Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И ныне: Молитеся за ны святии апостоли и святии вси, да избавимся от бед и скорбей, вас бо теплыя предстатели ко Спасу вси стяжахом.
При пении каждого из этих тропарей совершается земной поклон, при этом священник выходит на амвон, как бы подавая пример всем. А затем дополнительно поется: Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молитв наших не презри в скорбех. Но от бед избави нас, едина Чистая и Благословеная. [169] Халде́ и (вавилонское Kaldu, ивр. כ ַ ּ ש ְ ׂ ד ִ ּ י ם — Касдим, греч. Χ α λ δ α ί ο ι ) — семитские племена, обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива с конца X по IV век до н. э. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626—536 гг. до н. э. в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство. Говорили на арамейском языке. Впоследствие в текстах под «халдеями» начали понимать жителей Вавилонии, вообще. [170] Пифом (от ивр. פ ת ם < от егип. *Pi-ʔ Atō m, *Par-ʔ Atā ma, Па-тум, Пер-Атум — «Дом Атума»; греч. Ἡ ρ ώ ω ν π ό λ ι ς, Хероонополь) — город, упомянутый в Библии Исх. 1: 8-11, построенный евреями при Рамсесе II (ок. 1279—13 гг. до н. э.). Располагался в библейском округе Гесем, на востоке дельты Нила, вблизи границы Египта. [171] Рамсес он же Пер-Рамсес — столица древнего Египта, сооружённая около 1278 года до н. э. и находившаяся на востоке дельты Нила примерно в 1 км от Авариса — старой столицы гиксосов. Основана Рамзесом II на месте летнего дворца его отца Сети I, возможно построенного при Рамсесе I. [172] Илиополь - один из древнейших и важнейших городов в Древнем Египте, расположенный к северо-востоку от современного Каира. [173] Заметьте, в славянском тексте им звучит, как Сепфора, а здесь – Шифра…. [174] То есть, речь идет о населении государства Сава – древнего царства на юге Аравийского полуострова, на территории нынешнего Йемена. В славянском тексте, заметьте, упоминания о нем нет…. [175] Студийский монастырь (греч. Μ ο ν ή Σ τ ο υ δ ί ο υ ) один из крупных древних монастырей в Константинополе. Основан у берега Мраморного моря ромейским патрикием (и бывшим консулом) Флавием Студием в 462 году. В 465 году в монастырь переселилась часть общины акимитов (неусыпающих). Во время смут и ересей студийские монахи были известны своей приверженностью православию, за что были изгнаны из Константинополя иконоборцем Константином V. Борьбу с иконоборчеством продолжили игумен Савва (деятельный участник Никейского собора 787 г.) и его преемник св. Феодор Студит. Тогда в монастыре был разработан устав, принятый впоследствии Афоном и другими православными обителями по всему миру и названный студийским. В середине IX века игумен Николай осмелился перечить патриарху Фотию, за что подвергся заточению в собственной келье. Деятельным участником религиозных споров 1053—1054 гг., часто принимаемых за решающее событие в истории разделения церквей, был сподвижник Симеона Нового Богослова студийский монах Никита Стифат (или Пекторат), порицавший использование пресного хлеба за литургией и некоторые другие обычаи латинской церкви. Однако, после диспута («коллоквиума») с участием папского легата кардинала Гумберта монах Никита Стифат не только признал своё поражение, но сам публично сжёг своё направленное против Рима сочинение. Таким образом, Гумберт исказил картину событий, и анафема папских легатов в Константинополе за предпринятую Гумбертом после этого попытку низложения патриарха путём призыва населения к бунту не имела отношение к осуждению учения римской церкви православными — от всех претензий к Святому Престолу торжественно отказались ещё до анафемы и вновь их не выдвигали.[1]. Влияние монастыря на жизнь церкви было таково, что три студийских монаха закончили жизнь патриархами, а императоры Михаил V, Михаил VII и Исаак I приняли схиму в этой обители. Есть мнение о том, что в лучшие годы число братии достигало семисот насельников. Студийские монахи увлечённо переписывали рукописи и иллюстрировали их (из монастыря происходит, в частности, Хлудовская псалтырь). Также процветала монастырская школа каллиграфии. Сочинённые монахами песнопения нередко обладали выдающимися поэтическими достоинствами и до сих пор в ходу в разных православных странах. Из древнерусских паломников описания монастыря оставили Антоний Новгородский (ок. 1200) и Стефан Новгородец (ок. 1350). Студийский монастырь подвергся разрушению при разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 г. и при взятии города турками в 1453 г. Конюший Баязида II превратил соборный храм Иоанна Предтечи (который восходит ещё к V веку) в мечеть Имрахор (то есть «мечеть конюшего»), но даже это не спасло его от разрушения пожарами 1782 и 1920 г. Землетрясение 1894 года довершило разрушение студийских построек. В предреволюционные годы на территории монастыря действовал Русский археологический институт под руководством профессора Фёдора Успенского. В феврале 2013 года храм был передан для реконструирования в мечеть[2]. [176] Ката́ ния (итал. Catania, сиц. Catania) — город-порт в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноимённой провинции. Город расположен на восточном побережье острова Сицилия у подножья вулкана Этна. [177] В ряде источников назван «Вириллом», притом, эти источники с апломбом заявляют, что все русские жития и месяцесловы поголовно ошибаются…. [178] Монофелитство – ересь, осужденная на VI Вселенском Соборе. Монофелиты признавали во Христе два естества – Божественное и человеческое, но при этом признавали лишь одну волю. [179] Гефсиманский скит Свято-Троице-Сергиевой Лавры существовал в 3 км. к востоку от Лавры, на южном берегу восточного залива верхнего Скитского (Корбушинского) пруда. Гефсиманский скит был основан в 1843—1844 годах. Закрыт в 1924 году. На 2014 год, на территории бывшего Гефсиманского скита располагается военная часть 51105 (ЦФТИ — Центральный физико-технический институт 12 Главного Управления Министерства обороны Российской Федерации), а также училище. [180] Приказчик — в купеческой лавке, в имении, в экономии: помощник хозяина, управляющего; поверенный в делах, уполномоченный. Торговый агент, нанимающийся по договору и только по нему получающий расчет. Приблизительно соответствует нынешнему понятию «менеджер». В старину приказчиками также называли служителей, приводивших в действие приказания воевод. [181] Свято-Александро-Невская Лавра — мужской православный монастырь на восточной оконечности Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Первый и наиболее крупный монастырь города. С 1797 года имеет статус лавры. Был создан Петром I, в пику Свято-Троице-Сергиевой Лавре, как будущий главный монастырь страны. Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Учитывая, что обитель строилась в разгар войны со Швецией на отвоёванных землях, историческая перекличка весьма показательна. Обустройством нового монастыря руководил архимандрит Феодосий (Яновский). Официальная дата основания — день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта / 7 апреля 1713 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы). Пётр I, посетив вновь устроенный монастырь 29 мая / 11 июня 1723 года, повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Останки князя прибыли в Санкт-Петербург 30 августа / 12 сентября 1724 года, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра. В советское время с самого начала делались попытки ограбить монастырь, но каждый раз они терпели неудачу из-за сопротивления верующих. В конце января было организовано из мирян и монашествующих Александро-Невское братство для отстаивания интересов обители и охраны церковного достояния[4]. События января 1918 года в Лавре стали первым открытым столкновением новой власти и Русской церкви, причем здесь Церкви удалось одержать единственную крупную победу над большевистским правительством[4]. В феврале 1918 года вступил в силу Декрет об отделении церкви от государства, запрещавший религиозные организациям владеть каким-либо имуществом и лишавший их прав юридического лица. Однако и в 1919 году часть недвижимости оставалась в собственности Лавры[6]. Монастырь продолжал действовать до 17 февраля 1932 года, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие. В рамках кампании по «изъятию церковных ценностей в пользу голодающих» 12 мая 1922 года была вскрыта рака Александра Невского. Серебряная рака как произведение высокой художественной ценности была изъята и поступила в Государственный Эрмитаж, а мощи 15 ноября были переданы в фонды Государственного музея религии и атеизма. В 1922 – 1923 году обитель была захвачена обновленцами, но затем вернулась в Лоно Церкви. После разорения монастыря в 1932 году и ареста всех монашествующих монастырь был преобразован в приход. Через год Троицкий собор был отобран у верующих и передан в ведение городского Дома чудес, а ещё через два года, в январе 1936 года, прекратились богослужения в Духосошественской церкви, которая дольше других оставалась действующей. В 1930-х годах на территории упразднённой Лавры разместились разнообразные мастерские, городская станция переливания крови и другие госучреждения, числом до 17-ти: аэроклуб, физкультурное общество «Спартак», овощехранилище, ЦНИИ «Прометей», а также общежития. На основе монастырского некрополя был создан Государственный музей городской скульптуры. Сюда свозили уникальные надгробия с других городских кладбищ, предназначавшихся со временем к уничтожению. В 1957 году были возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем приходским. Мощи святого Александра Невского были возвращены в собор 3 июня 1989 года[8]. Возрожден монастырь был в 1996 году. В 2000 году монастырский комплекс был окончательно передан обители. [182] Строго говоря, не всегда было так. В состоянии на конец XIX – начало XX века цветом тогдашнего слоя купцов и промышленников составляли не православные, а старообрядцы (Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские и прочие ведущие купеческие династии были именно старообрядцами). Они не испытывали пиетета к власти, не гнушаясь финансировать деятельность разных революционных движений, в том числе, большевиков (в этом себя запятнали, например, Морозовы) – прим. моё. [183] Воскресé нский Новодé вичий монастырь в Санкт-Петербурге — женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви близ Московской заставы по адресу Московский проспект, дом 100. Первоначально женский Воскресенский монастырь предполагалось устроить на месте Смольного двора на Неве. 30 октября (10 ноября) 1748 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны был заложен Смольный девичий монастырь. Однако строительство обители затянулось по причине продолжавшейся Семилетней войны. Только в 1764 году сюда были назначены настоятельница и пять монахинь. Своё существование монастырь прекратил в 1822 году, когда в нём не осталось ни одной монахини. Первоклассный женский монастырь в Санкт-Петербурге был возобновлён 14 (26) марта 1845 год по указу Николая I. Насельницы были размещены на Васильевском острове в бывшем доме упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии. А службы для них совершались в нижнем храме соседней Благовещенской церкви. Однако место расположения монастыря не устраивала насельниц, а потому в 1849 году началось строительства новой обители на выделенном участке у Московских ворот. В 1854 году монахини переселились в отстроенный комплекс. В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности. В конце 1919 года монашествующие создали трудовую общину вокруг прихода Воскресенского собора. В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского). На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в феврале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах. В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята. В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню. Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный Научно-исследовательский институт электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий. В 1989 году Церкви был передан храм Казанской иконы Божией Матери бывшего монастыря, где был устроен приход. В 1990 году началось возрождение монастырского комплекса. В 1995 году было принято решение о возрождении обители. [184] Свя́ то-Успе́ нская Саро́ вская пу́ стынь — мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров — часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой. Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря)[1]. Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет[1], Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем)[1], после чего «старое городище» вновь запустело[1]. Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь[1]. «Старое городище» снова обезлюдело. Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иоанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда[1]), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище»[1]. Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители. В 1706 году ходатайство было удовлетворено – было принято решение об учреждении монастыря. Тогда же на этом месте был освящен первый храм. После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. 16 октября 1923 года решением Патриарха Тихона «Саровская пустынь Тамбовской епархии подчиняется временно непосредственному управлению Святейшего Патриарха»[4], то есть монастырь становился ставропигиальным. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД. Соборы монастыря были уничтожены. На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта[5]. После войны Саров стал известен, как Арзамас-16, закрытый город, где разрабатывалось ядерное оружие. Ныне здесь располагается известный Саровский ядерный центр. В 1990 году здесь организован православный приход. Началась постепенная передача Церкви храмов бывшей обители. В 2003 году, в день столетия канонизации преподобного Серафима Саровского, состоялось Великое освящение храма преподобного Серафима, некогда первого, освященного в честь преподобного. В 2006 году Священный Синод принял решение о возрождении обители. Ныне возрождение обители продолжается. [185] Вы́ ксунский И́ верский монасты́ рь — женский монастырь Выксунской епархии Русской православной церкви. Расположен в городе Выксе Нижегородской области. В монастыре расположен один из двух храмов Нижегородской митрополии, престол которых освящён в честь Иверской иконы Божией Матери. Место для будущей обители отметил веточкой преподобный Варнава Гефсиманский осенью 1863 года. В 1864 году на этом месте на средства купцов была выстроена богадельня на 12 человек. Община увеличивалась, появлялись новые постройки, и преподобный Варнава прислал Иверскую икону Божией Матери, благословив общине называться Иверской. В 1887 году община получила статус монастыря. Ко времени закрытия в 1919 году монастырь был одним из крупнейших и насчитывал 1000 насельниц. Летом 1927 года взорваны Собор Живоначальной Троицы и три верхних яруса колокольни. При взрыве в пещерных кельях были заживо погребены сёстры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель. После закрытия монастыря чудотворный список был вывезен, а затем был найден сторожем в подсобном помещении Христорождественской церкви города Выксы, когда тот пошёл на детский плач. Икона хранилась в доме сторожа до открытия Христорождественской церкви. В 1991 Церкви был передан храм Иверской иконы Божией Матери бывшего монастыря. Началось возрождение обители. В 1996 году обитель была возрождена. В 1997 году в нее вернулся чудотворный список Иверской иконы Божией Матери. [186] Пюхтицкий Успенский монастырь (эст. Pü htitsa Jumalaema Uinumise naisklooster) — православный женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви, расположенный в деревне Куремяэ волости Иллука (Ида-Вируский уезд Эстонии). Пюхтица (Pü htitsa) по-эстонски означает «святое место». История создания обители связана с образом Успения Божией Матери: по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте её явления была найдена икона Успения Божией Матери. В XVI веке местные жители рядом с дубом, где была найдена икона, построили часовню иконы Божией Матери. Благодаря упорной и неослабной энергии губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского и заботе княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретённой ранее иконы. Позднее, после переноса иконы в собор этот храм стал кладбищенским и был переосвящён во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого. Основан в 1891 году. Монастырь никогда не закрывался. С 1990-х имеет статус ставропигиального. [187] Поговаривают, что об исходе войны его спрашивал некто из немецких офицеров, убежденный в победе немецкого оружия, но преподобный ответил ему, что победе немцев не бывать. [188] Управлявший Церковью, как заместитель Местоблюстителя, он был избран патриархом в 1943 году. [189] Ленты на одежды с цитатами из Священного Писания. [190] Так в Синодальном переводе. В славянском тексте: « ибо они рассвирипеют и обступят тебя вокруг, ибо среди скорпионов ты живешь ». [191] Мадианитяне (ивр. מ ד י ן , Мидьян, гр.Μ α δ ι ά μ ) — полукочевой народ, упоминаемый в Библии и Коране (в сурах 7, 11 и др.). Считались потомками Авраама (от его третьей жены Хеттуры через его сына Мадиана — 1Пар. 1: 32). Обитали на Синайском полуострове и на северо-западе Аравии от Моава на севере до Красного моря на юге[1]. [192] Талант – денежно-весовая мера, распространенная на Востоке. В Израиле составляла, по современному исчислению, примерно 40 кг. серебра или золота. [193] Анкира – древний город в центре Малой Азии. центр Галатии. Ныне это Анкара, столица Турции.. [194] Галатия – историческая область в самом центре Малой Азии. [195] Напомню, арианская ересь была первой из возникших ересей. Осуждена она была на I Вселенском Соборе. Ариане отрицали Божество Христа. Ранние ариане вовсе считали Христа просто человеком, поздние – неким высшим творением, как Ангелы. [196] Ма́ рк У́ льпий Не́ рва Трая́ н (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus), больше известный как Траян — римский император из династии Антонинов, правивший в 98—117 годах. Известен своими обширными завоеваниями. При Траяне территория Римской империи достигла максимальных размеров. Траян происходил из испанского аристократического рода. В правление Нерона отец Траяна был включён в состав сената. Траян начал карьеру при Домициане, который в 96 году назначил его наместником Верхней Германии. Спустя год, в результате солдатского мятежа, преемник Домициана Нерва усыновил популярного в армии Траяна и назначил его своим соправителем и наследником. После смерти Нервы Траян стал первым выходцем из провинции, достигшим верховной власти в империи. Правление Траяна было отмечено масштабными завоеваниями. В результате двух кампаний в 101—102 и 105—106 годах была покорена Дакия. На Востоке аннексировано Набатейское царство, в 114—117 годах в ходе войны с Парфией император присоединил к Римскому государству Армению и Месопотамию, в 116 году дошёл до Персидского залива и захватил столицу парфян Ктесифон. Однако из-за восстания в Иудее Траян был вынужден остановить кампанию и вернуться обратно. В августе 117 года в Киликии на пути в Рим Траян скончался. Его преемником стал его двоюродный племянник Адриан. Траян носил следующие победные титулы: «Германский» с октября 97 года; «Дакийский» — с конца 102 года; «Парфянский» — со 116 года; полный титул к моменту смерти: «Император Цезарь, Сын Божественного Нервы, Нерва Траян Лучший Август Германский Дакийский Парфянский, Великий Понтифик, наделён властью народного трибуна 21 раз, Император 13 раз, Консул 6 раз, Отец Отечества» (лат. Imperator Caesar Divi Nervae Filius Nerva Traianus Optimus Augustus Germanicus Dacicus Parthicus, Pontifex Maximus, Tribuniciae potestatis XXI, Imperator XIII, Consul VI, Pater Patriae). [197] Фра́ кия (греч. Θ ρ ά κ η, болг. Тракия, тур. Trakya, лат. Thracia) — историческая и географическая область на востоке Балкан. Ныне, в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года, разделена между тремя государствами: Болгарией (Северная Фракия, также известная как Верхнефракийская низменность), Грецией (собственно современная греческая провинция Фракия, также исторически известная как Западная Фракия) и Турцией [198] Эфе́ с (греч. Ἔ φ ε σ ο ς, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции). [199] Несторианство – ересь, осужденная на III Вселенском Соборе. Согласно ей, Христос был простым человеком, с которым потом Божество соединилось через крещение Иоанново, обитая в Нем, как в храме. [200] Еще один пример отличия – в Синодальном переводе вся фраза, присутствующая в Септуагинте и в славянском тексте, выброшена. Вместо нее присутствует лишь короткая фраза: «ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри». Пример не назовешь ключевым, но это показывает то, что славянский и русский тексты подчас сильно отличаются…. [201] То есть древо Креста. [202] На Мф. беседа 84. [203] То есть ел пасху в ночь четверга, хотя положено было в вечер пятницы; но Господь, как истинный Агнец и наша Пасха, в пятницу хотел уже быть закланным — одновременно с прообразующим Его пасхальным агнцем, — и потому заранее вкусил пасху с учениками (см. также синаксарь в Великую Пятницу). [204] Хи́ ос — остров в Эгейском море, вблизи полуострова Малая Азия (у самых турецких берегов) в составе территории Греции. [205] Ки́ зик (др.-греч. Κ ύ ζ ι κ ο ς, лат. Cyzicus) — бывший город в Малой Азии, в исторической области Мизия. Расположен на южном побережье Мраморного моря, на полуострове Капу-Даг (Арктонесус), который в древности был (предположительно) островом, но связанным с материком искусственным путём. [206] Месси́ на (итал. Messina, сиц. Missina, лат. Messana, греч. Μ ε σ σ ή ν η ) — город в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноимённой провинции. Третий по величине город на острове Сицилия. Мессина расположена на северо-востоке Сицилии, на западном берегу Мессинского пролива, отделяющего остров от материковой Италии (область Калабрия). [207] Иллирия – историческая область на зпаде Балканского полуострова. Ныне это Адриатическое побережье нынешней Хорватии и часть Албании. [208] Мангазе́ я — первый русский заполярный город XVII века в Сибири. Располагалась на севере Западной Сибири, на реке Таз в месте впадения в неё р. Мангазейки. Название города, предположительно, происходит или от имени самодийского князя Маказея (Монгкаси), или от старинного названия реки Таз. [209] Приказчик — в купеческой лавке, в имении, в экономии: помощник хозяина, управляющего; поверенный в делах, уполномоченный. Торговый агент, нанимающийся по договору и только по нему получающий расчет. Приблизительно соответствует нынешнему понятию «менеджер». В старину приказчиками также называли служителей, приводивших в действие приказания воевод. [210] Богоро́ дице-Рожде́ ственская Свя́ то-Лукиа́ нова пу́ стынь — православный мужской монастырь в деревне Лукьянцево Александровского района Владимирской области. Пустынь названа по имени основателя монаха Лукиана. На месте Лукиановой пустыни было прежде место, называемое «Псковитиново Раменье». Здесь на пустоши в лесу, на болоте стояла церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь сия перенесена была из села Игнатьева; потому что Сама Матерь Божия указала быть на этом месте храму, чудным знамением от своей иконы. Преподобный Лукиан (родом из Галича) из Покровского (Угличского) монастыря пришёл искать пустынного места для подвигов безмолвия в пределы Переславля-Залесского в слободу Александровскую, и по указанию поселян Марка и Семёна поселился с ними близ этой запустелой церкви. Церковь Псковитина Раменья пережила Литовское разорение 1611 года и, следовательно, существовала до 1611 года. Церковь оставалась пустою до 1640 года. Явление и чудеса от образа Рождества Пресвятыя Богородицы дали существование в 1640 году запустелой церкви: получив сонное знамение, сюда пришёл с Вологды Спасо-Прилуцкого монастыря чёрный священник Федосей Поморец. В 1649 году патриарх Иосиф позволил Александру Фёдоровичу Баркову и Тимофею Микулаеву обновить этот храм и выстроить его заново. Учреждена обитель в 1650 году. Ее основатель принял постриг от священника Спасо-Прилуцкого монастыря Феодосия Поморца, а в 1646 году патриархом Иосифом был рукоположен во иеромонаха, став настоятелем обители. После Октябрьской революции была закрыта, в 1991 году возрождена. [211] Спа́ со-Влахе́ рнский же́ нский монасты́ рь — монастырь Русской православной церкви в посёлке городского типа Деденево Дмитровского района Московской области. Основан как женская монашеская община в 1852 году в имении Головиных. В 1861 году община преобразована в Спасо-Влахернский монастырь. При открытии в монастыре было шесть сестёр во Христе, к 1914 году число насельниц составляло около 300. В 1922 году монастырь был закрыт, во время Великой Отечественной войны разрушен и до конца XX века оставался в руинах. В 1992 году в бывшем монастыре был учрежден приход. В 1994 году он был переутвержден. В 2001 году было принято решение о возрождении монастыря. [212] Ма́ рфо-Марии́ нская оби́ тель милосе́ рдия — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви с особым укладом жизни, восходящим к основательнице обители великой княгине преподобномученице Елизавете Фёдоровне. Располагается в Москве на улице Большой Ордынке. Обитель основана в 1909 году после гибели мужа великой княгини, князя Сергея Александровича. Обитель не была монастырем в прямом смысле, ибо главной задачей сестер была помощь болящим, притом, по окончании определенного периода они могли уйти из обители и создать семью. Сёстры получали в обители психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители отец Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители отец Евгений Синадский. 7 мая 1918 года Елизавета Фёдоровна была арестована. Обитель продолжила свою деятельность до 1926 года, а затем в её помещениях два года действовала поликлиника, в которой работали сёстры под руководством княжны Голицыной. После ареста княжны часть сестёр была выслана в Туркестан, другие переселились в Тверскую область, где создали огородное хозяйство под руководством о. Митрофана Сребрянского. После закрытия обители в её соборном храме (Покровский собор) был кинотеатр, позднее дом санитарного просвещения. В Марфо-Мариинской церкви разместилась амбулатория имени профессора Ф. А. Рейна — филиал ЦЕКУБУ. После Великой Отечественной войны здание Покровского храма передали под Государственные реставрационные мастерские (позднее — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря). В 1992 году Марфо-Мариинская обитель милосердия была возрождена. Началось ее восстановление. В 2014 году она была преобразована в полноценный женский монастырь. [213] Свя́ то-Смоле́ нская Зоси́ мова пу́ стынь — мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви, расположенный в Александровском районе Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки. Основана в 1680-х годах схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиева монастыря, которому удалось собрать возле себя несколько человек братии. Спустя некоторое время в монастырь устремились многочисленные паломники. Среди них, в частности, была сестра Петра I Наталья Алексеевна. Однако после кончины старца большая часть братии покинула монастырь, который практически запустел. Тем не менее, могила праведника почиталась окрестными жителями как святыня. Сюда, как гласит предание, наведывалась будущая российская императрица Елизавета Петровна, которая не по своей воле долгое время проживала в расположенном поблизости городе Александрове. Пустынь была восстановлена в конце 1890-х годов стараниями наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла (Глебова) и назначенного в 1896 году строителем пустыни духовника Гефсиманского скита иеромонаха Германа (Гомзина) (скончался 30 января 1923 года); явилась одним из центров старчества. С 1897 по 1923 годы обителью управлял схиигумен Герман. К тому времени относятся все сохранившиеся каменные монастырские здания из красного кирпича, построенные в модном в то время русском стиле. В 1900 году в монастыре был освящён главный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. С 1898 года до закрытия монастыря в 1923 году здесь подвизался старец Алексий (Соловьёв). В мае 1923 года монастырь (существовавший как артель) был окончательно закрыт. Возобновлён в апреле 1992 года. [214] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории современных Архангельской и Вологодской областей и Республики Коми. В 1936 году был разделен на Северную область (в 1937 году разделена на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР. [215] Миокардит – воспаление миокарда – сердечной мышцы. [216] Анафоф или Анатот (др.-евр. ע נ ת ו ת ) — левитский город в уделе колена Вениаминова располагавшийся на территории современного Израиля в трёх древнеримских милях (4, 446 км.) на северо-восток от города Иерусалима. [217] В Синодальном переводе: 6На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, 7при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? [218] Предположительно, Большая Медведица. [219] Онагр – подвид кулана (дикий осел). [220] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 г. этих слов нет. [221] В отд. изд. этих слов нет. [222] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 г.: «приснотекущий». [223] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 г. далее следует: «любовь к человеку хощет умереть вместо него. Наконец...» [224] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг.: «оставившие и отрекшиеся Иисуса». [225] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг.: «смертию преступника». [226] В отд. изд.: «от Бога». [227] В отд. изд. этих слов нет. [228] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг. далее следует: «и убийцы». [229] Шариат, мусульманский свод правил, велит карать отступника от веры смертью, так же, как и Закон Моисеев у древних иудеев. [230] Преторий или Преториум (лат. praetorium) — палатка полководца и место под неё в лагере римской армии, позже, в Римской империи, этим термином называли штаб императорской гвардии, административное здание, присутственное место, центральную площадь. [231] Каменный помост. [232] Эти слова: «уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» практически дословно присутствуют в 21 псалме, являющемся своеобразным пророчеством о Христе. [233] Прямой намек на будущую проповедь Христа между иными народами. Но из Синодального перевода эти строки вымараны, слова звучат завуалировано: «ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». [234]В русском Синодальном переводе пишется так: После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; 17и умер Иов в старости, насыщенный днями. Дальнейший текст из русского варианта был убран… [235] Прямой намек на будущую проповедь Христа между иными народами. Но из Синодального перевода эти строки вымараны, слова звучат завуалировано: «ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». [236] В славянском тексте: «Я Господь». [237] Колодец клятвы….. При чтении паремии не читается еврейское название. как из принципа сделано в Синодальном переводе, но перевод этого названия…. [238] Дом Божий. [239] Древние евреи в эпоху Второго Храма пользовались двумя вариантами этой меры — 40 и 48 см. [240] 17, 78 см. [241] 2 локтя – 80 – 92 см., 4 локтя – 160 – 192 см. [242] 12 локтей – 480 – 576 см. [243] 14 локтей – 560 – 672 см. [244] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. [245] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. [246] Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе. [247] Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: Даждь ми Сего Страннаго, Иже не имеет где главы подклонити; Даждь ми Сего Страннаго, Егоже Мати зрящи на Кресте висяща, рыдающи вопияше, и матерски восклицаше: Увы Мне, Чадо Мое! Увы Мне, Свете Мой! И Утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное, в Церкви днесь собыстся. Мое сердце оружие пройде. Но в радость Воскресения Твоего плачь преложи. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. И Святому Воскресению. [248] Отмечалось, что он был третьим сыном в семье. Также, согласно некоторым источникам, отец будущего святителя видел сон, в котором ему предсказывалось, что старший его сын будет жить обычной жизнью, средний умрет рано, а младший будет велик пред Богом… [249] Свято-Александро-Невская Лавра — мужской православный монастырь на восточной оконечности Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Первый и наиболее крупный монастырь города. С 1797 года имеет статус лавры. Был создан Петром I, в пику Свято-Троице-Сергиевой Лавре, как будущий главный монастырь страны. Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Учитывая, что обитель строилась в разгар войны со Швецией на отвоёванных землях, историческая перекличка весьма показательна. Обустройством нового монастыря руководил архимандрит Феодосий (Яновский). Официальная дата основания — день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта / 7 апреля 1713 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы). Пётр I, посетив вновь устроенный монастырь 29 мая / 11 июня 1723 года, повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Останки князя прибыли в Санкт-Петербург 30 августа / 12 сентября 1724 года, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра. В советское время с самого начала делались попытки ограбить монастырь, но каждый раз они терпели неудачу из-за сопротивления верующих. В конце января было организовано из мирян и монашествующих Александро-Невское братство для отстаивания интересов обители и охраны церковного достояния[4]. События января 1918 года в Лавре стали первым открытым столкновением новой власти и Русской церкви, причем здесь Церкви удалось одержать единственную крупную победу над большевистским правительством[4]. В феврале 1918 года вступил в силу Декрет об отделении церкви от государства, запрещавший религиозные организациям владеть каким-либо имуществом и лишавший их прав юридического лица. Однако и в 1919 году часть недвижимости оставалась в собственности Лавры[6]. Монастырь продолжал действовать до 17 февраля 1932 года, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие. В рамках кампании по «изъятию церковных ценностей в пользу голодающих» 12 мая 1922 года была вскрыта рака Александра Невского. Серебряная рака как произведение высокой художественной ценности была изъята и поступила в Государственный Эрмитаж, а мощи 15 ноября были переданы в фонды Государственного музея религии и атеизма. В 1922 – 1923 году обитель была захвачена обновленцами, но затем вернулась в Лоно Церкви. После разорения монастыря в 1932 году и ареста всех монашествующих монастырь был преобразован в приход. Через год Троицкий собор был отобран у верующих и передан в ведение городского Дома чудес, а ещё через два года, в январе 1936 года, прекратились богослужения в Духосошественской церкви, которая дольше других оставалась действующей. В 1930-х годах на территории упразднённой Лавры разместились разнообразные мастерские, городская станция переливания крови и другие госучреждения, числом до 17-ти: аэроклуб, физкультурное общество «Спартак», овощехранилище, ЦНИИ «Прометей», а также общежития. На основе монастырского некрополя был создан Государственный музей городской скульптуры. Сюда свозили уникальные надгробия с других городских кладбищ, предназначавшихся со временем к уничтожению. В 1957 году были возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем приходским. Мощи святого Александра Невского были возвращены в собор 3 июня 1989 года[8]. Возрожден монастырь был в 1996 году. В 2000 году монастырский комплекс был окончательно передан обители. [250] Ти́ хоновский монасты́ рь, монастырь свято́ го Ти́ хона Задо́ нского (англ. Monastery of Saint Tikhon of Zadonsk) — ставропигиальный[1] мужской монастырь Православной церкви в Америке[2], расположенный в Саут-Кейнане, штат Пенсильвания. Первый православный монастырь в США[3][4]. Основан в 1906 г. [251] Исторически этим словом именовали обедневших испанских дворян, переселившихся в Южную и Центральную Америку, но ныне так часто именуются метисы - помесь белых и индейцев. [252] Ныне Вильнюс, столица Литвы. [253] Арестам он и ранее подвергался неоднократно. [254] Донско́ й монасты́ рь — ставропигиальный[2] мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади. Ближайшая станция метро — «Шаболовская». В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей (Казы-Гирей) с многочисленным войском вторглись в Россию, и, подступив к Москве, расположились на Воробьевых горах. Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Ее милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, был основан Донской монастырь, в котором была поставлена чудотворная икона и установлено совершать празднество 19 августа / 1 сентября. В XIX веке в монастыре было основано духовное училище, готовившее кандидатов на поступление в семинарию. В монастыре также находилась иконописная палата им. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам. Продолжал расширяться монастырский некрополь. Перед революцией монастырь был 1-го класса ставропигиальной обителью. Каждый год, 19 августа / 1 сентября, в день празднования Донской иконе, совершался крестный ход из Успенского собора Кремля в монастырь. Чудотворная Донская икона в то время пребывала в Благовещенском соборе Кремля. В 1812 году монастырь был разграблен французами.[8]. Известно письмо к М. И. Платову старшины 1-го башкирского полка, где говорилось, что они жертвуют 1000 рублей на восстановление монастыря[9] В 1918 году монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х годов. В 1920-х годах в монастыре устраивали антирелигиозную выставку, в дальнейшем в нём был организован Антирелигиозный музей искусств; в 1929 году все монастырские храмы были закрыты для богослужения. Ценные документы XVIII—XIX веков из архива монастыря были перемещены в государственные архивы (сейчас находятся в РГАДА и ЦИАМ[11]). В 1934 году был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В 1930-х годах на территорию музея были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы Храма Христа Спасителя; фрагмент Сухаревой башни, а также часть скульптурного убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади. В 1964 году монастырь был превращён в филиал Музея архитектуры (хотя при этом значительное количество строений монастыря оставалось в ведении некоторых других производственных и проектных организаций). Малый собор, где богослужения возобновились в 1946 году, был в 1960-х годах приписан к близлежащему храму Положения Ризы Господней на Донской улице; в храме была устроена мироваренная печь, которая и поныне используется для изготовления мира для нужд всей Русской Церкви. В 1982 году готовилось решение о передаче Донского монастыря Патриархии для создания в нём официальной резиденции патриарха Московского. Однако в итоге церкви был передан не Донской, а Данилов монастырь. В 1991 году монастырь снова открыт. [255] Фра́ кия (греч. Θ ρ ά κ η, болг. Тракия, тур. Trakya, лат. Thracia) — историческая и географическая область на востоке Балкан. Ныне, в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года, разделена между тремя государствами: Болгарией (Северная Фракия, также известная как Верхнефракийская низменность), Грецией (собственно современная греческая провинция Фракия, также исторически известная как Западная Фракия) и Турцией, которой отошла Восточная Фракия вместе с крупнейшим мегалополисом региона — Константинополем. [256] Па́ тмос, Патм (греч. Π ά τ μ ο ς - скала) — небольшой греческий остров на юго-востоке Эгейского моря, в 70 км от берегов Турции, один из Южных Спорадских островов. [257] Пятиградье, Пентаполь, Пентаполис (др.-греч. Π ε ν τ ά π ο λ ι ς; греческие π έ ν τ ε [пенте], «пять», и π ό λ ι ς, полис, «город») — географическая и/или институциональная группа из пяти городов. Ливийский пентаполь: пять основных греческих колоний, расположенных на территории римской провинции Ливия Супериор, в западной части области Киренаика (нынешняя Ливия – восточная часть), вплоть до реформ тетрархии Диоклетиана в 296 году. Самым большим из городов была Кирена и её порт Аполлония, Птолемаида (ставшая столицей после разрушения Кирены землетрясением), Барка[en] (позже арабская столица провинции Барка), Balagrae (современная Эль-Байда) и Беренис[en] (современный Бенгази); область также известна как Нижний пентаполь (лат. Pentapolis inferior). Название области как «пентаполь» закрепилось в в официальном названии епархии и титулатуре православного Патриарха Александрийского и Коптского Папы. [258] Э́ гина [1] (греч. Α ί γ ι ν α, Эйина[2]) — остров в заливе Сароникос, между полуостровом Пелопоннес (восточная часть) и материковой Грецией). [259] Ка́ лимнос (греч. Κ ά λ υ μ ν ο ς ) — греческий остров на юго-востоке Эгейского моря, у турецкого побережья. [260] Так называется песнопение совершаемое в начале чина, названного этим именем. Состоит из строк из 134 и 135 псалмов: Хвалите имя Господне, / хвалите, раби Господа [Аллилуия, аллилуия, аллилуия], стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко благ Господь; пойте имени eго, яко добро; яко Иакова избра себе Господь, Израиля в достояние Себе. Яко аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Вся, eлика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих. Иже порази первенцы eгипeтския от человека до скота. Посла знамeния и чудеса посреде тебe, Египте, на фараона и на вся рабы eго. Иже порази языки многи и изби цари крепки; Сиона, царя Аморрейска и Ога царя Васанска, и вся царствия Ханаанска, и даде землю их достояние, достояние Израилю людем Своим. Господи, имя Твое в век, и память твоя в род и род: яко судити имать Господь людем своим, и о рабех Своих умолится. Идоли язык, сребро и злато, дела рук человеческих. Уста имут, и не возглаголют; oчи имут, и не узрят; уши имут, и не услышат; ниже бо eсть дух во устех их. Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня. Доме Израилев, благословите Господа; доме Ааронь, благословите Господа; доме Левиин, благословите Господа. Боящиися Господа, благословите Господа. Благословен Господь от Сиона, / живый во Иерусалиме. [Аллилуия, аллилуия, аллилуия.] Исповедайтеся Господеви, яко Благ, / яко в век милость Его. [Аллилуия, аллилуия, аллилуия.] Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость eго. Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Сотворшему чудеса вeлия eдиному, яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Сотворшему светила вeлия eдиному, яко в век милость Его. Солнце во область дне, яко в век милость Его. Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его. Поразившему Египта с первeнцы eго, яко в век милость Его; и изведшему Израиля от среды их; яко в век милость Его. Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его. Раздельшему Чермное море в разделeния, яко в век милость Его. И проведшему Израиля посреде eго, яко в век милость Его. И истрясшему фараона и силу eго в море Чермное, яко в век милость Его. Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его. Поразившему цари вeлия, яко в век милость Его. И убившему цари крепкия, яко в век милость Его: Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его, и Ога, царя Васанска; яко в век милость Его. И давшему землю их достояние, яко в век милость Его. Достояние Израилю, рабу Своему, яко в век милость Его. Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его. И избавил ны eсть от врагов наших, яко в век милость Его. Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу Небесному, / яко в век милость Его. [Аллилуия, аллилуия, аллилуия.] На практике в приходских храмах поются только строки, выделенные жирным шрифтом. [261] Песнопение, которое поется вместо «Достойно есть…» на литургии. [262] Уставное время начала утрени – 4 часа утра, так что эти слова произносятся в прерассветные часы, а весной и летом – на рассвете. [263] В Книге Бытия так: « И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту » [264] Онагр – род диких ослов, родственник кулана. [265] Свете Тихий Святыя Славы Бессмертнаго Отца небеснаго, Святаго блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедшее на запад солнцу, видевшее свет вечерний, поем Отца, Сына и святаго Духа Господа. Достоин еси во все времена пет бытии гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. [266] Знатоки древних языков отмечают, что в оригинале вместо «носился» стоит слово «заботился»…. [267] Мадианитяне (ивр. מ ד י ן , Мидьян, гр.Μ α δ ι ά μ ) — полукочевой народ, упоминаемый в Библии и Коране (в сурах 7, 11 и др.). Считались потомками Авраама (от его третьей жены Хеттуры через его сына Мадиана — 1Пар. 1: 32). Обитали на Синайском полуострове и на северо-западе Аравии от Моава (юг нынешнего Израиля и часть территории Иордании) на севере до Красного моря на юге[1]. В Книге Судей (Суд. 8: 24) мадианитяне отождествляются с измаильтянами. [268] Ниневия – древний город в Месопотамии (север нынешнего Ирака, на мест города Мосул), столица Ассирии. [269] Иоппия – греческое название древнейшего израильского города Яффы, порта, известного с XV века до нашей эры. Ныне считается одним целым со столицей Израиля – Телль-Авивом. [270] Еврейская Библия: «Ханааския» [271] Ныние Иерихон расположен на востоке Палестинской автономии. Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, по мнению ряда исследователей, древнейший из них. Многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм» (ивр. Ир ха-Тмарим) (Втор. 34: 3, Суд. 3: 13, 2Пар. 28: 15). [272] Сокхоф (егип. Tjeku, англ. Sukkot, ивр. «сукот» (ס כ ת ) — букв. «шалаши») – древний город на востоке Египта, близ Синайского полуострова. [273] Пи-Гахироф – местность близ современного города Суэц в Египте (у северно побережья Красного моря, между, собственно, Египтом и Синаем). [274] У некоторых: «от моря». [275] В синодальном переводе этой фразе придали совсем иной смысл: «: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих», таким образом, намек на Христа, спрятанный в тексте, казалось бы, посвященном Моисею, убран. [276] У апостола Павла эта фраза в цитате в его послания к Евреям выглядит именно так, а в Синодальном переводе книги пророа Иеремии текст изменен¸ приняв следующую форму: «тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь». [277] Локоть — единица измерения длины, не имеющая определённого значения и примерно соответствующая расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки. Локоть равнялся половине английского ярда. Древневосточный локоть равнялся 45 см., а локоть в Иудее, в эпоху Второго храма – 40 – 48. Таким образом, высота идола составляла от 24 до 28, 8 м, а ширина – от 240 до 288 см. [278] Седрах, Мисах и Авденаго – это три отрока – собратья пророка Даниила. Седрах – это Анания, Мисах – Мисаил, Авденаго – Азария. Все четверо, вместе с будущим пророком при захвате вавилонянами Израиля (ранее, упоминаемый в книге царь Иоаким покорился Вавилону и начал платить дань, но потом перестал, что вызвало новую агрессию) были уведены в Вавилон в плен и взяты на службу к царю Навуходоносору (Навуходоносор II (настоящее имя - Набу-кудурри-уцур букв. «Набу, первенца храни»), правил в 605 – 562 годы до нашей эры), как красивые и хорошо сложенные парни. [279] От 19, 6 до 23, 52 м. [280] Напомню, что это были люди, готовящиеся к принятию таинства. В те времена взрослых, желавших принять крещение, не приобщали к Церкви сразу же, но длительное время (подчас годами, а святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, все родившиеся в христианских семьях, приняли крещение лишь в возрасте 30 лет) обучали основам веры, при этом он был обязан посещать богослужения, уходя при словах на литургии «оглашении изыдите». Священник, обучавший оглашенного, наблюдал за ним, как наблюдает монастырский духовник за послушником, желающим принять постриг, крестя его, лишь найдя его достойным принятия в число верных Божиих, зная, что теперь человек действительно сочетается Христу. [281] Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе. [282] Пе́ сах (ивр. פ ֶ ּ ס ַ ח , в ашкеназском произношении — Пе́ йсах / Пе́ йсох / Па́ йсох; арам. פ ִ ּ ס ְ ח ָ א , Пи́ сха; по-русски — Песах ) – в переводе, «прошел мимо» (в память о спасении еврейских первенцев от истреблении которому подверглись первенцы египетские)…. [283] Ирмосы канона правила велят петь несколько раз. Сперва их поет духовенство в алтаре, а потом – хоры по очереди. Также буква устава велит и тропари канона петь по три раза, хоть ради экономии времени это совершается лишь в монастырях. [284] Прокимен (греч.) «предшествующий» - строка из псалма или отрывок из Священного писания, который возглашается или поется в особых случаях [285] Нике́ я (греч. Ν ί κ α ι α ) — древний и средневековый город в Малой Азии на месте современного турецкого города Изник. Город был расположен на берегу озера Изник, что близ Мраморного моря (между проливами Босфор и Дарданеллы), а с суши ограничен высокими холмами, что создавало наилучшие условия для обороны города во время осады. Стены высотой около 10 м, вырытый перед стеной глубокий ров и около 100 крепостных башен обеспечивали надежную оборону. [286] О нем повествует Книга Товита. Рафаил был спутником, который под именем Азарии сопровождал Товию во время его путешествия в Раги Мидийские для получения денег, некогда отданных ему Товитом на сохранение, и оказал Товии много милостей. По окончании путешествия Азария открыл Товиту: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых, и восходят пред славу Святого» (Тов. 12: 15). [287] Уриил - ангел, посланный от Бога к Ездре для его наставления и объяснения ему сокровенных путей Божиих (3 Езд. 4, 1; 3 Езд. 5, 20). По преданию, архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. «Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные», поясняет владыка Иннокентий (Борисов), архимандрит Херсонский [288] «И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий (Борисов), – чтобы они чистым дыханием уст своих согревами наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр.11-12). В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. [289] Имя Иегудиил в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия, ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние». [290] Упоминается в Третьей книге Ездры. Он присутствовал при первой беседе архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников (3 Езд. 4, 36). Согласно своему имени, архангел Иеремиил посылается свыше от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира - чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной (см. Ин. 12, 24). [291] Сирмий - основанный римлянами в I веке до нашей эры древний город. Ныне на этом месте находится сербский город Сремска Митровица (север страны, край Воеводина). [292] Панно́ ния (лат. Pannonia; Юлиус Покорный выводит название Pannonia из иллирийского языка, использующего протоиндоевропейский корень *pen — влага, вода, сырость) — регион в центральной Европе на территории современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины. [293] Известное нам по учебникам германское племя готов, зародившееся в Скандинавии, но после резкого похолодания пришедшее в Восточную Европу, а затем с территории нынешнего Крыма пришедшее сперва на Балканы, а затем и в Западную Европу. Среди них активно велась христианская проповедь и была даже своя архиерейская кафедра. Почему Православная Церковь именует их готфами? Потому, что православная вера пришла к нам из Византии, а в греческом, являвшемся в империи основным и в готфском есть одна общая особенность – наличие межзубного звука «Ф», который в греческом дает буква «θ », а напрмер, в английском – тоже родственным – сочетание букв «th». Наши предки интерпретировали этот звук именно как «ф», что и отразилось здесь. То что светская наука называет их «готами», объясняется последствиями германомании петровских и послепетровских времен, когда переделывая все на западный манер, стали и говорить «не по нашему» и заимствуя и всю терминологии, а немецкий язык тем и отличается от готфского, что в нем нет многих звуков, характерных и для готфского и греческого и английского языков. [294] Ки́ зик (др.-греч. Κ ύ ζ ι κ ο ς, лат. Cyzicus) — бывший город в Малой Азии, в исторической области Мизия. Расположен на полуострове Капу-Даг (Арктонесус) на южном побережье Мраморного моря (между проливами Босфор и Дарданеллы), который в древности был (предположительно) островом, но связанным с материком искусственным путём. [295] Из 16 древних городов под названием Антио́ хия [1][2] (от имени Антиох, др.-греч. Ἀ ν τ ί ο χ ο ς — Противостоящий ) наиболее известна Антио́ хия-на-Оро́ нте (др.-греч. Ἀ ν τ ι ό χ ε ι α ἡ ἐ π ὶ Ὀ ρ ό ν τ ο υ, Антиохия-на-Дафне, др.-греч. Ἀ ν τ ι ό χ ε ι α ἡ ἐ π ὶ Δ ά φ ν ῃ, Антиохия Великая, др.-греч. Ἀ ν τ ι ό χ ε ι α ἡ Μ ε γ ά λ η ) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции, на границе с Сирией, у Средиземноморского побережья). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. 11: 26). [296] Официальный сайт Биробиджанской епархии - http: //www.eparh.ru/content/view/996/26/ [297] Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. [298] Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. [299] Стих 1: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы