Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ценностно-нормативные регуляторы поведения



 

Психофизиологические особенности процессов и состояний во многих случаях биологически обусловлены. Ценностно-норма­тивные регуляторы в основном являются продуктом воспитания и самовоспитания личности в процессе ее социализации. Они в той или иной мере отражают жизненную позицию человека.

Источником преступной активности, как и любой активнос­ти человека, служат потребности, т.е. состояние нужды в чем-то. И хотя сами они непосредственно к преступлению не приво­дят, но определенные состояния структуры потребностей могут стать основанием для возникновения преступных мотивов.

В личности потребности функционируют в виде системы. Структура этой системы представлена в концепции А.Маслоу. Она предполагает иерархическое взаимодействие человеческих потребностей:

 

 

1. Потребность в наиболее полном выражении субъектом собственного уникального потенциала.

2. Потребности в оценке.

3. Потребности в любви и принадлежности.

4. Потребности в безопасности.

5. Физиологические потребности.

 


Когда иерархическая структура индивидуальных потребностей соответ­ствует иерархической структуре потребностей общества, особых противоречий между личностью и обществом не возникает. Такая структура потребностей называется нормальной. Однако в резу­льтате социального развития какая-либо потребность может занять в иерархической структуре неоправданно высокое или, нао­борот, низкое место. Подобную структуру потребностей называ­ют деформированной. Деформация содержит в себе высокую ве­роятность появления преступного поведения. Так, потребность, требующая накопления материальных ценностей, заняв очень высокое мес­то, превращается в страсть, которая реализуется в хищении го­сударственной или личной собственности. К возникновению на­сильственных преступлений может привести потребность в доми­нировании и власти, связанные, в свою очередь, с более фундаментальной потребностью, потребностью в оценке.

В структуре личности могут появиться такие потребности, которые не только не способствуют, но и препятствуют развитию личности и прогрессу общества. Эти потребности называют ква­зипотребностями. К ним можно отнести потребность в наркоти­ках, алкоголе, сексуальные извращения.

Стремление к удовлетворению потребностей приводит к фор­мированию сферы ценностных ориентации личности. Значимость объектов внешней и внутренней среды человека неодинакова для удовлетворения его потребностей.

В процессе социализации личность присваивает объектам, с которыми она сталкивается, различные ценности и приобретает возможность регулировать свою активность в зависимости от актуальности потребности и значимости цепи. Наиболее полная классификация ценностей предложена Т. Мюрреем. Она включает: 1) тело, здоровье,: 2) собственность, полезные предметы; 3) знания, факты, теории; 4) эстетические образы; 5) мировоззрение; 6) аффилиацию, межличностные отношения; 7) сексуальность, в том числе продолжение рода; 8) объекты, требующие помощи, воспитание ребенка; 9) доминирование, власть над другими; 10) престиж, репутацию; 11) лидерство, руководство; 12) ис­точники поддержки и помощь: 13) положение, ролевые обязан­ности и функции в группе; 14) группу, социальную систему как целостность.

Ценностные ориентации отражают содержание направленнос­ти личности и поэтому наиболее ярко воплощаются в идеалах, интересах, мировоззрении субъекта. Сами по себе и интересы, и идеалы, и мировоззрение не обязательно ведут к действию. Действие начинается тогда, когда они превращаются в мотив. Од­нако эти характеристики личности помогают квалифицировать пре­ступное поведение, как вызванное ситуационными обстоятельства­ми или как закономерный результат развития личности, что пред­полагает совершенно разные меры осуждения и принципы перевоспитания, а нередко и особые пути розыска преступника. Превра­щаясь в актуальный мотив, ценностные ориентации могут дейст­вовать на разных уровнях сознания, начиная от нечетких мало­дифференцированных влечений и кончая полной убежденностью. Так, например, желания и стремления являлись мотивами хище­ний в 94 % случаев, членовредительства в 66 %, умышленных убийств и умышленных причинении тяжких телесных повреждений в 42% случаев (6). Каналами во множестве разнообразных форм поведения, указывающими наиболее приемлемый для личности путь достижения целей, служат общественные формы, усвоенные личностью в процессе социализации. Даже если цель социально одобряема, во многих случаях кратчайший путь достижения ее может быть асоциален, т.к. ущемляет права других людей. Поэ­тому преступная личность за редким исключением характеризует­ся тем, что система внутренних норм приходит в противоречие с внешними нормами, предъявляемыми обществом. Отсутствие до­статочно эффективной реакции со стороны общества на случаи от­клоняющегося поведения, когда личность может достигнуть цели наиболее привлекательным для нее путем, часто приводит к воз­никновению привычки. Привычное действие, например хулиганское поведение, становится потребностью, т.к. уже не факт достиже­ния цели, а само действие доставляет удовлетворение.

Чтобы пояснить сказанное, попробуем проследить один из возможных путей трансформации потребности признания социаль­ным окружением. Воспитание в семье по принципу " " неприятия", когда ребенок нежелателен и воспринимается как помеха, в со­четании с определенными конституциональными особенностями нервной системы может привести к деформации потребностной сферы ребенка. Поэтому роль одной из главных ценностей будет приобретать доминирование, впасть над другими. Черпая свой ма­териал частично из образцов поведения одного из авторитарных родителей, частично из продукции массовой культуры, в своем сознании ребенок постепенно будет формировать идеальный образ " сильной личности", " сверхчеловека". Селективно воспринятые сознанием примеры ближайшего социального окружения делают идеи абсолютной ценности силы убеждением, т.е. одним из самых мощных мотивов поведения. Необходимо отметить, что идею ценности силы преступная личность чаще всего понимает не в ницшеанском духе, а, вследствие неразвитости внутреннего мира, как идею ценности сипы физиологической или материальной. По­скольку обществом признается право доминирования только духовно значимой личности, индивидуальная нормативная система постоянно будет входить в противоречие с официально приняты­ми социальными нормами. Главная линия согласования индивиду­альных норм и норм общественных будет определяться тезисами: " Законы только для слабых людей. В нашем мире главное - не попасть­ся". Первые незначительные проявления такого рода философии общество, как правило, недооценивает, в результате привычкой становится хамское поведение по отношению к людям, стремле­ние унизить других, желание издеваться над слабым. Такой путь эволюции естественной для человека потребности в социальном признании может вызвать широкий спектр отклоняющегося пове­дения, начиная с простого уличного хулиганства и кончая извращенными формами насилия.

Более подробно с ценностно-нормативными механизмами, регулирующими поведение личности можно ознакомиться в монографии И.Сушкова «Психология взаимоотношений» (10).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь