Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. УСТРАНЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ



Устранение нарушений звукопроизношения при дислалии осуществляется поэтапно.

Весь  ход логопедической работы по коррекции нарушений звунопроизношения принято подразделять на четыре этапа:

- подготовительный этап;

- этап постановки звука;

- этап автоматизации вновь воспитанного звука;

- этап дифференциации смешиваемых звуков.

 

Подготовительный этап

 

Подвотовительный этап рассчитан на подготовку речевых анализаторов к возможности усвоения ребенком правильной артикуляции звука, то есть ориентирован на воспитание более тонкой и дифференцированной работы этих анализаторов.

При сенсорной функциональной дислалии основное внимание на данном этапе уделяется воспитанию четкой слуховой дифференциации звуков, поскольку ребенок заменяет их в речи по причмне отсутствия или недостаточностю такой дифференциации.

При моторной функциональной дислалии основное внимание сосредоточивается на артикуляторной гимнастике, то есть на воспитании достаточно активных и дифференцированных движений артикуляторных органов, так как при отсутствии этого условия ребенок не может воспроизвести нормальную артикупяцию звука. Например, звук Р невозможно поставить, еспи язык у ребенка с трудом поднимается вверх, а его кончик малоподвижен.

При механичесчой дислалии в подготовительный период проводятся консультации с соответствующими специалистами с целью выяснения возможности устранения или хотя бы «смягчения» имеющихся анатомических дефектов в строении артикуляторного аппарата ребенка. После этого также проводится артикуляторная гимнастика, поскольку даже нормально устроенные артикуляторные органы (например, язык и губы) «привыкли» к нёправипьному функционированию или даже вообще должным образом не функционировали в условиях имеющегося анатомического дефекта. Например, после подрезания короткой уздечки языка последний, как правило, не поднимается вверх, поскольку ранее это движение им никогда не выполнялось.

 

Этап постановки звука

Воспитание изолированного произношения звука может проводиться путем постановки звуков или их коррекции.

Под постановкой звука понимается его воспитание заново, как бы «на пустом месте». Постановка звука проводится в случае его полного отсутствия, в случае замены другим звуком (что равносильно отсутствию), а также в том случае, когда дефектная артикуляция звука настолько далека от нормальной, что «подправить» ее невозможно и легче воспитать звук заново. Последнее характерно, например, для «картавого» Р, при котором вместо кончика языка вибрирует мягкое небо.

Под коррекцией звука понимается исправление (корригирование) дефектной артикуляции и доведение ее до нормальной. Это возможно в тех спучаях, когда дефектная артикуляция звука не резко отличается от нормы. Например, звуки Ш и Ж могут звучать смягченно потому, что при образовании «чашечки» кончик языка находится не у переднего края твердого неба, а несколько отклоняется кпереди, к верхним резцам. В этом случае для достижения нормального звучания достаточно нескалько отодвинуть кончик языка кзади, приподнять его повыше.

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, испопьзуется зрительное восприятие артикуляции.

На этапе постановки звука используется воспрмятие различной модальности зрительное восприятие артикуляции, использование кинестетических, тактильных, тактильно-вибрационных ощущений, уточнение слухового образа звука, связь акустического образа звука с неречевыми звуками и др.

На данном этзпе погопедическая работа проеодится по следующим напраеленкям:

1) развитие восприятия речи, уточнение акустического и произносительного образа звука;

2) формирование фонематического анализа и синтеза;

3) развитие артикуляторной моторики;

4) работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи проводится с использованием заданий на имитацию слогов, не включающих нарушенный звук. Предлагаются слоги с правильно произносимыми звуками, со стечением и без стечения согласных. тух, кан, кван, клень, двон и др.

Уточняется, прежде всего, слуховой образ звука. Звук соотносится с неречевыми звуками (с - как течет вода из крана, з ~ как звенит комар, ш - как шелестит листва, ж - как жужжит жук , р - как рычит собака и т. д,).

На этапе постановки звука развитие фонематического анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков, прежде всего, далеких по звучанию и артикуляции. Например, при постановке звука с можно дать следующие задания:

· поднять флажки, если в слове слышится звук с;

·  отобрать картинки, в на звании которых имеется звук с,

· определить место звука с (на-чало, середина, конец) в словах: сом, лес, осы, сад, нос, усы.

С учетом уровня сформированности звукового анализа и синтеза у детей, их возраста (дошкольники или школьники) в работу можно включить и задания по развитиюсложных форм фонематического анализа. Например, детям предлагается

· определить, какой по счету звук с в словах усы, нос, носок, миска и др.,

· нарисовать графиче-скую схему слова и отметить на ней место звука с.

При этом необ-ходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуще-ствляется детьми только на основе слухового восприятия, без проиэнесения слова.

На этапе постаковки звука большое внимание удепяется развитию речевой моторики (кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений), продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений.

Развитие артикуляторной моторики проводится в виде артикуляторной гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающих правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляции звука. Например, для звука с — губы в улыбке, язык широкий, боковые края приподняты, кончик языка за нижними резцами, язык горбом, посередине языка желобок (углубление).

Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормалькой артикуляцией звука и характером дефекта. Дпя каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений, Так, для постановки звука ш необходимы упражнения, направленные на вытягивание губ в виде трубочки, на умение делать широкий язык, поднимать широкий кончик языка вверх, поднимать боковые края вверх, делать «чашечку» и др.

В процессе работы продумывается постепенное усложнение артикупяторных упражнений.

Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом, под счет. Если движения не получаются, то используется механическая помощь. В дальнейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются определенные требования. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на плавную переключаемость движений.

После отработки изолированных элементов движения объединяются в единый артикуляторный уклад.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь