Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура, как предмет культурологии.



Тема №1

Культура, как предмет культурологии.

Что такое культура? Слово происходит от латинского слова «возделывать».  Понятие культура вошло в обиход в цивилизованном мире в середине 18 века. Как научный термин - в середине 19 века. Имеет много определений (более 500). Одно звучит так: Культура это система ценностей созданных человечеством в ходе общественно-исторической деятельности.

Целью культурологического исследования является:

-овладение нравственными, этическими социальными нормами необходимыми для деятельности в интересах общества.

-формирование личной ответственности за профессиональную деятельность.

Структура культуры.

Культуру условно делят на материальную и духовную
1) Материальная культура – это сфера производства материальных благ, ценностей. Она удовлетворяет физиологические потребности человека.
2) Духовная культура – это знаковая система. Она удовлетворяет наши внутренние потребности.



Сферы духовной культуры.

Духовная культура включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и другие виды культуры. Она является результатом деятельности человека и может передаваться только путем общения.

Формы духовной культуры:

1) Мифология
2) Религия
3) Искусство
4) Наука
5) Философия
6) Нравственность

Однако четкой границы между материальной и духовной культурой нет. Духовная культура нуждается в материальном посреднике. Например: педагогика - духовная культура, а учебник, содержащий знания, - материальный объект.






Функции культуры.

1.Гуманистическая - жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.

2.Трансляции - передача социального опыта.

3.Семиотическая - обмен достижениями цивилизации.

4.Аксиологическая-соблюдение социальных приоритетов общества.

5. Регулятивная – построение отношений в социуме.
Вывод: Культура – это деятельность человечества, которая находится в постоянном развитии и невозможна без преемственности поколений.

Домашнее задание:

Выполните упражнение: Выделите материальные и нематериальные элементы культуры в следующих словах:

-закон, сенокос, песня, молитва, погоня, диплом, миф, обычай, поезд, мода, воздух, речь. К нематериальным элементам, подберите материальный посредник.


Культура и природа

К культуре относят все рукотворное, все созданное руками человека, однако в таком представлении существуют противоречия. Например: Человек не создавал горы, однако он освидетельствовал их в своем сознании и в последующей деятельности.

Противоречие между природой и культурой преодолевается через категорию деятельности. Культура определяется как результат всей человеческой деятельности. Она реализуется в форме ценностей, но многое в деятельности является тиражированием однажды найденного образца, и в этом случае мы имеем дело с такой формой, как цивилизация.

Культура и общество

Определение соотношения культуры и общества – сложная теоретическая проблема. Соотношение данных понятий зависит от того, как понимаются общество и культура. Например, может рассматриваться отдельная культурная система – язык, наука, религия или культура как глобальная целостность, которая составляет самоценность биологических, социальных, территориальных факторов.

Культура открывает путь в общество, и она же делает возможным само существование общества. Поэтому проводится различие между культурой и обществом в области культурной динамики, культурного самоопределения личности.

Религиозные формы сознания

Анимизм - (от лат. anima- душа) вера в существование универсальной основы мира, во всеоб­щую одушевленность явлений. Душа понималась как тень, кровь, дыхание, причина жизни. Души, с которыми общался человек, были душами предков, душами животных, злыми и добрым и духами и т.д.

Тотемизм - вера в родственную связь между членами данной родовой группы и тотемом (животным, растением, реже - неодушевленным предметом).

 Фетишизм - поклонение неодушевленным предметам, наделенным, якобы, сверхъестественной магической силой.

Магия - вера в возможность особыми, необычными способами воздействовать на окружающий мир (людей, животных, природные явления и т.п.) и сами связанные с этим действия.

Особое место в первобытной культуре занимает миф. Мифология – первая форма рационального постижения мира, его образно- символического воспроизведения и объяснения, требующая традиционных действий. Мифология отражает уровень представлений о мире. Можно выделить мифы, отражающие разные явления. Например: превращение одних предметов в другие, возникновение мира из грязи, из яйца, и т.д. В этих мифах действует творец. Важную роль играл в мифологии образ богини – матери и культ плодородия – «палеолитические Венеры».

Очень важный мировоззренческий момент представление о смерти. Смерть, посмертная судьба, путь в иной мир отражены в любой религии. Человек не мог стать мертвым в социальном плане без специального преобразования, которое совершалось в погребальном ритуале.

Первобытное искусство. Служило в основном для отражения целей первобытного коллектива. Свидельствами первобытного искусства являются  первые изображения на стенах пещер, палеолитические Венеры, изображения на камне и кости. Особое место в первобытной культуре занимают мегалитические культовые сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи (Стоунхендж). Это вертикально врытые в землю каменные столбы. Их назначение до конца не изучено.

Первобытная культура, это стартовая ступень, благодаря которой человечество достигло современного уровня развития.

Домашнее задание . Подготовить презентацию на тему «Религиозные формы сознания»

Литература

В американской литературе первой половины XIX в. господствующее положение занял романтизм. Один из крупнейших представителей романтизма в США Фенимор Купер (1789—1851). Его произведения — исторические и приключенческие романы о войне за независимость в Северной Америке, «Последний из могикан», «Зверобой» и др., Он первый из американских романтиков завоевал широкую популярность не только в Америке, но и в Европе. Помимо их популярности как приключенческих романов они привлекают значимостью моральных и социальных вопросов, поставленных автором.

Родоначальником американской новеллистики стал писатель-романтик Вашингтон Ирвинг (1783—1859). Его произведения: сборник «Книга эскизов» (1819— 1820), «Рассказы путешественника», «Альгамбра». Юмористическая трактовка американской «старины» дана в хронике «История Нью-Йорка»; автор жизнеописаний X. Колумба, Дж. Вашингтона и др. Для лучших произведений Ирвинга характерно сатирическое осмеяние буржуазных нравов, пренебрежительно-ироническое отношение к делячеству и торгашескому духу американской буржуазии.

Для литературы позднего американского романтизма характерно усиление мрачных настроений, отражающих растущее разочарование в буржуазной действительности. Мистические мотивы присущи поэзии и новеллистике Эдгара По (1809—1849), ставшего родоначальником детективного жанра («Убийство на улице Морг», 1841; «Золотой жук», 1843).

Подъем движения за освобождение негров и за аграрное преобразование в 30-е гг. XIX в. способствовал росту демократических тенденций в американской литературе и усилению реалистической струи в творчестве писателей-романтиков. В 1835 г. был издан первый антирабовладельческий роман «Раб, или Воспоминания Арчи Мура». Его автор — писатель, историк и публицист Ричард Хилдреет (1807—1865), известен как активный борец против рабства.

Великим писателем Америки считается Марк Твен. Опираясь в своем творчестве на богатейшие традиции американского фольклора, Марк Твен стал основоположником самобытных традиций реалистической литературы в США. Он резко осудил коррупцию и мошенничество монополий в романе «Позолоченный век» (1873), показал реалистическую картину американской жизни в романе «Приключения Гекльберри Финна» (1884), считающемся его самым блестящим произведением за живые, яркие описания характеров и событий. Твен — автор одного из шедевров юмористической литературы — «Простаки за границей». М. Твену принадлежит множество афоризмов.   

Изобразительное искусство

К началу XIX в. относятся первые опыты в пейзажной и жанровой живописи, а также в скульптуре, где под влиянием выдающегося французского скульптора Гудона начала складываться национальная школа США. Художники портретист Томас Салли (1783—18.72), реалисты Хартин Хомер, Икинс, Уистлер, создали глубоко реалистичные, проникнутые духом патриотизма полотна.

Музыка

Пожалуй, при изучении культуры США наибольший интерес представляет американская музыка. Она богата традициями, разнообразием стилей и жанров. На сегодняшний день американская индустрия музыки считается наиболее развитой в мире. Нельзя не отметить и то, что музыкальные веяния афро-американцев, так блюз, джаз и хип-хоп, также наложили свой отпечаток на становление творчества многих исполнителей. Сочетание фольклора, старых элементов и новых давали удивительный ни на что не похожий результат.

Театр

С 1885 г. стал быстро распространяться театр. Большое развитие получают странствующие по стране, как по суше, так и по рекам, труппы, состоящие часто из целых актерских семей. Наряду с произведениями английской драматургии эти труппы исполняли пьесы американских авторов Г. Годфри (1736—1763), Р. Тайлера (1757—1826), У. Данлепа (1766-1839), написанных на материале американской жизни. В конце XIX в. начал получать распространение новый тип театра — труппы-гастролеры, показывавшие быстро поставленные, роскошно оформленные копии наиболее популярных спектаклей Нью-Йорка.

Архитектура

Начало архитектуры послеколониального периода знаменует здание Капитолия в Ричмонде, построенное еще в 1789 г. по проекту автора Декларации Независимости США Т. Джефферсона (1743—1826), ставшего затем третьим президентом США (1801—1809). Из других произведений Джефферсона известен комплекс Виргинского университета.

Кино

В США к началу XX в. функционировало несколько десятков небольших киностудий. Большинство из них располагались в Нью-Йорке. Главной проблемой этих киностудий были постоянные скандалы и судебные иски, а также плохие погодные условия, которые мешали режиссерам и съемочным группам нормально работать, потому что для нормальной съемки нужно большое количество света. Неподалеку от Лос-Анджелеса, штат Калифорния, располагалось селение Голливуд. Именно там климатические условия были наиболее идеальными для съемок фильмов. В Голливуде больше 300 дней в году светило яркое солнце, что позволяло не ломать голову операторам над проблемой освещения. Кроме того, живописный горный пейзаж и огромные пространства прерий и тихоокеанского побережья играли роль отличной декорации ко многим кинокартинам. Со временем система киноиндустрии США стала больше ориентироваться на запросы массового зрителя, чем существенно подорвала «авторские» возможности режиссеров. Люди хотели больше «зрелищ» и эффектов, они, как известно, приносят куда больше прибыли. Именно поэтому на первый план вышли не режиссерские задумки, а «звездные» составы актеров и продюсеры. В связи с массовыми же требованиями зрительской аудитории, начинают появляться такие жанры, как комедии (Ч. Чаплин, Б. Китон), мелодрамы (Р. Валентино), вестерны (Д. Форд), мюзиклы (Ф. Астер и Д. Келли), триллеры (А. Хичкок), а также фантастические саги (Д. Лукас), ужасы, боевики и блокбастеры нашего времени. Все эти жанры постоянно развиваются и углубляются, оставляя режиссерам, как правило, лишь ничтожно малое пространство для авторских задумок. В настоящее время американское кино считается одним из лучших в мире. В целом американская культура не отличается самобытностью в целом является продуктом импорта из Европы.

Домашнее задание: Посмотреть американский боевик на выбор. Написать рецензию на фильм.

 

Троица «Андрея Рублева»

Центральным звеном древнерусского искусства были иконопись и храмовая архитектура. Подлинным шедевром этой живописи является икона «Троица» Андрея Рублева. Известны имена и таких мастеров ико­нописи как Алимпий Печерский и Даниил Черный. Их творчество сопоставимо с мастерами итальянского Воз­рождения. В Новгороде и Пскове строятся каменные храмы: церковь Николы на Липне, церковь Успения на Волотовском поле, церковь Федора Стратилата и дру­гие. В Новгороде сложилась местная живописная шко­ла, на формирование которой оказал большое влияние великий византиец Феофан Грек. Будучи приглашенным на Русь, он принимал участие в росписях более 40 церквей. Его живописная манера была своеобразна, не­повторима, его иконы, образы святых — Христа Пантократора и др. дышат страстностью, духовной энерги­ей и внутренним напряжением. Феофан Грек познако­мил русских мастеров с византийским искусством и стал огромным явлением в художественной жизни Москвы. Он расписывал церкви и терема Московского кремля, работал вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца над росписями Благовещенского собора.

Определенное влияние на древ­нерусскую культуру оказали связи с кочевым Восто­ком. Русские и кочевники не только воевали, но и на­прямую торговали между собой. Хазары, скифы-сарма­ты, города Причерноморья, Закавказья и Средней Азии вступали в культурные контакты с Московской Русью.

Монгольское влияние на русскую культуру оцени­вается историками по-разному. Так, например, Карам­зин считает, что Москва обязана своим величием ха­нам, а С.М.Соловьев считает, что значительного влия­ния на русскую внутреннюю администрацию татаро-монголы не оказали. Конечно, монгольское иго приос­тановило культурное развитие страны: были разорва­ны традиционные связи с Византией, уничтожено и угнано в плен большое количество населения, разру­шены города. Но только этим монгольское нашествие не ограничивается. Некоторые историки (Н.С.Трубец­кой) считают, что Московское государство возникло благодаря татарскому игу. Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу государственности (Б.Ширяев). Монголы, но его мне­нию, дали покоренным русским землям основы поли­тической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека. Но прямого воздействия монгольского права на русское не было. Какого-то спе­циального кодекса для Руси монголы не создали. Да и систематического управления Русью со стороны монголо-татар не было. У власти оставались русские кня­зья, они платили Орде дань. Но сама власть князей пре­терпела изменения. Время от времени в тот или иной русский город назначался баскак для надзора, главным образом за сбором дани. Однако это не было системой, определенных функций баскаки не имели.

Конечно, монгольское иго привело к потере демок­ратического управления на Руси. Прекратили существо­вание городские собрания, народные вече (за исключе­нием Новгорода и Пскова). Но когда русские вассалы получили от хана право самим собирать для него нало­ги, компетенция Великого князя Руси расширилась. Еще больше она выросла при Дмитрии Донском, кото­рый стал фактически единым и автономным правите­лем. За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем, чем его предшествен­ники. Таким образом, монголо-татарское иго было од­ним из факторов образования самодержавия на Руси.

Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный, деспотический ха­рактер. И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама порождает право, находится вне и над правом. Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога). Русская культура заимствовала у монголов такие черты воинской доблести, как храбрость, выносливость, и тактику использования конницы в военном деле. В русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Монголы не оказали существенного влияния на рус­ское просвещение, т.к. сами его не имели. Тоже самое можно сказать о русской архитектуре и искусстве. Важным фактором сохранения русской культуры в эти тяжелые времена явилось православие. Монголы были веротерпимы и не трогали православные храмы. Причины этого заключаются в язычестве монголов, а язычники все веры считают одинаковыми. Сами мон­голы были крайне суеверны и считали шаманов людь­ми, наделенными сверхъестественными свойствами. В одном из указов Чингисхана было указание, что все веры должны быть терпимы. Что еще дали монголы древней Руси? Принцип эти­кета дипломатических переговоров. Знакомство с мон­гольским способом ведения дипломатии очень помогло русским князьям в отношениях с восточными держа­вами, в особенности с преемниками Золотой Орды. В целом важность и значимость монгольского влияния на русскую культуру не следует преувеличивать. Сама по себе русская культура, пойдя в «степь», стала циви­лизующим фактором. Многие татары со временем при­шли в христианство и стали видными деятелями рус­ской культуры, например, Карамзин, Чаадаев, Булгаков.

Домашнее задание:

Посмотреть фильм А.Тарковского «Андрей Рублев» снятый в 1966 году на киностудии «Мосфильм».

 

Тема №1

Культура, как предмет культурологии.

Что такое культура? Слово происходит от латинского слова «возделывать».  Понятие культура вошло в обиход в цивилизованном мире в середине 18 века. Как научный термин - в середине 19 века. Имеет много определений (более 500). Одно звучит так: Культура это система ценностей созданных человечеством в ходе общественно-исторической деятельности.

Целью культурологического исследования является:

-овладение нравственными, этическими социальными нормами необходимыми для деятельности в интересах общества.

-формирование личной ответственности за профессиональную деятельность.

Структура культуры.

Культуру условно делят на материальную и духовную
1) Материальная культура – это сфера производства материальных благ, ценностей. Она удовлетворяет физиологические потребности человека.
2) Духовная культура – это знаковая система. Она удовлетворяет наши внутренние потребности.



Сферы духовной культуры.

Духовная культура включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и другие виды культуры. Она является результатом деятельности человека и может передаваться только путем общения.

Формы духовной культуры:

1) Мифология
2) Религия
3) Искусство
4) Наука
5) Философия
6) Нравственность

Однако четкой границы между материальной и духовной культурой нет. Духовная культура нуждается в материальном посреднике. Например: педагогика - духовная культура, а учебник, содержащий знания, - материальный объект.






Функции культуры.

1.Гуманистическая - жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.

2.Трансляции - передача социального опыта.

3.Семиотическая - обмен достижениями цивилизации.

4.Аксиологическая-соблюдение социальных приоритетов общества.

5. Регулятивная – построение отношений в социуме.
Вывод: Культура – это деятельность человечества, которая находится в постоянном развитии и невозможна без преемственности поколений.

Домашнее задание:

Выполните упражнение: Выделите материальные и нематериальные элементы культуры в следующих словах:

-закон, сенокос, песня, молитва, погоня, диплом, миф, обычай, поезд, мода, воздух, речь. К нематериальным элементам, подберите материальный посредник.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь