Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иной, Иоанна монаха. Глас тот же



Ирмос: С милуйся надо мной, Спаситель:

Будучи Богом истинным,/ Ты знал о успении Лазаря,/ и его ученикам Твоим предвозвестил,/ удостоверяя Божества Своего, Владыка,/ безграничное действие.

Будучи ограничен плотию,/ Ты, Беспредельный, в Вифанию придя,/ как человек, Владыка, плачешь над Лазарем,/ но как Бог Своею волею/ воскрешаешь четверодневного.

Катавасия: С милуйся надо мной, Спаситель, –/ ибо многочисленны беззакония мои, –/ и из глубины зол изведи, молю;/ ибо к Тебе я воззвал, всем подавая Божественное прощение и Ты услышь меня,/ Боже спасения моего!

Кондак, глас 2:

Христос, всем радость, истина, свет,/ жизнь миру, воскресение,/ на земле живущим явился по Своей благости/ и стал образом воскресения,/ всем подавая Божественное прощение.

Икос:

Ученикам Создатель всего/ предсказал, говоря:/ "Братья и ближние, наш друг уснул",/ словами этими объявляя и научая,/ что Ты все знаешь, как Создатель всего./ – "Давайте же пойдем, и узрим погребение необычайное/ и рыдание Марии, и увидим Лазарев гроб:/ ибо там Я намерен чудодействовать,/ совершая Креста предначатие,/ и всем подавая Божественное прощение!"

Синаксарий.

Стихи:

Смертным Своим естеством плачешь о друге умершем,

Силой Божественной ныне вновь восставляешь его.

В этот день празднуем воскрешение святаго и праведнаго друга Христова Лазаря четверодневнаго.

Лазарь, по рождению еврей, а по вероучению фарисей, был сыном (так, по крайней мере, считают) Симона-фарисея и происходил из селения Вифании. Когда Господь Иисус Христос действовал на земле для спасения рода нашего, тот сдружился с Ним. Ибо Христос постоянно беседовал с Симоном, а поскольку и о воскресении Своем часто с ним толковал и еще чаще в дом к нему приходил, то и Лазарь принимается Им в родство, и не он один, но и обе сестры его, Марфа и Мария.

Итак, с приближением спасительного Его страдания, когда тайну Воскресения надлежало удостоверить особым образом, Иисус находился за Иорданом, где уже воскресил из мертвых дочь Иаира и сына вдовы. Тем временем друг Его Лазарь поражен был тяжким недугом и умер. И вот Иисус, хотя и не находясь при нем, говорит ученикам: «Лазарь уснул», и потом, немного помедлив: «Лазарь умер». И когда был извещен его сестрами, приходит в Вифанию, оставив Иордан, Вифания же от Иерусалима отстоит стадий на пятнадцать. И вышли навстречу Ему Лазаревы сестры, говоря: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш; но и теперь, если Тебе будет угодно, воздвигнешь его, ибо Ты можешь» (ср.: Ин.11:21-22). Иисус спрашивает у народа: Где вы положили его? (Ин.11:34), и тут же отводится всеми на гроб. И когда убрали камень, Марфа сказала: Господи, уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе (Ин.11:39). Тогда Иисус, помолившись и пролив слезы над усопшим, громким голосом воззвал: Лазарь! иди вон (Ин.11:43). И тотчас вышел умерший, и когда развязали его, отправился в дом.

Это неслыханное чудо возбуждает зависть в еврейском народе, который неистовствует против Христа, но Иисус, ускользнув, исчезает. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, ибо многие, видя его, присоединялись к Христу. Но тот, узнав об их замыслах, убегает на остров Кипр и, живя там, впоследствии посвящается апостолами в епископа города Китии[1]. Проведя добрую и богоугодную жизнь, он через тридцать лет после своего воскрешения снова умирает и там же погребается, совершив много чудес. Рассказывают, что после своего воскрешения Лазарь не вкушал ничего, кроме сладкого, и что омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, изготовив его Своими руками. Премудрый царь Лев, перенеся после одного божественного видения святые и честные Лазаревы мощи в храм его имени, им же в Константинополе устроенный, с благоговением и подобающим торжеством положил их справа от входа у стены против престола. И поныне честные мощи его там пребывают, источая несказанное благоухание.

А в нынешний день праздновать Лазареве восстание из мертвых учреждено потому, что святые и богоносные отцы наши, лучше же сказать, святые апостолы, намереваясь после сорокадневного очистительного Поста предложить нам Святые страдания Господа нашего Иисуса Христа, оттого и представили здесь сие вышеестественное чудо, что преимущественно в нем усмотрели начало и повод к иудейскому против Него озлоблению. Описал это лишь евангелист Иоанн[2], тогда как другие евангелисты опустили – потому, вероятно, что Лазарь был еще жив и все его видели. Говорят, что на самом деле и остальное Евангелие Иоанново ради того написано, а еще потому, что у других евангелистов нет ничего о безначальном рождении Христа как Бога Слова. Но ведь то и требовало как раз удостоверения[3], что Христос – Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет общее воскресение мертвых, а это в особенности удостоверяется Лазарем.

Что было в аду, о том Лазарь ничего не поведал – то ли оттого, что не дано было ему вовсе видеть тамошнее, то ли оттого, что, увидев нечто, повеление получил про то умолчать.

Поэтому и доныне всякого умершего человека «лазарем» именуют, и погребальное одеяние носит название «лазарома»[4], намекающее, что восходит к памяти первого Лазаря. Ибо если он, по слову Христову, восстал и ожил вновь, то и всякий, хотя бы и умер, но восстав при последней трубе, жить будет вечно.

По молитвам друга Твоего Лазаря, Христе Боже, помилуй нас.

Песнь 7.

Ирмос: О троки Еврейские в печи/ попрали пламя дерзновенно,/ и огонь превратили в росу, взывая:/ "Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!"

Прослезившись как человек, Ты, Милосердный,/ воскресил как Бог бывшего в могиле;/ и освобожденный из ада Лазарь взывал:/ "Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!"

По слову Владыки избежавший/ адской пропасти и тьмы,/ вышел связанный погребальными перевязями Лазарь, восклицая:/ "Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!"

 

Иной.

Ирмос: И з Иудеи пришедшие:

Над Своим другом прослезившись,/ Ты, Милосердный, слезы Марфы прекратил,/ и страданием добровольным/ снял с лица народа Твоего всякую слезу:/ "Боже отцов наших, благословен Ты!"

Жизни Властелин,/ Ты мертвого как спящего призвал, Спаситель,/ и, словом расторгнув чрево ада,/ воскресил поющего:/ "Боже отцов наших, благословен Ты!"

Ты мертвеца смердящего,/ погребальными перевязями связанного, воздвиг, Владыка,/ и меня, согрешений узами опутанного,/ воздвигни, поющего:/ "Боже отцов наших, благословен Ты!"

Катавасия: И з Иудеи пришедшие юноши/ в Вавилоне некогда/ верою в Троицу попрали пламя печи, воспевая:/ "Боже отцов наших, благословен Ты!"

Песнь 8.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь