно журналы предоставляют свои электронные «страницы» для исследователей, не стремящихся к краткости, поэтому во многих журналах обязательно присутствует жанр статьи. Процесс издания журнала не ограничен во времени. Смена публикаций происходит практически перманентно. Журналы в большей степени, чем газеты, идут на эксперименты не только с содержанием, но и с формой. Например, используется автоматическая плавающая командная панель или включаются в некоторые разделы функции использования видеозаписей и прослушивания аудиоинформации в режиме реального времени и т.д. Таким образом, в области поиска новых путей развития журналистики на вебе журналы как вид СМИ наиболее мобильны и перспективны. ^ 4.1.3. Влияние сетевых СМИ на развитие журналистики Наряду с новациями в сетевой журналистике появились и проблемы, которые еще предстоит разрешить. Развитие сетевых СМИ поставило перед журналистикой ряд новых вопросов, и первый среди них – это тенденция к стиранию различий между новостной информацией, рекламными публикациями и материалами по связям с общественностью. Система гиперссылок позволяет обращаться к любым текстам, в том числе и рекламного характера, а правил для оформления ссылок в публикации пока еще не существует. Еще одна нерешенная проблема – сочетание различного рода информации в целом. Ведь журналист должен отвечать за достоверность своего материала, а подлинность информации, содержащейся на гиперссылках, не может находиться в его компетенции. В противном случае на журналиста налагается ответственность за всю информацию, выложенную в сети. В связи с тем, что все средства массовой информации устремились в интернет, возникла и третья проблема – проблема конвергенции между ними. С одной стороны, это вопрос не сегодняшнего дня, так как и до интернета подобное явление уже наблюдалось журналистике, но сеть катализировала эти процессы. На фоне всех происходивших ранее случаев совмещения медиа-технологий сетевые издания показывают наибольшее количество примеров соединения различных СМИ в методах их функционирования. Именно веб оказалась способной сочетать в себе качества традиционных СМИ и свои специфические признаки – интерактивность и формирование архивов. Тем более, что сами сетевые СМИ еще во многом опираются на наработки традиционных СМИ, что обусловлено и объективными причинами (недостаточное развитие инструментария, то есть языков программирования), и субъективными (сильное давление авторитета традиционных СМИ). Таким образом, интернет и WWW предоставили журналистам новое и очень эффективное средство для совершенствования их профессионализма, свободное от многих ограничений, присущих традиционным средствам массовой информации. Итак, на современном этапе развития СМИ и печать, и радио, и телевидение активно используют интернет для создания своих «зеркальных» отражений в традиционном формате, лишь слегка видоизменяя его, подпитывая за счет оригинальных телекоммуникационных возможностей. Между тем, именно такая миграция постепенно подготавливает базу для последующего этапа разития СМИ, а именно, для конвергенции всех форм, включая и собственно сетевые издания, в новый вид СМИ, обладающий сразу всеми средствами представления информации: текст, графика, видеоряд, звукоряд и интерактивная коммуникация. (Некоторые исследователи называют это явление будущего мультивидением, хотя такое определение по ряду позиций отнюдь не бесспорно.) Конечно, это потребует универсализации в подготовке журналистов, в формировании качественно нового уровня творческого и технологического мышления. Однако в то же время такое новое СМИ будет полностью отвечать запросам нового времени, гуманитарного и технического прогресса. С помощью новейших технологий журналистика сможет еще больше приблизиться к реализации своей главной задачи – сообщения полноценной, всесторонней и достоверной информации о событиях в оперативном режиме. Особые условия киберкоммуникации, приведшие к возникновению нового вида СМИ – сетевых средств массовой информации – оказывают серьезное воздействие (через онлайновые СМИ) и на традиционную журналистику, которая становится еще демократичнее и лаконичнее. Веб-журналистика не отменит уже существующих СМИ, однако, при условии совершенствования средств программирования, будет востребована и займет свое место в соответствии с запросами развивающегося общества. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Журналистика как социальный институт. Социальный институт - исторически сложившиеся устойчивые формы взаимоотношения людей, организации их совместной деятельности в наиболее важных областях общественной жизни. Признаки СИ: 1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности; 2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения; 3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности; 4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества; 5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия. Журналистика – один из важнейших социальных институтов, так как существуют: - наука о журналистике; - учебные дисциплины; -совокупность профессий (репортер, обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист); -наличие учреждений (газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры); - профессиональные организации (Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов, Комитет защиты журналистов, Репортер без границ; Союз журналистов РФ); - профессиональные издания («Журналист», «Медиапрофи» и др.); - национальные премии в сфере журналистики («Правый взгляд» - политическая ж-ка); - система правовых и нравственных норм (Закон «О СМИ» от 27.12.91, Кодекс профессиональной этики российского журналиста от 23.06.94). 2. Генезис и история журналистской профессии. Уже в самом начале развития общества люди понимали значимость информации. Были сделаны попытки сохранять и передавать информацию – наскальные рисунки и первичные языки. Первая пражурналисткая деятельность - ораторское искусство. Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности, Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим) представляет собой яркое проявление целенаправленного распространения в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующее общественное мнение. Наряду с устными выступлениями и рассылкой письменных сообщений возникают подобия современных газет – уже тогда информирование масс становится важным обществу. Известно, что уже в Древнем Египте при дворе фараона выходила в виде папирусных свитков «газета», и в противовес ей даже существовало оппозиционное «издание». В Риме по указанию Юлия Цезаря на площадях выставлялись выбеленные доски с сообщениями о работе сената - «Акта сенатус» и «Акта диурни попули Романи»; при императоре Августе на досках также начали публиковать светскую хронику. Выходили и рукописные издания, содержавшие информацию о жизни государства, о важных общественных событиях. Прообразы современных газет появлялись и в странах Востока. Так, в Японии, где еще до изобретения печатной техники существовал способ производства оттисков с обожженных глиняных досок, выходила «газета» «Иомимури Каварабан» (1615).. Собственно журналистика - печатные периодические издания - могла возникнуть только после изобретения книгопечатания . Раньше всего книгопечатание появилось в Корее и Китае. В Европе технические предпосылки для книгопечатания начали складываться с 30-40-х годов 15 веке. Первая газета была опубликована в 1605 в Страсбурге (Relation adler). Первое успешное ежедневное издание на английском языке — британская газета The Daily Courant, печаталась с 1702 по 1735. Со временем пресса оформилась как влиятельный социальный инструмент. Первый журнал появился в Париже в 1655 («Журнал ученого») Первая газета печатается при Петре Первом: «Ведомости» (1703, 13 января – День российской печати). Самого императора можно назвать журналистом, т.к. он отбирал и перерабатывал материал, официальным же редактором был поэт Федор Поликарпов. Первым русским репортером считается Яков Синявич, он давал хронику придворной жизни и информацию о деятельности коллегий. Первый русский журнал вышел в 1755 от Академии наук. Эпоха начала журналистской профессии в России – это эпоха персонального журнализма, когда газету или журнал издавал узкий круг лиц. Массовым журнализм стал после крепостного права: увеличивается тираж и число читателей, количество журналистов и изданий. Сотрудники редакций часто комплектовались из случайных людей, искавших заработка. До н. 20в. В России не существовало учебных заведений, готовящих журналистов. 3. Цивилизационные и культурологические аспекты журналистской профессии. Журналистика представляет собой часть мировой культуры и очень важную часть общественного движения. Это также феномен творчества и политики. В совокупности это одно из важнейших явлений современной цивилизации. Исторический опыт развития журналистики не так уж велик: зародилась она в начале XVII столетия в Европе. В России это произошло на век позже. Журналистика - феномен культуры и средство воздействия на культуру. Ее деятели в массе своей действуют согласно своим убеждениям представлениям и ценностям, а не в силу сложившейся ситуации. За текстами стоит субъект, ищущий истину, справедливость и законность в социальных отношениях. Принцип модельной классификации предполагает отражение в журналистских текстах ценностно-смысловых феноменов, порожденных историей и настоящей реальностью. Включается индивидуальную культуру конкретного индивида. История развития СМИ связана с развитием материальных "носителей" информации. Сначала были книги из дерева и пергамента. Но подлинный расцвет распространения информации связан с бумагой. Бумага появилась в Китае в V веке н.э.. В Венеции с XV века практика распространения новостей на листках бумаги стала обычной. На мосту Риальто было открыто бюро новостей, в котором в любой день можно было купить листок со злободневной информацией за "газетту" - тогдашнюю мелкую монету. Расцвет бумажных носителей информации произошел с появлением техники книгопечатания, поскольку одновременно с этим появилась и технология тиражирования текстов. Настало время периодических изданий. Современная журналистика, таким образом, началась с XIX века. С этого времени и до начала 90-х годов XX века немногое изменилось в работе журналистов. Менялось лишь техническое оснащение их рабочего места: появились пишущие машинки, автоматические ручки, блокноты, фотоаппараты, телеграф, телефон - что позволило резко повысить оперативность публикаций. В конце XIX века появились "электронных СМИ" - радио. Маркони (1895), в России – Попов, в США – Тесла. "Говорящие газеты" были хороши тем, что исключалась вся полиграфическая цепочка: набор - верстка - печать - распространение, - что давало возможность сообщать новости практически мгновенно с момента их появления. С 1930-х годов в жизнь вошло телевидение. Технологии телевидения не были изобретены одним человеком и за один раз. В основе телевидения лежит открытие фотоэффекта (Смит, 1873), изобретение сканирующего диска (Нипков, 1884), на основе которого были реализованы системы (1925, Бэрд, Дженкинс, Термен). Настоящим прорывом в чёткости изображения стал «иконоскоп» (1923, Зворыкин). Регулярное телевещание в России началось 10 марта 1939 года. Его практическое воздействие оказалось настолько мощным и всеобъемлющим, что современную эпоху не зря называют именно "эрой телевидения". В 40-50 годы - время поиска лица, появилась возможность репортажей с места события и создания "живой" картинки с потрясающим "эффектом присутствия". 80-е годы стали этапными для российских электронных СМИ с телевидением во главе. 90-е годы - период появления "непосредственного" телевидения, устранения государственной монополии на владение телеканалами, завершение эпохи государственного контроля за содержанием и формой подачи информации по каналам телевидения. Конец 1980-х годов привнес в жизнь цивилизации мобильную связь и интернет. В связи с этим лексикон людей расширился некоторыми терминами: SMS, MMS, GPRS - развитие новейших технологий передачи информации является продолжением исторического процесса становления человеческих технологий и, как следствия, развития журналистики. Особенности этого «нового журнализма», журнализма информационной эры: 1) глобальность (нет пространственных и временных границ) 2) оперативность 3) универсальность (любые роли и разнообразные потребности и интересы аудитории); 4) разные способы представления информации: текст, графика, цвет, динамическое изображение, звук; 5) интерактивность (общаться со всей аудиторией, диалог); 6) Информация - товар или услуга; 7) использование глобальных сетей; 8) интеграция народов, культурные и личные связи 4. Понятийный аппарат журналистской профессии. Понятийный аппарат – основные определения, которые нужны журналистам для понимания друг друга. Журналистика – это социальная система, предназначенная для поиска, сбора, переработки и передачи актуальной социальной информации с помощью специализированных коммуникационных средств (печать, радио, телевидение, интернет) неопределенной массовой аудитории с целью информирования ее, социального адаптирования, а также отражения и формирования общественного мнения. ЖУРНАЛИСТ - лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с нею трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся таковой деятельностью по ее уполномочию. Средства массовой информацией (СМИ) - это специализированные носители массовой информации (газеты, журналы, программы радио, телевидения), предназначенные для распространения социально значимой информации неопределенной массовой аудитории на широком информационном пространстве. Наиболее близок к понятию СМИ англоязычный термин «mass media» - комплекс различных средств, используемых для доставки информации массовой аудитории: традиционные СМИ + книги, брошюры, кино, видеокассеты, диски. В литературе в качестве синонима СМИ часто используется понятие «средства массовой коммуникации» (СМК). Объем понятия СМК шире, чем объем понятия СМИ. СМК могут выступать социальные институты, отличные от СМИ. Тому примеры — слухи, как коммуникационный канал распространения неформальной и неофициальной информации. СМК могут не иметь своего организационного и структурного оформления. Любая газета (СМИ) — это и трудовой коллектив (редакция), и материально-техническая база печати, и система распространения, и определенная аудитория. А вот слухи распространяются, используя «естественные» коммуникации. У СМК в отличие от СМИ нет обязательного требования в системности и/или периодичности распространения информации. В качестве синонимов «журналистики» употребляются и такие понятия, как «печать» или «пресса». Не трудно догадаться, что эти термины нужно использовать лишь в отношении печатных изданий. Под печатью в широком и собирательном значении понимается вся печатная продукция. Она делится на несколько видов: непериодические (книги и брошюры), продолжающиеся (издания, выходящие по мере накопления материала, но сохраняющие при этом общее название, символику и обозначения последовательности), периодические (газеты и журналы, именно они и обозначаются термином «пресса» – печатные СМИ). Слово «публицистика» также зачастую используется в качестве «журналистики». Публицистика – вид литературы, посвященный обсуждению насущных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение; публицистика тесно связана с текущей прессой; произведения этого вида (статьи, очерки, памфлеты, фельетоны). Она играет важную политическую и идеологическую роль, является средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации. ИЗДАТЕЛЬСТВО – предприятие, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции. По видам печатной продукции различают издательства книжные, книжно-журнальные, газетные и газетно-журнальные. КАЧЕСТВЕННАЯ ПРЕССА – издания, рассчитанные на высокообразованного читателя со средним и высоким доходами. ОМБУДСМЭН – должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан. 2. Журналист (юрист), расследующий жалобы граждан в отношении действий государственных органов, правительственных чиновников, средств массовой информации и журналистов. ИНФОРМАЦИЯ – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ – гражданин, физическое лицо, в силу своего положения и полномочий располагающий сведениями, которыми интересуются СМИ. ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО — специализированное информационное предприятие (организация, служба, центр), обслуживающее СМИ. Его основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на его продукцию. Функционирование агентства ориентировано на сбор новостей. Россия: ИТАР-ТАСС, РИА Новости, Регнум. Интерфакс. Мир: Agence France-Presse, Al-Jazeera, Associated Press, BBC News. СПб: БалтИнфо, Итар Тасс в СПБ, Регнум, РосБалт, Интерпресс, Северо-Запад. ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ - каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: название издания; учредитель (соучредитель); фамилия, инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет – также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое); тираж; цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»; адреса редакции, издателя, типографии. ТИРАЖ – количество экземпляров разового выпуска периодического издания, обусловленное объемами подписки и розничной продажи. Т. – один из показателей успешности газеты на информационном рынке. ВЕРСТКА – процесс формирования полос из гранок набора, линеек, заголовков и шапок. ГЛАВНАЯ ПЕРЕДОВИЦА – ведущий материал страниц ДАЙДЖЕСТ - краткое изложение; обзор; периодическое издание, перепечатывающее материалы из других СМИ, а также иных источников. ЛЭЙАУТ – графическое оформление – заполнение поверхности печатных страниц газеты рамками, заголовками, рекламой, таблицами, рисунками, снимками. МАКЕТ ГАЗЕТЫ – графический план размещения на странице заголовков, иллюстраций, снимков, графики. Колонки (45-50 мм) ЛИД – первый абзац текста, содержащий самую важную информацию БЭКГРАУНД - информация, которую можно использовать без уточнения источника; второй план текста, дополнительные сведения. ДЭДЛАЙН – последний срок подачи текстов в номер |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы