Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема № 15. Культура Московской Руси XIV - XVI веков ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
С XIV века начинается возвышение Москвы, вокруг которой объединяются русские земли. Этот процесс активизируется после победы Дмитрия Донского па Куликовом поле (1380). Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом национального самосознания. Особенно интенсивно в этот период развивается литература. Победе на Дону посвящены две летописные записи, повести «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», а также другие произведения. «Задонщина» написана в 80-90-е годы XIV века. Считается, что автором ее был Софопний Рязанец. «Задонщина» испытала сильное влияние «Слова о полку Игореве». В ней нашли отражение героический пафос, идея единства Русской земли. В повести созданы образы участников битвы: князь Дмитрий, его брат Владимир, воевода Волынский, чернецы Пересвет и Ослябя - бесстрашные воины, считавшие, что лучше быть убитыми, по не «полоненными». В «Сказании о Мамаевом побоище» события получили более - развернутое описание. Оно отличается глубиной осмысления роли Куликовской битвы как переломного события в истории Руси. Интерес к истории, славному прошлому родной земли отразился в обращении к традициям древней архитектуры Владимира, наследницей которой по праву считала себя Москва: соборы Успения па Городке в Звенигороде (около 1400 г.), Спаса Андроникова монастыря (1427 г.), Троицкий Троице-Сергиевой Лавры (1422 г.) и другие. Создается своя, местная художественная школа. Начиная с иконы «Борис и Глеб можно говорить о зарождении московской школы живописи. Это русские святые, почитаемые народом. Их совместное изображение (пешими или на коне) символизировало братолюбие, ратную доблесть, волю к согласии единству. Это был новый, чисто русский иконографический мотив, неизвестный Византин. Появляются иконы воинов с мечами и крестами на руках. Значительный вклад в развитие московской школы живописи внес Феофан Грек (икона «Донская Богоматерь»). Великий иконописец Андрей Рублев в образах ангелов изобразил свой идеал душевной легкости и моральной чистоты. Впечатляют величественность и лирическая приподнятость фигур иконостаса (до 3 м высотой). Для звенигородского собора Рублев выполнил три иконы - «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Их отличают просветленные, чистые краски, тонкая линия рисунка, строгая пропорциональность черт. Для Троицкого собора, построенного на месте погребения Сергия Радонежского, была создана в 1422-1427 годах икона «Троица». Сергий, настоятель Троицкого монастыря, в котором прошла юность Рублева, был страстным проповедником объединения Руси. Рублев сосредоточил внимание на главном. В чаше, вокруг которой восседают три ангела, - голова жертвенного тельца, прообраз евангельского агнца, символа жертвенности Христа во имя любви и спасения человеческого рода. Именно па нее указывает средний ангел, символизирующий Бога-сына. Построение по кругу создает настроение торжественного покоя. Ангелы склонили головы, объединенные общими чувствами и мыслями. Гармония выражена и в цвете: синий в сочетании с золотом и охрой придает колориту особое благородство. Небесная голубизна плаща среднего ангела лежит поверх тяжелой багряницы, и отзвуки этого цветового аккорда звучат в боковых фигурах: голубое, розовое и зеленое пятна. В конце своей жизни Рублев выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (совместно с Даниилом Черным). В своем творчестве Рублев утвердил идеал чисто русский красоты. Расцвет живописи конца XV - начала ХVI связан с творчеством выдающегося художника Дионисия. Он развил в своем творчестве те идеи гуманизма, которые воплотил полстолетия до него Андрей Рублев. Дионисий создавал фрески и иконы. Для Вознесенского монастыря Московского Кремля он пишет икону «Богоматерь Одигитрия». Светло-золотистый фон, пурпурное одеяние Богоматери, славящие ее ангелы - все служит созданию величественного образа. В 1500-1502 годах Дионисий вместе с сыновьями создает фрески в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Основное место здесь занимает Акафист - двадцать пять гимнов, еще в VI веке сложенных в честь Богоматери византийским поэтом Романом Сладкопевцем. Это сцены Благовещения, Покрова, Собора Богоматери, страшного суда и другие. Краски чистые, яркие, но вместе с тем нежные. Впервые в русской живописи Дионисий ввел в иконы белые фоны. Эмоциональной взволнованности он достиг, передавая движения персонажей, их жесты. К произведениям Дионисия относят две парные, одинакового размера иконы: «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей». Они представляют собой тип «житийных икон»: в центре изображается сам святой, его окружают маленькие композиции с основными эпизодами из его жизни. В 1508 году после смерти Дионисия, его сын Феодосий расписывает Благовещенский собор Московского Кремля. Здесь создана серия своеобразных исторических портретов князей и царей. Эти росписи отличает декоративность. XVI век - период крепостного зодчества (крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Пскова и т. д.); строятся монастыри (Соловецкий, Троице-Сергиев и другие), возникают крепостные сооружения в самой Москве (Китай-город, Белый и Земляной города). Возводятся деревянные церкви - восьмигранные срубы, обычно заканчивающиеся шатром (Климентовская в Архангельской области и другие). И в каменной архитектуре XVI века создаются также столпообразные шатровые храмы. Самый выдающийся памятник такого типа - церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная великим князем Василием III в память о рождении наследника - будущего царя Ивана Грозного. Очевидно, на столпообразный характер этой церкви оказали влияние храмы-колокольни, самой знаменитой из которых была церковь Ивана Великого, построенная в Кремле в 1505-1508 годах. Перекрытие шатром возникло под влиянием деревянного зодчества. Один из самых выдающихся памятников русского зодчества - Покровский собор в Москве (1552 г.), впоследствии названный храмом Василия Блаженного. Его авторами были зодчие Посник и Барма. Нахождение храма на Красной площади определило его общенародное значение. Девять маленьких церквей объединены в симметричную композицию. Главный храм, перекрытый шатром, создает центральную вертикаль. Особую нарядность храму придают кокошники разной формы и масштаба, различные причудливые формы куполов, богатство декора. Выдающейся иконой этого времени является «Церковь воинствующая», или «Благословенно воинство», где представлено торжественное шествие пеших и конных воинов. Среди них - князья Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие. Процессия движется к Москве, где перед стенами города на троне сидит Богоматерь, на ее коленях - младенец, который передает ангелам венцы, они же увенчивают ими воинов. В иконе много жанровых деталей. В этот период развивается книжная миниатюра. В 1560-1570-е годы иллюстрируется многотомная летопись - Лицевой летописный свод. В десяти томах - шестнадцать тысяч миниатюр! Материалом книги становится бумага, рисунки выполняются акварельными красками. В середине XVI века возникает книгопечатание: в 1564 году Иван Федоров издал «Апостол» (одна из книг Библии, содержащая Деяния и Послания апостолов). Первые печатные книги украшаются гравюрами. Развивается прикладное искусство: лицевое шитье, ювелирное дело, чеканка по золоту и серебру, узорчатая скань, эмали. Была развитая малая пластика, особенно изделия, вырезанные из дерева. Мастерство древнерусских резчиков по дереву нашло воплощение в «царском» или «молельном месте» Ивана Грозного в Успенском соборе. Поиски объемной пластической формы отразились в статуе св. Георгия, исполненной мастером Ермолиным. Древнерусская художественная традиция не прекратилась в XVI веке, но наметился поворот к иным ценностям. Домашнее задание: Народные промыслы Подготовить презентацию
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы