Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема № 10. Эпоха Возрождения в Европе
В развитии мировой художественной культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Термин «Возрождение» (фр. renaissance) впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Дж. Вазари (1512-74 гг.) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в., эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Основными чертами культуры Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру. Культура Возрождения сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер, и разные границы во времени. Классической страной Возрождения была Италия. Уже в конце XIII в. появились ростки нового мировоззрения и нового искусства (проторенессанс); яркое развитие эта культура получила в XV веке (Раннее Возрождение) и достигла вершины в начале XVI в. (Высокое Возрождение) - (1490-1530 гг.). Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в., но в Венеции он продолжается до конца столетия. Почему классическая страна Возрождения - Италия? На Апеннинском полуострове раньше, чем в других странах Европы начали складываться новые экономические отношения. Благодаря своему географическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела. Такими городами были Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция. Отличалась Италия и политическим укладом. Она не была единой страной, а представляла ряд независимых, постоянно соперничавших и враждовавших друг с другом областей и городов. Уже в XI-XIII вв. в некоторых из них произошли антифеодальные революции, в результате которых эти города обрели самостоятельность и установили республиканскую форму правления. Первенство среди итальянских городов-государств принадлежало Флоренции, подобно Афинам в Греции. Городом управлял совет из глав различных цехов. В 1289 г. крестьяне были освобождены от крепостной повинности, а в 1293 г. было принято "Установление Справедливости", которое лишало патрициев всех привилегий. И, наконец, Италию выделяло еще одно важнейшее с точки зрения культуры, обстоятельство: именно здесь была заново открыта античность. В забытых хранилищах разыскивали творения древних авторов: извлекали обломки колонн, прекрасные греческие и римские статуи, барельефы, горельефы. Измерения руин античных построек обнаруживали закономерности гармонических пропорций. С определением основных черт связана и хронология эпохи итальянского Возрождения (Ренессанса). Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий: • дученто - (XIII в.) - Проторенессанс; • треченто (XIV в.) - продолжение Проторенессанса; • кватроченто (XV в.) - Ранний Ренессанс; • чинквеченто (XVI в.) - Высокий Ренессанс. При этом хронологические рамки столетия не вполне совпадают с определенными периодами культурного развития: так, Проторенессанс датируется концом XIII в., Ранний Ренессанс заканчивается в 90-х гг. XV в., а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг. XVI в. Лишь в Венеции к этому периоду чаще применяют термин «венецианское Возрождение» или «поздний Ренессанс». Основой изменений в сфере культуры явилось новое мировоззрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы: Италии, Нидерландов, Франции, Германии, Англии. Земное существование было названо единственно реальным, а человек - прекрасным или стремящимся к красоте. Аскетизм был, отринут, а провозглашено право человека на наслаждение земными радостями. Складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. Средние века были временем господства религии, утверждавшей ничтожество человека перед лицом Всемогущего Бога. Религиозный аскетизм провозглашал земной мир и человека воплощением греха и зла, призывал к непрерывной борьбе со страстями, к покаянию, умерщвлению плоти, терпению и смирению в ожидании перехода в лучший потусторонний мир. Главным в новом - гуманистическом мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности. Идеалом стала гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая (homo universale - человек универсальный) личность. Свобода - вот самое драгоценное приобретение человека. Образцы нравственного и прекрасного, языческую любовь ко всему земному гуманисты (прежде всего Италии) находили в наследии античности - памятниках искусства, истории, философии. Отсюда и название эпохи - Возрождение (по ит. - Ринашименто, по фр. - Ренессанс), хотя изучение и увлечение античностью было следствием нового понимания жизни. В области философии новое развитие и наполнение получили античные учения: • стоицизм (Петрарка), • эпикуреизм (Валла), • неоплатоноизм (Фичино, Пикоделла Мирандолла), • пантеизм (Н. Кузанский, Парацельс, Кампанелла, Бруно). Согласно пантеистическим воззрениям, законы, управляющие миром, есть внутренние закономерности природы. Бог понимался не как внешняя сверхъестественная сила, а отождествлялся с природой. Возрождена была и древнегреческая идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы). В Мантуе в 1425 г. была основана первая гуманистическая школа (В. да Фельтре). Ее название - "Дом радости" - подчеркивало стремление придать учению характер удовольствия, а не зубрежки. В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. Больших успехов достигают астрономия, география, анатомия, математика: Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку; Васко де Гамма в 1498 г. открыл морской путь в Индию; Америго Веспуччи (1499-1504), Магеллан (1519-22 гг.) и другие мореплаватели доказали шарообразность Земли. Научной революцией стала гелиоцентрическая система Н. Коперника (опубл. в 1543 г.). Дж. Бруно под влиянием теории Коперника и Н. Кузанского создал учение о бесконечности Вселенной и сделал другие открытия. Домашнее задание: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы