Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЕДМИЦА ШЕСТАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА



СЕДМИЦА ШЕСТАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

СУББОТА СВЯТОГО И ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ.

В ПЯТНИЦУ,

НА ВЕЛИКОМ ПОВЕЧЕРИИ.

 

На Повечерии поем следующий канон, творение преподобного Андрея Критского, глас 1.

Песнь 1.

Ирмос: П еснь победную/ все воспоем Богу,/ сотворившему дивные чудеса/ мышцею высокою/ и спасшему Израиля:/ ибо Он прославился.

Припев: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Воскресив, Спаситель мой,/ четыре дня бывшего мертвым Лазаря,/ Ты от тления освободил его мышцею высокою,/ и показал, как сильный, власть Твою.

Позвав Лазаря из гроба,/ Ты его тотчас воскресил;/ но ад снизу горько рыдал/ и, стеная, трепетал, Спаситель,/ пред властью Твоей.

Прослезился Ты, Господи, над Лазарем,/ показывая воплощение по промыслу Твоему,/ и, что Ты, Бог по естеству,/ стал по естеству нам подобным Человеком.

Слезы Марфы и Марии/ прекратил Ты, Господи,/ воскресив из мертвых Лазаря, Спаситель,/ и мертвого дышащим показав/ властию Твоею.

По закону естества человеческого/ вопросил Ты, Владыка: "Где положен Лазарь?"/ показуя всем Спаситель,/ подлинное о нас промышление Твое.

Сокрушил Ты тогда засовы ада,/ позвав Лазаря,/ и поколебал могущество противника,/ и принудил его прежде Креста/ трепетать пред Тобою, единый Спаситель.

Узника Лазаря, удерживаемого адом,/ Ты, Владыка, как Бог до срока посетил и разрешил от уз:/ ибо все происходит, Сильный,/ по Твоему велению.

Слава: Отца прославим, Сына, и Духа,/ Троицу нераздельную в единстве естества,/ и со Ангелами Ее,/ как единого несотворенного Бога/ будем славословить.

И ныне, Богородичен: Неизменно носила Ты во чреве, Дева-Матерь/ Создателя естества/ от Святого Духа по благоволению Отца/ ставшего тем же, чем и мы,/ без изменения и смешения.

Песнь 2.

Ирмос: В нимай, небо, – и возвещу,/ и воспою Христа,/ Спасителя мира,/ единого Человеколюбца.

Слава Тебе, только позвавшему,/ и тем из гроба друга Своего воздвигшему,/ уже четыре дня бывшего мертвым Лазаря.

Услышал глас Твоей бездыханный/ и, оживленный, восстал из мертвых тотчас,/ славя Тебя, Господи.

Повеление живоносного гласа Твоего Спаситель мой, приняв,/ восстал из гроба смердящий Лазарь.

Прослезился Ты над другом Своим, Спаситель мой,/ удостоверяя, что понес Ты наше естество,/ – и его же воскресил.

Устрашился ад, когда увидел/ связанного перевязями погребальными,/ тотчас по одному возгласу спешащего/ к здешней жизни.

Слава: Поразились евреев толпы,/ когда, воззвав, Ты воскресил, Спаситель, словом/ смердящего Лазаря.

И ныне: Потряслись тогда сокровищницы ада, / когда одушевлялся в преисподней Лазарь, / тотчас по гласу Оживившего.

Песнь 3.

Песнь 4.

Песнь 5.

Песнь 6.

Ирмос: Т ы отринул меня в глубины, в сердце моря,/ и спас меня, Спаситель, от рабства смерти,/ и развязал узы беззаконий моих.

Вопросил Ты, где я, все зная;/ прослезился же обо мне, Спаситель,/ как человек по естеству;/ – и воздвиг меня, мертвого, повелением Твоим!

ризвал Ты меня, Спаситель,/ из ада глубочайшего",/ – взывает Лазарь к Тебе, разрушителю ада,/ – "и воздвиг меня, мертвого,/ повелением Твоим!"

Одел Ты меня, Спаситель,/ в бренное тело,/ и вдохнул в меня жизнь,/ и увидел я свет Твой,/ и мертвого Ты воздвиг меня/ повелением Твоим.

Одушевил Ты, Спаситель,/ бездыханный образ плоти моей,/ скрепил меня костями и жилами,/ и воздвиг меня, мертвого,/ повелением Твоим.

Расторгнув всепожирающее чрево ада,/ Ты выхватил меня, Спаситель, Твоею властью,/ и воздвиг меня, мертвого,/ повелением Твоим.

Понес Ты, Спаситель,/ состав мой всецело,/ но сохранил чистым непорочое чрево,/ из которого произошел, воплотившись,/ будучи одним из Троицы.

Слава, Троичен: Троица Святая,/ прославляю Твое благосердие,/ и со Ангелами пою трисвятую песнь./ Помилуй души нас, воспевающих Тебя!

И ныне, Богородичен: В непорочные Твои недра зашло Слово,/ но сохранило их после родов по прежнему чистыми,/ Божия Родительница,/ – чудо воистину дивное!

Песнь 7.

Ирмос: Н аходившихся в печи/ отроков Твоих, Спаситель,/ не коснулся и не потревожил огонь./ Тогда трое, как бы едиными устами/ воспевали и благословляли, возглашая:/ "Благословен Бог отцов наших!"

Над мертвым прослезился Ты,/ Спаситель человеколюбивый,/ чтобы показать всем людям,/ что Ты, будучи Богом,/ нас ради человеком явился;/ и слезы пролил добровольно,/ образы нам предлагая/ сердечной любви.

Четверодневный Лазарь/ когда услышал в преисподней/ глас Твой, Спаситель,/ восстав, воспел Тебя/ и, радуясь, так возглашал:/ "Ты – Бог и Создатель мой, Тебе поклоняюсь,/ и в пенях славлю воскресившего меня!"

отя и узы меня облегают, Спаситель",/ – Лазарь снизу взывал,/ – "но во чреве ада никак не останусь,/ если только Ты мне, Искупитель, воскликнешь:/ Лазарь, выходи!/ Ибо Ты – свет мой и жизнь".

моляю тебя, Лазарь, восстань,/ – ад сказал, – "выйди из-за засовов моих скоро,/ уйди же: ибо лучше мне поскорбеть об одном,/ жестоко у меня отнимаемом,/ чем обо всех, кого я прежде/ алчно поглотил!"

что же ты медлишь, Лазарь", – сказал он;/ – "Иди наружу! – восклицает стоя твой Друг./ Выйди же, чтобы и мне получить облегчение,/ – ведь с тех пор, как тебя я пожрал,/ в тошноту пища для меня обратилась!"

то ты, Лазарь, не пробуждаешься скоро?"/ – из преисподней воскликнул жалобно ад./ "Почему ты, воскреснув, не бежишь тотчас отсюда,/ чтобы и других у меня не пленил/ Христос, воскресивший тебя?"

Дивно был Ты прославлен, Владыка Христе,/ соделав тогда много дел изумительных:/ ибо свет дал слепым,/ глухим же уши открыл словом,/ и Лазаря, Своего друга, как Бог,/ позвав, из мертвых воздвиг.

Слава, Троичен: Троичную песнь воспоем,/ славя Отца безначального,/ и Сына, и Духа Правого,/ – одно единое Существо,/ которое воспоем троекратно:/ "Свят, Свят, Свят Ты, Троица!"

И ныне, Богородичен: Как одного из Троицы/ Тебя, Христе, мы славим,/ ибо от Девы воплотившись без изменения,/ Ты по-человечески все претерпел,/ не отлучившись от естества отеческого, Иисусе,/ хотя и соединился с нами.

Песнь 8.

Ирмос: Н ебеса небес,/ и вода, что превыше небес,/ благословляйте, воспевайте Господа!

Творец всего и Удерживающий все,/ Ты по милосердию в Вифанию пришел/ воздвигнуть Лазаря.

Четверодневный мертвец смердящий/ и погребальными перевязями обвязанный,/ ожив, вскакивал, бездыханный,/ когда Ты призывал его, Господи.

Иудейский народ,/ когда увидел умершего,/ по Твоему возгласу воскресшим, Христе,/ скрежетал зубами.

Омраченные, не видящие света Иудеи!/ Что не веруете восстанию Лазаря,/ Христову славному деянию?

Да радуется Сион,/ и да воспевает жизни Подателя,/ словом воскресившего из гроба Лазаря.

Воинства небесные и род земных/ воспели Тебя, Спаситель мой, за то,/ что воздвиг Ты Лазаря.

Слава: Со Отцом и Сыном/ и Духа славословлю/ и в песнях взываю не умолкая:/ "Трисвятой, слава Тебе!".

И ныне, Богородичен: Тебя благословляю и поклоняюсь/ Тебе, Родившемуся от Девы,/ не отлучившись от престола/ святой славы Твоей.

Песнь 9.

На Полунощнице после первого Трисвятого тропарь: В общем воскресении: После заключительного Трисвятого кондак: Христос, всем радость: Господи помилуй (12) и отпуст. Молитвы же Помяни Господи: не произносим.

 

НА УТРЕНИ.

На Б ог Господь: тропарь, глас 1:

В общем воскресении/ прежде Твоего страдания удостоверяя,/ из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже./ Потому и мы, как дети, держа символы победы,/ Тебе – Победителю смерти воззовем:/ "Осанна в вышних,/ благословен Грядущий во имя Господне!" (3)

Затем стихословим кафизму 16: С казал Господь Господу моему:

После 1 стихословия седален, глас 1:

Сжалившись над слезами Марфы и Марии,/ отвалить от гроба камень повелел Ты, Христе Боже;/ воскресил мертвого, позвав его, жизнь Подающий миру,/ чрез него удостоверяя воскресение./ Слава могуществу Твоему, Спаситель;/ слава власти Твоей;/ слава словом все Создавшему!

Седален, глас 5.

Подобен: С лово, безначальное:

Источник мудрости и предведения, в Вифанию прибыв,/ Ты бывших с Марфою вопрошал, взывая:/ "Где положили вы друга Моего Лазаря?"/ Прослезившись над ним из сострадания,/ мертвого уже четвертый день/ воскресил гласом Своим, человеколюбивый и милосердный,/ как жизни Податель и Господь. 

Песнь 1.

Песнь 3.

Иной.

Ирмос: Н ебесного свода:

Представ в Вифании гробу Лазаря,/ Ты чудотворец Господи,/ над ним прослезился по закону естества,/ удостоверяя плоть Твою, Иисусе Боже мой,/ которую Ты принял.

Скорбь Марии и Марфы/ Ты тотчас прекратил, Спаситель,/ показывая Свою полную свободу./ Ибо Ты – воскресение,/ Ты и жизнью истинной являешься, как Сам сказал,/ и Господом всех.

Слава: Обвитого погребальными перевязями/ любимого Тобою, Господи,/ из груды мертвецов и тьмы похитил его:/ Ты расторг всесильным Твоим словом/ и засовы и царские чертоги смерти.

И ныне: Вселился Ты в Деву телесно, Господи,/ явился людям, насколько подобало быть видимым Тебе./ Ее Ты и показал, как истинную Богородицу/ и верным помощь, единый Человеколюбец.

Катавасия: Н ебесного свода Создатель, Господи,/ и Церкви Строитель,/ Ты меня утверди в любви к Тебе,/ предел желаний, верных утверждение,/ единый Человеколюбец.

Седален, глас 4:

Вместе Христу предстали сестры Лазаря,/ и с горькими слезами и рыданием сказали Ему:/ "Господи, умер Лазарь!"/ Он же, как Бог, не пребывая в неведении о месте погребения,/ спрашивал [у них] (как Человек): "Где вы положили его?"/ И подойдя ко гробу, призывал четверодневного Лазаря./ Тот же (тотчас) восстал/ и поклонялся его Воскресившему.

Слава, и ныне, глас 8

Предвидя все, как Творец,/ Ты бывшее в Вифании предрек ученикам Твоим:/ "Друг наш Лазарь уснул в сей день"./ И все зная, Ты спрашивал и сказал:/ "Где вы положили его?"/ И Отцу помолился, прослезившись, как Человек,/ оттого и позвав, того, кого любил,/ Ты, Господи, на четвертый день воскресил из ада Лазаря./ Потому мы взываем Тебе:/ "Прими, Христе Боже, дерзающих приносить хвалу (Тебе),/ и удостой всех славы Твоей!"

Песнь 4.

Иной.

Ирмос: Т ы – моя крепость, Господи:

Ты, Христе, как пастырь похитил человека,/ уже истлевавшего, четверодневного, Создатель,/ у волка, поистине страшного и всепожирающего,/ как всемогущий и Господь,/ тем заранее показывая всемирную славу/ ныне явленного Твоего восстания на третий день.

Видя Тебя, жизнь, Христе,/ бывшие с Марфою взывали:/ "Если бы здесь был Ты, Господи,/ просвещение всех и жизнь,/ совсем не умер бы, не явился мертвым Лазарь./ Ты же, человеколюбец, Жизнь умерших,/ скорбь их в радость обращаешь.

Слава: Пред Тобою, источником,/ трепещут бездны, Господи;/ Тебе всякая влага рабски служит;/ пред Тобой, Христе, привратники ада содрогаются/ и его засовы Твоею мощью разрушаются,/ когда Лазарь воскрес из мертвых по гласу Твоему,/ всесильный Спаситль, Человеколюбец.

И ныне, Богородичен: Ты – верным похвала, брака не познавшая,/ Ты – Заступница, Ты и прибежище христиан, стена и пристань;/ ибо к Сыну Своему, Всенепорочная,/ приносишь прошения/ и спасаешь от бед/ с верою и любовью признающих Тебя/ чистою Богородицей.

Катавасия: Т ы – моя крепость, Господи,/ Ты – и моя сила,/ Ты – мой Бог, Ты – моя радость,/ не оставивший недр Отеческих/ и нашу нищету посетивший./ Потому с пророком Аввакумом возглашаю Тебе:/ "Слава силе Твоей, Человеколюбец!"

Песнь 5.

Ирмос: Д ля чего Ты отверг меня:

Представ гробу Лазаря, Человеколюбец,/ Ты призвал его и подал жизнь,/ как жизнь поистине бессмертная для всех смертных,/ предвещая явственно как Бог будущее воскресение.

Ходил со связанными ногами Лазарь/ – чудо среди чудес!/ И, действительно, сильнее противодействия/ явился укреплявший его Христос:/ Его слову все рабски повинуются,/ как Богу и Владыке служа.

Мертвого, смердящего Лазаря/ воздвигнувший на четвертый день, Христе!/ Воскреси меня, умерщвленного ныне согрешениями,/ и положенного во рве и мрачной тени смертной;/ но, как милосердный, избавь и спаси меня.

Иной, ирмос тот же.

Когда молился Ты, Отцу приписывая славу,/ Ты удостоверял толпу, стоявшую вокруг,/ что действуешь, не как противник Богу, Долготерпеливый:/ благодарение воздавая Твоему Отцу,/ Ты повелением Своим воздвигаешь Лазаря.

О, возглас Богозвучный и Божественная сила/ владычества Твоего, Спаситель!/ Ею Ты смертные врата/ всепожирающего ада сокрушил;/ но от страстей моих меня исторгни,/ как прежде друга Твоего,/ четверодневного Лазаря.

Слава: Мольбами Лазаря, Марфы и Марии/ удостой нас зрителями стать/ Креста и страдания Твоего, Господи,/ и светоносного и царственного дня/ Воскресения Твоего, Человеколюбец.

И ныне, Богородичен: Материнское дерзновение/ имея к Сыну Своему, Всечистая,/ родственным попечением не обойди нас, молим;/ ибо мы, христиане, Тебя и одну Тебя,/ в умилостивление благоприятное к Владыке направляем.

Песнь 6.

Кондак, глас 2:

Христос, всем радость, истина, свет,/ жизнь миру, воскресение,/ на земле живущим явился по Своей благости/ и стал образом воскресения,/ всем подавая Божественное прощение.

Икос:

Ученикам Создатель всего/ предсказал, говоря:/ "Братья и ближние, наш друг уснул",/ словами этими объявляя и научая,/ что Ты все знаешь, как Создатель всего./ – "Давайте же пойдем, и узрим погребение необычайное/ и рыдание Марии, и увидим Лазарев гроб:/ ибо там Я намерен чудодействовать,/ совершая Креста предначатие,/ и всем подавая Божественное прощение!"

Синаксарий.

Стихи:

Смертным Своим естеством плачешь о друге умершем,

Силой Божественной ныне вновь восставляешь его.

В этот день празднуем воскрешение святаго и праведнаго друга Христова Лазаря четверодневнаго.

Лазарь, по рождению еврей, а по вероучению фарисей, был сыном (так, по крайней мере, считают) Симона-фарисея и происходил из селения Вифании. Когда Господь Иисус Христос действовал на земле для спасения рода нашего, тот сдружился с Ним. Ибо Христос постоянно беседовал с Симоном, а поскольку и о воскресении Своем часто с ним толковал и еще чаще в дом к нему приходил, то и Лазарь принимается Им в родство, и не он один, но и обе сестры его, Марфа и Мария.

Итак, с приближением спасительного Его страдания, когда тайну Воскресения надлежало удостоверить особым образом, Иисус находился за Иорданом, где уже воскресил из мертвых дочь Иаира и сына вдовы. Тем временем друг Его Лазарь поражен был тяжким недугом и умер. И вот Иисус, хотя и не находясь при нем, говорит ученикам: «Лазарь уснул», и потом, немного помедлив: «Лазарь умер». И когда был извещен его сестрами, приходит в Вифанию, оставив Иордан, Вифания же от Иерусалима отстоит стадий на пятнадцать. И вышли навстречу Ему Лазаревы сестры, говоря: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш; но и теперь, если Тебе будет угодно, воздвигнешь его, ибо Ты можешь» (ср.: Ин.11:21-22). Иисус спрашивает у народа: Где вы положили его? (Ин.11:34), и тут же отводится всеми на гроб. И когда убрали камень, Марфа сказала: Господи, уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе (Ин.11:39). Тогда Иисус, помолившись и пролив слезы над усопшим, громким голосом воззвал: Лазарь! иди вон (Ин.11:43). И тотчас вышел умерший, и когда развязали его, отправился в дом.

Это неслыханное чудо возбуждает зависть в еврейском народе, который неистовствует против Христа, но Иисус, ускользнув, исчезает. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, ибо многие, видя его, присоединялись к Христу. Но тот, узнав об их замыслах, убегает на остров Кипр и, живя там, впоследствии посвящается апостолами в епископа города Китии[1]. Проведя добрую и богоугодную жизнь, он через тридцать лет после своего воскрешения снова умирает и там же погребается, совершив много чудес. Рассказывают, что после своего воскрешения Лазарь не вкушал ничего, кроме сладкого, и что омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, изготовив его Своими руками. Премудрый царь Лев, перенеся после одного божественного видения святые и честные Лазаревы мощи в храм его имени, им же в Константинополе устроенный, с благоговением и подобающим торжеством положил их справа от входа у стены против престола. И поныне честные мощи его там пребывают, источая несказанное благоухание.

А в нынешний день праздновать Лазареве восстание из мертвых учреждено потому, что святые и богоносные отцы наши, лучше же сказать, святые апостолы, намереваясь после сорокадневного очистительного Поста предложить нам Святые страдания Господа нашего Иисуса Христа, оттого и представили здесь сие вышеестественное чудо, что преимущественно в нем усмотрели начало и повод к иудейскому против Него озлоблению. Описал это лишь евангелист Иоанн[2], тогда как другие евангелисты опустили – потому, вероятно, что Лазарь был еще жив и все его видели. Говорят, что на самом деле и остальное Евангелие Иоанново ради того написано, а еще потому, что у других евангелистов нет ничего о безначальном рождении Христа как Бога Слова. Но ведь то и требовало как раз удостоверения[3], что Христос – Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет общее воскресение мертвых, а это в особенности удостоверяется Лазарем.

Что было в аду, о том Лазарь ничего не поведал – то ли оттого, что не дано было ему вовсе видеть тамошнее, то ли оттого, что, увидев нечто, повеление получил про то умолчать.

Поэтому и доныне всякого умершего человека «лазарем» именуют, и погребальное одеяние носит название «лазарома»[4], намекающее, что восходит к памяти первого Лазаря. Ибо если он, по слову Христову, восстал и ожил вновь, то и всякий, хотя бы и умер, но восстав при последней трубе, жить будет вечно.

По молитвам друга Твоего Лазаря, Христе Боже, помилуй нас.

Песнь 7.

Ирмос: О троки Еврейские в печи/ попрали пламя дерзновенно,/ и огонь превратили в росу, взывая:/ "Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!"

Прослезившись как человек, Ты, Милосердный,/ воскресил как Бог бывшего в могиле;/ и освобожденный из ада Лазарь взывал:/ "Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!"

По слову Владыки избежавший/ адской пропасти и тьмы,/ вышел связанный погребальными перевязями Лазарь, восклицая:/ "Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!"

 

Иной.

Ирмос: И з Иудеи пришедшие:

Над Своим другом прослезившись,/ Ты, Милосердный, слезы Марфы прекратил,/ и страданием добровольным/ снял с лица народа Твоего всякую слезу:/ "Боже отцов наших, благословен Ты!"

Жизни Властелин,/ Ты мертвого как спящего призвал, Спаситель,/ и, словом расторгнув чрево ада,/ воскресил поющего:/ "Боже отцов наших, благословен Ты!"

Ты мертвеца смердящего,/ погребальными перевязями связанного, воздвиг, Владыка,/ и меня, согрешений узами опутанного,/ воздвигни, поющего:/ "Боже отцов наших, благословен Ты!"

Катавасия: И з Иудеи пришедшие юноши/ в Вавилоне некогда/ верою в Троицу попрали пламя печи, воспевая:/ "Боже отцов наших, благословен Ты!"

Песнь 8.

Иной.

Ирмос: Ц аря Небесного:

Вопрошаешь Ты как смертный,/ но как Бог словом воскрешаешь четверодневного./ Потому мы воспевам Тебя во все века.

Тебе, Владыка, Мария благодарно/ как долг за родственника приносит миро,/ воспевая во все века.

Призываешь Ты Отца как смертный,/ но как Бог Лазаря воздвигаешь./ Потому мы воспеваем Тебя, Христе, вовеки.

Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века.

Песнь 9.

Иной.

Ирмос: И стинно Богородицей:

Почитая Твоего Отца, Христе,/ и показывая, что Ты не противник Богу,/ Ты самовластно молитвою воздвиг/ четыре дня назад умершего.

Из гроба Ты четверодневного Лазаря воздвиг,/ всем показывая, Христе мой,/ воскресения Твоего на третий день/ достовернейшего свидетеля.

Ходишь Ты, и плачешь, и говоришь, Спаситель мой,/ показывая человеческое Твое действие;/ божественное же открывая,/ Ты воздвигаешь Лазаря.

Совершил Ты неизреченно,/ Владыка, Спаситель мой,/ действуя каждым из двух Твоих естеств,/ самовластною волею спасение мое.

Ексапостиларий:

Словом Твоим, Слово Божие,/ Лазарь ныне вскакивает, вновь к жизни спеша;/ и люди с ветвями Тебя, Могущественный, прославляют,/ ибо Ты до конца уничтожишь ад/ смертию Своею. (2)

Слава, и ныне:

Лазаря у тебя Христос/ уже отнимает, смерть,/ и где, ад, твоя победа?/ Плач Вифании на тебе ныне прекращается./ Будем все ветвями/ в честь Его победы потрясать.

НА ЛИТУРГИИ.

Тропарь празднику, глас 1

В общем воскресении/ прежде Твоего страдания удостоверяя,/ из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже./ Потому и мы, как дети, держа символы победы,/ Тебе – Победителю смерти воззовем:/ "Осанна в вышних,/ благословен Грядущий во имя Господне!"

 

Слава, и ныне, кондак, глас 2:

Христос, всем радость, истина, свет,/ жизнь миру, воскресение,/ на земле живущим явился по Своей благости/ и стал образом воскресения,/ всем подавая Божественное прощение.

Вместо Трисвятого поем:

Сколько вас во Христа ни крестилось,/ во Христа вы все облеклись. Аллилуия. (3)

Прокимен, глас 3:

Господь – просвещение моё и Спаситель мой:/ кого убоюсь?

Стих: Господь – защитник жизни моей: от кого устрашусь?

Апостол.

Послание к Евреям, зачало 333Б

Братья, принимая Царство непоколебимое, будем держаться благодати, и ею да служим благоугодно Богу с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть также огонь поедающий. Братолюбие да пребывает. Гостеприимства не забывайте, ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам. Вспоминайте об узниках, как бы с ними вместе заключенные, о страждущих, как бы и сами находящиеся в теле. Брак да будет честен во всем, и ложе непорочно; ибо блудников и прелюбодеев будет судить Бог. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть; ибо Он Сам сказал: "Я тебя не оставлю и тебя не покину", так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь; что сделает мне человек?» Помните начальников ваших, которые говорили вам слово Божие: взирая на исход их жизни, подражайте их вере. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки – Тот же.

Аллилуия, глас 5.

Стих: Господь воцарился, благолепием облекся.

Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется.

Евангелие от Иоанна, зачало 39:

В то время был болен один человек, Лазарь из Вифании, из селения Марии и Марфы, сестры ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими; ее брат Лазарь был болен. Послали сестры сказать Ему: Господи, вот тот, кого Ты любишь, болен. Услышав это, Иисус сказал: болезнь эта не к смерти, но во славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез нее. Любил Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, тогда остался Он два дня на том месте, где был. Затем, после этого, Он говорит ученикам: идем снова в Иудею. Говорят Ему ученики: Равви, только что искали Иудеи побить Тебя камнями, и Ты снова идешь туда? Ответил Иисус: не двенадцать ли часов в дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем. Сказал Он это, и говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Сказали Ему ученики: Господи, если уснул, будет спасен. Но сказал Иисус о смерти его, а они подумали, что говорит Он о простом сне. Тогда и сказал им Иисус прямо: Лазарь умер. И Я радуюсь за вас, что Я не был там, дабы вы уверовали. Но идем к нему. Тогда Фома, называемый Близнец, сказал другим ученикам: идем и мы, чтобы умереть с Ним. Придя, Иисус нашел, что он уже четыре дня в гробнице. Была же Вифания близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати. И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешить их в горе о брате. Марфа, когда услышала, что Иисус идет, вышла к Нему навстречу; Мария же сидела у себя в доме. Сказала тогда Марфа Иисусу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог. Говорит ей Иисус: воскреснет брат твой. Говорит Ему Марфа: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Сказал ей Иисус: Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли ты в это? Говорит она Ему: да, Господи, я уверовала и верую, что Ты – Христос, Сын Божий, грядущий в мир. И сказав это, она пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: Учитель здесь и зовет тебя. Она же, когда услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Еще не вошел Иисус в селение, но все еще был на том месте, где встретила Его Марфа. Тогда Иудеи, бывшие с ней в доме и утешавшие ее, увидев, как Мария поспешно встала и вышла, последовали за ней, думая, что она идет к гробнице, чтобы плакать там. А Мария, когда пришла туда, где был Иисус, увидев Его, пала к Его ногам и сказала Ему: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с ней Иудеев плачущих, возмутился духом и пришел в волнение, и сказал где вы положили его? Говорят Ему: Господи, иди и посмотри. Прослезился Иисус. Говорили тогда Иудеи: вот, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Он, открывший глаза слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице: это была пещера, и камень закрывал ее. Говорит Иисус: возьмите камень. Говорит Ему сестра умершего, Марфа: Господи, уже смердит: ведь ему четвертый день. Говорит ей Иисус: не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию? Тогда взяли камень. Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда Меня слышишь, но сказал ради народа, стоящего кругом, чтобы они уверовали, что Ты Меня послал. И сказав это, воззвал громким голосом: Лазарь, выходи. И вышел умерший, связанный по рукам и ногам погребальными перевязями, и лицо его было обернуто платком. Говорит им Иисус: развяжите его и пустите его идти. Тогда многие из Иудеев, пришедшие к Марии и увидевшие, что Он сотворил, уверовали в Него.

Причастен: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу. Аллилуия, трижды.

Следует знать: Если храм в честь праведного Лазаря, после обычных кафизм поется Полиелей, величание святителю и избранный псалом: У слышьте это, все народы: Также седален, тот же, что после 3-й песни канона. И житие святого Лазаря, написанное Никифором Ксанфопулом. Степенна: 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Дорога пред Господом: Стих: Что воздам Господу: Все, что дышит: Евангелие от Иоанна, зачало 36: и псалом 50. Стихира, глас 6: Господи, глас Твой разрушил: Каноны два, на 14: и катавасия 2-го канона. После 3-й песни седален праздника. После 6-й песни – кондак: Христос, всем радость: и икос. И прочее последование, как указано.

Текст перевода службы Лазаревой субботы взят из книги «Минея праздничная», переведённой иером. Амвросием (Тимротом): http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=76322#TOC_id1481980.

Скопированный текст откорректирован администрацией группы «Свято-Никольский храм п.Ракитное»: https://vk.com/rakitnoe_hram.

 


[1] Китий – город на южном берегу острова Кипр, близ нынешнего местечка Ларнака.

 

[2] Святой апостол Иоанн Богослов писал Евангелие позже всех, уже после смерти Лазаря. (Кончина Иоанна последовала в начале II века). Время написания первых трех Евангелий: Матфеем – около 41 г.; Марком – 46 г.; Лукой – 61–62 г. Праведный Лазарь преставился в 63 г. по Р. Х.

 

[3] По Софронию, Иоанн Богослов написал свое Евангелие в противовес ереси евионитов, утверждающих, будто Христос не существовал прежде рождения от Марии.

 

[4] Лазарома (евр.) – погребальная одежда, плащаница, которой у евреев обычно обвивали тела усопших.


СЕДМИЦА ШЕСТАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь