Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПОЭТУ И АРХИТЕКТОРУ.



 

 

(Андрею Андреевичу Вознесенскому, 1978 год)  

 

Вознесенский!

напишите проект

психотерапевтического кабинета,

но не храм покоя!

Там должна быть Плисецкая и, недосягаемая усмирению,

невыдуманная одержимость

сочных предвестий Мая.

Там должны быть Тухманов,

проживший дальше Мицкевича, и Кола Бруньен,

и Назым Хикмет,

и испугавшийся самого себя, но, тем не менее, не властный себя обуздать Федор Михайлович Достоевский, вовсе не страданием, и вовсе не оправдывающийся. Там должен быть Антон Чехов,

отчаянно отважившийся, наконец

любить земную женщину,

земной любовью.

Там должны быть все страстные безбожники и все боли, все ступени инферно,

которые они не властны не одолеть, не прожить, осуществляя,

свою жажду,

себя во имя себя, жажду женщины, родины, любви, жизни, мгновения и бессмертия.

В этом кабинете должны быть

мелочь, каприз, вздор, пустяк, вода,

ветка,

хлеб, горе и женщина и...

ребенок.

В этом кабинете должно быть

СЕГОДНЯ,

ВЧЕРА

и предощущение... предчувствие, которые не властен не реализовать

-БУДУЩЕЕ,

самое далекое твое

и уже не твое...

В этом кабинете всем напряжением  содравшей с себя позу и так вырвавшейся, наконец, из довлеющей предопределенности  — внутри которой ни в чем не виноватая и ни за кого не отвечающая СКУКА веками играет свои наглядные «страсти» и «бунты» — всем напряжением  не ищущей быть увиденной и названной, но, как дыхание, захватывающей переживание, дающейся и познаваемой только в ощущении, в движении — в действии, всем напряжением  невыразительной, в знаках, символах, словах не нуждающейся, но, как жизнь, единственно действительной взрослости

должен присутствовать двадцатишести- и шестидесятивосьмилетний  

Борис Леонидович Пастернак.

В его присутствии должно быть невозможным «наступать на горло

собственной песне».

В этом кабинете не должно быть комфортабельной яхты для ловли

большой выдуманной рыбы,

В нем не может быть добровольного распятия и всяческого другого

самоубийства.

Не надо «Алых парусов» и малинового сиропа.

Не надо мученического бегства в стерильные фантазии.

Пусть здесь будет плоть,

любящая себя и чутко отзывающаяся

трепетная и спокойная

кожа.

Пусть здесь будут и знание и ошибка, и мудрость, и глупость,

и Талейран и Гобсек, и наставник Дориана Грея — Уайльд... ...

Не надо самого Дориана,

Не надо Наполеона, Гитлера и Герострата.

Пусть Христос здесь люто возненавидит страдание

и решится, наконец,

признав святую тенденциозность человеческой любви,

быть счастливым.

Как сможет!

Пусть он оставит в наследство людям, вместо своего креста, свой способ стремится, искать, находить и строить свое личное и неличное, но свое

счастье.

Пусть завещает свое неистовство жить!

Андрей Андреевич, спроектируйте

психотерапевтический кабинет.

Пусть в нем будет светло и сумрачно.

Пусть будет шумно и тихо.

Пусть в нем будет хорошо женщине и ребенку,

каменщику, поэту и травнику...

Пусть в нем живет музыка

и глохнет, тушится всяческая истерика и ложь;

Пусть в нем будет легко... молчать и просто —

«ронять слова»...

Пусть в нем не обязательно будет

пожалуйста. Спроектируйте,

чтобы каждый почувствовал,

что после смерти, травой, песком и флюгером

станет НЕ он,

что он

останется только тем,

что успел прожить,

что ненароком или намеренно

передал людям своей «походкой»,

только тем, что он был, стал, есть,

не более, но и не менее.

Спроектируйте.

В этом кабинете я — врач

буду заражать людей

жаждой жить

счастливее.

Это заказ человека человеку,

архитектору и поэту

от врача — психотерапевта.

Михаил Покрасс.

 

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

 

 

Вопрос о смысле жизни   — особая проблема для самоутверждения личности.  

 

Попытка  

— понять происхождение вопроса,  

— выявить существенные различия в его содержании,   

—уяснить некоторые исходные позиции его решения.  

 

 

В тридцать три года...

 

 

Если бы, ко мне пришел человек и заявил, что он решил вопрос о смысле жизни, мне бы стало скучно. Я бы вспомнил о зубоврачебном кресле,... как набил оскому черемухой,... от воспоминания бы посвежело, и я бы попросил его занести мне следующий раз, так, по пути... вечный двигатель.

Но что поделать ? Меня этот вопрос томил. Первый раз он мелькнул в семь лет, когда я узнал, что врачи предрекли мне смерть в четырнадцать или восемнадцать. Мне повезло. Я жив и сейчас -в шестьдесят, действительно жив. Они ошиблись. С четырнадцати лет он стал постоянным событием моей жизни рядом с вопросами о счастье, любви, прогрессе - наверное, я не очень умел дружить... Не знаю... Я искал ответа у деревьев с их голыми весенними ветвями, у осенних листьев, у травы, у кошек и собак, у слабоумных, сумасшедших и мудрецов, научился понимать их ответы. Я работал на скорой помощи, в психиатрической клинике, в деревне и в городе, санитаром, медбратом, врачом психиатром, психотерапевтом. Узнал, что этому вопросу радуются или пугаются его, решают его или таят от себя все, кого я встречал. Эту записку я написал в тридцать три года. Я спешил сознательно. Теперь я ее только отредактировал, уточнил немного. Вечного двигателя не изобрел... и не изобретал. Но понял, что прежде, чем на вопрос отвечать, его приходится сначала поставить, сначала понять вопрос...

Этим я и занялся в моей записке.

С уважением предлагаю ее Вам!

 

 

Введение.

 

 

В процессе становления личности интуитивное, непосредственно-эмоциональное ощущение само собой разумеющейся необходимости, внутренней оправданности собственного существования человека и бытия мира подвергается критической оценке разума.

Формирование сознания и самосознания, сопряженное а с интенсивно расширяющимся выявлением сущности и полезности  (значимости, смысла) для себя самых разных явлений, в том числе и себя самого, закономерно приводит к постановке вопроса о смысле бытия и собственной жизни.

Как практически важный вопрос о смысле жизни возникает, по моему впечатлению, именно и только тогда, когда те или иные особые события прерывают обыденное, привычное течение жизни человека, вынуждают затормозить, приостановить первично непосредственный процесс самореализации, самовыражения, требуют ответственного, сознательного выбора одной из противоречивых тенденций.

Практика лечения неврозов убеждает, что такими, вызывающими потрясение событиями, бывает иногда и чрезвычайная, налагающая ответственность удача, но чаще тяжелые утраты, неожиданные несчастья. Особенно часто — вольный или невольный отказ от реализации непосредственного, недемонстративного чувства, отказ от любимого дела, друга, искреннего поступка, от любви, просто вынужденное длительное бездействие.

Вопрос о смысле жизни может быть адекватным отражением того факта, что собственное поведение человека перестало быть для него полезным, утратило для него смысл.

Тогда сам вопрос, в котором это поведение ошибочно отождествляется с жизнью, оказывается результатом опасения, что смысла в жизни нет.

В клинике неврозов так возникший вопрос пугает, люди пытаются от него «отвлечься», «выкинуть его из головы», «не думать», не отдавать себе в нем отчета.

Сами проявления невроза часто оказываются факторами, на психологическом уровне отвлекающими от этого вопроса, вуалирующими его от самого страдающего, и именно этим (облегчающим осознанное переживание) влиянием симптоматика невроза закрепляется.

Осознание, актуализация такого опасения и утверждение в том, что оно верно, может быть чревато обесцениванием жизни на личностном уровне (со всеми вытекающими отсюда последствиями вплоть до так называемого «прожигания жизни», антисоциальных действий, болезней и... самоубийств).

Возникая в ситуации, требующей инициативного ответственного выбора, вопрос о смысле жизни оказывается результатом поиска тех высших личностных ценностей, на которые человек может опереться в своих решениях, которым сумеет подчинить все свои тенденции, собрав их в единую направленность, единую целостность, каковой является сформировавшаяся личность.

Иными словами, вопрос о смысле жизни закономерно возникает в поисках завершенной мировоззренческой позиции, мобилизующей все деятельности индивида на самом высоком личностном уровне.

В этом случае названный вопрос ставится продуктивно, предполагает наличие позитивного ответа и является чрезвычайно значимым, так как без его решения невозможна эффективная интеграция личности.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь