Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ МАЙЯ. КУЛЬТУРА «ТСАКОЛ»



 

Остатки культуры раннеклассического периода в центральной области майя погребены под сооруже­ниями позднеклассического периода, и только со­всем недавно было полностью осознано, каких вы­сот сумела на этом этапе достичь цивилизация майя. Примером может служить культура «тсакол», кото­рая существовала в Петене и окружающих его обла­стях до календарной даты майя 9.8.0.0.0, что соот­ветствует по нашему летоисчислению 600 г. н э.

К этому времени цивилизация майя достигла сво­его расцвета. Рядом с огромными площадями ре­лигиозно-культурных центров возвышались здания храмов и дворцов, покрытые слоем белого стука. На стелах и алтарях, украшенных фигурами людей и, возможно, богов, вырезались календарные даты. Полихромная керамика, великолепнейшие образцы которой помещались в погребения знати, была украшена многоцветными стилизованными изобра­жениями людей, летящих попугаев и журавлей. Были широко распространены чаши с выступающим вдоль нижней части ободком. С этой керамикой сосед­ствовали привозные сосуды. Цилиндрические вазы на плоских ножках, маленькие кувшины с носиком и «флореро» свидетельствуют о существовании в то время торговых связей с далеким Теотиуаканом.

Великолепная фресковая живопись майя, тради­ции которой восходят к стенным росписям Тикаля этапа «чиканель», во времена культуры «тсакол» достигла невероятно высокого уровня развития. Прекрасная настенная роспись храма В-ХIII в Вашактуне, которая, к сожалению, пострадала от рук местных вандалов, была выполнена в приглушен­ных красных, коричневых, желто-коричневых и черных тонах. Сюжет взят из реальной жизни: пе­ред зданием дворца расположились на отдых три знатные дамы и двое мужчин, все, совершенно оче­видно, майя. Фигура одного из мужчин нарисова­на черной краской. Вся эта группа занята беседой, запись которой, несомненно, представлена рядом с изображением людей колонками иероглифическо­го текста. С одной из сторон фрески добавлено еще два горизонтальных ряда человеческих фигур, ко­торые, насколько можно понять, стоят на двух уровнях ступенчатой платформы. При взгляде на эти фигуры складывается впечатление, что они яв­ляются несколько шаржированными изображения­ми конкретных людей. Некоторые из этих персона­жей явно что-то оживленно обсуждают, другие держат в руках трещотки, или маракасы, — это, скорее всего, певцы. Рядом с ними нарисован ма­ленький мальчик, отбивающий ритм на обтянутом кожей барабане.

Внутри храмов культуры «тсакол» в некоторых поселениях майя были обнаружены очень богатые погребения. Одной из самых впечатляющих являет­ся погребальная камера «расписной гробницы». Она представляет собой помещение длиной в 2,7 и ши­риной в 1,5 метра, со стенами покрытыми слоем белого стука. Гробница была вырублена в мягком камне основания одного из выходящих на главную площадь храмов Тикаля раннеклассического периода. В этой гробнице были обнаружены останки трех человек. Двое из них — подростки, принесен­ные в жертву, чтобы сопровождать в загробный мир знатного покойника, чье лишенное головы и кистей рук тело было, по-видимому, перевезено в Тикаль его сподвижниками после сражения. Белые стены гробницы покрыты иероглифами, четко прорисо­ванными черной краской. Среди этих иероглифов присутствует и календарная дата «длинного счета» — 9.1.1.10.10, что соответствует 18 марта 457 г. н. э. Скорее всего, это дата смерти или погребения. В гробнице находились мано и митейт, а также сосу­ды, некогда наполненные пищей (в одном из них находились тушки птиц размером с голубя), что свидетельствует о том, что душа этого человека даже после смерти была окружена заботой. Вокруг умер­шего были помещены морские раковины и шипы морского ежа, привезенные с далекого морского побережья. Кроме керамических сосудов, в гробни­це была найдена алебастровая чаша с пьедесталом, украшенная рядом иероглифов, выполненных мето­дом затирки — резные изображения были заполне­ны красной киноварью.

Хотя и раньше считали, что развитие цивилиза­ции центральной области в раннеклассическом пе­риоде происходило под сильным влиянием куль­туры Теотиуакана или его аванпоста в области майя — Каминальгуйю, только в последнее время, благодаря проведенным в самом сердце Петена, в Тикале, раскопкам, было в полной мере осознано, насколько сильным было это влияние, особенно в начале V в. н. э.

Стела 31 из Тикаля, возведенная, по-видимому, в это же время, содержит в себе намек на природу этого влияния, и, возможно, сумев прочесть выре­занные на ней иероглифы, мы смогли бы узнать гораздо больше. Главная фигура рельефа — изо­бражение персонажа майя, костюм которого на­столько перегружен изобилием нефритовых укра­шений, что облик самого человека разглядеть сложно. На сгибе левой руки он несет голову бога, на головном уборе которого нарисован характер­ный для Тикаля «иероглиф эмблемы» (об этом бу­дет подробнее рассказано в главе 7), На другой сто­роне стелы находится изображение стоящего воина, одежда и вооружение которого — прямоугольный щит и приспособление для метания копья, атлатл, — сразу выдают в нем чужеземца, выходца из Теоти­уакана. На щите вырезано изображение теотиуаканского бога дождя — Тлалока. Являлся ли Ти­каль, так же как и Каминальгуйю, протекторатом Теотиуакана? Или на службе у повелителя Тикаля находились наемники из Теотиуакана?

Жители Теотиуакана были торговцами, и несом­ненно, что захват контроля над торговлей майя в джунглях Петена полностью отвечал бы интересам касты «почтека» — касты купцов-воинов. Возмож­но, интересующим их товаром были сверкающие золотисто-зеленые хвостовые перья птицы кетцаль, которые предназначались для украшения пышных головных уборов правителей Теотиуакана. Вероят­но, что они также пытались усилить в Петене влия­ние религии Теотиуакана, заменив бога майя Чака на их собственного бога дождя, о чем свидетельству­ет вырезанное на верхушке одной из стел Тикаля огромное изображение лица Тлалока, очень схожее с вырезанным на щите воина со стелы.

На покрытых слоем гипса и украшенных росписью сосудах, найденных в погребениях Тикаля, можно увидеть как Тлалоку с голубым лицом, так и бога вес­ны мексиканского пантеона — Шипе Тотека, которо­го легко узнать по открытому рту и паре вертикаль­ных линий на лице, которые спускаются от верхних век вниз, на щеки. Некоторые из этих сосудов явля­ются образцами «тонкой оранжевой» керамики, кото­рую изготовляли в горных областях Мексики, другие явно были привезены из района Тикьюсейт, лежаще­го на Тихоокеанском побережье Гватемалы, а другие, по своей форме и росписи, представляют собой нечто переходное между традиционной керамикой майя и Теотиуакана.

Между регионом Петена и долиной Мехико шла очень активная торговля. Черепки от типичных для культуры «тсакол» чаш, с выступом, идущим вокруг нижней части сосуда, были найдены в Теотиуакане, а зеленые обсидиановые ножи из Центральной Мек­сики помещались в гробницы знати Тикаля. Пере­чень товаров, которые проделывали огромный путь между двумя городами, этим не исчерпывался. Вероятно, среди них были ткани, перья птицы кет­цаль, шкуры ягуара и предметы, сделанные из де­рева, от которых к настоящему времени уже ничего не осталось.

К началу VI в. н. э. и даже раньше крупные по­селения майя появились не только в Северном Пе­тене, но и во многих других районах центральной области. Материальных свидетельств того, что эти города тоже находились под протекторатом Теоти­уакана, не много, а в ряде случаев они и вовсе от­сутствуют, и вполне можно допустить, что влияние Теотиуакана распространялось исключительно на области Тикаля и Вашактуна.

Сейчас сложно сказать, каким было политичес­кое и культурное влияние Теотиуакана на майя, живущих на территории Петена, поскольку во вто­рой половине VI в. н. э. центральную область потряс сильный кризис. Стелы больше не возводились, и есть все признаки того, что в этот период во мно­гих регионах происходило целенаправленное разру­шение монументальной архитектуры. Найти этому объяснение сложно — возможно, в это время про­исходили крупномасштабные междоусобные войны или социальные потрясения, хотя к концу раннеклассического периода ни один из культурных цент­ров Петена не был оставлен населением.

Когда в первых десятилетиях VII в. дым сраже­ний рассеялся, жизнь майя вошла в прежнее русло. Возможно, что к власти пришли новые правитель­ства и возникли новые династии правителей. Но Теотиуакан больше не влиял на цивилизацию майя. В результате какого-то крупного события, о котором не сохранилось никаких записей, город был уни­чтожен, и империя, столицей которой он являлся, исчезла с лица земли. Это произошло в конце V в. до н. э. и, возможно, послужило причиной потря­сений, произошедших с майя в последние десяти­летия раннеклассического периода. Как бы то ни было, освобождение от иноземной экономической, а возможно, и политической власти позволило рав­нинной области майя достичь невероятного уровня развития в позднеклассический период.

СЕВЕРНАЯ ОБЛАСТЬ

 

Если о том, что происходило в раннеклассический период на юге области майя, известно доста­точно много, то гораздо меньше мы знаем, как в это время развивалась цивилизация майя на каме­нистых землях Юкатана и Кампече. Если судить по собранным материалам, в своей архитектуре и ке­рамике майя, жившие в этой области, твердо при­держивались стандартов Петена. Одним из самых древних поселений майя на этой земле является Ошкинток, расположенный на поросшей кустарни­ком равнине Западного Юкатана, где была найде­на покрытая резьбой каменная притолока, сделан­ная в V в. н. э., и несколько относящихся к тому же времени, но сильно проигрывающих ей с эсте­тической точки зрения рельефов.

Гораздо больше интереса вызывает поселение Акансех, расположенное к северо-востоку от Мериды, современной столицы мексиканского штата Юкатан. С одной стороны, в нем были обнаруже­ны ступенчатые пирамидальные храмовые платфор­мы с углубленными лестницами и насыпными по­рожками, характерные для архитектуры майя в Петене. С другой — здесь же была найдена и аб­солютно иная платформа, построенная по методу «талуд-таблеро», с фасадом, украшенным рельеф­ными изображениями в чисто теотиуаканском сти­ле, на котором можно увидеть фигуры антропомор­фных летучих мышей, хищных птиц, белок и изображение одного из центральных персонажей пантеона Теотиуакана, известного как Пернатый змей или Кетцалькоатль. Архитектура этого здания не имеет ничего общего с архитектурой майя. Оно является ярким свидетельством того, что динамич­ные люди Теотиуакана устанавливали аванпосты не только в южной и центральной областях майя, но и здесь, в северной области, словно являясь пред­вестниками того огромного вторжения народов из Центральной Мексики на Юкатан, которое про­изошло пять веков спустя.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь