Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобный Никита Исповедник Мидикийский



День памяти: 3 / 16 Апреля

Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской[450], родился в Кесарии Вифинской (северо-запад Малой Азии, точное местонахождение города неизвестно) в благочестивой семье. Мать умерла на 8-й день после его рождения, и отец, по имени Филарет, постригся в монахи. Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет святой Никита прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению святой Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор (память 13 / 16 марта).

Святитель Никифор, патриарх Цареградский
Прп. Никита Мидикийский

Через семь лет добродетельной жизни в монастыре, славившемся строгостью устава, преподобный Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен.

Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек.

Когда преподобный Никифор в глубокой старости отошел ко Господу, братия единодушно избрала игуменом преподобного Никиту.

Господь удостоил святого Никиту дара чудотворения. По его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи; две бесноватые женщины получили исцеление; лишенному рассудка вернулся разум, и многие другие больные исцелялись от своих недугов.

В те годы при императоре Льве Армянине (813 - 820) возобновилась иконоборческая ересь и усилилось гонение на святые иконы. Православные епископы изгонялись и ссылались. В Царьграде в 815 году был созван собор еретиков, на котором они свергли с престола святого Патриарха Никифора (806 - 815; + 828), а на его место избрали еретика из мирян Феодота. На место сосланных и заключенных православных епископов были также поставлены еретики. Император призвал к себе игуменов всех монастырей и пытался привлечь их к иконоборческой ереси. В числе призванных был и преподобный Никита, который твердо стоял за православное исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию святых икон. За это их посадили в темницу. Преподобный Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных.

Тогда император и лжепатриарх Феодот решили хитростью уловить упорствующих. Им объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии: если они примут Причащение от лжепатриарха Феодота. Долго сомневался преподобный, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но другие узники умолили его причаститься вместе с ними. Уступая их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все уговоры императора были им отвергнуты. Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины императора Льва Армянина. Там, перенося голод и скорби, преподобный Никита силой своих молитв совершал чудеса: по его молитве Фригийский[451] царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный Никита, были волнами выброшены на берег. В 824 году при новом императоре Михаиле (820 - 829) преподобный Никита отошел ко Господу. Тело преподобного было с почестями погребено в монастыре. Впоследствии его мощи стали источником исцелений для приходящих поклониться святому исповеднику.

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная служба. Службу совершал о.Евгений Кузнецов при пении бокового хора. Начинается служба Великой вечерней, на которой, как и вечером Пасхи, звучит Великий прокимен: «кто бог велий, яко Бог наш, ты еси Бог, творяй чудеса! » [452]. Вся остальная служба уже проходит обычным образом Начинаются все службы неизменно пасхальным тропарем, а на утрене в будние дни неизменно поется «Воскресение Христово видевше….», правда, один раз. А перед 9 песнью канона впервые с Лазаревой субботы поется «Песнь Богородице…», которая теперь будет петься во все будние дни. Так как поминовение усопших в наших местах на практике начинаются с понедельника, то обычно уже наканне вечером после службы совершается первая панихида. На сей раз этого не было.

Литургия.

В сам день я был на службы в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Евгений Кузнецов при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Отрывок из Книги Деяний Апостольских: 1Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

2И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

3Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.

4Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.

5И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.

6Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

7И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, 8и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

9И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; 10и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним.

11И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.

12Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

13Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

14Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.

16И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

17Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; 18Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил.

19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, 20да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, 21Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.

22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.

24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.

25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.

26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.

И снова мы возвращаемся к проповеди Петра перед иудеями, сбежавшимися к апостолом, видя исцеленного по их молитвам хромого. Апостол здесь от рассказа о Христе переходит к пророчествам, предрекавшим Его пришествия, дабы убедить их в том, что сей Иисус – есть обетованный Мессия, и других не будет. И Божественная Благодать посвещала сердца слушающих, так что и эта проповедь привела ко Христу несколько сотен человек, что вызвало гнев иудейских вождей, которые отреагируют на это гонениями на апостолов. Сегодня эти строки, а также последующие и предыдущие, в которых описывается успех проповеди апостолов вызывает грусть, ведь сегодня такого успеха наша проповедь не имеет. Но проповедник – тоже человек, как и все мы, согрешающий. Слову апостолов силу придавал Дух Божий, который проникал в дши людей, так что лишь особо ожесточенных их слова не достигали. Но чтобы такую силу приобрели слова человека, он должен стать, ккак и они, прибежищем Духа Божия. Без этого проповедь эта будет иметь очень скромный успех. Тем более имеют значения дела человека. Если дела соответствуют его словам, то сами эти дела, без всяких слов, будут действовать лучше любой проповеди, так как по нам судят о нашей вере. Но если слова расходятся с делами, то, это, напротив, наносит нашей проповеди большой вред. Здесь можно вспомнть слова преподобного Серафима Саровского: «Чадо, молю тебя! Стяжи дух мирен и тогда тысячи душ спасутся вокруг тебя! »…. То есть, если душа человека просвещается светом Божества, то этот свет не только освещает ее саму, но изливается на окружающих, так что они это чувствуют. И этот свет будет привлекать к себе всех, кто к нему тянется….

Евангелие (от Иоанна): 1На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.

2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.

3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же́ но? еще не пришел час Мой.

5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.

7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха 10и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

12После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

Господь совершает первое чудо на браке в Кане Галилейской. Предание говорит, что человек, на свадьбе у которого был Господь, был апостол от 12 Симон Зилот. Этот текст обычно читается на таинстве венчания, так как считается, что этим Господь благословил этот брак, как брак, вообще….

По окончании службы о.Евгений говорил на тему нынешнего Евангельского чтения. Господь был в городе Кана, что на берегу Галилейского озера. Здесь Он, Его мать и ученики, были приглашены на свадьбу. Предполагается, что женился некто из учеников Христа, возможно, из апостолов от 70 (предание говорит, что это был апостол от 12 Симон Зилот, он же Кананит – прим. моё), почему Господь и был приглашен. В таких случаях свадьбу отмечала не только семья, а все соседи, чуть ли ни весь город. Рапорядителем пира обычно был либо отец одного из новобрачных, либо именитый житель города или деревни. И когда свадьба была в разгаре, на свадьбе кончилось вино. Для устроителей торжества это был позор, поскольку они не смогли обеспечить проведение праздника на должном уровне. И Мать Христа просит Сына своего, дабы Он помог им. В доме обычно были сосуды с водой, предназначенные для очищения по иудейскому обычаю – этой водой омывали руки гостей, а также чашки, кружки и так далее. И Господь повелевает служителям начерпать эт воду и нести распорядителю пира. А тот, попробовав вино, с удивлением сказал жениху, дескать, обычно хорошее вино гостям дают в начале пира, когда все трезвые, а когда гости напьются – тогда дают вино похуже, а он (жених) поступил наоборот. Это чудо было первым, которое совершил Господь. Им, как считается, Он благословил брак этот, как и брак, вообще, а также семейную жизнь. Потому этот Евангельский текст читается на Таинстве венчания. Если же Бог благословил брак, то те, кто гнушаются браком, согрешают, ибо брак честен и ложе брачное нескверно. Итак, Господь благословил брак и семейную жизнь со всеми ее радостями. Это значит, что мы должны сосредотачиваться не только на собственных подвигах, но дарить радость и ближним нашим, делясь радостью своей, а также радоваться с радующимися, равно, как делить и скорби их. Брак нескверен, но при условии, что и супруги живут согласно заповедям, храня святость союза, который заключили. Некогда Бог, сотворив Адама, позже из его ребра сотворив для него жену – Еву. В еврейском тексте здеь стоит слово, обозначающее не только «ребро», но «грань». Отсеки от некоей фигуры одну грань – и она уже не будет прежней. Цельной фигуры уже не будет. Также и жена является гранью мужа, как и муж – жены, а целым они являются лишь вместе. Потому каждый да хранит святость брака. И вследствии святости брака согрешают те, кто гнушаются получением благословения Божия на него. Те, кто не прибегают к таинству венчания, впрочем, согрешают не против брака, а против Церкви. Впрочем, если один из супругов – неверующий, то греха в том, что они живут без венчания – нет (ведь христианин не может венчаться с неверующим или иноверцем). Брак, заключенный в ЗАГСе, также признается Церковью. Осуждается лишь блудное сожительство, допускаемое без всякого брака, которое, неизвестно почему, названо «гражданским браком», хоть гражданским браком всегда именовался как раз брак, заключенный в ЗАГСе. Но если при наличии брака верующего и неверующей (или наоборот) греха в том, что они не венчаются – нет, то если двое верующих христиан гнушаются венчанием, то они согрешают против Церкви, поскольку гнушаются одним из Таинством Ее, гнушаются благословением Божиим. И если Бог благословил брак, то прибегая к этому благословению, христианам подобает хранить его в непорочности….

После этого о.Евгений говорил о завтрашнем дне. День, когда после Пасхи возобновляется гласное поминовение усопших – во вторник, но по сложившейся на Кубани традиции, поминовение усопших совершается уже с понедельника, так как уже давно именно этот день делается выходным. Возможно, в следующий год поминовение усопших будет возобновляться по Уставу – со вторника, но в этом году уже в понедельник мы можем помолиться о наших усопших близких. А завтра после литургии будет совершена Вселенская панихида, как в дни Родительски суббот. Также священники будут дежурить на кладбищах, и в этот день все смогут поделиться пасхальной радостью со своими усопшими родными и близкими….


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь