Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 4 / 17 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
В миру Лидия Александровна Лелянова, родилась в Санкт-Петербурге в 1874 году. В шестнадцать лет её поразил тяжелый недуг - болезнь Паркинсона[475], которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске. Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и заграницей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. Она перестала владеть ногами, и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Постепенно и руки отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым. Однако болезнь протекала необычно: тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводит также к разрушению личности. Как отмечал её жизнеописатель священник Михаил Польский: " оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние." В 1913 году семья Лидии переехала в Гатчину. Здесь в 1922 году страдалица по благословению священномученика Вениамина Петроградского была пострижена в монашество с именем Мария. С этого времени она понесла подвиг непрестанной молитвы, терпения скорбей и духовной помощи болящим и страждущим. Ровно десять лет продолжалось служение матери Марии. Прикованная к постели, она принимала десятки людей, среди которых были крестьяне, ремесленники, " бывшие люди, " священники и даже архиереи. Слава её святости уже при жизни распространилась далеко за пределы Гатчины и Петрограда. В 1927 году после выхода Декларации митрополита Сергия, матушка приняла сторону митрополита Иосифа Петроградского, сохраняя при этом верность местоблюстителю священномученику митрополиту Петру (Полянскому). В конце жизни физическое состояние матушки настолько ухудшилось, что любое прикосновение вызывало нестерпимую боль. Несмотря на это, она по-прежнему принимала тех, кто нуждался в ее молитвенной помощи и духовном совете. 19 февраля 1932 года матушка Мария вместе с сестрой были арестованы в ходе акции по " Изъятию монахов и монашек, " которая проходила по всей стране. Матери Марии было предъявлено стандартное обвинение, причем в вину ей вменялась, в том числе, и проповедь Евангелия. По воспоминаниям современников, ее тащили со второго этажа дома под руки два чекиста, не обращая внимания на ее крики от боли, после чего бросили в кузов грузовика и увезли в Ленинград.
В следственном деле, по которому в числе других монашествующих проходила мать Мария, было зафиксировано немало свидетельств о благодатных дарах матушки. Её поместили в больницу Дома предварительного заключения, где она и скончалась 17 апреля 1932 года, будучи уже осужденной на три года ссылки. Тело мученицы было отдано невестке с требованием похоронить его без огласки. Почитание Сразу после мученической кончины матушки Марии, ее могилка на Смоленском кладбище неподалеку от часовни блаженной Ксении стала местом непрекращающегося паломничества верующих.
В 1981 году матушка Мария была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церкви Заграницей. Спустя 25 лет такое прославление произошло и на Родине. В течение трех лет Гатчинское благочиние Санкт-Петербургской епархии собирало и обобщало материалы, связанные с жизнью святой. Написанное в результате этой работы житие матушки Марии стало основанием для ее канонизации, которая последовала 17 июля 2006 года. А 26 марта 2007 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга были обретены святые мощи преподобномученицы Марии Гатчинской, которые затем были торжественно перенесены в Гатчинский Павловский собор. Молитвословия Тропарь, гл. 4 Агница Твоя, Иисусе, Мария, / утешение рабом Твоим в годину лютую явися, / крепость веры и благочестия показавши, / мучения претерпе от богоборцев.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша. Кондак, гл. той же Страдалице и благовестнице пречудная, / молитвеннице за всех скорбящих и страждущих, / преподобномученице Мати Марие, / молися Господу Богу со всеми новомучениками Российскими// спасение нам даровати и велию милость. Использованные материалы
О дне сем. Чтения литургии. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, 2досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; 3и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. 4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч. 5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, 6и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; 7и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? 8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! 9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, 10то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. 11Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, 12ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. 13Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; 14видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки. 15И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою, 16говоря: что́ нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего; 17но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей. 18И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. 19Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: суди́ те, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? 20Мы не можем не говорить того, что видели и слышали. 21Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее. 22Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления. 23Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. 24Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них! 25Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? 26Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. 27Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, 28чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. 29И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, 30тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса. 31И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. 32У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. 33Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. 34Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного 35и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. 36Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин, 37у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов. Исцеление человека с парализованными ногами вызывает большой резонанс и проповедь апостолов начинает привлекать много народа, а это вызывает тревогу иудейских вождей, которые начинают их преследовать и гнать. Так сбываются слова Христа: «если Меня гнали, то и вас будут гнать»…. Евангелие (от Иоанна): 1Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. 2Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. 3Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 4Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 5Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 7Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 8Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. 9Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? 10Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? 11Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. 12Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? 13Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. 14И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Господь говорит о том, для чего Он пришел в мир и почему мир не принимает Его слова…. Судить мир Он будет позже, а теперь Христос приходит, чтобы положить начало спасению человека. Во Христе человеку дарован был вход в Царство, хоть путем этим человек еще должен пойти. Дело спасения человека положено Христом и совершается даже доныне, завершаясь каждый раз, когда чья-то душа водворяется в уготованных ей небесных обителях, пока – до Страшного Суда, когда она получит постоянное место обитания вместо временного… Да примем этот дар спасения и мы, ибо сейчас это спасение возможно, в то время, как за гробом будет лишь время суда и воздаяния. Да пользуемся этим временем…. По окончании службы традиционно совершается панихида… |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы