Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Богослужение в храме иконы Божьей Матери Живоносный Источник поселка Горный



Пятница, Апреля 13 2018
http: //eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/6404-bogosluzhenie-v-khrame-ikony-bozhej-materi-zhivonosnyj-istochnik-poselka-gornyj

13 апреля 2018 года, в пятницу Светлой седмицы, в праздник в честьиконы Божией  Матери «Живоносный Источник» Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский, совершил Божественную литургию в храме иконы Божьей Матери Живоносный Источник поселка Горный.

 Владыке сослужили: благочинный Крымского округа протоиерей Сергий Карпец, игумен Филарет (Соколов), протоиерей Александр Карпец, иерей Александр Онищук, иерей Андрей Скороваров, иерей Роман Осташевский, иерей Николай Ларионов, протодиакон Евгений Габов и диакон Александр Лысенко.

По окончании богослужения Владыка Феогност обратился к собравшимся со святительским словом.

Суббота 14 апреля. Суббота артоса.

Этот день не имеет своих преходящих дат, а потому стоит сразу перейти к праздникам самого 14 апреля. Разумеется в дни пасхального ликования Светлой седмицы все они отходят на второй план, но все же вспомнить о них было бы полезно. Самой известной из них является память преподобной Марии Египетской, выпадающая как раз на 14 апреля. более известны дни ее памяти, приходящиеся на время Великого поста, однако и этот день заслуживает, чтобы о нем помнили. Также в этот день чтится память мучеников Геронтия и Василида, о которых пишется лишь то, что они пострадали в III веке и были казнены через отрубание головы мечом. Кроме того, в календаре этого дня указан некий праведный Ахаз. Известно лишь, что его имя включено в календарь по примеру греческих Церквей. А вот, кем он был и когда жил, неизвестно. Православная энциклопедия предполагает, что речь идет об иудейском царе Ахазе (изначально был язычником, но после чуда низведения огня на залитый водой жертвенник, совершенного по молитвам пророка Илии, обратился к Богу).

МУЧЕНИК АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ

Святой Авраамий Болгарский, Владимирский.

Память 1 / 14 апреля, 6 / 19 марта [405], в Неделю о расслабленном [406], в Соборе Владимирских святых

Летописец говорит о нем, что он был «иного языка, не русского» - вероятно Авраамий происходил из камских болгар[407] и воспитывался в исламе. Он был добр и милостив к бедным и, когда Господь просветил его Светом разума, принял Христианство. Будучи богатым купцом, он прибыл по торговым делам в город Булгар, в низовьях Волги, где стал проповедовать соотечественникам об Истинном Боге. Его схватили и принуждали отказаться от Христа, но святой оставался тверд в своем исповедании. Мученика долго жестоко истязали, но он перенес все с несокрушимым терпением. 1 / 14 апреля 1229 года святого мученика Авраамия четвертовали, а затем усекли честну́ ю главу.

Почитание

Жившие в городе русские христиане похоронили останки святого на христианском кладбище. Вскоре, в наказание за кровь мученика Христова, город Булгар сгорел.

Великий князь Владимирский, святой Георгий Всеволодович, повелел перенести тело святого мученика во Владимир. Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесенные во Владимирский Успенский Княгинин монастырь[408] и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы[409], где от них начали совершаться многочисленные чудотворения. Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 / 22 марта 1230 года. Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 1650-х годов[410]. В более поздних источниках указано 9 / 22 марта 1231 года[411]; или 1229 года[412]. Другие источники указывают на перенесение мощей 6 / 19 марта 1229, 1230 или 1231 года[413]. Есть сведения о церковном почитании памяти перенесения мощей в конце XIX века именно 9 / 22 марта[414]. На это разногласие указывал в 1908 году прот. Е.А.Малов: " Что касается дней праздничных в честь мученика Аврамия, то разногласие здесь оказывается относительно дня принесения святых мощей из Болгар в город Владимир. Одни писатели указывают на 6-ое число марта, а другие - на 9-ое, и самый год принесения одни считают 1229-м по Р[ождество] Х[ристово], а другие - 1230-м годом" [415] .

В современном официальном церковном календаре Русской Православной Церкви память перенесения мощей мч. Авраамия во Владимир отсутствует. В церковном календаре Берлинской епархии РПЦЗ 2015 года эта память помещена под 6 / 19 марта[416].

Время местной канонизации святого Авраамия неизвестно. Вполне вероятно, что местное празднование памяти мученика началось сразу после принесения его мощей во Владимир[417], тогда как основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII века. К тому времени он особо чтился во Владимире, именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев. В середине XVII века во Владимире, среди других писаний посвященных местно почитаемым святым, было составлено «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу»[418]. Кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого - так, в рукописи XVII-XVIII века[419] имеется указание на 6 чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней. В 1798 году в Княгинином монастыре было написано или переписано житие святого[420].

Самое раннее из известных изображений святого датируется серединой XVII века. В описи Княгинина монастыря 1665 года говорится: «Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела»[421]. Сводный иконописный подлинник XVIII века описывает иконографию мученика Авраамия так:

«Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра» [422] .

11 / 24 мая 1711 года, в Неделю о расслабленном, мощи мученика Авраамия были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский храм, и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением святого поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с северной стороны, где она находилась до начала XX века. С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым, в этот день в Княгинин монастырь на поклонение святому мученику стекалось огромное число людей, а в 1785 году в память 2-го перенесения мощей был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин монастырь. В 1806 году для мощей была изготовлена новая серебряная рака, в особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие святому.

Мч. Авраамий Болгарский. Фреска XVII века

С середины XIX века память святого Авраамия стала особо почитаться в Казани. В 1873 году, по просьбе архиепископа Казанского Антония, известного своей миссионерской деятельностью, из Владимира в Казань была прислана икона мученика с частицей его святых мощей, помещенная в правом приделе кафедрального Благовещенского собора. В Казани, так же как и во Владимире, торжественно праздновалась Авраамиева неделя. В этот день совершалась литургия архиерейским служением, после литургии служился молебен святому с акафистом, икону святого вынимали из киота и поставляли на аналое. По благословению архиепископа Антония было составлено и издано краткое житие святого на чувашском и татарском языках[423]. В 1899 году было опубликовано следующее распоряжение по епархии: «Имена святых мучеников Авраамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана, пострадавших в пределах казанской паствы, как покровителей и заступников ее, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда на отпустах церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев» [424] .

Авраамий Болгарский особо почитался также в селе Болгары, расположенном на месте древнего Булгара. В 1878 году епископ Владимирский Феогност прислал туда икону святого с частицей его мощей. В 1892 году Святейший Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в которой мощи святого почивали до 1806 года, и поставить ее в Успенской церкви Болгар в приделе во имя Авраамия Болгарского. Торжественное, с крестным ходом, перенесение состоялось 30 мая / 12 июня 1892 года, на раку положили присланную из Владимира икону мученика.

В 1919 году мощи святого подверглись освидетельствованию. В 1923 году Успенский монастырь был закрыт, мощи передали в музей. В 1950-х годах они были списаны из музейного хранения, их настоящее местонахождение неизвестно. Перед изъятием мощей настоятельница монастыря Олимпиада (Медведева) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира и в 1992 году эта уцелевшая частица была передана епископу Владимирскому Евлогию. В 1993 году Княгинин монастырь был возобновлен и 10 апреля того года состоялся крестный ход из кафедрального Успенского собора в возрожденный монастырь; крестный ход возглавил владыка Евлогий, который перенес ковчежец с частицей мощей мученика Авраамия в обитель. Ковчежец был установлен в Успенском храме Княгинина монастыря, на солее, напротив северо-западного столба храма. Над ним находится вышитая золотом икона мученика конца XIX века работы монастырских мастериц, по преданию, принадлежавшая игумении Олимпиаде и до открытия монастыря находившаяся в Успенском кафедральном соборе. Авраамиеву неделю продолжают праздновать во Владимире особо торжественно, после литургии совершается крестный ход вокруг обители с частицей мощей святого.

Литература

  • ПСРЛ., т. 1, 452-453; т. 21, 261.
  • Филимонов, Иконописный подлинник.
  • Кавелин, Л., " Святой Авраамий Болгарский, мученик", Маяк, 1844, т. 13, 103-106.
  • Яцимирский, А. И., Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П. И. Щукина, Москва, 1896, вып. 1, 174.
  • Голубинский, Канонизация святых.
  • Малов, Е. А., прот., Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах, Казань, 1908.
  • Служба и акафист святому мученику Аврамию, с приложением краткого его жизнеописания, Санкт-Петербург, 1876.
  • Иоасаф (Гапонов), иером., Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей, Владимир, 1857.
  • Порфирий (Виноградов), архим., Древние гробницы во владимирском Успенском соборе и Княгинине монастыре, Владимир, 1903.
  • 700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря (15 июля 1200-1900 г.), Владимир, 1900, 2-3.
  • Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире, Москва, 1900.
  • Попов, А., Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения, Казань, 1903, 285-289.

Использованные материалы

  • Журавский, А. В., Романова, А. А., " Авраамий [Аврамий] Болгарский" / Православная Энциклопедия:
    • http: //www.pravenc.ru/text/62936.html
  • Страница календаря на портале Православие.ru:
    • http: //days.pravoslavie.ru/Life/life5054.htm
  • Страница сайта о финифти и миниатюрной живописи Майи Каменской MROSSO:

http: //mrosso.narod.ru/icona4/icona_1.htm (использована икона).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь