Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


По ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



КУРС

СЕМЕСТР

ВЫБОРКА ИЗ УМК

По ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(модуль1. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА)

Преподаватель: кандидат пед. наук, доцент

БРАЖКИНА Н.А

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КУРСА

Основная литература

Художественные произведения

Мифология и литература Древней Греции

1. Н.А.Кун. Легенды и мифы Древней Греции.

2. Гомер. Илиада. Одиссея.

3. Эзоп. Басни (10-15 по выбору).

4. Архилох. Лирика.

5. Тиртей. Лирика.

6. Солон. Лирика.

7. Алкей. Лирика.

8. Сапфо. Лирика.

9. Анакреонт. Лирика.

10. Пиндар. Лирика.

11. Эсхил. Прометей прикованный.

12. Софокл. Царь Эдип.

13. Еврипид. Медея.

14. Аристофан. Облака.

15. Аристотель. Поэтика.

16. Менандр. Третейский суд

16. Плутарх. Сравнительные жизнеописания (1-2 пары биографий по выбору).                                                           

17. Лонг. Дафнис и Хлоя.

Мифология и литература Древнего Рима

1. Легенды и сказания Древнего Рима (в изложении А.А.Нейхардт) или А.И. Немировский. Легенды Древней Италии и Рима.

2. Плавт. Клад.

3. Теренций. Братья

4. Лукреций. О природе вещей.

5. Катулл. Лирика.

6. Вергилий. Энеида.

7. Гораций. Эподы (2-3 по выбору). Сатиры (1 по выбору). Оды (8–10 по выбору). Послание к Писонам (Об искусстве поэзии / Наука поэзии).

8. Овидий. Элегии (2-3 по выбору). Метаморфозы.

9. Петроний. Сатирикон.

10. Марциал. Эпиграммы (10-15 по выбору).

11. Ювенал. Сатиры (2-3 по выбору).

12. Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел.

 

Основная литература

                                          Учебники и учебные пособия

1. Лосев А.Ф. Античная литература / Под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 2001. или любое другое издание или [Электронный ресурс]. URL:  htpp://antique-lit.niv.ru

2. Тронский И.М. История античной литературы. М., 2006. или любое другое издание или  [Электронный ресурс]. URL: htpp://antique-lit.niv.ru

3. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. М., 1971. или любое другое издание или [Электронный ресурс]. URL:  htpp://antique-lit.niv.ru

4. Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. Л., 1989. или любое другое издание

5. Гиленсон Б.А. Античная литература: В 2 т. Т.1:Древняя Греция; Т.2: Древний Рим. М., 2002.  или [Электронный ресурс]. Т. 1. URL: http://www.knigafund.ru/books/106459).

Т. 2. URL: http://www.knigafund.ru/books/106460).

6. Анпеткова-Шарова Г.Г., В.С. Дуров Г.Г. Античная литература. М. СПб, 2004.

                                                         Хрестоматии

1. Античная литература. Хрестоматия: В 2-х т. Т.1: Греческая литература; Т.2: Римская литература / Сост. Н. Ф. Дератани, Н. А. Тимофеева (т. 1); Н. Ф. Дератани, С. П. Кондратьев, Н. А. Тимофеева (т. 2). М., 2004. или [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru

2. Античная литература. Греция: Антология: В 2-х ч. / Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. М., 2002.

3. Античная литература. Рим: Хрестоматия / Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. М., 2003.

Дополнительная литература

                                          Учебники и учебные пособия

1. Борухович В.Г. История древнегреческой литературы: классический период. М., 1962.

2. Дератани Н.Ф., Нахов И.М., Полонская К.П., Чернявский Н.М. История римской литературы / Под ред. Н.Ф. Дератани. М., 1954.

3. Дуров В.С. История римской литературы. СПб, 2000.

4. История всемирной литературы. Т.1. М., 1983. 

5. История греческой литературы / Под ред. С.И. Соболевского, М.Е. Грабарь-Пассек , Ф.А. Петровского: В 3-х т. М., 1946-1960.

6. История римской литературы. В 2-х т. М., 1959-1962.

7. Никола М.И. Античная литература. Учебное пособие. Практикум. М., 2001.

8. Покровский М.И. История римской литературы. М., 2004.

9. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 2004.

                                                 Справочная литература

1. Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука: Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Ярхо. М., 1995 / 2002.

2. Античные писатели: Словарь. СПб, 1999.

3. Воронков А.И. Древняя Греция и Древний Рим. Указатель литературы /1895-1959/. М.,1961.

4. Зайцев Ю.В., Школьник Ю.К. Словарь античности. М., 2001.

5. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2-х ч. / Под ред. Н.П. Михальской. М.,1997.

6. Ильинская Л.С. Античность. Краткий энциклопедический справочник. М., 1999.

7. Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. М., 2005.

8. Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах, названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. Мн, 1997.

9. Мифологический словарь / Под ред. Е. Мелетинского. М., 1990.

10. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. М., 1982-1983.

11. Словарь античности / Сост. Й. Ирмшер, Р.Ионе. М., 1989 / 1992.

                                         Изложения античных мифов

1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993.

2. Гамильтон Э. Мифы и легенды. Боги и герои Древней Греции и Древнего Рима. М.,2005.

3. Герои Эллады: Из мифов Древней Греции / Пересказ В. Смирновой. М.,2000.

4. Голосовкер Я.Э. Сказание о титанах. М.,1993.

5. Грейвс. Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.

6. Мертлик Р. Античные легенды и сказания. М.,1992.

7. Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. М, 1992.

8. Парандовский Я. Мифология. М., 1971.

9. Тренчени-Вальдапфель И. Мифология. М., 1959.

10. Успенские В.В. и Л.В. Мифы Древней Греции. М., 2001.

 

11. Троянская война и ее герои; Приключения Одиссея: Эпос Гомера в пересказе Е. Тудоровской. М., 1998.

12. Энеида / Эпос Вергилия в пересказе А. Блейз. М., 2000. 

Интернет-ресурсы

1. Античная литература [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru

2. Античная литература / А.Ф. Лосев и др.; под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1986 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru

3. Античная литература. Хрестоматия: В 2-х т. Т.1: Греческая литература; Т.2: Римская литература / Сост. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева (т. 1); Н.Ф. Дератани, С.П. Кондратьев, Н.А. Тимофеева (т. 2). М., 1965 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// lib.ru

4. Античная мифология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// mythology.sgu.ru/mythologyant/suget_f.htm

5. Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.foxdesign.ru/legend

6. Мифы и легенды народов мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legendy.claw.ru/

7. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. Под ред. С.А. Токарева. М., 1987 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mifinarodov.com

8. Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru

9. Энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://greekroman.ru

10. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. М, 1971 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru

11. Каталог фильмов по сюжетам греческой мифологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mify.org/films

12. Эзоп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ezop.su

13. Эсхил [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eshil-1.narod.ru

14. Еврипид [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evripid-1.narod.ru

15. Гораций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.horatius.ru

16. Эзоп (1960, реж. Г. Товстоногов, Ю. Музыкант). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://video.yandex.ru

17. Эзоп (1981, реж. О.Рябоконь) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://video.yandex.ru

Лекции

Тема 1 (1 час). Введение в курс античной литературы. Введение в курс греческой литературы. Греческая мифология

Цель лекции: дать понятие об античности, специфике античной литературы.

Понятие «античность», география и хронология античного мира. Основные источники знаний об античности. Античная литература – первая и древнейшая европейская литература.

Тема 2 (2 часа). Введение в курс греческой литературы. Греческая мифология

Цель лекции: дать понятие о специфике и периодизации древнегреческой греческой мифологии и литературы.

Древнегреческая литература как первая по времени возникновения составляющая античной литературы. Греческий образ жизни и греческая ментальнось, их влияние на культуру и литературу. Периодизация древнегреческой литературы.

Понятие о мифе и мифологии. Своеобразие мифологического мышления. Классификация мифов и мифологических персонажей. Мифография. Развитие греческой мифологии: доолимпийский и олимпийский периоды. Олимпийский пантеон. Характерные особенности греческой мифологии: культурная направленность, отрефлексированность, строгая системность и упорядоченность, развитость. Греческая мифология и мировая культура. Мифология как «почва и арсенал» античного искусства. Мифологическое содержание античной, и прежде всего греческой, литературы. Последовательно меняющаяся роль мифологии в античной культуре и литературе: от мировоззрения до художественного приема.

 

Тема 3 (1 час). Литература архаического периода

Цель лекции: дать понятие о специфике и идейно-художественном своеобразии древнегреческой литературы архаического периода.

 

Понятие об эпосе. Основные разновидности античного эпоса.

Троянский цикл как мифологическая основа поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Особенности раннего эпоса и их отражение в поэтике гомеровских поэм. Гомеровский вопрос. От героического эпоса к дидактическому. Поэмы Гесиода и особенности их стиля.

       Становление басенного жанра. Басни Эзопа.

На пути к классике. Истоки и формы древнегреческой лирики. Условность и историческая специфика термина «лирика».

 

Тема 4 (1 час). Литература классического периода

Цель лекции: дать понятие о специфике и идейно-художественном своеобразии древнегреческой литературы классического периода.

Расцвет афинской культуры и литературы в «золотой век» Перикла.

Драма: истоки и условия возникновения, основные виды. Особенности эстетики и эволюция античной трагедии. Эсхил, Софокл, Еврипид – три великих трагика Древней Греции, определившие специфику жанра и основные этапы ее развития.

Особенности эстетики и эволюция античной комедии. Творчество Аристофана как отражение особенностей древнеаттической комедии.

Древнегреческая проза (красноречие, историография, философия) и ее основные представители: Исократ, Демосфен, Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Платон и др. Проблемы искусства и поэзии в «Поэтике» Аристотеля.

 

Тема 5 (1 час). Литература эллинистического периода

Цель лекции: дать понятие о специфике и идейно-художественном своеобразии древнегреческой литературы эллинистического периода.

Утрата Грецией политической независимости. Вхождение в империю Александра Македонского. Новая ступень политико-экономического и историко-культурного развития общества. Сущность понятия «эллинизм». Тенденции индивидуализма и космополитизма в философии и культуре. Афины – центр философии (эпикуреизм, стоицизм, кинизм) и комедиографии. Развитие но­вых центров греческой культуры. Александрия как одна из столиц эллинистического мира. Александрийская поэзия и ее особенности на примере творчества Каллимаха, Феокрита, Аполлония Родосского.

Отражение этических идей эллинисти­ческого периода в новоаттической комедии. Менандр как наиболее яркий представитель новоаттической комедии.

 

Тема 6 (1 час). Литература римского периода

Цель лекции: дать понятие о специфике и идейно-художественном своеобразии древнегреческой литературы римского периода.

       Римское завоевание и его влияние на культурную жизнь Греции.

Поздняя греческая литература. Плутарх и его «Параллельные жизнеописания». Диалоги Лукиана. Греческий роман и его стереотипы. Особенности буколического романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

 

Тема 7 (1 час). Введение в курс римской литературы. Римская мифология

Цель лекции: дать понятие о специфике и периодизации римской мифологии и литературы.

Римская литература как вторая по времени возникновения составляющая античной литературы. Возникновение римской цивилизации, ее самобытность и отношение к греческому наследию. Римский образ жизни, римская ментальность и их влияние на римскую культуру и литературу. Преемственный характер римской культуры.  Специфика и периодизация римской литературы.

Римская мифология, ее особенности. Подражательный, эклектический характер римской мифологии и ее самобытность, выразившаяся в мифологизации истории и узкопрактической направленности.

Тема 8 (2 часа). Литература эпохи республики

Цель лекции: дать понятие о специфике и идейно-художественном своеобразии римской литературы эпохи республики.

       Первые явления римской поэзии на основе греческой (Ливий Андроник, Гней Невий, Энний). Характер обращения к греческой литературе и своеобразие ее использования.

Римский театр, его устройство. Организация театральных представлений. Римская комедия: Тит Макций Плавт – комедиограф римского плебса («Клад», «Хвастливый воин»). Публий Теренций Афр – комедиограф образованной части римского общества («Братья», «Свекровь»).

Философская поэзия Лукреция. Поэма «О природе вещей»: философия Эпикура в изложении Лукреция.

Литературное направление неотериков. Гай Валерий Катулл как наиболее яркий представитель неотериков.

Развитие прозы: красноречия, историографии, мемуарной и эпистолярной литературы (Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь, Гай Саллюстий Криспа, Тит Ливий).

 

Тема 9 (2 часа). Литература эпохи империи

Цель лекции: дать понятие о специфике и идейно-художественном своеобразии римской литературы эпохи империи.

Эпоха становления империи. Принципат Октавиана Августа как вводная форма к новому государственному строю, как режим военный диктатуры при внешнем сохранении республиканских форм политической и общественной жизни.

«Золотой век» римской литературы — период между смертью Цезаря (44 год до н.э.) и смертью Августа (14 год н.э.). Расцвет римской литературы. Литературная жизнь в эпоху Августа: литературные кружки и своеобразие их общественно-эстетической позиции (Меценат, Мессала). Поддержка идеалов принципата Вергилием и Горацием. Оппозиционные настроения Тибулла, Проперция, Овидия.

Послеклассическая римская литература (I век — первая половина II в.). Луций Анней Сенека. Сенека как оратор, политический деятель, философ и драматург.

Гай Петроний Арбитр. Петроний как автор «Сатирикона». Художественное своеобразие текста.

Творчество Федра-баснописца. Связь с эзоповыми традициями и их развитие. Оформление басни как художественного жанра.

Эпиграммы Марка Валерия Марциала.

Сатиры Децима Юния Ювенала.

Поздняя римская литература (II —V вв.). Творчество Люция Апулея. Разносторонность Апулея как творческой личности. Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

Римская историография. Публий Корнелий Тацит. «Анналы» как наиболее зрелое произведение Тацита, освещающее историю Юлиев-Клавдиев. Гай Светоний Тарквилл. «Жизнеописание Цезарей». Собрание биографических материалов о представителях рода Юлиев.

Последний литературный подъем в IV в. н.э. Укоренение христианства и зарождение христианской литературы. Жанры раннехристианской литературы. Канонические и апокрифические произведения. «Новый Завет». Христианские писатели и поэты (Ориген, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним и др.)

 

Практические занятия

Занятие № 1

Греческая мифология

Цель занятия: дать понятие о специфике греческой мифологии и художественности мифов.

Теория: анимизм, антропоморфизм, бог, герой, демиург, зооморфизм, калокагатия, космос, космогония, культурный герой, миф, мифология, пантеон, пеан, синкретизм, теогония, тератология, фетишизм, хтонизм, художественность, эсхатология, этиология

 

1. Характеристика основных периодов греческой мифологии.

2. Основные виды греческих мифов.

3. Художественность мифов Древней Греции (на примере мифов об Аполлоне).

 

Задания: 1) провести сравнительный анализ двух переложений мифа (В.Смирновой и Н.Куна) о покорении Гераклом адского пса Кербера, результаты анализа отразить в таблице:

Вопрос к элементу текста для сравнения у Н. Куна у В.Смирновой Выводы о сходствах и различиях
1 Каким по счету назван подвиг Геракла – победа над стражем подземного царства псом Кербером? 11 12 Оба автора рассказывают о победе Геракла над Кербером в конце мифического цикла, так как этот подвиг – один из самых сложных, ведь герой совершает его в стране мертвых.
2 Как описан Кербер?    
3  Кто сопровождал Геракла по царству Аида?    
4 Как изображено царство Аида?    
5 Кого увидел Геракл в царстве мертвых?    
6 Как мир мертвых отреагировал на появление живого?    
7 Как подземные боги приняли Геракла?    
8 Какое отношение проявил Геракл к богам?    
9 Как описывается сам подвиг Геракла – сражение с Кербером?    
10  Как отреагировал Кербер на свет?    
11 Как ведет себя Еврисфей (Эврисфей) при виде Кербера?    
12 Какова дальнейшая судьба Кербера?    

                      

 2) подобрать по 2-3 примера греческих мифов для каждого вида, письменно оформить результаты проведенной работы;

 3) подготовиться к проверочной работе (проверяются знания мифов Древней Греции): прочитать книгу Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» и заполнить таблицу:

Крылатое выражение Миф, из которого произошло выражение (краткий пересказ) Значение выражения
Авгиевы конюшни 6-ой подвиг Геракла. Геракл очистил конюшни элидского царя Авгия, в которых содержалось три тысячи лошадей, но стойла в течение 30 лет не чистились от навоза. Геракл отвел в ворота конюшен русло реки Алфея, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь. Беспорядок, что-либо крайне запущенное, загрязненное до последнего предела

 Список крылатых выражений: авгиевы конюшни, ахиллесова пята, бочка Данаид, вещая Кассандра, взгляд Медузы, гомерический смех (хохот), гордиев узел, дамоклов меч, дары данайцев, загадка сфинкса, золотое руно, кануть в Лету, Кастор и Поллукс, муки Тантала, нить Ариадны, объятия Морфея, оседлать Пегаса, Орест и Пилад, панический страх (ужас), под эгидой, полет Икара, провалиться в тартарары, прокрустово ложе, прометеев огонь, работа Пенелопы, рог изобилия, рука Немезиды, сизифов труд, суд Париса, Сцилла и Харибда, троянский конь, узы Гименея, яблоко раздора, ящик Пандоры.

Литература

1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание). ( [Электронный ресурс]. URL : http :// az . lib . ru )

2. Герои Эллады: Из мифов Древней Греции / Пересказ В. Смирновой.

 ( [Электронный ресурс]. URL : http://izbakurnog.historic.ru)

3. Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 2000. С.321-335. ([Электронный ресурс]. URL: http://philologos.narod.ru) (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

4. Лосев А.Ф. Аполлон // Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии (любое издание) или Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги. М., 1988. С.178-220.

5. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии // Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1990. С.634-639. ([Электронный ресурс]. URL:  http://energeticbreatch.narod.ru) (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

6. Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом (любое издание).

7. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология (любое издание).

8. Античная мифология [Электронный ресурс]. URL: http :// mythology . sgu . ru / mythologyant / suget _ f . htm

9. Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.foxdesign.ru/legend/

10. Мифы и легенды народов мира [Электронный ресурс]. URL: http://legendy.claw.ru/

11. Энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии [Электронный ресурс]. URL:  http://greekroman.ru/

12. Каталог фильмов по сюжетам греческой мифологии [Электронный ресурс]. URL:  http://mify.org/films

Интерактивная форма: семинар-беседа по древнегреческой мифологии.

 

Занятие № 2

Античная басня.

Басня Эзопа

Цель занятия: дать понятие о специфике античной басни и ее идейно-художественных особенностях.

Теория: басня, аллегория, эзопов язык

 

1. Эзоп как баснописец. Легендарное «Жизнеописание Эзопа».

2. Основные мотивы, идеи басен Эзопа. Идеологическая концепция его басен.

3. Структура басен Эзопа.

4. Художественные особенности басен Эзопа (своеобразие басенного сюжета, образной системы, языка). Заслуги Эзопа-баснописца.

 

Задание: провести сравнительный анализ басен Эзопа и Федра о Вороне и Лисице (переводы М.Л Гаспарова); сделать выводы о своеобразии каждого из баснописцев, результаты анализа отразить в таблице:

Элемент  для сравнения Эзоп Федр Выводы о сходствах и различиях
1 Название «Ворон и Лисица» «Лиса и Ворон» Заглавия басен похожи, но не одинаковы. Слова «лисица» и «лиса» в них можно рассматривать как слова-дублеты. Разнятся начальные слова в заглавиях. Эзоп ставит на первое место Ворона, а Федр – Лису, выделяя таким образом персонажа, который не вызывает сочувствия. Для автора он прежде всего носитель пагубных порочных страстей, против которых и направлена мораль басни. Разница в размещении заглавных слов все-таки не отменяет главного – равнозначности для басни обоих персонажей, что подчеркнуто использованием сочинительного соединительного союза «и».
2 Форма изложения      
3 Сюжет, его структура      
4 Образы      
5 Мораль      
6 Язык      

Литература

1. Эзоп. Басни. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru)

2. Книга о Ксанфе-философе и Эзопе, его рабе, или Похождения Эзопа (любое издание) (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

3.  Гаспаров М.Л. Эзоп // Басни Эзопа / Отв.ред. Ф.А.Петровский (перевод, стат. и комм. М.Л. Гаспарова). М., 1962. С.241-269.  или // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1. О поэтах. М., 1997. С. 228 – 267. или Никола М.И. Эзоп // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. Ч.2. М.,1997. С.428-430.(ОБЯЗАТЕЛЬНО)

4. Эзоп. [Электронный ресурс]. URL: http :// www . ezop . su /

5. Эзоп (1960, реж. Г. Товстоногов, Ю. Музыкант). Эзоп (1981, реж. О.Рябоконь) [Электронный ресурс]. URL:  http://video.yandex.ru/

Интерактивная форма: работа в парах (обмен результатами анализа басен по предложенным вопросам.

Занятие № 3

Эпос Гомера

Цель занятия: дать понятие об античном эпосе и его идейно-художественном своеобразии.

Теория: аэд, гекзаметр, рапсод, эпос, эпический герой

1. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как образцы античного эпоса.

2. Гомер как легендарный поэт.

3. Стилевые особенности гомеровского эпоса.

4. Поэтическая техника гомеровского эпоса.

5. Комментированное чтение 22 песни «Илиады» (поединок Ахиллеса и Гектора).

 

Задания: 1) заполнить таблицу «Художественные особенности гомеровского эпоса» примерами из поэм Гомера (по 1-2 из каждой поэмы).

Художественные особенности

Примеры из произведений

ИЛИАДА ОДИССЕЯ
1. Сосуществование в эпосе мифа и истории; одинаковая подача вымысла и действительности    
2. Сюжетно-композиционная двуплановость    
3. Хронологическая несовместимость событий    
4. Объективность авторской позиции    
5. Эпическая ретардация    
6. Повествование через перечисление    
7. Зримость (пластичность, скульптурная выписанность образов) и детальность описаний    
8. Изображение героев не как обыкновенных людей, а как «богоравных»    
9. Статичность образов героев    
10. Преобладание в характерах героев общих черт над индивидуальными    
11. Преобладание внешних характеристик над внутренними, «внешнее, вещественное изображение психики» (Лосев)    
12. Главные способы раскрытия образов героев – поступки и речь (словоохотливость героев, обилие и полнота их речей)    
13. Обилие повторов: речевых (постоянных формул, традиционных выражений) и сюжетных    
14. Обилие постоянных эпитетов    
15. Обилие развернутых сравнений    
16. Обилие гипербол    
17. Торжественный гекзаметр    

 

2) распечатать фрагмент 22 песни «Илиады» (стр. 248–411).

 

Литература

1. Гомер. Илиада. Одиссея. ( [Электронный ресурс]. URL : http :// lib . ru )

2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание). ( [Электронный ресурс]. URL : http :// az . lib . ru ) или Троянская война и ее герои; Приключения Одиссея: Эпос Гомера в пересказе Е. Тудоровской. М., 1998.

3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы (любое издание). Гл. «Поэмы Гомера». или Тронский И.М. История античной литературы. Гл. «Древнейшие литературные памятники». ([Электронный ресурс]. URL: htpp :// antique - lit . niv . ru ) или Борухович В.Г. История древнегреческой литературы: классический период. М., 1962. С.18–44. (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

4. Лосев А.Ф. Гомер. М, 1960.

                                                  

                                                         Занятие № 4

Греческая лирика

Цель занятия: дать понятие о специфике греческой лирики и ее идейно-художественных особенностях.

Теория: алкеева строфа, анакреонтика, гименей, гимн, гипорхема, декламационная лирика, дифирамб, лирика, мелика (мелос), монодическая лирика, ода, парфений, пеан, пиндаризм, просодий, сапфическая строфа, френ, хоровая лирика, элегия, энкомий, эпиграмма, эпиникий, эпиталама, эпитафий, ямб (жанр)

 

1. Истоки и формы древнегреческой лирики.

2. Декламационная лирика, ее разновидности.

3. Песенная лирика (мелика), ее разновидности.

4. Творчество основных греческих лириков: Архилоха, Тиртея, Солона, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара.

 

Задания: 1) подготовить творческий проект-презентацию (не более 8-10 слайдов) по творчеству одного из греческих лириков, включив в него биографическую справку о поэте, обзор основных тем и художественных особенностей его поэзии (с примерами стихов).

 

Литература

1. Архилох. Лирика. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru)

2. Тиртей. Лирика. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru)

3. Солон. Лирика. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru)

4. Алкей. Лирика. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru)

5. Сапфо. Лирика. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru)

6. Анакреонт. Лирика. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru)

7. Пиндар. Лирика. ( [Электронный ресурс]. URL : http :// lib . ru )

8. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. (любое издание). Гл. «Простейшие формы лирической поэзии» и «Торжественная лирика».

9.  Тронский И.М. История античной литературы. (любое издание). Гл. «Развитие греческой литературы в период становления античного рабовладельческого общества и государства (VII в. – начало V в. до н.э.)» ([Электронный ресурс]. URL: htpp :// antique - lit . niv . ru ).

10. Лосев А.Ф. Античная литература (любое издание). Гл. «Классическая лирика. Элегия и ямб VII–VI вв. до н.э.», «Классическая лирика. Мелос VII–VI вв. до н.э.», «Классическая лирика. Мелос VI–V вв. до н.э.». ([Электронный ресурс]. URL: http://library.greek-roman.ru или [Электронный ресурс]. URL: http://antique-lit.niv.ru).

11. Гиленсон Б.А. Античная литература: В 2 т. Т.1:Древняя Греция. М., 2002. Гл. «Лирика VII–VI вв. до н.э.».

12. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.

13. Гаспаров М.Л. Поэзия Пиндара // Об античной поэзии. СПб, 2000.С.38-65.

14. Толстой И.И. Сафо и тематика ее песен // Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М.- Л., 1966.

* Вопросы 1-3 могут быть подготовлены по любому учебнику для вузов «Античная литература» (ОБЯЗАТЕЛЬНО).

Интерактивная форма: групповые творческие задания по древнегреческой лирике (создание презентаций).

Занятие № 5

Трагедии Эсхила

Цель занятия: дать понятие об античной драме и об античном театре, раскрыть специфику греческой трагедии и идейно-художественное своеобразие трагедий Эсхила.

 

Теория: архонт, дифирамб, девтерагонист, катарсис, коммос, корифей, котурны, мимесис, орхестра, парод, перипетия, пролог (в структуре античной драмы), проскений, протагонист, скена, стасим, строфа (в структуре античной драмы), театр, тетралогия, трагедия, трагическое, тритагонист, френ, хор, хоревт, хорег, эккиклема, эксод, эписодий.

 

1. Фольклорно-обрядовые истоки греческого театра. Значение театра в жизни греческого общества.

2. Устройство греческого театра.

3. Происхождение трагедии.

4. Особенности постановок трагедий.

5. Структура трагедии.

6. Эсхил – «отец трагедия»: биографическая справка и творческий портрет.

7.«Прометей прикованный» Эсхила: мифологическая основа, проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

9. Вклад Эсхила в развитие жанра трагедии.

 

Задания: 1) сделать конспект «Поэтики» Аристотеля по плану:

а) определение сущности трагедии;

б) основные элементы трагедии, в которых осуществляется    подражание;

в) характеристика действия как наиболее важной из частей   трагедии;

г) факторы, обеспечивающие целостность трагедии; внутреннее и   внешнее членение трагедии;

д) советы драматургу-трагику.                  

Литература

1. Эсхил. Прометей прикованный. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru)

2. Аристотель. Поэтика. ( [Электронный ресурс]. URL : http :// philosophy . ru ) (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

3. Лосев А.Ф. Античная литература (любое издание). Гл. «Эсхил». ([Электронный ресурс]. URL: http://library.greek-roman.ru или [Электронный ресурс]. URL: http://antique-lit.niv.ru) или Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А., Черемухина Н.М. Греческая трагедия. М.,1958. С. 7-39, 43-44, 68-101. (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

4. Ярхо В.Н. Эсхил. М., 1958. С. 134-260.

5. Эсхил [Электронный ресурс]. URL: http :// eshil -1. narod . ru

* Вопросы 1-5 могут быть подготовлены по любому учебнику для вузов «Античная литература» (ОБЯЗАТЕЛЬНО).

Интерактивная форма: групповые обсуждения структуры древнегреческой трагедии.

 

 

Занятие № 6

Трагедия Еврипида

Цель занятия: раскрыть идейно-художественное своеобразие трагедий Еврипида.

Теория: архонт, дифирамб, девтерагонист, катарсис, коммос, корифей, котурны, мимесис, орхестра, парод, перипетия, пролог (в структуре античной драмы), проскений, протагонист, скена, стасим, строфа (в структуре античной драмы), театр, тетралогия, трагедия, трагическое, тритагонист, френ, хор, хоревт, хорег, эккиклема, эксод, эписодий

 

1.   Еврипид – «философ на сцене»: биографическая справка и творческий портрет.

2.  «Медея»: мифологическая основа, проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

3. Новаторство Еврипида-драматурга.

 

Литература

1. Еврипид. Медея. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru )

2. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А., Черемухина Н.М. Греческая трагедия. М., 1958. С.149–160, 168-173, 191-198. или  Гиленсон Б.А. Античная литература: В 2 т. Т.1: Древняя Греция. М., 2002. С.232–256. (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

3. Радциг С.И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» // Вопросы классической филологии. 1969. № 2. С.80-106.

4. Еврипид [Электронный ресурс]. URL:http :// evripid -1. narod . ru

 

Интерактивная форма: эвристическая беседа по биографии и творчеству Еврипида.

 

 

Занятие № 7

Греческая комедия.

Литература

1. Аристофан. Облака. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru)

2. Менандр. Третейский суд. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru)

3. Головня В.В. Аристофан. М.,1955. С.27-58, 78-98, 111-124. или Соболевский С. И. Аристофан и его время. М.,1957. С. 56-93, 98-109, 110-163, 210-213, 221- 238, 348-353. или Ярхо В.Н. Аристофан. М.,1954. С.22-33, 42-55, 62-66, 73-84, 85-111. (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

4. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. (любое издание). Гл. «Древнейшая греческая комедия и Аристофан», «Новая аттическая комедия» или Гиленсон Б.А. Античная литература: В 2 т. Т.1:Древняя Греция. М., 2002. Гл. «Происхождение и развитие комедии. Аристофан», «Литература эллинизма. Новоаттическая комедия. Менандр». (ОБЯЗАТЕЛЬНО).

5. Ярхо В.Н. Менандр. У истоков европейской комедии. М., 2004. С.156-292. или Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1997.

* Вопросы 1-3 могут быть подготовлены по любому учебнику для вузов «Античная литература» (ОБЯЗАТЕЛЬНО).

Интерактивная форма: работа в микрогруппах по проблемам древнегреческой комедии.

 

Занятие №8

Творчество Вергилия

Цель занятия: раскрыть идейно-художественное своеобразие творчества Вергилия.

Теория: буколики, георгики, эпос, эпический герой, поэтика. 

1. Вергилий как представитель официальной литературы эпохи Августа: биографическая справка и творческий портрет.

2. Идейный и художественный замысел Вергилия в «Энеиде». Мифологическая основа поэмы. Идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа. Синтез мифа и истории в поэме.

3. «Энеида» Вергилия: сюжет, композиция, система образов, художественные средства.

4. Ориентация Вергилия на Гомера. Отличие поэтики Вергилия от поэтики Гомера.

 

Задание: оформить по результатам чтения и анализа «Энеиды» таблицу (образец таблицы приведен ниже)

Литература

1. Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru; [Электронный ресурс]. URL : http :// book . plib . ru )

2. А.И. Немировский. Легенды Древней Италии и Рима . М, 200 или Энеида / Эпос Вергилия в пересказе А. Блейз. М., 2000.

3. Гаспаров М.Л. Вергилий – поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1979. С.3-18. или // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. СПб, 2000. С.110 - 148. или // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1. О поэтах. М., 1997. С.111–135. ([Электронный ресурс]. URL:http://www.philology.ru    или  [Электронный ресурс]. URL:http://antique-lit.niv.ru)   

4. Лосев А.Ф. Античная литература (любое издание). Гл. «Вергилий». ([Электронный ресурс]. URL:http://library.greek-roman.ru или [Электронный ресурс]. URL:http://antique-lit.niv.ru) или Тронский И.М. История античной литературы (любое издание). Гл. «Литература конца республики и начала империи («век Августа»). Вергилий» [Электронный ресурс]. URL: htpp :// antique - lit . niv . ru (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

5. Ошеров С.А. История, судьба, человек в «Энеиде» Вергилия //Античность и современность. М., 1972. С.317-329.

6. Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1971. С.3-22.

7. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. С.142-149.

 

Интерактивная форма: семинар-беседа по «Энеиде» Вергилия.


№ кн.

Содержание


Ориентация Вергилия

На Гомера

(в сюжете, в поэтике)

Отличия Вергилия от Гомера

(в сюжете, в поэтике)

у Гомера у Вергилия

1.

После краткого вступления рассказывается о преследовании Юноной Энея, плывущего к берегам Италии. Разгневанная богиня повелевает Эолу, богу ветров, учинить бурю и «разметать» корабли «враждебного ей рода». Эол выполняет повеление Юноны. И только морской бог Нептун «смиряет воды». Эней со своими спутниками причаливает к неизвестным берегам. Он – в грустном бессилии, но с верой в будущее и готовностью претерпеть любые удары судьбы. В этот время на Олимпе Венера, мать Энея, просит Юпитера помочь сыну утвердиться в Италии, и тот ей это обещает. Он открывает Венере грядущие судьбы Энея и его потомков, вплоть до времен Августа, и предсказывает мощь и величие Римской державы. Счастье начинает улыбаться многострадальным троянцам. Сама Венера, явившаяся перед Энеем и его другом Ахатом в виде молодой девы в охотничьем одеянии, ободряет сына и рассказывает о том, что он со спутниками находится в Ливии, неподалеку от Карфагена, где правит царица Дидона, бежавшая сюда из Тира после того, как ее муж был вероломно убит ее родным братом. Затем Эней и Ахат направляются к стенам Карфагена, скрытые богиней в облаке, чтобы никто не задержал их на пути. Герои попадают в храм в честь Юноны, находящийся в центре строящегося города. Они ошеломлены его щедрым убранством и отделкой. Воздвигнутый Дидоной храм разукрашен изображениями сцен из истории Троянской войны. Наконец появляется сама царица Карфагена в сопровождении вооруженных юношей. Она гостеприимно встречает спасшихся троянцев – товарищей Энея – и обещает им покровительство и помощь (правда, не без участия Меркурия, который, выполняя волю Юпитера, побуждает карфагенян любезно принять Энея и его спутников). От них же она узнает об Энее и его печальной судьбе. В этот момент облако рассеивается и Эней во всей красе предстает перед Дидоной. Царица устраивает пир в честь пришельцев. А Венера просит Купидона разжечь в Дидоне любовную страсть к герою. Вечером на пиру, беседуя с Энеем, она «впитывает в себя любовь» и просит, чтобы он подробно рассказал о своих злоключениях.

1. Во вступительных стихах «Энеиды» «Брань и героя пою, с побережий Трои кто первый прибыл в Италию, Роком изгнан…, много по суше бросаем и по морю…, много притом испытав и в боях…» Вергилий подчеркивает намерение объединить тематику двух поэм Гомера, а Энея уподобить Одиссею и Ахиллу.

2. 1-ая книга «Энеиды» – своеобразный перепев 5-8 книг «Одиссеи», где рассказывается о том, что в бурю, поднятую Посейдоном, попадает Одиссей и его товарищи, плывущие к родной Итаке. В результате Одиссей оказывается выброшенным на берег и попадает к феакам, которые радушно его принимают и устраивают в честь него пир. На пиру царь феаков Алкиной просит Одиссея рассказать о странствиях.

3. Двуплановость действия: события разворачиваются и на земле, и на небе (на Олимпе)

Ориентация на прошлое Ориентация на будущее (хоть «Энеида» посвящена легендарному прошлому, но в ней дана и современность как проекция в будущее):      например, см. речь Юпитера, обращенную к Венере (стр.254-256). Он открывает Венере грядущие судьбы Энея и его потомков, вплоть до времен Августа, и предсказывает мощь и величие Римской державы. Спокойно-величавое повествование Острый драматизм повествования. Отсюда тяготение к сгущению красок и эффектам, призванным поразить читателя. Например, см. описание кораблекрушения (стр.102-123): «завывающий порыв ветра» «парус срывает», «ломятся весла», судна Нот «на скалы мечет», а Эвр «гонит на отмели», «пучина безмерная …бьет по корме», «кормчий валится вниз головой»… Объективность авторской позиции   Субъективность авторской позиции. Личность автора то и дело прорывает рамки эпического повествования. Например, Вергилий пишет, что ему «мучительно видеть» (стр.111), как боги ветров крушат корабли троянцев. Имена греческие Имена римские Странствия Одиссея вызваны гневом Посейдона. Странствия Энея вызваны гневом Юноны. Одиссей стремится решить задачу личного характера – возвратиться на родину. Впереди его ждет воссоединение с семьей. Задача, стоящая перед Энеем, сверхличная, историческая – основать Рим. Выполнение этой задачи оказывается сопряжено с потерей родины и семьи. Одиссей борется с судьбой. Боги постоянно воздействуют на его жизнь, но это не мешает ему принимать собственные решения, которые могут совпадать или не совпадать с волей богов. Полагаясь на свои силы и изобретательность, Одиссей упорно стремится к достижению цели. Эней идет навстречу судьбе. Он беспрекословно подчиняется богам. Эней – герой, «роком гонимый», о чем неоднократно говорит он сам и об этом постоянно напоминает автор. Указанием на определяющую роль рока в судьбе героя и начинается  «Энеида».  Просматривается стремление автора все сверхъестественное подать как естественное. Просматривается стремление автора все естественное подать как сверхъестественное. Например, желая, чтобы Эней и Ахат беспрепятственно передвигались по Карфагену, Венера сделала их невидимыми, скрыв в облаке тумана. Автор же замечает, что ему об этом «изумительно молвить» (стр.411-414, 439). Боги слишком очеловечены, у них есть слабости.

Боги изображаются более или менее возвышенно (к примеру, почти безупречны Меркурий, Нептун, Юпитер), они сильные и могущественные (опасна в гневе Юнона, уверен в себе властный Юпитер), всегда дисциплинированные. Им свойственная чисто римская субординация. Например, Нептун негодует на то, что не он, а какое-то мелкое божество Эол должен усмирять ветры (стр.132-143); Венера обращается к Юпитеру как к абсолютному владыке, а он ей торжественно заявляет: «Мои неизменны решения» (стр.260); Эол отвечает Юноне, требующей от бога ветров учинить бурю на море: «Обсуждать подобает тебе, о царица, труд, что свершить ты желаешь, а мне – лишь ловить повеленья» (стр.76-77).

Главные боги – Афина и Посейдон. Главные боги – Юпитер и Юнона. Пейзажные зарисовки самоценны. Изображение природы сопровождается подробным анализом психологических переживаний. Например, в сцене морской бури (стр. 81-123). Изобразительно-выразительные средства большей частью традиционны, из УНТ: постоянные эпитеты, эпические повторы и клише, развернутые сравнения и т.д. Изобразительно-выразительные средства большей частью авторские. Эпитеты непостоянные, они выражают признак предмета или характеризуют черту героя, важную в данной ситуации («печали злые», «возмущенные волны», «дикая родина», «ярко-пламенный лик божества» и др.). Сравнения краткие и выразительные («И, как амбросия, дух божественный пролили косы с темени», «…родину бросить велит он и, как подмогу в пути, сообщает о кладе старинном» и др.). Вергилий избегает традиционных эпических повторов. Поэт мастерски использует звукопись для создания образа. Например, описывая пещеру Эола, он стремиться передать беспокойное волнение и негодующий шум рвущихся на свободу бурь и ветров (стр. 53-57).

Занятие № 9

Творчество Горация

Цель занятия: раскрыть идейно-художественное своеобразие творчества Горация.

Теория: диатриба, ода, послание, сатира (жанр), эпод.

1. Гораций – «Августов певец»: биографическая справка и творческий портрет.

2. Основные жанры, темы и художественные особенности поэзии Горация.

 

Задания: 1) Перевести с помощью словаря оду «К Мельпомене» (III, 30). Объяснить значение имен собственных, встречающихся в оде.

AD MELPOMENEN

                          Exegi monument (um) aere perennius

                          Regalique situ pyramid (um) altus,

                          Quod non imber edax, non Aquil (o) impotens

                          Possit diruer(e) aut innumerabilis

                          Annorum series et fuga temporum/

                          Non omnis moriar, multaque pars mei

                          Vitabit Libitin (am):usqu (e) ego postera

                           Crescam laude recens, dum Capitolium

                           Scanddet cum tacita virgine pontifex.

                           Dicar, qua violens obstrepit Aufidus

                           Et qau pauper atquae Daunas agrestium

                           Regnavit populor (um), ex humili potens

                           Princeps Aeolium Carmen ad Italos

                           Deduxisse modos. Sume superbiam

                           Quaesitam meritis et mihi Delphica

                           Lauro cinge volens, Melpomene, comam.

 

2) Оценить предложенные варианты поэтической интерпретации в отношении к оригиналу. Подумать, какие из них правомерно рассматривать не как переводы, а как авторские произведения.

М. Ломоносов Г. Державин
Я знак бессмертия себе воздвигнул, Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность Не вовсе я умру. Но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь кончаю, Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи Эольски И первому звенеть алдейской лирой. Взгордился праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит.   Так! – весь я не умру; но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь Славянов род вселена будет чтить.   Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, С Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,   Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

 

А. Пушкин А.Фет
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.   Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.   Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет всяк сущий в ней меня язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.   И долго тем любезен буду я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.   Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. Воздвиг я памятник вечнее меди прочной И зданий царственных превыше пирамид, Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный, Ни ряд бесчисленных годов не истребит. Нет, я не весь умру, и жизни лучшей долей Избегну похорон, и славный мой венец Все будет зеленеть, доколе в Капитолий, С безмолвной девою верховный входит жрец. И скажут, что рожден, где Ауфид говорливый Стремительно бежит, где средь безводных стран С престола Давн судил народ трудолюбивый, Что из ничтожества был славой я избран За то, что первый я на голос эолийский Свел песнь Италии. О, Мельпомена, свей Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский И лавром увенчай руно моих кудрей.

 

В.Брюсов С. Шервинский
Памятник я воздвиг меди нетленнее; Царственных пирамид выше строения, Что ни едкость дождя, ни Аквилон пустой Не разрушит вовек и ни бесчисленных   Ряд идущих годов, или бег времени. Нет, не весь я умру: большая часть меня Либитины уйдет, и я посмертною Славою снова взрасту, сколь в Капитолии   Жрец верховный идет с девой безмолвною. Буду назван, где мчит Ауфид неистовый И где бедной водой Давн над пастушеским Племенем был царем: из ничего могущ   Первый я преклонил песни эольские К италийским ладам. Гордость заслуженно, Мельпомена, прими и мне дельфийскими Благостно увенчай голову лаврами. Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся. Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой  Не разрушат его, не сокрушит и ряд   Нескончаемых лет – время бегущее. Нет, не весь я умру, лучшая часть меня Избежит похорон. Буду я вновь и вновь Восхваляем, доколь по Капитолию   Жрец верховный ведет деву безмолвную. Назван буду везде – там, где неистовый Авфид ропщет, где Давн, скудный, водой, царем Был у грубых селян. Встав из ничтожества   Первым я приобщил песню Эолии К италийским стихам. Славой заслуженной, Мельпомена, гордись , благосклонная, Ныне лаврами Дельф мне увенчай голову.

3) Прочитать «Послание к Писонам» и заполнить таблицу:

Рассматриваемый вопрос Истолкование вопроса
1 О форме произведения Без серьезной работы над формой произведения в искусстве нельзя добиться совершенства. Нужны упорный труд и тщательная отделка произведения. (Произведение «пусть на девятый год будет издано»; Гораций уподобляет поэта скульптору, убирающему на статуе всякую шероховатость, которую можно почувствовать проводимым по мрамору пальцем)
2 О содержании произведения  
3   О единстве формы и содержания  
4 О назначении поэзии  
5     Об эллинском наследии, об отношении к греческим образцам  
6   О драматургическом искусстве, о трагедии  
7 О языке  
8 О роли критики  
9 О поэте  
10 О таланте и знании  

 

4) Ответить письменно на вопрос: в чем принципиальные отличия между «Посланием к Писонам» Горация и «Поэтикой» Аристотеля?

Литература

1. Квинт Гораций Флакк. Эподы: 7 (К римскому народу); 10 (К Мевию); 15 (К Неэре).

Сатиры : по одной из 1-ой и 2-ой книг (на выбор).

Оды: I , 5 (К Пирре); I , 13 (К Лидии); I , 14 (К Республике); I ,19 (К Гликере); I , 23 (К Хлое); II ,3 (К Деллию); II ,7 (К Помпею Вару); II ,14 (К Постуму); II , 16 (К Помпею Гросфу); II , 17 (К Меценату); III , 6 (К римскому народу); III , 30 (К Мельпомене); IV ,15 (Похвала Августу). Послания: «К Писонам» («Об искусстве поэзии»/«Наука поэзии»). ( [Электронный ресурс]. URL : http :// lib . ru )

 2. Гаспаров М.Л. Гораций, или Золото середины // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. СПб, 2000. С.148 - 190. или // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1. О поэтах. М., 1997. С.136 - 164. ([Электронный ресурс]. URL: http://www.philology.ru или [Электронный ресурс]. URL:  http://antique-lit.niv.ru) (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

3. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. С.164 -181.

4. Гораций [Электронный ресурс]. URL: http :// www . horatius . ru

Интерактивная форма: работа в микрогруппах по проблемам поэтического творчества Горация.

 

Занятие № 10

Творчество Овидия

Цель занятия: раскрыть идейно-художественное своеобразие творчества Овидия.

Теория: декламация, метаморфозы, элегический дистих, элегия.

 

1. Овидий как представитель неофициальной литературы эпохи Августа: биографическая справка, периодизация и общая характеристика творчества.

2. Своеобразие любовных и скорбных элегий Овидия. Трансформация жанра элегии в творчестве Овидия.

3. «Метаморфозы» как энциклопедия античной мифологии:

 а) композиция поэмы;

 б) философская основа поэмы;

 в) идейно-художественная трансформация мифа в свете культурно-исторических идей эпохи;

 г) психологическое мастерство Овидия;

 д) своеобразие овидиевой образности в поэме.

   

Литература

1. Публий Овидий Назон. Любовные элегии. I , 5 (свидание с Коринной); I , 6 (перед запертой дверью возлюбленной); I , 9 (любовь – военная служба); III , 2 (о ненависти и любви к женщине).

Героини (одно послание на выбор) (по желанию).

Наука любви (в отрывках, в объеме хрестоматии) (по желанию).

Метаморфозы . Девкалион и Пирра ( I , 313- 415), Фаэтон ( I , 748- 780 + II , 1-367), Нарцисс ( III , 341-510), Пирам и Фисба ( IV , 55-166), Ниоба ( VI , 146-313), Дедал и Икар ( VIII , 183-235), Филемон и Бавкида ( VIII , 611-725), Орфей и Эвридика ( X , 1-78                                                 Пигмалион ( X , 243-279).

Скорбные элегии . I , 3 (Последняя ночь в Риме); II (Элегия единственная) IV , 10 (Автобиография). ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru)

2. Гаспаров М.Л. Овидий в изгнании // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. СПб, 2000. С.191-245. или // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1. О поэтах. М., 1997. С.192-227. (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

3. Гаспаров М. Л. Три подступа к поэзии Овидия // Овидий. Элегии и малые поэмы. М., 1978. С. 3–28. или Гаспаров М.Л. Овидий, или Hаука доброты // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1. О поэтах. М., 1997. С.165-191.(ОБЯЗАТЕЛЬНО)

4.  Ошеров С.А. Лирика и эпос Овидия // [Электронный ресурс]. URL: http ://lib.ru или [Электронный ресурс]. URL: http://www.philology.ru или http://antique-lit.niv.ru Ошеров С.А. Поэзия «Метаморфоз» // [Электронный ресурс]. URL: http://antique-lit.niv.ru (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

5. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. С.181-197.

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов

Задания для контрольной работы

Раскройте содержание проблемного вопроса:

1. Гомеровский вопрос.

2. Дидактический эпос Гесиода.

3. Древнегреческая проза классического периода: основные направления, имена, произведения.

4. Творчество Софокла (общая характеристика). Анализ трагедии «Царь Эдип»: мифологическая основа, проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

5. Античное понимание жанра идиллии. Виды, сюжеты, художественные особенности идиллий Феокрита.

6. Плутарх как биограф-моралист. «Сравнительные жизнеописания»: идейный замысел, художественные особенности.

7. Римский театр, его устройство. Организация театральных представлений. Роль театра в жизни римского общества

8. Ораторская и историческая проза Древнего Рима: основные имена и произведения.

9. Философская поэма Лукреция «О природе вещей».

10. Неотерики. Поэзия Катулла, ее основные жанры, темы и художественные особенности.

11. Тибулл и Проперций как поэты-элегики.

12. Сенека как философ и драматург.

13. Федр как баснописец.

14. Марциал как поэт-эпиграмматист.

15. Ювенал как поэт-сатирик.

16. Зарождение христианской литературы: основные жанры, имена, произведения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации студенту

       Для чтения можно использовать как отдельные издания художественных произведений, так и хрестоматии по античной литературе. 

 Подготовка к практическому занятию предполагает чтение художественных произведений (/произведения), определенных планом занятия; работу над теоретико-литературными понятиями, необходимыми для решения задач, установленных планом занятия; составление конспектов и выписок из рекомендованной научной литературы в соответствии с планом занятия (приветствуется использование дополнительной литературы); выполнение заданий к занятию; работу, обеспечивающую в результате наличие на занятии текста/текстов изучаемых произведений (работу с фондами библиотек, в т.ч. электронных).

При работе над темами, определенными для самостоятельного изучения, необходимо прочитать произведения (/произведение), установленные программой курса; проработать соответствующий раздел учебного пособия; сделать конспект изученного раздела (в соответствии с указанной проблемой) в тетради для самостоятельных работ.

При составлении словаря основных понятий курса «Античная литература» рекомендуется воспользоваться указанными учебными пособиями А.Ф. Лосева; И.М. Тронского; Н.А. Чистяковой и Н.В. Вулих, а также словарями: «Мифологический словарь» (под ред. Е.М. Мелетинского); «Мифы народов мира» (энциклопедия в 2-х томах; под. ред. С.А. Токарев) и электронными словарями и энциклопедиями: http://www.wikiznanie.ru – энциклопедия «Викизнание»; http://www.antmir.ru – словарь Античности; http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии на Академике; http://encbook.ru – словари и энциклопедии; http://www.vusnet.ru – словари из библиотеки Российского Гуманитарного Интернет-университета и др. Основные понятия курса следует записать в словарь в алфавитном порядке.

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

  Текущий контроль осуществляется на лекциях и практических занятиях в форме проверочных работ, включающих в себя проблемные вопросы и задания.

   Итоговый контроль за семестр осуществляется в форме зачета, на котором студенты дают определение одному понятию (предложенному преподавателем ) по изученному курсу и отвечают на 30 тестовых вопросов по мифологии и литературе Древней Греции и Древнего Рима, которые составляются на основании приведенного ниже перечня вопросов.

                                        

Примерные вопросы к зачету

1. Понятие «античность», география и хронология античного мира, источники знаний об античности. Периодизация и общая характеристика древнегреческой литературы.

2. Понятие мифа и мифологии. Основные виды греческих мифов. Особенности греческой мифологии.

3. Эзоп как баснописец.

4. Героический эпос. «Илиада» Гомера: содержание, художественные особенности.

5. Приключенческо-бытовой эпос. «Одиссея» Гомера: содержание, художественные особенности.

6. Декламационная лирика, ее разновидности (Архилох, Тиртей, Солон и др.).

7. Песенная лирика, ее разновидности (Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар и др.).

8. Греческий театр, его устройство. Организация театральных представлений. Роль театра в жизни греческого общества.

9. Происхождение и структура трагедии. Особенности постановок трагедий.

10. Творчество Эсхила (общая характеристика). Анализ одной из трагедий: мифологическая основа, проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

11. Творчество Софокла (общая характеристика). Анализ одной из трагедий: мифологическая основа, проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

12. Творчество Еврипида (общая характеристика). Анализ одной из трагедий: мифологическая основа, проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

13. Происхождение и структура комедии. Особенности постановок комедий.

14. Древнеаттическая комедия, ее характерные черты. Творчество Аристофана (общая характеристика). Анализ одной из комедий: проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

15. Новоаттическая комедия, ее характерные черты. Творчество Менандра (общая характеристика). Анализ одной из комедий: проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

16. Греческий роман, его характерные черты. «Дафнис и Хлоя» Лонга: тематика и художественные особенности романа.

17. Специфика, периодизация и общая характеристика римской литературы. Особенности римской мифологии.

18. Римская комедия, ее разновидности. Творчество Плавта: общая характеристика, романизация греческих сюжетов. Анализ одной из комедий: проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

19. Творчество Теренция (общая характеристика). Анализ одной из комедий: проблематика, сюжет, развитие драматургического действия, система образов, художественные средства.

20. Неотерики. Поэзия Катулла, ее основные жанры, темы и художественные особенности.

21. Римский эпос. «Энеида» Вергилия: идейный и художественный замысел, содержание, художественные особенности. Ориентация Вергилия на Гомера и отличие его поэтики от гомеровской.

22. Поэзия Горация, ее основные жанры, темы и художественные особенности.

23. Периодизация и общая характеристика творчества Овидия. Элегии Овидия, их темы и художественные особенности.

24. «Метаморфозы» Овидия: художественный замысел и его философское обоснование, художественные особенности поэмы.

25. Римский роман, его характерные черты. «Сатирикон» Петрония: проблема сохранности текста, идейная концепция и художественные особенности романа.

26. Апулей «Метаморфозы» (или «Золотой осел»): идейная концепция и художественные особенности романа.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ

№ п/п Вид деятельности Максимальное количество баллов за занятие Максимальное количество баллов по дисциплине
1. Посещение лекций 1 6
2. Посещение практических занятий 1 10
3. Посещение лабораторных занятий - -
4. Работа на занятии (10): - формальная готовность к занятию; - выполнение домашней работы; - работа на занятии; - выполнение контрольно-проверочного среза 12 1 4 4 3 120
5. Контрольная работа 32 32
6. Курсовая работа - -
5. Зачет 32 32
6. Экзамен - -
ИТОГО: 2 зачетные единицы   200

Лекции

Компонент лекции Критерии Баллы

I .Присутствие на лекции

Студент присутствовал на лекции 1 Студент не присутствовал на лекции 0

                                                   Итого максимум 1 балл

 

   Практические занятия

Компонент занятия Критерии Баллы

I .Присутствие на занятии

Студент присутствовал на занятии 1
Студент не присутствовал на занятии 0

IV. Работа на занятии

Студент включается в работу (грамотно воспроизводит материал; правильно отвечает на вопросы преподавателя; задает вопросы, свидетельствующие об адекватности восприятия материала; участвует в обсуждении проблем) и демонстрирует активность, личную инициативу 4
Студент включается в работу (грамотно воспроизводит материал; правильно отвечает на вопросы преподавателя; задает вопросы, свидетельствующие об адекватности восприятия материала; участвует в обсуждении проблем) 3
Студент включается в работу частично (воспроизводит материал / отвечает на вопросы преподавателя / задает вопросы, свидетельствующие об адекватности восприятия материала / участвует в обсуждении проблем) и не допускает принципиальные ошибки в интерпретации изучаемого материала 2
Студент включается в работу частично (воспроизводит материал / отвечает на вопросы преподавателя / задает вопросы, свидетельствующие об адекватности восприятия материала / участвует в обсуждении проблем) и допускает принципиальные ошибки в интерпретации изучаемого материала 1
Студент не включается в работу (не воспроизводит материал; не отвечает на вопросы преподавателя; не задает вопросы, свидетельствующие об адекватности восприятия материала; не участвует в обсуждении проблем) 0

Контрольная работа

Компонент работы Критерии Баллы

I . Создание конспектов (в соответствии с программой самостоятельной работы)

Студент сделал конспект, полностью раскрыв проблемный вопрос по 2 (за каждый из 16 конспектов)
Студент сделал конспект, не раскрыв полностью проблемный вопрос по 1 (за каждый из 16 конспектов)
Студент не сделал ни одного конспекта 0

                                                            Итого максимум за контрольную работу – 32 балла

Зачет

Компонент зачета Критерии Баллы

КУРС

СЕМЕСТР

ВЫБОРКА ИЗ УМК

по ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(модуль1. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.431 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь