Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 1 / 14 апреля, в Соборе Ростово-Ярославских святых и Соборе новомучеников и исповедников Российских



Родился 10 / 23 сентября 1885 года в селе Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии в семье священника Константина Заварина.

Женился. Супруга – Александра Васильевна. В семье было пятеро детей, в т.ч.: мч. Борис (+ 1938), Аркадий,

Протоиерей Сергий Заварин с супругой Александрой Васильевной и внучкой

Сергей, Галина (в замужестве Разживина)[433].

По окончании Ярославской духовной семинарии рукоположен во священника и служил в селе Копорье Мологского уезда, а затем был назначен на приход своего отца в село Вознесенское.

За безупречную службу возведен в сан протоиерея.

В 1927 году в связи с публичным отречением от сана священника, служившего в храме в селе Троица-Закулжье Любимского района Ярославской области, назначен служить вместо отрекшегося по малодушию иерея.

Власти сразу же стали оказывать на него давление, чтобы принудить его уехать: в 1927 году суд присудил его к выплате штрафа в размере 30 рублей, обвинив в потраве овса; в 1930 году – к штрафу в размере 500 рублей за непоставку молока государству; в 1931 году власти предложили уплатить культсбор на сумму 735 рублей, но священник отказался платить за неимением денег – в тот же день представители властей произвели в его доме опись имущества. Священник вынужден был пойти по домам прихожан просить о помощи и в результате собрал и уплатил 400 рублей.

В 1932 году сотрудники ОГПУ писали о священнике, что он:  «по своему приходу распускает слухи, что в колхозы идти не надо: как только будут колхозы, так закроют церкви; при организации в селе колхоза поп служил большую обедню и на вопрос, почему у него так много сегодня народа, ответил: “может быть, уж служу в последний раз»[434].

Сщмч. Сергий (Заварин)

Один из осведомителей доносил 3 марта 1932 года в ОГПУ:

«Заварин по вопросу коллективизации и взаимоотношения советской власти и колхозников с Церковью говорил: “Коллективизация Церкви не касается: коллективизация сама по себе, а Церковь сама по себе; отпадение отдельных членов от Церкви есть и будет, возможно, даже храмы будут закрыты, но Церковь, как общество верующих, не должна прекратить своего существования согласно слов Христа: “Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее”. Вера есть внутреннее духовное настроение человека и дело совести его; можно быть верующим и в колхозе и атеистом вне его, а для существования Церкви, как общества верующих, достаточно два-три человека, ибо сказано: “где двое или трое собрались во имя Мое, тут и Аз среди них»[435].

Во второй половине тридцатых годов священника все чаще стали вызывать в районное управление НКВД в город Любим и все настойчивее предлагать снять сан священника и оставить служение в церкви, – в противном случае ему придется впоследствии горько пожалеть о своем несогласии. Протоиерей Сергий неизменно на это отвечал, что он никогда не согласится оставить церковное служение.

В 1937 году председатель Бормановского сельсовета отправил в НКВД донесение:

«Довожу до вашего сведения, – писал он, – что в нашем Бормановском сельсовете работает… группа церковников, возглавляемая попом Завариным… Товарищ начальник НКВД, мне чего-то подозрительно, что поп Заварин часто получает из Буя посылки под видом свечей, я считаю, нет ли чего в этих свечах; а так же вся эта братия занимается агитацией против колхозного строительства, а поэтому я прошу вас на это дело обратить серьезное внимание и посмотреть на попа Заварина и его ближайшего друга дьякона, который

в 1937 году распускал свою семью по селениям по́ миру с агитацией, что советская власть им хлеба не дает»[436].

28 октября этот же председатель сельсовета, но уже в качестве свидетеля, дал показания об отце Сергии:

«Весной 1937 года, – заявил он, – в период весеннего сева, в религиозный праздник Заварин… в деревне Мельцево среди колхозников говорил: “Православные миряне, лен не сейте – эта культура требует больших затрат по времени, а пользы никакой.… Займете землю, хлеб сеять негде; придет осень, кроме льна, есть будет нечего, а лен отдадите за гроши: вы же покупаете последние сорта ситца – метр за большие рубли”»[437].

30 октября 1937 года отец Сергий был арестован во время богослужения. Войдя в храм и подойдя к священнику, сотрудники НКВД еще раз предложили ему отречься от веры и снять сан священника, но он на это ответил: «Я с верой родился и с верой умру».

Арестованного священника привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя его также арестованными сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив им ничего взять из вещей, и их на некоторое время приютил дальний родственник, живший в соседней деревне.

Следствию известно, что весной 1937 года в религиозный праздник вы, будучи с Поповым в деревне Мельцево, вели антисоветскую агитацию против посева льна, высказывая одновременно всевозможные клеветнические измышления по адресу колхозного строительства и советской власти. Вы это подтверждаете? – спросил отца Сергия следователь.

Действительно, в деревне Мельцево я, Заварин, и диакон Попов были, но не весной, а летом, примерно в июле 1937 года, но никакой антисоветской агитации не вели, – ответил священник.

Свидетельские показания вас уличают, что вы вместе с дьяконом Поповым, будучи в сентябре сего года в деревне Теняево, среди населения высказывали всевозможные пасквили по адресу колхозного строительства. Вы это подтверждаете?

– Были мы или нет в деревне Теняево, этого я не припоминаю, поэтому и свои высказывания против колхозного строительства я также не припоминаю, но мне думается, что против колхозов я ничего не говорил; то же самое могу сказать и про диакона Попова.

Следствие было закончено за один день. Священника обвинили в «создании контрреволюционной церковной группировки, проведении нелегальных сборищ, клеветнических измышлений по адресу советской власти, распространении клеветы о голоде в колхозах и призывах не вступать в них».

5 ноября 1937 года тройкой НКВД приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Скончался в заключении 14 апреля 1938 года при неизвестных обстоятельствах (по другим данным – от сердечного приступа). Погребен в безвестной могиле.

Реабилитирован 19 мая 1989 года прокуратурой Ярославской области.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Литература и архивные материалы

  • Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Книга 2. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. С. 115-116.
  • УФСБ России по Ярославской обл. Д.С-11586.
  • УФСБ России по Ярославской обл. Д.С-9031.
  • ГАЯО.Ф.Р-3698. Оп.1. Д.С-11586.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум. «Священномученик Сергий (Заварин)» («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель». Тверь. 2006. С. 4-8 Библиография) сайт Регионального Общественного Фонда " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви" :
    • http: //www.fond.ru/index.php? menu_id=370& menu_parent_id=0& pe...360
  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.:
    • http: //sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/? HYZ9EJ...t**

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена Великая вечерня и утреня пасхальным чином.  Служил о.Евгений Кузнецов при пении верхнего хора. На вечерне был возглашен Великий прокимен « Дал еси достояние боящихся Тебе, Господи »[438], более известный по времени Великого поста. Песнопение «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[439] пел хор.

Служба Светлой субботы – последняя служба Светлой седмицы, проходящая пасхальным чином. Теперь только в Отдание Пасхи может быть совершена служба полностью по чину Светлой седмицы. Это – греческая традиция, отличная от распространенного в Русской Церкви Иерусалимского Устава, который велит проводить и эту службу смешано, как и во все дни, начиная с Недели Антипасхи. Однако в наших городских храмах с некоторых пор распространение получила именно греческая традиция, предусматривающая более торжественное служение.

Литургия.

В сам день я также был на службе в соборе. Литургию совершал о.Евгений Кузнецов при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

2И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

3Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.

4Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.

5И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.

6Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

7И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, 8и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

9И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; 10и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним.

11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.

12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.

16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

17Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; 18Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил.

19Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, 20да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, 21Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.

22Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.

24И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.

25Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.

26Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.

Исцеление нищего с парализованными ногами вызывает всеобщий ажиотаж. Народ сбегается, желая посмотреть на чудо, а апостол Петр использует момент для проповеди о Христе….

Евангелие (от Иоанна): 1Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

2Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

3Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

4Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

5Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

6Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

7Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

8Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

9Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.

23 А Иоанн также крестил в Еноне [440], близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, 24ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.

25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.

26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.

27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.

28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.

29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

30 Ему должно расти, а мне умаляться.

31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, 32и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.

33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, 34ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.

35Отец любит Сына и все дал в руку Его.

36Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

Ученики Иоанна Крестителя жалуются на Христа, как на конкурента. Он же увещевает им, напоминая, о том, что он им говорил. Здесь Иоанн пророчествует о гонениях, которые должен перенести Христос и его ученики…

По окончании службы артомс, лежащий на особых подставках на солее, раздробляется и раздается верующим, которые хранят его, съедая в особых случаях….

По окончании литургии была прочитана молитва на раздробление артоса.

В конце службы о.Евгений говорил на тему нынешнего апостольского чтения. Сегодня на литургии читался отрывок из книги Деяний Апостольских, в котором повествуется о том, как апостолы приходят к Иерусалимскому храму. Здесь сидит некий человек, не могущий нормально ходить, которого приводили к этому месту и он сидел, прося милостыню. Когда пришли апостолы, он начал просить и у них. Однако Петр отвечает: « серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи ». И он исцелился. Видя это, сбежался народ. Тогда апостол Петр говорит им: « мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. »… Весть о Христе воскресшем для них стала важнейшей, ведь они не могли не говорить о том, что видели и слышали. Одни слушали их проповедь и верили, а другие – отвергали их проповедь. Так совершалось разделение, приведшее впоследствии к гонениям на христиан. Сперва гонителями стали иудеи. Они некогда распяли Христа, желая прекратить ту проповедь, которую Он вел, а теперь они гнали и Его последователей. Но это лишь принесло пользу Церкви, так как спасаясь от гонителей, христиане разошлись по всей территории Римской империи и даже дальше. Так Римская империя из языческой стала христианской. Апостолы же и их последователи претерпевали многие гонения и притеснения. Но их слово имело такую силу, что вера христианская не была разгромлена даже за три века гонений. Никакое искусство проповеди, никакая обработка масс не могли принести Церкви такой победы. Никакая сила на земле не могла выдержать века столь лютых гонений, когда само исповедование имени Христова автоматически несло за собой смертный приговор. Если тебя признавали христианином, то это означало казнь. Разница была лишь в способе казни: в одних местах христиан сжигали на кострах, в других – распинали, в третьих – отрубали головы. А еще христиан убивали на аренах цирков, вскармливая диким зверям. но христиане не предавали веры своей, а на место казненных вставали новые чада Церкви. Так, многие уверовали во Христа, даже не видя Его. Все это совершалось лишь силой ИСТИНЫ, которую дал своим ученикам Господь. Христос по воскресении своем не явился иудейским первосвященникам или жителям Иерусалима, но лишь верным ученикам своим, в противном случае, повторилось бы то, что произошло после воскрешения праведного Лазаря. Тогда иудейские первосвященники, видя совершившееся чудо, как и то, какой ажиотаж оно вызвало, решили, вместе со Христом убить и Лазаря. Потому, если бы Он явился им, то они бы снова попытались убить Его, может даже еще более жестоко. А могли бы они и подчиниться Ему, видя что все их усилия повергнуты в прах. Но Христу нужно было не подчинение, а расположение сердца, потому Он явился лишь ученикам своим. Он желал, чтобы обращали людей единственно силой истины, которую Он заповедовал им проповедовать. И сила истины сей и ныне приводит ко Христу многих, для которых Воскресение Христово – это не событие из предания, произошедшее когда-то давно, а реальность, актуальная для каждого из нас. Ведь Господь, воскреснув из мертвых, дал и нам возможность наследовать ЖИЗНЬ в НЕМ. Настанет день, и все мы воскреснем по образу Его воскресения. Познав истину во Христе, апостолы проповедовали ее всему миру. И истинность воскресения Христова познал и апостол Павел, бывший гонитель, который даже не был с учениками Его в дни земной жизни Христа. Однако он видел Христа, когда ТОТ явился ему на пути в Дамаск, вразумив его. И тот. познав истину Воскресения Христова, потому с таким рвением проповедовал – ни один из апостолов не написал столько посланий, сколько написал апостол Павел. И вот, уже сотни и тысячи лет весть о Воскресении Христовом воодушевляет людей, переполняет их радостью. Мы верим во всеобщее воскресение, в вечную жизнь. Атеизм не может дать человеку ничего. Это религия пессимизма, уныния, ведь жизнь моя коротка. Я рано или поздно заболею и умру. И что потом? Конец, уничтожение? Вера же Христова дает человеку надежду на вечную жизнь, истинную жизнь за гробом. Итак, воскресение Христово – не история, а реальность для всех нас….

В конце о.Евгений напомнил всем расписание служб, особенно остановившись на воскресном дне – Неделе Антипасхи. Служба в этот день принимает привычный нам вид. Уже на службе читаются псалмы. В этот день вспоминается уверение апостола Фомы, который поступал с рассудительностью, желая устранить все сомнения и лично убедиться в истинности Воскресении Христова…. Также он сказал о том, что в этот день раздробляется артос, все седмицу лежащий на солее. Некогда ученики по Вознесении Христа на небо, проводя трапезы, оставляли место для Христа и клали на это место хлеб, а потом возносили его во имя Господне. От этого и пошла традиция освящения, хранения и раздробления артоса.

После службы началась раздача частиц артоса….

* * *

Как сообщил епархиальный сайт, 14 апреля исполняется 5 лет архиерейской хиротонии Владыки Феогноста… Поздравляем.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь