Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности обучения изображениям в первобытном обществе.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Особенности обучения изображениям в первобытном обществе. Искусство носило религиозный (магический) и ритуальный характер (рисунки на теле человека, на орудиях и в пещерах). Обучение происход. в любом удобном месте путём наблюдения и подражания (по принципу – Делай как я! Делай вместе со мной). Учениками становились в течение естественного жизненного отбора. Методы обучения изобразительному искусству в Древнем Египте. Рабовладельческое государство 7-1 тысячелетия д.н.э. Государственное устройство очень строго регламентировано, искусство – тоже. Обучение происходило в специальных школах путём заучивания многочисленных канонов и копирования с пособий. Перспективы, цветоестественности и объёма в изображениях не было (плоскостное и монохромное). Для изображения человека существовали определённые каноны (в пропорциях, расположениях). Каноны давали и положит.моменты (изготовлен. по частям). Методы обучения изобразительному искусству в Древней Греции. Рабовл, государство 7-3 веков д.н.э. Демократическое государственное устройство. Расцвет культуры и искусства (прекрасен человек своим телом, умом, знаниями и своим творчеством). Торговля, спортивные состязания (олимпийские игры). Искусство носило творческий, состязательный характер (соревнование Зевксиса с Паррасием). Обучение происходило в художественных школах путём рисован. с натуры, изучением законов изобразительной грамоты и состязательности. Поликлет – первый с натуры, пропорции человека (Дорифор). Памфил – линейная перспектива; рисование – общеобразовательный предмет. Аполлодор – светотень (объём) и цветотень. Зевксис – «Золотое сечение». Апеллес – эмоции, чувства (художник Александра Македонского). Методы обучения изобразительному искусству в Древнем Риме. Рабовл., военизированное и завоевательное государство (3 век д.н.э. – 5 век н.э.). Во главе – император (диктатор). Богатство, роскошь, развлечение. Ценилось воинское мастерство (жестокие гладиаторские бои). Творчество было не в почёте, т.к. довольствовались греческими достижениями. Богатых римлян было много, и все хотели у себя в доме иметь греческие картины и статуи (впервые картинные галереи). Искусство было поставлено на поток. Обучение происходило в художественных школах путём копирования с греческих образцов и частичн. рисованием с натуры (сангина). Рисование в общеобразовательных школах. Методы обучения изобразительному искусству в Византии и средневековой Европе. Разделение Римской империи на две части: «Западную» - Рим и «Восточную» - Византия (3 век н.э.). Упадок «Западной» части - «дряхлеющего» Рима (4 век) и расцвет и могущество «Восточной» части – «молодой» Византии (4-12 век н.э.). Расцвет религи-озного (православного) искусства и светского придворного портрета (Софийский собор - 6 век). В первом случае обучение рисованию происходило в монастырях путём копирования с образцов по религиозным канонам, а во втором – в художественных школах путём рисования с натуры. Завоевание и уничтожение «варварами» Рима (5 век). Возникновение на развалинах Римской империи «примитивных» государств Европы, перенявших у неё христианскую религию и латинскую письменность (храмы, иконопись, библия). В Средние века (5-13 века) жизнь людей и искусство были подчинены религии. Обучение рисованию происходило в монастырях путём копирования с образцов по религиозным канонам (на ликах страдание, покорность и духовность; в изображении – плоскостность и условность). Содержание занятий по изобразительному искусству в современной школе. Программа Кузина В.С. Основные задачи предмета: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства; развитие у детей изобразительных способностей, пространственного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству. Рисование с натуры 40 % (рисунок, живопись) – это отдельные предметы, натюрморт, чучела птиц и животных, человек, пейзаж. Тематическое рисование 20 % (композиция) – рисование на темы труда, отдыха, праздников, космоса, войны, а также иллюст-рирование по мотивам сказок и других литературных произведений. Декоративное рисование 20 % (ДПИ и ХОМ) – узоры в полосе, круге, народные костюмы и освоение технологий народных художественных промыслов (перечислить). Беседа по искус-ству 10 % (история искусств) – натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетные темы, архитектура. Лепка 5 % (скульптура) – предметы, элементы природы, животные, человек. Аппликация 5 % (работа с бумагой и природными материалами). Планирование учебной работы по изобразительному искусству. Планирование выполняется путём составления календарно-тематического плана на год (по четвертям) для каждого класса, приме-няя принцип систематичности и последовательности обучения, постепенно усложняя задания (чередуя виды деятельности). В иллюстрированном плане отражается и характер учебных постановок и их методическая направленность. Рассказать о своём «иллюстративном плане» на год. 18. Основные цели и содержание программы по ИЗО, разработанной под руководством В.С. Кузина. С 1968 года в общеобразовательные школы вводится новая программа по рисованию под редакцией Кузина Владимира Сергее-вича (1938-2006). В ней уже четыре вида деятельности: рисование с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование, беседа об искусстве (потом добавляется лепка и аппликация). Причём рисованию с натуры отводится половина всего времени. Вновь в постановки вернулись гипсовые предметы. Основные цели обучения, если выразить кратко – научить рисовать и развить художественные способности. Более полно это: всестороннее развитие человека; академическое постижение законов изобразительной грамоты; развитие художественных и творческих способностей, воображения, пространственного мышления; знакомство с искусством своей страны и мира. 19. Основные цели и содержание программы по ИЗО, разработанной под руководст. Б.М. Неменского. Художник-педагог Б,М. Неменский (20.12.22 г.р.) в 1972 году разработал свою программу по изобразительному искусству для школ. Но только в 1989 году она получило разрешение на внедрение в школу как вариативной программы. Содержание программы представлено в виде «домика», где начальная школа – это фундамент, средняя – само здание, а старшая – это крыша. 1 класс «Ты изображаешь, украшаешь, строишь». 2 кл. «Ты и искусство». 3кл. «Искусство вокруг тебя». 4 кл. «Каждый народ – художник». 5 кл. «Декора-тивно-прикладное искусство». 6-7 кл. «рисунок, живопись, композиция». 8 кл. «Дизайн». 9-11 кл. «Зрелищные виды искусств». Цели кратко – эстетическое воспитание (подготовка духовного «зрителя»). Более полно: всестороннее развитие личности; развитие творческих и художественных способностей, воображения; развитие чувства сопереживания, эмоциональной отзывчивости; доступное постижение законов изобразительной грамоты, особенно композиции; нахождение себя в мире прекрасного. 20. Основные цели и содержание программы по ИЗО, разработанной под руковод. Т.Я. Шпикаловой. Тамара Яковлевна Шпикалова разработала авторскую программу по рисованию для начальной школы в1975 году. В её основе лежит русское народное творчество – народные промыслы (дымковская игрушка, богородская игрушка, матрёшка, Городец, Хохлома, Жостово, Гжель, Палех). Эти темы частично применяются (как бы заимствованы) и в программе Кузина В.С. и в прог-рамме Неменского Б.М. В 1995 году она разработала содержание до 8 класса. По этой программе работают всего 10 % школ. Цели кратко – овладение технологиями народных художественных промыслов. Более полно: эмоциональное восприятие произведений народных мастеров; познание художественных особенностей произведений; объяснение смысла и ценности произведений; художественно-творческая практика учеников по освоению народных промыслов. Содержание этапов последовательного выполнения тонового рисунка с натуры. Последовательность работы над натюрмортом в рисунке. Первый этап - компоновка (размещение). Композиционное размещение изображения на листе бумаги, чтобы оно соответствовало размеру листа (не велико, не мало) и не было смещено ни в одну из сторон, с уточнением габаритных размеров всего натюрморта. Изображение намечается наброском, очень легко, карандаш еле-еле касается бумаги. Рисовать надо быстро и смело. Не надо вначале тщательно вырисовывать форму предмета, делать аккуратные и чёткие линии. Главное на этом этапе работы – композиционно разместить изображение, уловить общий характер формы предмета и его положение в пространстве. Второй этап - пропорции (размеры). Нахождение соразмерных величин изображаемых предметов и всех их частей с определением местоположения каждого. Определяется визуально в глазомерном масштабе и измеряется карандашом при вытянутой руке насколько ширина больше высоты или сколько раз одна часть укладывается в другой. На листе откладываются пропорциональные соотношения изображаемых величин (можно измеренной величиной карандаша). Необходимо определить и местоположение каждого предмета. Чем ближе к рисующему находится предмет, тем ниже на листе он располагается и, соответственно, чем дальше – тем выше. С помощью вспомогательных горизонтальных и вертикальных прямых линий уточняется местоположение предметов и их частей. Третий этап - конструкция (форма). Конструктивный разбор каждого предмета путём упрощения его сложной формы разбивкой на простейшие геометрические тела (куб, шар, цилиндр, конус и т.д.). Построение линейных перспективных сокращений посредством нахождения линии горизонта и точек схода. Окружность в перспективе изображается в виде овалов, причём чем ниже она находится от уровня зрения рисующего, тем меньше подвержена видимому сжатию. Особенно следует обратить внимание на закругление овалов. Они не должны быть острыми, как нос у лодочки. Чтобы проверить правильность положения (разворота) предмета кубической формы на плоскости стола, проводят вспомогательную горизонтальную линию от основания предмета и смотрят, какой угол образуется между горизонтальной линией и гранью нижней плоскости справа и слева. Четвёртый этап - объём (светотень). Выполнение обобщённой светотени на каждом предмете (с падающими тенями). Нахождение границы светотени (освещенного или затемнённого места на объекте). Все теневые участки заштриховываются быстро и обобщённо (можно с одинаковым наклоном штриховки). Затем работа отставляется на расстояние и теперь уже по силуэтным пятнам предметов легче увидеть и исправить допущенные пропорциональные погрешности в рисунке. Пятый этап - тон (светлотность). Тональный разбор каждого объекта изображения или его части, путём сравнения, что темнее, что светлее. Причём тона должны иметь различия и на теневых местах и на освещённых. Разбивка изображения на светотеневые градации: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень. Объём выявляется штриховкой, причем штрихи кладутся по направлению формы изображаемого. Чтобы рисунок можно было легко исправить не надо нажимать сильно карандашом на бумагу. Усиливать тон можно только тогда, когда окончательно убедитесь, что рисунок идёт верно. Надо помнить, что штрихи должны перекрещиваться под острым углом, а не под прямым. Шестой этап - деталировка (проработка). Тщательная проработка каждого элемента изображения и по возможности передачи его материальности. Надо избегать хаотичности и беспорядка в штрихах, но в то же время, следя за параллельностью штрихов, не делать их слишком чёткими, чтобы не «полезли» вперёд. Фон должен оставаться нейтральным. Применяются различные приёмы штриховки: чем дальше – тем линия мягче (бархатистее) и длиннее; чем ближе – тем линия чётче (острее) и короче. Содержание этапов последовательного выполнения тонового рисунка с натуры. Содержание этапов последовательного выполнения живописного изображения с натуры. Содержание этапов последовательного выполнения изображений по тематическому рисованию. Содержание этапов последовательного выполнения изображений по декоративному рисованию. 63. Изобразительное искусство в системе дополнительного образования в школе. Методика внеклассной работы по изобразительному искусству – раздел методики, изучающий возможности и эффективность занятий по изобразительному искусству вне урока и вне обязательных программ. Разрабатывает основы организации внеклассной работы в школе, ее содержание, методы, межпредметные связи и связи с классными занятиями, с факультативами по изобразительному искусству. М. решает вопросы развития эстетических интересов школьников, развития их изобразительных и творческих умений; вопросы занимательности при углубленном изучении изобразительного искусства, вопросы искусствоведческого краеведения и пр. В М. рассматриваются также конкретные вопросы: методика кружковой работы, выставок, конкурсов, предметных праздников, олимпиад, недель изобразительного искусства и др. Цель кружковой работы - целенаправленное формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Общие задачи кружковой работы школьников: расширение и углубление знаний, умений и навыков по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, пробуждение интересов учащихся к различным видам художественно-творческой деятельности; развитие способностей и талантов формирование познавательной активности, эстетическое воспитание, оказания учащимся помощи в ориентации на различные профессии, культурная организация досуга и др. Обязательно оформление выставки работ кружковцев. 64. Оборудование, оснащение и оформление кабинета изобразительного искусства в школе. Паспорт кабинета – это подробное его описание: мебели, натурного фонда, библиотеки, оборудования учителя и учеников (нужно всё это подробно перечислить). Ещё можно приложить план-схему кабинета. Требования к современному уроку изобразительного искусства. Преподавание опирается на особенности и благоприятные предпосылки развития учащихся разных возрастных групп и должно обеспечивать возможность раскрытия индивидуальности каждого ребёнка (личностно-ориентированное образование). Применение активных (инновационных) методов обучения (урок-игра, театрализация, урок-сказка, урок-путешествие, ученик-педагог и др.). Внедрение современных мультимедийных средств обучения. Современные виды оценивания (портфолио, балльно-рейтинговая сист.). 73. Подготовка учителя к уроку изобразительного искусства в школе (план-конспект урока). Методические (поурочные) разработки - вид практического пособия для учителя; содержит примерное планирование материала по курсу изобразительного искусства на полугодие, на год, а также примерные конспекты (планы) уроков. М. помогают учителям (иногда даже опытным) глубже понять идеи и возможности, заложенные в учебниках изобразительного искусства и других пособиях, облегчают труд учителя. М. - это образцы, которые могут помочь учителю построить свой урок. М. - средство распространения лучшего опыта учителей. В то же время эти пособия не должны сдерживать творческую инициативу учителя. В конспекте раскрывается тема урока, цели и задачи. Отображается необходимое оборудование учителя и учащихся. Показывается оформление классной доски с размещёнными пособиями. Разрабатывается структура урока с хронометражем времени. Описывается краткое содержание хода урока (эффективное изучение темы урока и поэтапная практическая работа учащихся). В конце конспекта подведение итогов урока. Оформление результатов экспериментальной деятельности. Описание результатов должно быть предельно строгим, содержать количественные и качественные характеристики (таблицы, диаграммы, графики). Для отображения связей между параметрами – необходима обработка с помощью методов математической статистики. Необходимо провести анализ полученных результатов и раскрыть значение полученных фактов. Сделать вывод о подтверждении или опровержении гипотезы. Пример из своей ВКР.
Особенности обучения изображениям в первобытном обществе. Искусство носило религиозный (магический) и ритуальный характер (рисунки на теле человека, на орудиях и в пещерах). Обучение происход. в любом удобном месте путём наблюдения и подражания (по принципу – Делай как я! Делай вместе со мной). Учениками становились в течение естественного жизненного отбора. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы