Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ДИСЦИПЛИНЕ



Модуль 1. История античной литературы

Лекции

Тема 1 (1 час). Введение в курс античной литературы. Введение в курс греческой литературы. Греческая мифология

Цель лекции: дать понятие об античности, специфике античной литературы.

Понятие «античность», география и хронология античного мира. Основные источники знаний об античности. Античная литература – первая и древнейшая европейская литература.

Тема 2 (2 часа). Введение в курс греческой литературы. Греческая мифология

Цель лекции: дать понятие о специфике и периодизации древнегреческой греческой мифологии и литературы.

Древнегреческая литература как первая по времени возникновения составляющая античной литературы. Греческий образ жизни и греческая ментальнось, их влияние на культуру и литературу. Периодизация древнегреческой литературы.

Понятие о мифе и мифологии. Своеобразие мифологического мышления. Классификация мифов и мифологических персонажей. Мифография. Развитие греческой мифологии: доолимпийский и олимпийский периоды. Олимпийский пантеон. Характерные особенности греческой мифологии: культурная направленность, отрефлексированность, строгая системность и упорядоченность, развитость. Греческая мифология и мировая культура. Мифология как «почва и арсенал» античного искусства. Мифологическое содержание античной, и прежде всего греческой, литературы. Последовательно меняющаяся роль мифологии в античной культуре и литературе: от мировоззрения до художественного приема.

 

Тема 3 (1 час). Литература архаического периода

Цель лекции: дать понятие о специфике и идейно-художественном своеобразии древнегреческой литературы архаического периода.

 

Понятие об эпосе. Основные разновидности античного эпоса.

Троянский цикл как мифологическая основа поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Особенности раннего эпоса и их отражение в поэтике гомеровских поэм. Гомеровский вопрос. От героического эпоса к дидактическому. Поэмы Гесиода и особенности их стиля.

       Становление басенного жанра. Басни Эзопа.

На пути к классике. Истоки и формы древнегреческой лирики. Условность и историческая специфика термина «лирика».

 

Тема 4 (1 час). Литература классического периода

Цель лекции: дать понятие о специфике и идейно-художественном своеобразии древнегреческой литературы классического периода.

Расцвет афинской культуры и литературы в «золотой век» Перикла.

Драма: истоки и условия возникновения, основные виды. Особенности эстетики и эволюция античной трагедии. Эсхил, Софокл, Еврипид – три великих трагика Древней Греции, определившие специфику жанра и основные этапы ее развития.

Особенности эстетики и эволюция античной комедии. Творчество Аристофана как отражение особенностей древнеаттической комедии.

Древнегреческая проза (красноречие, историография, философия) и ее основные представители: Исократ, Демосфен, Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Платон и др. Проблемы искусства и поэзии в «Поэтике» Аристотеля.

 

Тема 5 (1 час). Литература эллинистического периода

Цель лекции: дать понятие о специфике и идейно-художественном своеобразии древнегреческой литературы эллинистического периода.

Утрата Грецией политической независимости. Вхождение в империю Александра Македонского. Новая ступень политико-экономического и историко-культурного развития общества. Сущность понятия «эллинизм». Тенденции индивидуализма и космополитизма в философии и культуре. Афины – центр философии (эпикуреизм, стоицизм, кинизм) и комедиографии. Развитие но­вых центров греческой культуры. Александрия как одна из столиц эллинистического мира. Александрийская поэзия и ее особенности на примере творчества Каллимаха, Феокрита, Аполлония Родосского.

Отражение этических идей эллинисти­ческого периода в новоаттической комедии. Менандр как наиболее яркий представитель новоаттической комедии.

 

Тема 6 (1 час). Литература римского периода

Цель лекции: дать понятие о специфике и идейно-художественном своеобразии древнегреческой литературы римского периода.

       Римское завоевание и его влияние на культурную жизнь Греции.

Поздняя греческая литература. Плутарх и его «Параллельные жизнеописания». Диалоги Лукиана. Греческий роман и его стереотипы. Особенности буколического романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

 

Тема 7 (1 час). Введение в курс римской литературы. Римская мифология

Цель лекции: дать понятие о специфике и периодизации римской мифологии и литературы.

Римская литература как вторая по времени возникновения составляющая античной литературы. Возникновение римской цивилизации, ее самобытность и отношение к греческому наследию. Римский образ жизни, римская ментальность и их влияние на римскую культуру и литературу. Преемственный характер римской культуры.  Специфика и периодизация римской литературы.

Римская мифология, ее особенности. Подражательный, эклектический характер римской мифологии и ее самобытность, выразившаяся в мифологизации истории и узкопрактической направленности.

Тема 8 (2 часа). Литература эпохи республики

Цель лекции: дать понятие о специфике и идейно-художественном своеобразии римской литературы эпохи республики.

       Первые явления римской поэзии на основе греческой (Ливий Андроник, Гней Невий, Энний). Характер обращения к греческой литературе и своеобразие ее использования.

Римский театр, его устройство. Организация театральных представлений. Римская комедия: Тит Макций Плавт – комедиограф римского плебса («Клад», «Хвастливый воин»). Публий Теренций Афр – комедиограф образованной части римского общества («Братья», «Свекровь»).

Философская поэзия Лукреция. Поэма «О природе вещей»: философия Эпикура в изложении Лукреция.

Литературное направление неотериков. Гай Валерий Катулл как наиболее яркий представитель неотериков.

Развитие прозы: красноречия, историографии, мемуарной и эпистолярной литературы (Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь, Гай Саллюстий Криспа, Тит Ливий).

 

Тема 9 (2 часа). Литература эпохи империи

Цель лекции: дать понятие о специфике и идейно-художественном своеобразии римской литературы эпохи империи.

Эпоха становления империи. Принципат Октавиана Августа как вводная форма к новому государственному строю, как режим военный диктатуры при внешнем сохранении республиканских форм политической и общественной жизни.

«Золотой век» римской литературы — период между смертью Цезаря (44 год до н.э.) и смертью Августа (14 год н.э.). Расцвет римской литературы. Литературная жизнь в эпоху Августа: литературные кружки и своеобразие их общественно-эстетической позиции (Меценат, Мессала). Поддержка идеалов принципата Вергилием и Горацием. Оппозиционные настроения Тибулла, Проперция, Овидия.

Послеклассическая римская литература (I век — первая половина II в.). Луций Анней Сенека. Сенека как оратор, политический деятель, философ и драматург.

Гай Петроний Арбитр. Петроний как автор «Сатирикона». Художественное своеобразие текста.

Творчество Федра-баснописца. Связь с эзоповыми традициями и их развитие. Оформление басни как художественного жанра.

Эпиграммы Марка Валерия Марциала.

Сатиры Децима Юния Ювенала.

Поздняя римская литература (II —V вв.). Творчество Люция Апулея. Разносторонность Апулея как творческой личности. Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

Римская историография. Публий Корнелий Тацит. «Анналы» как наиболее зрелое произведение Тацита, освещающее историю Юлиев-Клавдиев. Гай Светоний Тарквилл. «Жизнеописание Цезарей». Собрание биографических материалов о представителях рода Юлиев.

Последний литературный подъем в IV в. н.э. Укоренение христианства и зарождение христианской литературы. Жанры раннехристианской литературы. Канонические и апокрифические произведения. «Новый Завет». Христианские писатели и поэты (Ориген, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним и др.)

 

Практические занятия

Занятие № 1

Греческая мифология

Цель занятия: дать понятие о специфике греческой мифологии и художественности мифов.

Теория: анимизм, антропоморфизм, бог, герой, демиург, зооморфизм, калокагатия, космос, космогония, культурный герой, миф, мифология, пантеон, пеан, синкретизм, теогония, тератология, фетишизм, хтонизм, художественность, эсхатология, этиология

 

1. Характеристика основных периодов греческой мифологии.

2. Основные виды греческих мифов.

3. Художественность мифов Древней Греции (на примере мифов об Аполлоне).

 

Задания: 1) провести сравнительный анализ двух переложений мифа (В.Смирновой и Н.Куна) о покорении Гераклом адского пса Кербера, результаты анализа отразить в таблице:

Вопрос к элементу текста для сравнения у Н. Куна у В.Смирновой Выводы о сходствах и различиях
1 Каким по счету назван подвиг Геракла – победа над стражем подземного царства псом Кербером? 11 12 Оба автора рассказывают о победе Геракла над Кербером в конце мифического цикла, так как этот подвиг – один из самых сложных, ведь герой совершает его в стране мертвых.
2 Как описан Кербер?    
3  Кто сопровождал Геракла по царству Аида?    
4 Как изображено царство Аида?    
5 Кого увидел Геракл в царстве мертвых?    
6 Как мир мертвых отреагировал на появление живого?    
7 Как подземные боги приняли Геракла?    
8 Какое отношение проявил Геракл к богам?    
9 Как описывается сам подвиг Геракла – сражение с Кербером?    
10  Как отреагировал Кербер на свет?    
11 Как ведет себя Еврисфей (Эврисфей) при виде Кербера?    
12 Какова дальнейшая судьба Кербера?    

                      

 2) подобрать по 2-3 примера греческих мифов для каждого вида, письменно оформить результаты проведенной работы;

 3) подготовиться к проверочной работе (проверяются знания мифов Древней Греции): прочитать книгу Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» и заполнить таблицу:

Крылатое выражение Миф, из которого произошло выражение (краткий пересказ) Значение выражения
Авгиевы конюшни 6-ой подвиг Геракла. Геракл очистил конюшни элидского царя Авгия, в которых содержалось три тысячи лошадей, но стойла в течение 30 лет не чистились от навоза. Геракл отвел в ворота конюшен русло реки Алфея, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь. Беспорядок, что-либо крайне запущенное, загрязненное до последнего предела

 Список крылатых выражений: авгиевы конюшни, ахиллесова пята, бочка Данаид, вещая Кассандра, взгляд Медузы, гомерический смех (хохот), гордиев узел, дамоклов меч, дары данайцев, загадка сфинкса, золотое руно, кануть в Лету, Кастор и Поллукс, муки Тантала, нить Ариадны, объятия Морфея, оседлать Пегаса, Орест и Пилад, панический страх (ужас), под эгидой, полет Икара, провалиться в тартарары, прокрустово ложе, прометеев огонь, работа Пенелопы, рог изобилия, рука Немезиды, сизифов труд, суд Париса, Сцилла и Харибда, троянский конь, узы Гименея, яблоко раздора, ящик Пандоры.

Литература

1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание). ( [Электронный ресурс]. URL : http :// az . lib . ru )

2. Герои Эллады: Из мифов Древней Греции / Пересказ В. Смирновой.

 ( [Электронный ресурс]. URL : http://izbakurnog.historic.ru)

3. Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 2000. С.321-335. ([Электронный ресурс]. URL: http://philologos.narod.ru) (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

4. Лосев А.Ф. Аполлон // Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии (любое издание) или Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги. М., 1988. С.178-220.

5. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии // Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1990. С.634-639. ([Электронный ресурс]. URL:  http://energeticbreatch.narod.ru) (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

6. Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом (любое издание).

7. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология (любое издание).

8. Античная мифология [Электронный ресурс]. URL: http :// mythology . sgu . ru / mythologyant / suget _ f . htm

9. Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.foxdesign.ru/legend/

10. Мифы и легенды народов мира [Электронный ресурс]. URL: http://legendy.claw.ru/

11. Энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии [Электронный ресурс]. URL:  http://greekroman.ru/

12. Каталог фильмов по сюжетам греческой мифологии [Электронный ресурс]. URL:  http://mify.org/films

Интерактивная форма: семинар-беседа по древнегреческой мифологии.

 

Занятие № 2

Античная басня.

Басня Эзопа

Цель занятия: дать понятие о специфике античной басни и ее идейно-художественных особенностях.

Теория: басня, аллегория, эзопов язык

 

1. Эзоп как баснописец. Легендарное «Жизнеописание Эзопа».

2. Основные мотивы, идеи басен Эзопа. Идеологическая концепция его басен.

3. Структура басен Эзопа.

4. Художественные особенности басен Эзопа (своеобразие басенного сюжета, образной системы, языка). Заслуги Эзопа-баснописца.

 

Задание: провести сравнительный анализ басен Эзопа и Федра о Вороне и Лисице (переводы М.Л Гаспарова); сделать выводы о своеобразии каждого из баснописцев, результаты анализа отразить в таблице:

Элемент  для сравнения Эзоп Федр Выводы о сходствах и различиях
1 Название «Ворон и Лисица» «Лиса и Ворон» Заглавия басен похожи, но не одинаковы. Слова «лисица» и «лиса» в них можно рассматривать как слова-дублеты. Разнятся начальные слова в заглавиях. Эзоп ставит на первое место Ворона, а Федр – Лису, выделяя таким образом персонажа, который не вызывает сочувствия. Для автора он прежде всего носитель пагубных порочных страстей, против которых и направлена мораль басни. Разница в размещении заглавных слов все-таки не отменяет главного – равнозначности для басни обоих персонажей, что подчеркнуто использованием сочинительного соединительного союза «и».
2 Форма изложения      
3 Сюжет, его структура      
4 Образы      
5 Мораль      
6 Язык      

Литература

1. Эзоп. Басни. ( [Электронный ресурс]. URL : http://lib.ru)

2. Книга о Ксанфе-философе и Эзопе, его рабе, или Похождения Эзопа (любое издание) (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

3.  Гаспаров М.Л. Эзоп // Басни Эзопа / Отв.ред. Ф.А.Петровский (перевод, стат. и комм. М.Л. Гаспарова). М., 1962. С.241-269.  или // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1. О поэтах. М., 1997. С. 228 – 267. или Никола М.И. Эзоп // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. Ч.2. М.,1997. С.428-430.(ОБЯЗАТЕЛЬНО)

4. Эзоп. [Электронный ресурс]. URL: http :// www . ezop . su /

5. Эзоп (1960, реж. Г. Товстоногов, Ю. Музыкант). Эзоп (1981, реж. О.Рябоконь) [Электронный ресурс]. URL:  http://video.yandex.ru/

Интерактивная форма: работа в парах (обмен результатами анализа басен по предложенным вопросам.

Занятие № 3

Эпос Гомера

Цель занятия: дать понятие об античном эпосе и его идейно-художественном своеобразии.

Теория: аэд, гекзаметр, рапсод, эпос, эпический герой

1. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как образцы античного эпоса.

2. Гомер как легендарный поэт.

3. Стилевые особенности гомеровского эпоса.

4. Поэтическая техника гомеровского эпоса.

5. Комментированное чтение 22 песни «Илиады» (поединок Ахиллеса и Гектора).

 

Задания: 1) заполнить таблицу «Художественные особенности гомеровского эпоса» примерами из поэм Гомера (по 1-2 из каждой поэмы).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь