Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Стих: Да подвижатся вся основания земли. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете и яко един от князей падаете.



После каждого хор снова и снова поет ту же песнь. Когда-то в нашем соборе вместо этих стихов хор пел пасхальные песнопения с рядом купюр, так что я был очень удивлен, что должно быть все по-другому. В это время духовенство, а также все убранство в алтаре переоблачается из черного в белое. В отличие от старых времен, на сей раз завеса алтаря не задвигалась. В это время на архиерейский амвон ставится аналой. Переболачение длилось довольно долго, так что о.Александр повторял все возглашаемые стихи два, а некоторые – три раза. И вот, наконец, открываются Царские врата,  и в который раз в центр направляется процессия (все уже в белом облачении), состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый (его проносит через центр храма о.Сергий (Пугач)), в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Матфея): 1По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Этот текст читается только один раз в году и даже на всенощных бдениях под воскресный день, когда неизменно читаются отрывки из разных Евангелий, повествующие о Воскресении Христа, из Евангелия от Матфея всегда читается лишь небольшой отрывок из конца, а не все повествование. И прмечательно, что этот текст звучит именно на великую субботу, а не в сам праздник Пасхи. Пишущие о Великой субботе обычно с гневом отвергают мысль об этом дне, как о навечерии Пасхи. Действительно, Господь телом еще пребывает во гробе, однако душой Он уже сошел в ад и вызволил томящихся там праведников. Самое главное в служении Христа уже совершено. И совсем скоро Он воскреснет и телом. И вся служба Великой субботы пронизана ожиданием Воскресения Христа.

И Евангелие праздника Благовещения (от Луки): 1Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, 2как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, 3то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, 4чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

5Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

6Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

7У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

8Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, 9по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, 10а всё множество народа молилось вне во время каждения, - 11тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

12Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

13Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; 14и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, 15ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; 16и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; 17и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

18И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

19Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; 20и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

21Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

22Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

23А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34 Мария же сказала Ангелу: ка́ к будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́ рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́ к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

И описание события Благовещения. Примечательно, что Святая Дева с настороженностью относится к словам Ангела, но все же быстро удостоверяеотся в истинности явления (демоническая сила, являясь, всегда стремится поразить человека, подавить или напротив, обольстить, тогда как здесь Ангел, видя, что святая Мариам испугана видением, успокаивает ЕЕ). А удостоверишись, она уже не сомневается, так что и вопрос ее это, скорей, не сомнение, а желание понять – как возможно ей стать матерью, когда она дала обет девственности. Когда же Ангел объясняет ей это, то она спокойно покоряется, всцелео доверяя Богу….

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Все ектении на этой службе, я напомню, произносятся у плащаницы. Так как с Великого четверга прекращается гласное поминовение усопших прекращается (В храме Новомучеников всегда прекращалось лишь гласное поминовение, тогда как поминовение усопших на проскомидии и при освящении даров сохранялось даже и на праздник Пасхи, в соборе же в эти дни поминовение усопших прекращалось полностью…. Был, правда, период, когда эта практика была прекращена, но сейчас она возрождена), притом, литургия служится по чину святителя Василия Великого, на которой ектения об усопших не произносится, то после этого сразу следует ектения об оглашенных., дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается Великий вход. На литургии Великой субботы он приобретает особую красоту. Длинная процессии иподиаконов с архиерейским жезлом, подушечкой с лежащей на ней митрой, дикирием и трикирием и рипидами, диакон с кадилом, иподиакон с дискосом с лежащим на нем Агнцем (кубической форма вырез из специальной просфоры, из котрого претворяются Святые Дары), священник с чашей и еще один – с напрестольным Крестом, выходит из алтаря. Все они проходят через центр храма, восходя на амвон и выстраиваясь там (существует литургия апостола Иакова, брата Господня, при которой на Великом входе духовенство обходит весь храм). В это время поется удивительная по красоте песнь: « Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным ». После же входа поются и другие слова: « Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа ».

 Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Как и всегда, при начале евхаристического канона. при служении литургии святителя Василия Великого все песнопения звучат особенно медленно и величественно ввиду особой длительности священнических молитв, читаемых в этот момент на литургии. Не изменяется от торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя. После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет задостойник Великой субботы: « Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою не.престанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия ».

Обязательной для архиерейского богослужения выклички (в момент, когда духовенство молится о живых и усопших диакон выходит на амвон, призывая помолиться об этом и всех верующих, что, вероятно, было бы полезно, как сказано у апостола Павла: «молитесь друг за друга») не было. Далее служба уже не отличается от обычной. После еще одной просительно ектении народ поет Молитву Господню, а потом Царские врата закрываются, напоминая о Тайной вечери, прошедшей при закрытых дверях, ибо сейчас, после раздробления Агнца начнется причащение духовенство. Хор в это время верхний хор поет песнопения Великой пятницы, в частности, « Тебе одеющуся светом, яко ризою [281]….».

Причастников в этот день было довольно много, так что причащение шло на три чаши (для причастия вышел и о.Димитрий Осипов, который совершал раннюю литургию). И наконец, завершается причащение и наступает последняя часть литургии.. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению. Когда-то на этом литургия и заканчивалась – в древней литургии святого апостола Иакова, брата Господня, доныне совершаемом в Иерусалиме в день памяти апостола, а в Русской Церкви – в храмах духовных семинарий и академий и в некоторых приходах – с благословения начальства, до сих пор после этого звучит фраза «Отпущаетесь с миром» и служба кончается. У нас же выходящий из алтаря священник у амвона читает молитву с просьбой о благословении всех молившихся в храме и всех верующих по окончании литургии, когда они уйдут в мир с его страстями и грехами. Хоры попеременно пропевают «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века», и литургия заканчивается. Звучит отпуст.

Уже после отпуста духовенство выходит в центр храма. Здесь архиерей совершил благословение хлебов (хлеба и вина), подобно тому, как это бывает на всенощном бдении. А затем он прочитал молитву о мире в Палестине.

После этого благословленный хлеб уносится в алтарь и раздробляется, а духовенство уходит. Архиерей же восходит на амвон. Вот, мы и достигли Великой субботы. Позади Великий пост, позади Страстная седмица. Господь ради нашего спасения принял страдания: избиения, оплевание, издевательства, наконец, самую.смерть на Кресте. И вот, Господь телом почивает во гробе. Однако душой Он сошел во ад, вызволив томящихся там праведников. Потому и служба праздника такова. Вчера мы совершали чин погребения Христа Спасителя, читали 17 кафизму, стояли со свечами, крестный ход с плащаницей. Но вместе с тем, служба эта уже наполовину пасхальная, будучи исполнена ожидания Воскресения Христова. Потому мы вчера на утрени уже слышали чтение паремии – отрывка из книги пророка Иезекииля, повествующей о всеобщем воскресении мертвых, слышали отрывок из апостольского послания и Евангелие. Потому и многие песнопения службы этой говорят уже о воскресении Христа и поэтому мы слышали уже Евангелие, повествующее о воскресении Господа нашего. Сегодня мы слышали многочисленные паремии, отрывки из Ветхозаветных книг, содержащих прообразы Воскресения Христова. Например, мы слышали описание того, как народ еврейский перешел Красное море, освободившись от египтян. Евреи были рабами египтян, но Моисей вывел их из плена этого. Когда же опомнившись, египтяне погнались вслед за беглецами, то Бог явил свою силу, потопив египтян в водах морских. В этом содержится прообраз того, как Христос вывел человека из гнета ада и смерти, из гнета диавола, угнетавшего человека со времен грехопадения. А еще в тексте приводится установление традиционной пасхальной трапезы – основу которой составляет заколотый и испеченный ягненок. Этот агнец – прообраз истинного Агнца – Христа, принявшего смерть ради спасения человека. Дыхание будущей Пасхи уже витает в воздухе. Господь уже совершил главное, ради чего Он стал человеком. Если до сих пор смерть считалось уничтожением человека, забвением, то Христос победил смерть. Отныне смерть уже не страшна, ведь Господь даровал нам возможность входа в жизнь вечную, « да там, где Я и вы будете …», как сказал Он. Для людей мира сего со смертью тела все заканчивается, но для нас начинается истинная жизнь. И ее даровал нам Христос. И совершив этот подвиг, Он воскрес телом. Мы слышали в Евангельском тексте, как Ангел отвалил камень от пещеры, где Он был погребен. возвестив о воскресении Христа пришедшим женам-мироносицам. При этом охранявшие гроб римские воины в ужасе, попадали, как мертвые, а потом бежали в город, рассказав о произошедшем чуде. Но иудейские вожди, которые отвергли Христа, дали им денег, чтобы они говорили, что ученики украли тело Христа, пока они спали. Но римский воин не может спать на посту. Наказание за такую провинность – смертная казнь. Однако иудейские первосвященники обещали избавить их от неприятностей, если слух дойдет до властей. И те распустили этот слух. Таково ожесточение иудеев, отвергших Христа. Они видели чудеса, совершаемые Христом, а теперь, получив ясное свидетельства о совершившемся чуде, не приняли его, а предпочли распустить ложный слух, дабы известие о чуде не разошлось в народе. На службе этой пелись удивительные слова: « Да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в сердце да помышляет, Царь бо Царствующих и Господь господствующих ныне приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа »…. Тайну того, что совершил Господь, даровав нам вход в Царство Божие, невозможно пересказать, а потому и мы да молчим (эту мысль он повторил несколько раз – прим. моё)….

Закончив проповедь, Владыка Феогност, благословив народ, ушел в алтарь. После этого вышедший о.Евгений напомнил всем расписание дальнейших служб.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь