Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 17: «О заступничестве » .
«Великий и Могучий Аллах сказал: و َ أ َ ن ْ ذ ِ ر ْ ب ِ ه ِ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي َ خ َ ا ف ُ و ن َ أ َ ن ْ ي ُ ح ْ ش َ ر ُ و ا إ ِ ل َ ى ر َ ب ِ ّ ه ِ م ْ ل َ ي ْ س َ ل َ ه ُ م ْ م ِ ن ْ د ُ و ن ِ ه ِ و َ ل ِ ي ّ ٌ و َ ل ا ش َ ف ِ ي ع ٌ ل َ ع َ ل ّ َ ه ُ م ْ ي َ ت ّ َ ق ُ و ن َ (٥ ١ ) «Предостерегай им тех, которые страшатся того, что будут собраны перед своим Господом тогда, когда не будет у них, помимо Него, ни покровителя, ни заступника» (сура « аль-Ан’ам», аят 51)». Соответствие главы «Книге единобожия» в том, что многобожники оправдывали свое многобожие, которое проявлялось в том, что они взывали к ангелам, к пророкам и праведникам тем, что говорили: «Мы знаем, что они сотворены, однако они имеют авторитет пред Всевышним Аллахом, и поэтому мы хотим, чтобы они заступались за нас пред Ним». И автор книги, да смилуется над ним Аллах, этой главой хотел донести до людей довод на то, что данное действие является сутью многобожия, которое запретил Всевышний Аллах, и сделать недействительным любой путь, ведущий к этому. Заступничество – в своем смысловом значении подразумевает добавление чего-то к чему-то, например, к одной вещи добавляется что-то и уже вещей становится два. В арабском языке слово «заступился за него» имеет смысл «помог ему приобрести то, что он желал у того, кто владеет этой вещью». В этом аяте содержится опровержение многобожникам, которые взывают к пророкам и праведникам и просят у них заступничества.
Пользы, извлекаемые из этого аята: 1. Указание на опровержение многобожникам, которые приближаются к пророкам и праведникам и просят у них заступничества. 2. Указание на узаконенность увещевания и напоминания о Судном дне. 3. Указание на то, что верующие это те, которые берут пользу от увещевания, а так же на то, что увещевать нужно Кораном. ------------------------------------------------------------------------------------------------
«Сура «аз-Зумар», аят 44: ق ُ ل ْ ل ِ ل ّ َ ه ِ ا ل ش ّ َ ف َ ا ع َ ة ُ ج َ م ِ ي ع ً ا ل َ ه ُ م ُ ل ْ ك ُ ا ل س ّ َ م َ ا و َ ا ت ِ و َ ا ل أ ر ْ ض ِ ث ُ م ّ َ إ ِ ل َ ي ْ ه ِ ت ُ ر ْ ج َ ع ُ و ن َ (٤ ٤ ) «Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком». Сура «аль-Бакара», аят 255: م َ ن ْ ذ َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ي َ ش ْ ف َ ع ُ ع ِ ن ْ د َ ه ُ إ ِ ل ا ب ِ إ ِ ذ ْ ن ِ ه ِ «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? » ».
В этих аятах содержится опровержение многобожникам, которые взяли себе в заступники помимо Аллаха, ангелов или пророков, или идолов, которым они придали образ праведников, т.е. сделали памятниками. Эти люди думают, что эти праведники, ангелы, идолы владеют заступничеством или чем-то из заступничества; они также думают, что те могут заступиться за них перед Аллахом без Его дозволения.
Пользы, извлекаемые из этих аятов: 1. Указание на опровержение многобожникам, которые просят заступничества у созданий. 2. Указание на то, что все заступничество принадлежит только одному Единому Всевышнему Аллаху, и поэтому заступничество нужно просить только у Него одного. 3. Указание на величие Всевышнего Аллаха, Свят Он и Пречист, и Его высочество и на то, что все создания подчинены Его власти. 4. Указание на то, что заступничество будет делать тот, кому Всевышний Аллах позволит это. ------------------------------------------------------------------------------------------------
«Сура «ан-Наджм», аят 26: و َ ك َ م ْ م ِ ن ْ م َ ل َ ك ٍ ف ِ ي ا ل س ّ َ م َ ا و َ ا ت ِ ل ا ت ُ غ ْ ن ِ ي ش َ ف َ ا ع َ ت ُ ه ُ م ْ ش َ ي ْ ئ ً ا إ ِ ل ا م ِ ن ْ ب َ ع ْ د ِ أ َ ن ْ ي َ أ ْ ذ َ ن َ ا ل ل ّ َ ه ُ ل ِ م َ ن ْ ي َ ش َ ا ء ُ و َ ي َ ر ْ ض َ ى (٢ ٦ ) «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен! » ».
В этом аяте содержится опровержение многобожникам, которые просят заступничества у ангелов и у других созданий Аллаха.
Пользы, извлекаемые из этого аята: 1. Указание на опровержение многобожникам, которые приближаются к каким-либо созданиям, прося у них заступничества. 2. Указание на то, что заступничество принадлежит только одному Всевышнему Аллаху и просить его можно только у Него одного. 3. Указание на то, что заступничество не будет действительным, если не будут соблюдены два условия: первое - дозволение Господа тому, кто хочет заступаться; второе - чтобы Аллах был доволен тем, за кого хотят заступаться, чтобы он был из числа единобожников и искренних Его рабов. ------------------------------------------------------------------------------------------------
«Сура «Саба» аяты 22-23: ق ُ ل ِ ا د ْ ع ُ و ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ز َ ع َ م ْ ت ُ م ْ م ِ ن ْ د ُ و ن ِ ا ل ل ّ َ ه ِ ل ا ي َ م ْ ل ِ ك ُ و ن َ م ِ ث ْ ق َ ا ل َ ذ َ ر ّ َ ة ٍ ف ِ ي ا ل س ّ َ م َ ا و َ ا ت ِ و َ ل ا ف ِ ي ا ل أ ر ْ ض ِ و َ م َ ا ل َ ه ُ م ْ ف ِ ي ه ِ م َ ا م ِ ن ْ ش ِ ر ْ ك ٍ و َ م َ ا ل َ ه ُ م ِ ن ْ ه ُ م ْ م ِ ن ْ ظ َ ه ِ ي ر ٍ (٢ ٢ )و َ ل ا ت َ ن ْ ف َ ع ُ ا ل ش ّ َ ف َ ا ع َ ة ُ ع ِ ن ْ د َ ه ُ إ ِ ل ا ل ِ م َ ن ْ أ َ ذ ِ ن َ ل َ ه ُ ح َ ت ّ َ ى إ ِ ذ َ ا ف ُ ز ِ ّ ع َ ع َ ن ْ ق ُ ل ُ و ب ِ ه ِ م ْ ق َ ا ل ُ و ا م َ ا ذ َ ا ق َ ا ل َ ر َ ب ّ ُ ك ُ م ْ ق َ ا ل ُ و ا ا ل ْ ح َ ق ّ َ و َ ه ُ و َ ا ل ْ ع َ ل ِ ي ّ ُ ا ل ْ ك َ ب ِ ي ر ُ (٢ ٣ ) «Скажи: «Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено. Когда же страх покинет их (многобожников или ангелов) сердца, они скажут: «Что сказал ваш Господь? » Они скажут: «Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий» ».
В этих аятах содержится опровержение многобожникам, которые приближаются к угодникам и просят у них заступничества, и взывают к ним, чтобы те принесли им пользу и защитили их от вреда.
Пользы, извлекаемые из этих аятов: 1. Указание на опровержение многобожникам, которые взывают наряду с Аллахом каким-то божествам или ангелам, или к другим, веря, что они принесут им пользу или защитят их от вреда. 2. Указание на узаконенность полемики с многобожниками для того, чтобы доказать недействительность многобожия и сделать явной истину. 3. Указание на разрыв всех причин, с которыми связаны многобожники, так как многобожник берет себе объектом поклонения, кого-либо помимо Аллаха, считая, что тот принесет ему пользу. Польза же может быть только от того, кто обладает одним из следующих четырех качеств: первое, либо чтобы он владел тем, чего хочет от него тот, кто ему поклоняется; второе, либо чтобы он являлся сотоварищем владетеля, компаньоном; третье, либо чтобы он был помощником его; четвертое, либо чтобы он был заступником перед ним. И Всевышний Аллах, Свят Он и Пречист, отрицает наличие всех этих четырех качеств у божеств многобожников, и поэтому их поклонение становится несостоятельным. 4. Указание на то, что заступничество будет только с дозволения Всевышнего Аллаха. 5. Указание на то, что многобожникам не поможет заступничество, так как Всевышний Аллах не позволит заступаться за многобожников. ------------------------------------------------------------------------------------------------ «Абу аль-‘Аббас сказал: «Аллах отверг все то, на что надеются многобожники. Он сообщил, что никто, кроме Него, не владеет собственностью самостоятельно и не является ее совладельцем. Он также сообщил, что у Аллаха нет помощников. Таким образом, остается только заступничество, однако оно принесет пользу только тем, кому позволит Господь. По этому поводу Аллах сказал: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (сура «аль-Анбия», аят 28). Заступничества, на которое уповают многобожники, не будет в День воскресения, поскольку Коран отвергает его. Пророк же сообщил, что он придет и падет ниц пред своим Господом, воздавая хвалу Ему. Он не начнет заступаться за людей первым, но затем ему будет сказано: «Подними голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, заступайся, и твое заступничество будет принято» (аль-Бухари 6/264, 265, 8/300, Муслим (194)). Как-то Абу Хурайра спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслуживают твоего заступничества? » Он сказал: «Это те, кто сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, от чистого сердца» (Ахмад 2/373, аль-Бухари 1/173, 174, ан-Насаи 11/385). Такого заступничества, с позволения Аллаха, будут удостоены люди, которые искренне поклонялись одному Аллаху, а те, которые приобщали сотоварищей к Аллаху, не получат его. Суть этого состоит в том, что Пречистый Аллах Сам окажет милость Своим искренним рабам, простив их ради мол ьбы того, кому Он позволит заступиться за них. Тем самым Аллах окажет ему честь и удостоит его достохвального места. Однако Коран отвергает заступничество, в котором есть элементы многобожия, и поэтому во многих местах упоминается заступничество только с позволения Аллаха. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также разъяснил, что заступничества будут удостоены только приверженцы единобожия, которые искренне поклонялись одному Аллаху»».
Абу Аббас – это шейхуль-Ислам Таккиюддин Ахмад ибн Абдиль Халим ибн Абди Салям ибн Таймия, известный имам, автор многих полезных трудов, умер в 728 году по хиджре, да смилуется над ним Аллах. Суть того, что автор привел слова шейхуль-Ислама ибн Таймии, заключается в том, что в них содержится разъяснение и толкование тех аятов, которые пришли в этой главе: 1. В них описание отрицаемого заступничества и описание подтверждаемого заступничества. 2. Упоминание большого заступничества, а это - достохвальное место и то, что будет делать Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пока ему не будет позволено делать заступничество. 3. Упоминание того, что самыми счастливыми людьми, удостоенными заступничества, будут обладатели правой веры.
Польза, извлекаемая из всего этого: указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обладает шестью видами заступничества: 1. Величайшее заступничество, которое будет дано только нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а это заступничество за тех, кто соберётся в Судный день, чтобы Всевышний Аллах рассудил между ними, и чтобы Аллах избавил их от этого стояния. 2. Заступничество за обитателей Рая, чтобы они вошли в Рай. 3. Заступничество за грешников, которые должны войти в Ад, чтобы они не вошли в него. 4. Заступничество за грешников, которые вошли в Огонь, чтобы они вышли оттуда. 5. Заступничество за людей из числа обитателей Рая, чтобы увеличить их вознаграждения и чтобы возвысить их степень. 6. Заступничество Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за своего дядю Абу Талиба, чтобы Всевышний Аллах облегчил ему наказания в Огне. ------------------------------------------------------------------------------------------------
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы