Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Архетип Верховного Жреца (Папы)



"Традиция, традиция..."

("Скрипач на крыше")

У него поначалу было много общего с Наивысшей Жрицей, поскольку он был призван для того, чтобы служить людям в качестве посредника между ними и Богом, однако он не так любил людей и не так стремился служить им. Кроме того, он был слишком тесно связан с троном и Императором. Он санк­ционировал его власть утверждением, что она – от Бога и никто на Земле не может этого изменить. В свою очередь, Император милостиво принял это утверждение и стал ревностно его охранять, хотя и в несколько ином значении, нежели это трактовали мудрые женщины, советницы Императрицы. Так на земле появилась Догма – нечто, во что надлежало верить безусловно, что не подвергалось сомнению.

Верховный Жрец пробовал играть роль сурового, но справедливого отца. Но, к сожалению, это был отец, который все более и более отдалялся от своих детей. Вместо служения людям, Верховный Жрец заботился о том, чтобы они служили ему. Он сумел отодвинуть в сторону Мага, развив и углубив собранные им знания, и стал при Императоре чем-то вроде главного советника. Обладатель власти поддерживал Верховного Жреца своим авторитетом, а тот поддерживал власть Императора, твердя людям, что Император – наместник Бога на Земле. Маг понял, какую совершил ошибку, но было уже поздно. И он теперь должен был уйти в тень с теми остатками знания, которые не смогли у него вытянуть ни Верховный Жрец, ни Император, и в глубокой тайне их развивать и углублять. Так продолжалось сотни лет, и хотя сейчас никто не заставляет никого прятать знание, сила привычки приводит к тому, что эти знания называются тайными науками и ими занимаются люди, происходящие от клана Магов.

Еще худшая судьба была уготована Наивысшей Жри­це. Она была объявлена еретичкой и ведьмой, ее сжигали на кострах, называли демонической женой Дьявола. Она и на самом деле была ведьмой, так как "ведала" всем на свете, и это "ведение" было для нее путеводной нитью. Эти обвинения были выдвинуты Верховным Жрецом, который видел в Наивысшей Жрице угрозу своему положению. Он отдавал себе отчет, что Наивысшая Жрица лучше понимает простых людей, бескорыстна в своих делах и умеет разговаривать с Богом, не используя для этой цели неизменных Догм.

Верховный Жрец глубоко верил в Бога, но не понимал Его истинной сути. Ему казалось, что Бог, который создал Вселенную и всю красоту Земли и Неба, требует материальных доказательств веры в Него. Он считал, что если ему удастся создать схемы и правила вероисповедания, если он построит огромные соборы и храмы, то тем самым доставит радость Богу. И бесполезны были аргументы Жрицы, что Храм необходимо построить в человеческом сердце, а веру проявлять так, как этого требует душа человека. Верховный Жрец настоял на своем, а Наивысшая Жрица, также как и Маг, должна была постоянно скрываться от преследовавших ее слуг Верховного Жреца.

Так Верховный Жрец избавился от своих противников, получил абсолютное влияние на Императора и смог сам решать многие государственные вопросы. Бог стал в его руках орудием для устрашения людей, а накопленное знание о мире природы помогало ему сеять ужас. Чтобы еще больше возвеличить религию (а может, самого себя?), он начал возводить огромные храмы, а для скрытого от простых людей развития науки приказал строить монастыри. Хотя вначале он был глубоко верующим человеком, со временем его вера превратилась в сухую Догму, которая подчиняла все. Бог не стал ближе к человеку, а напротив, отдалился от него. Знание, некогда-то полученное Магом, и также Любовь и Вера, провозглашенные Наивысшей Жрицей, объединенные под его властью, уже не были доступны простому смертному. Глупец по-прежнему оставался беззащитным и одиноким.

Верховный Жрец создал собственную традицию и стал ее ревностным хранителем. Каждый, кто отступал от нее, объявлялся еретиком или изменником родины. Человеческая жизнь, которая была высшей ценностью для Жрицы, перестала цениться так высоко. Снова наступили тяжелые времена для простых людей. Кто хотел чего-то достигнуть, должен был склониться под властью Императора и Верховного Жреца. Эти двое присвоили себе право быть учителями и наставниками человечества. Без их позволения невозможно было что-то изменить. К счастью, зерно, посеянное Магом и Наивысшей Жрицей, робко, но все-таки прорастало. Люди научились самостоятельно думать, и хотя им не всегда хватало смелости прямо выражать свои сомнения, часто в глубине души они чувствовали, что не все так однозначно, как утверждали Император и Верховный Жрец.

Но со временем оба властителя, духовный и светский, поняли, что силовые методы не всегда дают ожидаемые результаты, и стали понемногу смягчать бремя деспотизма. Они объявили себя меценатами, покровителями наук и искусств – разумеется, в рамках строго очерченных границ.

Это, однако, привело к настоящему расцвету талантов. Люди пытались выражать свои печали и радости в живописи и музыке, искать слова для описания своей любви к Богу и красоте Мира. Они непроизвольно стремились передать частичку себя другим людям. К сожалению, и Император, и Верховный Жрец быстро поняли, какую опасность их власти несет свободное и независимое творчество. Но, не желая отказываться от образа покровителей искусств, они ввели систему контроля над ним – цензуру. Все их действия имели целью абсолютную власть над человеческой Душой. Но они не учли одного: человеческая Душа по природе своей свободна – ничто и никто не в состоянии ее закабалить. Можно контролировать тело, можно даже контролировать ум, но невозможно осуществить контроль над человеческой Душой, так как именно в ней сокрыто Божественное начало, что и делает ее независимой.

Человек захотел найти такую область или сферу своей жизни, где он мог бы свободно себя выразить, осуществлять выбор и принимать решения. Такой сферой стала Семья. Человек нашел крупицу свободы в выборе спутницы своей жизни, в построении семьи, в принятии решений о том, как ему жить и по какому пути идти. Символом этих процессов стали Влюбленные.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Архетип Влюбленных

"Именно любовь, а не классическая немецкая философия,

является объяснением этого мира".

(О. Вильде)

Наблюдая происходящее в окружающем мире, человек понял, что должен сам принимать решения, относящиеся к собственной жизни, потому что те, кто ранее делал это за него, либо ушли в тень, как Маг и Наивысшая Жрица, либо вознеслись так высоко, что стали опасными или недоступными, по­добно Императору и Верховному Жрецу. Первым, с чем встретился Глупец в этой ситуации, была необходимость выбора жизненного пути. Человек должен был ответить сам себе на вопрос, хочет ли он жить по распоряжениям и приказаниям обоих властителей или желает идти собственным путем, без сомнения, более трудным и опасным, но зато свободным и независимым. Этот выбор оказался непростым, а принятые решения разделили людей на праведных и неправедных. Мир снова и снова пытались поделить на черный и белый, забывая о том, что не все так однозначно. Ничто не может быть абсолютно добрым или абсолютно злым. Чтобы существовало позитивное, необходимо существование и негативного. Как мы могли бы поверить в существование добра, если бы не было соответствующего ему зла? Таким образом, ничто не является только добрым или только злым.

Человек, испытывая огромное давление со стороны власти, ее вмешательство во все сферы жизни, стремился создать себе такой островок, такое место, где он мог бы остава­ться свободным и вести себя согласно своим собственным убеждениям. Таким местом стал Дом. Глупец еще не забыл ужас, который он пережил, когда стихия уничтожила его жилище, поэтому теперь он очень тщательно выбирал для него место. Он заботился о том, чтобы разумно использовать природные условия, чтобы обезопасить себя от диких зверей и ... других людей, он хотел, чтобы в его доме поселились добрые духи. Инстинкт самосохранения подсказал ему, в каком именно месте, его дом будет безопасен, а где нельзя ставить даже хозяйственных построек, потому что там обитателям могут грозить болезни и несчастья. Таким образом, каждый старался создать себе Дом, и чем человек был богаче, тем Дом был больше, красивей и надежней.

Глупец не забыл и ужасного одиночества, сопровождавшего его во время катаклизма, стершего с лица земли его предыдущую жизнь, а также чувства бесприютности, возникшего у него в начале странствия и познания мира. Он видел Императора, которого сопровождали огромная свита, двор и жена, приносящая ему сыновей. Он видел также иерархов, окружавших Верховного Жреца, и понял, что человек не должен быть одинок, что душевная сила человека находит свою реализацию в любви к ближнему и в ответной любви ближнего к нему. Теперь оставался только шаг до потребности в создании Семьи, которая будет жить в Доме. Глупец любил чистой и наивной любовью, но Влюбленные – это уже не один человек, это пара. Два человека, выбравшие друг друга, движимые стремлением быть вместе в радости и в горе, связанные чувством взаимной принадлежности. Они стали символом настоящего партнерства, доверия и последовательности в принятии совместных решений. Дом наполнился жизнью, в нем появились дети, за которых оба Влюбленных чувствовали ответственность и одаривали их любовью. Они хотели дать своему потомству как можно больше, гарантировать ему хорошее будущее. И здесь снова необходимо было принимать решения, ответственность за которые в равной мере разделялась ими обоими.

Самой большой проблемой Влюбленных стали, однако, те, кто любой ценой стремился вмешаться в их жизнь. Больше всего на них пытались "давить" стареющие Императрица и Император, мать и сын, которые сами прожили друг с другом много лет и были уверены, что их опыт и авторитет дают право вмешиваться в жизнь молодых. Они считали, что таким способом смогут уберечь Влюбленных от ошибок, которые когда-то сами совершили. Они хотели сохранить мир неизменным, пытались играть роль хранителей традиции, понимаемой ими, однако, слишком консервативно. Влю­бленные же искали развития и изменений, которые бы сделали их жизнь лучше и счастливей. Они двигали мир вперед, ибо чувствовали, что ничто не вечно, что все меняется. Поэтому Влюбленные достаточно часто вставали перед проблемой выбора, подчиниться воле старших или же, рискуя вызывать их гнев, все-таки идти собственным путем, руководствуясь голосом своего сердца. И их любовь была так сильна, что чаще всего Влюбленные выбирали собственный путь, на котором в очередной раз сталкивались с сопротивлением уже со стороны Верховного Жреца, обставлявшего их союз тяжкими требованиями, ссылаясь на Догму и законы религии. Много барьеров и препятствий должны были преодолеть Влюбленные, чтобы осесть в собственном Доме и создать Семью. Удавалось это только самым мужественным и тем, в ком жила настоящая любовь, поскольку только она была, есть и будет мощнейшей силой, которая существует в нашем мире.

Если Влюбленным удавалось преодолеть трудности, возникавшие на их пути, то им начинали помогать добрые духи на Земле, а Бог на Небе улыбался от удовольствия, видя, что Божественное начало любви, привитое им человеку, наконец-то восторжествовало. Кроме того, им тайно помогала и Наивысшая Жрица, радуясь, что не все люди заразились болезнью, называемой "власть", и не все сердца оказались заморожены суровой Догмой.

К сожалению, люди, прятавшиеся в своих Домах и хранящие любовь около семейных очагов, начали тревожить Императора и Верховного Жреца. Подданные вырывались из-под их правящей десницы, все трудней становилось осуществлять контроль над их телами и разумом. Властители решили, что пора снова сделать свободолюбивых людей ("людишек" – прим. переводчика) покорными. Верховный Жрец хорошо знал человеческую душу и нашел способ. Этим способом оказалось Честолюбие. Была введена иерархия, награждались послушные и выдвигались покорные. Образовалось неравенство между людьми, а ведь их приучили сравнивать себя с другими. Человек захотел успеха и славы и все активней к ним стремился, не считаясь с тем, что добиваться этого часто приходилось в ущерб другим и даже в ущерб собственной Семье. Символом амбициозного стремления человека к успеху стала Колесница.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Архетип Колесницы

"А нужно ли было кому-то с кем-то сражаться?"

(В. Шимборска "Атлантида")

Ведомый Честолюбием, умело провоцированный Верховным Жрецом, а также соответствующим образом поддерживаемый вниманием Императора, человек захотел выделиться среди соотечественников. Стало расти его ЭГО, которое все больше определяло поведение Глупца, возжелавшего в подражание своим властителям и учителям окружить себя славой и почестями. Верховный Жрец, используя свое знание человеческой души, без труда подталкивал человека к желательным для себя действиям – то есть к таким, которые могли бы удовлетворить амбиции Глупца. Все предыдущие намерения и планы человек отодвинул в сторону. Чувствитель­ный Влюбленный, заботливый семьянин, созерцатель мира исчез. На его месте появился амбициозный вельможа, ортодоксальный блюститель догм, навязанных Верховным Жрецом, и грозный рыцарь свиты Императора. Даже идею Дома он превратил в аргумент, позволяющий ему толковать ее так: всегда что-то угрожает Дому, надо уметь его защитить.

Напрасно Наивысшая Жрица объясняла, что бряцать оружием и угрожать тому, кто иначе понимает идею Бога или придерживается иной традиции, – зло и такая постановка вопроса не принесет людям ничего хорошего. Ее слова, произнесенные вполголоса, доходили не до всех, а те, кто их слышал, не всегда хотели к ним прислушаться. Даже голосу Императрицы, предупреждающей об опасности наступательных войн, никто не внимал, объясняя ее опасения, проявлением слабости, свойственной женщине. И когда первый человек, превратившись из Влюбленного в Воина, оставил домашний уют, взял в руки меч и запряг коней в колесницу, то его примеру последовали и другие, влекомые амбицией и не желающие оставаться в "хвосте поезда". Но идея Любви, Дома и Семьи была еще слишком сильна, поэтому в качестве противовеса необходимо было найти что-то новое и столь же сильнодействующее. Верховный Жрец как главный идеолог государства умело взялся за работу, и на огромных знаменах, развивающихся в его руках, появились лозунги: Бог, Отечество, Честь. Сами по себе эти понятия не были негатив­ны, они несли в себе красоту и глубину, но властители сумели поставить их на службу исключительно своим интересам, абсолютно игнорируя их первоначальный позитивный смысл. И вот была собрана огромная армия молодых и зрелых людей, побуждаемых к действию Честолюбием, гонимых желанием славы и приумножения богатства. Целые полчища колесниц, увешанные полотнищами и знаменами с указанными девизами, двинулись туда, где можно было добыть трофеи. А Бог печально взирал с Неба на то, как Его имя используют для резни, злодейств и насилия.

Но человек, к счастью, имел не только тело и разум, но и душу. И в то время как двое первых стали невменяемыми и, разъезжая на колеснице, сеяли разорение и разрушение, в душе, которая вначале молчаливо страдала, видя все эти безобразия, постепенно начинал усиливаться и крепнуть протест. Ужасы войны ее не сломили, а только закалили. И вот на колеснице появился воин, который не только умел в совершенстве владеть оружием, но и был способен на нравственные переживания. Он теперь видел перед собой не только дорогу, проложенную мечом. Он понял, что путей великое множество и только он сам в состоянии выбрать тот, которым ему суждено идти. К тому же в пылу сражений он вспомнил образ своей Возлюбленной, которая осталась в Доме, и его охватила ужасная тоска по ней. Временами носта­льгическое воображение рисовало ему родной Дом, но Честолюбие, столь умело в нем пробужденное, и его гордое Эго не позволяли сложить оружие и звали в бой. Запряженная конями Колесница вела его от победы к победе, увозя все дальше от Дома.

Молодой рыцарь выработал свой собственный нравственный кодекс, где Бог, Отечество и Честь стояли на первом месте. Он победил страх, научившись в совершенстве владеть оружием. Он перестал бояться, и все меньше в нем чувствовался Глупец, постепенно превращавшийся в цивилизованного человека. Ему приходилось все чаще испытывать угрызения совести, особенно когда он видел трупы и пепелища – результат своей неустанной деятельности. Эти картины его угнетали, и он пытался найти оправдание. Он говорил себе, что сражается, чтобы защитить своих близких, чтобы обеспечить безопасность своему Дому и Семье, чтобы уберечь отечество от внешних врагов, чтобы приумножить величие Императора и Бога. А методы, которые он использовал? Увы, "цель оправдывает средства". Благодаря его подвигам на самом деле росло величие Императора и Верховного Жреца, но что получали его собственная семья и отечество? Нужно ли все это было Богу?

На эти вопросы не было ответа, а Колесница неслась все быстрее, принося очередные победы, славу и почести. Рыцарю, восседающему на Колеснице, это нравилось. Он старался быть честным и благородным. Мог себе позволить не убивать беззащитных и не разрушать их Дома. Его слава триумфатора и победителя давала ему возможность самому выбирать противников и трофеи, которые необходимо было добыть. Ему импонировало, что многие испытывают к нему уважение и восхищаются им. Он слишком сильно этого хотел. Ему и в голову не приходило, что за этим кроется обыкновенный страх, – ведь он чувствовал себя сильным и ему казалось, что он впервые избавился от страха. Он наивно полагал, что мир, в котором он живет, наконец-то стал добрым и благородным. Но в этом-то он как раз и ошибался: люди в своем стремлении к власти не любили сильных и равных. Император и Верховный Жрец должны были теперь считаться с Рыцарем, так как слишком ярким стало сияние его славы и его уже нельзя было по-тихому убрать. Колесница вознесла Рыцаря так высоко, что его самоволие надо было как-то укротить. Для этой цели властители решили использовать Справедливость, которая и прежде служила человеку, но на этот раз ее облачили в одеяния Закона.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Архетип Справедливости

"Пусть закон всегда означает закон,

а справедливость – справедливость".

(Ю. Тувим "Польские цветы")

Справедливость была подругой Наивысшей Жрицы. В своем прежнем служении людям она руководствовалась чувством внутренней правоты, которое жило в каждом человеке. Она решала все споры и недоразумения, возникавшие между лю­дьми, старалась примирять противоборствующие стороны, чтобы сохранить гармонию и равновесие. Она также была хранительницей традиции, но, понимая, что развитие неизбежно, не препятствовала ему, а пыталась согласовать новшества со старыми обычаями.

Конечно, она тоже могла быть суровой, но только если этого требовали обстоятельства. Когда кто-то нарушал об­щепринятые правила, глумился над существующим порядком, то из всепонимающей мудрой женщины она превращалась в строгую и беспристрастную хранительницу Закона, но при этом никогда не бывала предвзятой и, оценивая человеческие поступки, всегда взвешивала все "за" и "против", пре-жде чем вынести свое суждение. Люди ценили Справедливость, и, когда не могли сами решить свои конфликты, то доверчиво вручали себя в ее руки. Она была бескорыстна – некоторые называли ее слепой, так как она ничего не делала для собственной выгоды. Она относилась одинаково к богатым и к бедным. Ее достоинство и естественное величие заставляли всех уважать ее. Она поддерживала униженных, защищала угнетенных, несла гармонию и порядок в мир, который еще не был до конца безопасным. Она ценила жизнь не меньше, чем Наивысшая Жрица, но немного иначе, концентрируясь на человеческом Бытии, оберегая его от опасностей. Она устанавливала правила, которые необходимо было выполнять в отношениях между людьми, развивала в них чувство справедливости и собственного достоинства. Подобно Магу, она ценила знание, хотя концентрировала свое внимание на "внешних" (естественных – прим. переводчика) науках. Она вникала в глубины человеческой души, но при этом хотела, чтобы науки, которыми она занималась, были доступны каждому. У нее было много общего с Императрицей – она была так же строга к людям, но не забывала об их интересах.

Так было прежде – до того, как Император и Верховный Жрец решили использовать Справедливость в своих целях. Теперь же они хотели, чтобы она помогла им в борьбе с удачливым и прославленным Рыцарем, триумфальным победителем, восседающим на Колеснице, а также со множеством других независимых людей, которые хотя в открытую не боролись с властью, но осмеливались иметь собственное мнение о многих событиях, происходящих в государстве. Было ясно, что Справедливость по своей изначальной сути не могла слу­жить инструментом для расправы с инакомыслящими, поэтому к ней приставили Закон – суровый, бездушный, пристрастный и абсолютно послушный той власти, которая дала ему жизнь.

Закон очень часто оказывался в явном противоречии с человечной Справедливостью, примеряя себя к потребностям власти и с разной меркой подходя к простым смертным и сильным мира сего – слугам Императора или Верховного Жреца. И хотя Справедливость по-прежнему владела миром, ее власть была мнимой– всем управлял Закон. Именно Закон привел к возникновению Великой Инквизиции, заполнив сотнями невинных жертв тюрьмы и каменоломни, разведя костры, где сжигали людей, которые думали не так, как этого хотела Власть. По его приказу были созданы полиция и жандармерия, преследовавшие инакомыслящих или просто неугодных власти людей. По его прихоти доносительство на близких перешло в разряд добродетели. Часто ни в чем не повинные люди страдали, а настоящие преступники оставались на свободе, поскольку их оберегал фальсифицированный Закон. Суды, которые во времена настоящей Справедливости были честны и ставили перед собой цель выявить пра­вду, дойти до сути дела и вынести справедливый приговор, теперь казались пародией на самих себя. Дела выигрывал тот, кто стоял ближе к Власти или имел средства на подкуп судьи. И Глупец, решивший было, что он в безопасности и что мир, в котором он живет, стал цивилизованным, в очередной раз убедился в своем заблуждении.

Но Справедливость не захотела со всем этим смири­ться. И если сначала она подчинилась существующему порядку вещей, то затем очнулась и начала бороться за себя. Она не пожелала санкционировать деятельность Инквизиции, пристрастные и несправедливые приговоры церковных иерархов, осуждающие невинных людей на казнь. Она хотела отделить себя от пародии на судебные процессы, где ее именем приговаривали к смертной казни или к пожизненной каторге. Она публично протестовала против пыток и психических издевательств над человеком с целью вытянуть у него признание вины. Не всегда ее протесты приносили пользу, а порой и сама Справедливость попадала за решетку, и тогда в стране наступали периоды беззакония, и несправедливые приговоры выносились один за другим. Но поскольку Справедливость все-таки была необходима всем – даже Императору и Верховному Жрецу – ее нельзя было долго держать в заточении. А когда она выходила на свободу, то снова громко и открыто протестовала против несправедливого манипулирования Законом.

Благодаря этому Глупец увидел, что Справедливость одна для всех – для простого человека и для властителя. Он понял, что Закон придумывают люди, стоящие у власти, и стремятся, чтобы он был выгодным для них, тогда как Справедливость слепа и бескорыстна и потому не делает исключений ни для кого. Глупец понял также, что именно он должен помочь Справедливости в борьбе за ее вечные идеалы, но по-прежнему боялся. Он теперь он жалел о том, что позволил пристрастному Закону преследовать Наивысшую Жри­цу и Мага, так как чувствовал, что именно они могли стать его союзниками в борьбе за Справедливость. Он раскаивался, что не поддержал Императрицу, когда она старалась сохранить прежний порядок, восходивший еще ко времени ее пра­вления, и что не воспользовался знанием, которое когда-то предлагала ему Справедливость. Он остался Глупцом, несмо­тря на весь опыт, полученный в своем странствии. Он снова не знал, что ему делать и к кому обратиться за советом и поддержкой. Внешний мир не давал ему ответа на мучившие его вопросы.

Глупец вспомнил Мага, его знание о человеке, человеческой душе и силах, дремлющих в ней. Он чувствовал, что именно там сокрыты решения всех волнующих его проблем, но без руководства Мага не видел, как можно добраться до этих потаенных источников. Интуитивно он догадывался, что должен их найти, и поэтому снова отправился в странствие. Но он был уже обогащен предыдущим опытом и не так испуган и растерян, как в самом начале. Хотя он оставался по-прежнему одинок. Правда, теперь в результате внутреннего выбора он осознал, что такое странствие можно осуществить только самому. Символом этого странствия стал Отшельник, ищущий источник знания о Человеке.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Архетип Отшельника

Самая трудная дорога ведет внутрь себя.

Несмотря на то что Глупец долго искал во внешнем мире ответа на мучившие его вопросы и прошел в своих поисках множество дорог, он постоянно ощущал, что блуждает впо­тьмах и не находит нужных ему решений. Ему даже стало казаться, что в начале пути он был ближе к истине, чем теперь. Он попробовал мысленно проследить свой путь, чтобы найти, где он совершил ошибку. Но это было непросто сделать, так как дорога была трудна и длительна. Иногда она напоминала спираль – человек выходил из какого-то места, шел-шел-шел, но в итоге оказывалось, что, сделав много кругов, он возвращался туда, откуда вышел. Это, с одной стороны, несколько обескураживало человека, но, с другой – помогало делать более осмысленным выбор направления движения.

Теперь он гораздо тщательней выбирал маршрут. Он стал более опытным путешественником; более зрелым и мудрым в созерцании, размышлении и выводах, которые делал из увиденного. Он знал, что должен сконцентрироваться на познании себя, своей внутренней сущности, на выработке систем ценностей, которые будут освещать его дальнейший жизненный путь и благодаря которым ему легче станет уп­равлять своей жизнью. Он утвердился в мысли, что понимание внешнего мира ничего ему не принесет, если он не будет понимать себя изнутри. Он вспомнил Мага и его стремление исследовать и понять человеческую душу. Он теперь был с ним согласен: да, именно в ней находится ключ ко всему, ключ к пониманию мира, природы, Бога, Законов Вселенной, а также энергий, которые по повелению Создателя наполняют этот Мир, Космос и такую его ничтожную часть, какой является Человек. Он сознательно начал искать знание, которое собрал и сокрыл когда-то Маг. Он припомнил и то, чему учила его Наивысшая Жрица, с любовью служившая людям, посредничавшая между Человеком и Богом. Он начал понимать мотивы ее поступков, подсознательно желая ее присутствия и заботы.

Еще до того как человек начал свое странствие в поисках Нового Знания и Понимания, он открыл в своей душе существование двух разных слоев: сознания и подсознания. К сожалению, он не знал, какому из них отдать главенствующую роль: рациональному и логическому сознанию, которое направляло его разум и умело все объяснить, или иррациональному ускользающему подсознанию, которое зачастую могло все перепутать, но управляло его интуицией.

Бывали моменты, когда он уже хотел отказаться от странствия, смириться с существующими обстоятельствами, приспособиться к ним и научиться в них жить. Однако до конца это ему не удавалось. Наступала минута, когда что-то толкало его вперед, указывало направление, в котором надо идти, не позволяло остановиться и успокоиться. Раздираемый сомнениями, Глупец решил искать совета и помощи у Бога. Но он не хотел в разговоре с Ним использовать посредничество Верховного Жреца, а с Наивысшей Жрицей, которая скрывалась от преследующего ее Закона, ему трудно встретиться. Он должен был решиться на подвиг и попробовать это сделать без посредников.

Превозмогая страх и тревогу, охватившие все его существо, он возвел глаза к Небу и направил туда свое Слово. Это Слово нельзя уже было назвать молитвой, так как это был скорее подавленный страхом крик о помощи. Каково же было изумление Глупца, когда он понял, что его Слово услышано, что ему дан ответ. Бог, который до этого времени казался устрашающим, далеким и ужасным, явился для него любящим отцом, заботящимся о своих детях, не оставляющим их без помощи. Его советы развеяли сомнения Глупца и облегчили принятие решения. Бог не соглашался с бесправием, существующим в мире, не хотел, чтобы человек Его боялся и, принуждаемый к этому жрецами, в страхе падал перед Ним на колени. Но Он хотел, чтобы человек сам нашел свое место в мире, познал самого себя и принес на Землю гармонию и любовь.

Направляемый Божьим Словом, Глупец облачился в простую одежду, взял в руки посох странника и фонарь, который должен был освещать его путь, и отправился в свое очередное странствие, но уже не как Глупец, а как Отшельник – то есть человек, который по собственному выбору самостоятельно искал ответы на вопросы, относящиеся к человеческому Бытию. Он шел в одиночестве, ибо только так можно пройти свой путь. Никто, кроме него самого, этот путь никогда не пройдет и никто не может в нем участвовать. Каждый из нас является Отшельником и путешественником в глубину собственной души. И единственным нашим попутчиком может быть только Благой Господь, который поддерживает каждого, кто отправляется на поиски духовного развития и самопознания.

По разным дорогам странствовал Отшельник, износил не одну рубашку, стер не одни сапоги и сломал не один посох. Много трудностей было на его пути, но ничто не могло остановить его. Люди предлагали ему передохнуть, остановиться и начать оседлую жизнь, но он их не слушал. Он шел и шел, ведомый голосом Бога, часто не слышным другим людям. Он все глубже познавал себя, свои внутренние силы и возможности Он познавал также свои слабости. Он встретил в своих странствиях и Мага, и Наивысшую Жрицу, говорил с ними и понимал их советы и призывы. Он понял всю тройку властителей и мотивы, руководившие ими, но понял также и простых людей, желавших иметь Дом и Семью или гонимых Тщеславием, которое давало надежду на легкую добычу. Благодаря всему этому, Отшельник смог подняться над земной повседневностью, и, хотя Император умолял его стать своим советником, а Верховный Жрец признал его заслуги, не подвергнув даже сомнению его разговор с Богом, хотя сам Отшельник знал, что собрал уже огромное знание, – он по-прежнему странствовал и не прекращал своих поисков. Он научился соглашаться с тем, чего не мог изменить, пробовал изменить то, что мог изменить, но самым важным стало то, что он научился отличать первое от второго. В земной жизни для него теперь не было тайн. Он знал, что постиг земные законы, но подсознательно чувствовал, что существует еще много всего, о чем он ничего не знал, но что мог предугадывать. Он готов был странствовать бесконечно, чтобы углубить это знание, и чувствовал, что каким-то волшебным образом ему хватит на это времени. Он ответил на вопросы, которые мучили его здесь, на Земле, но он хотел найти также ответы, которые относились к тому, что будет потом, по ту сторону "блика тени". Дальнейшее его путешествие символизирует Колесо Фортуны.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Архетип Колеса Фортуны

"Крутись, крутить, веретено,

Вейся, вейся, нить моя!"

(Дж. Чешот "Прялка")

Отшельник приблизился к Богу и научился говорить с ним без участия Верховного Жреца и Наивысшей Жрицы. При непосредственном контакте он смог лучше понять Божественную природу и, выполняя полученные от Бога советы, уже знал, что должен делать, чтобы претворить их в жизнь. Он увидел, что Бог не страшен и совсем не безразличен к страданию человека. Он понял, что Бог не хочет, чтобы человек был несчастным, а наоборот, стремится, чтобы люди научились жить в согласии с собой и в гармонии с внешним миром. Он начал углубляться в учения Божьих посланцев на Земле: Иисуса, Будды, Магомета. Он тщательно изучал откровения различных религий, распространенных в разных частях света – от индуизма и иудаизма через христианство и буддизм – вплоть до ислама. Глубоко изучив их все, он в каждой обнаружил одно и то же: подсказки и рекомендации человеку, как жить, чтобы достичь благодати в этой суетной жизни и спасти свою душу после смерти. Любая из этих религий провозглашала те же принципы жизни в мире и согласии со всеми людьми, взаимопонимания, честности и воздержанности, направленности на путь духовного развития. Ни одна из них не несла в себе агрессии, ненависти и зла.

Отшельник не мог понять, почему на земле все время происходят религиозные войны, почему во имя того же самого Бога, хотя и по-разному называемого, люди идут в бой. Господь призывал ценить любую жизнь, а Его последователи, независимо от религиозной принадлежности, с Его именем на устах, убивали и насиловали, утверждая, что делают это ради Его прославления. Бог хотел, чтобы люди жили в дружбе, а они постоянно враждовали, Он желал, чтобы землей владела Любовь, а вместо этого конквистадоры огнем и мечом рас­ширяли пространство для своей религии. Каждый правитель под видом защиты своей веры, старался добыть большую власть для себя.

Отшельник, собравший огромное знание о человеке, мотивах его действий и духовных слабостях, на это все мог смотреть как бы со стороны, но при этом его не могло не беспокоить такое положение вещей. Он уже знал, что человеческая судьба "крутится веретеном", что она слишком изменчива и не всегда зависит от самого человека. Он пробовал объяснить своим согражданам основы причинно-следствен­ных связей. Он говорил им, что не бывает действия, которое осталось бы бесследным. Он пытался растолковать людям законы жизни и причины их возникновения. Он знал, что Бог, который дал Человеку жизнь, дал ему и свободу воли, но, с другой стороны, обязал его относиться с ответственностью ко всему, что он совершает.

Верховный Жрец пугал адептов официальной религии адским пламенем и всемирным потопом. Отшельник заглянул глубже и понял принципы устройства Колеса Судьбы – Колеса Фортуны. Он знал, что Бог не так жесток, чтобы дать человеку только один шанс на Спасение. Бог знал, что создал человека весьма несовершенным существом, которое только здесь, на земле, способно достичь вершины своих духовных возможностей при помощи развития личности и общественной эволюции. Отшельник изо всех сил старался передать людям это знание, а также то, что каждый из них должен выполнить свою миссию, и пока он этого не сделает, земля не отпустит его от себя навсегда. Колесо Фортуны оче­редным своим поворотом приведет его к очередному перевоплощению, чтобы он мог завершить миссию, к которой был призван.

Таким образом, Отшельник достиг древнего знания о том, что человеческое Бытие обусловлено поступками прошлых воплощений; реинкарнация в новой жизни зависит от того, как мы жили и что делали в прошлой. Колесо Фортуны скрывало в себе гораздо более древнее понятие Колеса Сансары, постоянным вращением чередующее последовательные перевоплощения, которые могут ничего не изменить в жизни человека, могут принести гораздо худшую жизнь, а могут и напротив – вознести человека на более высокие ступени социальной лестницы и духовного развития, если его поступки в прежнем воплощении были благородны, побуждения – чисты, а работа над собой создавала хорошую карму и помогала исполнить предначертанную ему миссию. Бог устами Отше­льника хотел сказать людям, что только жизнь в согласии с самим собой, работа над личностью, а также принятие того, что неотвратимо следует из жизненного предназначения, принесет человеку внутреннее спокойствие и ощущение радости жизни.

Колесо Фортуны символизирует предназначение и судьбу, которые ожидают человека, но они не являются Абсолютом, данным Свыше и независящим от самого человека, ибо Бог дал ему сначала свободу воли, а только потом ответственность. Поэтому, если человек в предыдущем воплощении "наработал" плохую карму, то теперь он может ее "отра­ботать", исправляя свои ошибки, недостатки характера, духовно развиваясь и стремясь к познанию себя, естественных законов, управляющих миром, и Божественного Замысла о себе. Жизнь без развития, без использования потенциала, который дает человеку Колесо Фортуны, отстаивание позиции "принимайте меня таким, каким меня создал Господь", – все это гарантия следующего воплощения на земле в гораздо худших условиях. Это очень похоже на эволюцию в природе, где слабые или слишком самоуверенные виды, уменьшаются в численности или вымирают. Однако если человек будет работать над собой, совершенствуя свой характер, жить в согласии с собой и миром и честно выполнять свою миссию, он может достигнуть Спасения либо перевоплотиться на более высоком уровне, что позволит ему развиваться дальше. Символом работы над собой, усовершенствования характера и принятия полной ответственности за свою судьбу и миссию является Сила.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Архетип Силы

"Но оставлю я по себе фатальную силу, которая мне,

живому, ни к чему... разве что увенчать себя ею".

(Я. Словацкий "Мое завещание")

Так свершился первый оборот Колеса Фортуны: человек впервые прошел полный круг, собрал первоначальные знания и приобрел опыт. Он попробовал освоить внешний мир, подчинить стихии и обратить их себе на службу, научился строить прочные и безопасные жилища и защищать себя от диких зверей и других опасностей. Он уже умел использовать медицинские знания, познал веру и молитву. Религия и светская власть заставили его функционировать в системе социальных отношений, которые он же и сформировал. Он стал богаче и добился благосостояния для себя, своего рода и государства, научившись использовать огонь и развив ремесла. Он прикоснулся также к глубинам своей души, открыв в ней много такого, что способствовало его духовному развитию. Так замкнулся первый круг Колеса Фортуны – круг человеческой судьбы.

Все эти знания, а также весь предыдущий его опыт были сконцентрированы в коллективном бессознательном человечества. Каждая новая сущность, приходящая в мир, могла при помощи символов и архетипов, содержащихся в легендах, мифах и сказаниях, получить бессознательное знание. В том же вместилище пребывала интуиция, которой рациональное сознание отказывало в существовании, а также чувствительность и неограниченные возможности человеческой Души. Это был уже следующий оборот Колеса Фортуны. Человек приходил в мир все более сильным и мудрым, а опыт предыдущих поколений и предыдущих воплощений позволял ему двигаться дальше, развиваться и достигать нового совершенства. То, что накапливало коллективное бессознательное, через архетипы передалось индивидуальному подсознанию каждого из нас, и ту дорогу, по которой Глупец тащился сотни лет, чтобы пройти полный круг Колеса Фортуны, мы преодолеваем уже в раннем детстве. Жаль только, что мы не можем так же быстро усвоить знание, которое собрал в своем странствии Отшельник. И, к сожалению, его дорогу каждый из нас должен пройти самостоятельно.

С началом очередного оборота Колеса Фортуны человек снова отправился в путь, однако теперь уже он не чувствовал ни страха, ни боязни – его вела жажда познания и уверенность в том, что мир несет в себе много тайн, а он живет на земле, чтобы познать их и открыть другим людям. Его спутницей на этом пути становится Сила, утвердившая его в мысли, что все барьеры и препятствия, на которые он натыкается в своем странствии, существуют только для того, чтобы он смог их преодолеть. Казалось, теперь ничто не может удержать человечество в его развитии и прогрессе. Исчезали белые пятна на картах всех континентов, люди все больше путешествовали. Расстояния между городами сокращались, и люди смогли обмениваться информацией. Человек исследовал землю в поисках скрытых в ней богатств, развивал промышленность и торговлю, создал себе нового Бога. Этим Богом стали деньги. Человек придумывал себе все новые развлечения и забавы, хотел поражать других своим богатством, своими познаниями или славой. Он ни в чем себе не отказывал, не умел найти золотой середины – границы, которая позволила бы ему сохранить равновесие, а также избежать излишеств. Сила, которая вначале побуждала человека к действию, теперь с ужасом взирала на результаты своих добрых намерений. Она хотела, чтобы люди преодолевали совсем не эти барьеры и границы, а развитие человечества пошло в совершенно ином направлении. Снова все действия оказались направлены вовне, снова почти полностью игнорировалось внутреннее развитие.

А между тем настоящая Сила содержится именно вну­три человека. Это – человеческая душа и человеческий разум. Интенсивно развивающаяся внешняя экспансия не позволила людям с самого начала своей экзистенции на земле надлежащим способом сконцентрироваться на внутренних направлениях и заняться их развитием. Несомненно, что, постоянно развиваясь, человечество становится все более мудрым и богатым, но это – только то сугубо материальное богатство, которое можно пересчитать, купить или обменять, тогда как в глубине нашей души сокрыты еще неведомые и нетронутые богатства и сокровища новых возможностей. Иногда мы позволяем им существовать на периферии реальной жизни, поглядывая на них с легким презрением и называя психотроникой или "паранауками", иногда вдруг обнару­живаем их в себе, но почти не задумываемся о таких фактах, что астрономия, к примеру, произошла от астрологии, а не наоборот, а, скажем, нумерология лежит в основе математики и... философии, наконец, Таро вполне может стать для нас внутренней книгой символов и архетипов.

Сила существует в каждом из нас. На самом элементарном уровне к ней можно отнести интуицию, чувствительность и почти не используемые возможности человеческого разума; на более высоких уровнях она проявлена в духовном развитии, в достижении совершенства на тех направлениях, которые саркастически высмеиваются людьми, называющими себя рационалистами. Именно Сила, существующая в каждом человеке, позволяет спонтанному сознанию обратить внимание на необыкновенные явления, о которых Уильям Шекспир писал, что "на Земле есть вещи, которые и не снились философам", исследовать их и углублять. Если ученые обнаружили, что потенциал человеческого разума использован всего лишь на пять процентов, то чему служат остальные девяносто пять? Мы не сможем найти ответа в осязаемой действительности, поскольку речь здесь идет о той Силе, которая, будучи внутри нас, позволяет каждому духовно развиваться, исследовать и познавать то, чего нельзя увидеть во внешнем мире, то, что скрыто иллюзией так называемой реальности. Для этого знания не требуется глубокого изучения, научных титулов и толстых книг. Достаточно иметь широко открытые глаза, внимательно наблюдать мир и людей, а так­же не игнорировать происходящего внутри нас, и тогда Сила, которой Бог одарил каждого, принесет нам свои знания и опыт.

К сожалению, не все хотели это понимать, а многие даже не задумывались об этом, что привело к очередному разделению людей. Большинство, стремясь к овладению материальным миром, пошло внешним путем в поисках славы и денег, меньшинство выбрало трудную дорогу внутреннего развития для выполнения миссии, которую человек получает из рук Бога. Сила пребывает в этих "отщепенцах", она передается из поколения в поколение при помощи коллективного бессознательного, в котором каждый может, но не каждый хочет что-то для себя почерпнуть, так как это нелегкий путь, чреватый ошибками и непредвиденными остановками, символом чего может быть Повешенный.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Архетип Повешенного

Отстаньте вы все от меня!

Решение вступить на путь духовного развития, углубления своего внутреннего мира и познания вечных законов само по себе достаточно трудно. Конечно, гораздо проще жить во внешнем мире, где все подчинено стандартным законам, правят бал известные всем теории и нет никаких "белых пятен". И хотя любой бизнесмен скажет, что в нашем мире действует право сильнейшего (это – всего лишь пример неправильно используемой Силы), гораздо более трудные задачи стоят перед человеком, который пытается понять свой внутренний мир. Это происходит потому, что люди забыли или утеряли в процессе своего исторического развития то знание, которое собирали и умели использовать Маг и Наивысшая Жрица. Зачастую это знание высмеивалось, его называли предрассудком и суеверием (в оригинале здесь очень красивое польское слово "забубон" – прим. переводчика), поскольку оно не поддавалось рациональному анализу. Материальные отношения, в которых находится человек, требуют от него все большей включенности, а темп жизни все увеличивается, вынуждая человека торопиться, и не оставляет ни минуты для размышления о себе и окружающем мире.

Первым условием вступления на путь духовного развития, ведущего к возвращению к себе и к своей утраченной Искре Божьей, является остановка и прекращение той сумасшедшей погони за успехом и деньгами, в которой живут современные люди. Вместо этого человек должен в тишине и уединении предаться созерцанию окружающего мира, друзей и близких, всмотреться в природу, привести свою жизнь в согласие с ее ритмом. Надо просто все поставить с ног на голову и тем самым принять позу Повешенного. Разрушив прежний стиль жизнь, отделив себя от спешки и погони за материальными богатствами, изменив ценностные приоритеты, человек может подготовить почву для своего дальнейше­го развития. Повешенный символизирует человека, обращенного внутрь себя, познающего себя и смотрящего на мир и жизненные ценности с совершенно иной точки зрения.

Однако такие способности не проявляются сами по себе. Здесь мало одного желания. Самопроизвольно это могло происходить с человеком в древнем мире, когда его душа не была так отягощена, как сегодня. Современный же человек, желая глубже познать себя и найти дверь в свой внутренний мир, сначала должен очиститься от штукатурки многочисленных комплексов и запретов. Лучшим рецептом здесь могут быть медитация и молитва, позволяющие осуществить непосредственный контакт души с ее Божественным началом, понять его и расширить свои представления о мире.

Обе эти формы погружения в глубины своей души и очищение от дурных наслоений цивилизации помогут человеку освободиться от прежней реальности. Они выработают новое отношение к миру и его проблемам и позволят дистанцироваться от них. Не нужно много времени, чтобы понять, что то, к чему человек так упорно стремился, за что был готов отдать если не душу, то все свое время, силы, энергию и даже здоровье, не стоит таких жертв. Замедление темпа жизни дает возможность увидеть, как она прекрасна. К примеру, можно остановиться, чтобы полюбоваться заходом Сол­нца, цветущей розой, насладиться пением соловья или жаворонка, вытереть слезы с лица своего или чужого ребенка. Когда-то человек считал это потерей времени, и только теперь Повешенный понял, что это лучшие мгновения жизни, что это они придают ей ценность и... их нельзя купить ни за какие деньги.

Молитва и медитация возвращают человека к Богу, которого он когда-то утратил в жизненной суете, в погоне за деньгами, в стремлении к славе. Повешенный, обретя внутреннее равновесие и душевное спокойствие, соприкасается с Божественным началом своей души, вновь обретает Бога и потребность контакта с Ним. С радостью он видит, что хотя человек забыл о Боге, Бог не забыл о человеке. Благодаря этому Повешенный избавляется от смуты и хаоса, в которые была погружена его усталая и измученная душа, он начинает понимать, какое глубокое спокойствие можно найти в тишине. Все глубже погружаясь в мир молитвы и медитации, он постепенно теряет контакт с внешним миром, ибо, что может его там интересовать, если из этого мира в человеческую душу приходят зло и смута? Не лучше ли оставаться внутри себя в плотном коконе молитвы и медитации?

Но именно здесь человека, вступившего на путь духовного развития, и подстерегает главная опасность. Человек может так хорошо чувствовать себя в позиции Повешенного, обращенного внутрь себя, отгороженного от боли и страдания молитвой и медитацией, удовлетворенного полученным спокойствием, что он пожелает остаться в таком состоянии навсегда. Но, стоя на месте, нельзя двигаться вперед, и не для того человеку дан духовный путь, чтобы, сделав первый шаг, он остановился и заявил: "Мне здесь так хорошо, что дальше я никуда не пойду!" У каждого из нас есть на земле своя миссия, которую он должен исполнить, а люди, вступившие на путь внутреннего развития, ответственны за это вдвойне. Самые глубокие и сокровенные мысли и чувствования человека не могут быть "искусством для искусства" – они призваны чему-то служить. Вполне определенные задачи имеет и духовное развитие. И если одной из них безусловно является переход на более высокий уровень сознания, то не менее важно и исполнение своей миссии в мире, какой бы малой она ни была, а также служение другим людям советом, помощью и поддержкой. Оставаясь в позиции Повешенного, человек этого выполнить не может. Здесь необходимо истинное внутреннее изменение, трансформация, символом которой стала Смерть.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Архетип Смерти

"Смерть была еще прекрасней".

(К. И. Галчинский "Баллада о двух сестрах")

Путь духовного развития, пройденный Повешенным, привел его через молитву и медитацию к возвращению связи с Богом, к познанию самого себя, своего внутреннего мира. Это позволило найти и понять свою миссию в жизни. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы ее исполнить и стать Посвященным. Здесь была уже необходима полная трансформация, смерть прежних взглядов, мнений и желаний, на месте которых должны появиться новые и совершенно иные.

Человек с первых дней своего существования боялся Смерти и считал ее самым тяжелым испытанием. Его пугала также ее детерминированность и неизбежность. При этом он не затруднял себя попытками разобраться, что она собой представляет, но в то же время внутренне не мог согласиться, что Смерть является концом всего. Согласно учению каждой из религий существуют загробная жизнь и бессмертие души. Нет народа, который бы не чтил память о своих умер­ших, не осуществлял бы погребальных церемоний и не заботился о местах захоронения. Таким образом, тысячелетиями люди пробовали превозмочь Смерть. Есть, однако, народы, которые при погребении своих близких не проливают океаны слез, а, напротив, радуются, полагая, что душа близкого им человека осуществила очередную трансформацию и достигла очередной ступени духовного развития.

Смерть сопутствует нам всю жизнь, знаменуя не то­лько утрату родных и близких, их физический уход, но прежде всего – непрерывное изменение. Жизнь является процессом, при котором постоянно что-то отмирает, чтобы на этом месте могло народиться новое. Лучше всего это видно на примере смены времен года, когда после цветущей весны, жаркого лета, урожайной осени, приходит зима, которая приносит смерть всей растительности, усыпляет или замедляет большинство жизненных процессов, чтобы они могли вновь возродиться следующей весной. Так же и в человеке на протяжении всей его жизни идет процесс Смерти или, говоря иначе, – трансформации. Вот появляется на свет маленький беззащитный ребенок – каким он станет через 20 лет? На его месте мы видим молодого человека, беззаботно радующегося жизни. Но кем он станет спустя еще 20 лет? Наверное, это будет зрелый мужчина, глава семьи, серьезный и ценный работник, человек умный и рассудительный? А что с ним будет еще через 20 лет? Ему уже недоступны многие радости жизни, он заканчивает свою профессиональную карьеру, у него уже не столько сил, как когда-то, а свободное время он с удовольствием проводит в кругу внуков. Трансформация, однако, продолжается, и когда проходит еще 20 лет, перед нами старец, согбенный временем к земле, но взошедший на вершину опыта и мудрости. Неужели каждый из них: ребенок, юноша, зрелый мужчина, пожилой человек и старец, яв­ляются той же самой личностью? Перемены происходят в нас на протяжении всей нашей жизни. Трансформация – это основание для развития как физического, так и духовного, причем происходящего независимо от воли самого человека.

Но человек редко об этом задумывается и не всегда способен отдать себе в этом полный отчет. Особенно неохотно он размышляет над проблемами жизни и смерти, когда благополучен, чувствует себя в безопасности, когда у него нет сомнений в себе и в том, что с ним происходит. Так произошло и с Повешенным, который после периода смуты и хаоса, нашел спокойствие и равновесие при помощи молитвы и медитации. Ему казалось, что это – предел того, чего может до­стичь человек. Он хотел сохранить это состояние навсегда и пребывать в нем до конца своих дней. Но такое желание пол­ностью расходилось с законами трансформации, гласящими, что каждая жизнь является процессом, подверженным эволюции, – то есть переменам и развитию. Повешенный не понимал и того, что, выходя на путь духовного развития, он должен переступить через смерть своих старых взглядов, ко­торые невозможно согласовать с новым опытом и новым знанием. Возьмем, например такое понятие как случай. Сколько раз человек объяснял произошедшее в его жизни таким образом: "Это вышло случайно, это случай привел меня сюда, у меня это получилось случайно". Но, исследуя свой внутренний мир и ища в нем ответа на мучающие его вопросы, он открыл закон, что не бывает в жизни случайности, что все имеет свои причину и следствие. И ничего нельзя объяснить случаем, за все приходится брать ответственность на себя.

Так отмирают один за другим старые взгляды и на их место приходят новые. Человек начинает на своем примере понимать процесс изменений, и хотя поначалу он может чувствовать себя не в своей тарелке, но если он сознательно выбрал путь духовного развития, то смиряется с этим и идет дальше. Смерть перестает быть страшной, и он уже воспринимает ее как трансформацию, неизбежность и необходимость. Когда человек стремится достигнуть более высокого уровня духовного развития, Смерть для него уже не имеет ничего общего с физическим умиранием. Она становится озарением, расширяющим наше сознание, ресурсом внутреннего совершенствования и двигателем духовного развития. И хотя физическая Смерть является уделом всех живых существ, человек на высокой ступени духовного развития не будет воспринимать ее как необратимый процесс, поскольку знает, что это – трансформация, ведущая на новый, более высокий уровень. Насколько высокий? Это уже зависит от того, как человек выполнил миссию, с которой он сюда послан. Как это просто, правда? Но почему на земле столько несчастных людей, почему нашу планету мы называем "долиной слез"?

Понимание и реализация того, что кажется самым простым, может зачастую оказаться самым трудным. В борьбе за счастье и благополучие люди пытаются с помощью различных причудливых ритуалов откупиться от предназначения и смерти, потому что не могут поверить, что все значительно проще. А ведь нужно всего лишь понять, что жизнь есть процесс, основанный на постоянных изменениях и трансформации, не пренебрегать своим духовным развитием и осо­знать и исполнить свою миссию на Земле. Есть люди, которые смогли все это понять и воплотить в жизнь. Их называют реализованными людьми, а символом их стало Равновесие (Воздержание – прим. переводчика).

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь