Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО К СЧЕТУ ОМЕРАСтр 1 из 6Следующая ⇒
ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО К СЧЕТУ ОМЕРА Продолжение. Начало в № 4, 2006 Симон Джекобсон
Третья неделя: Тиферес. Сострадание, Гармония, Истина
Тиферес – сострадание объединяет и приводит в гармонию свободно текущую любовь (категория Хесед) с дисциплиной (категория Гвура). Тиферес обладает такой способностью, привнося третье измерение – измерение истины. Истина – это и не любовь, и не дисциплина и поэтому может интегрировать обе эти категории. Истина достигается через самоотречение: поднявшись над эго и над предубеждениями, человек способен осознать высшую истину. Истина дает ясную и объективную картину собственных потребностей и потребностей окружающих. Дисбаланс любви и дисциплины (и, следовательно, различные нарушения) происходит из-за субъективного, а значит, ограниченного взгляда. Привнесение истины, устраняя предубеждения, позволяет выражать свои чувства (в том числе являющиеся результатом синтеза Хеседа и Гвуры) в наиболее здоровой форме. Благодаря таким свойствам это качество души получило название Тиферес, то есть Красота: она объединяет различные оттенки любви и дисциплины. Их гармония и обеспечивает красоту.
День первый. Хесед в Тиферес. Любовь в Сострадании
Сегодня пятнадцатый день, то есть две недели и один день, омера.
Исследуйте аспект любви в сострадании. Спросите себя: Является ли мое сострадание мягким и любящим или оно оборачивается навязчивой жалостью? Не является ли мое сочувствие снисходительным и опекающим? Даже если оно таковым не является, не воспринимают ли его подобным образом другие? Наполнено ли мое сострадание любовью и теплотой? Выражается ли оно эмоционально или же его проявления безжизненны?
Задание на день: Помогая другому, проявите свои лучшие качества. Не скупитесь на улыбку, дружелюбные жесты… День второй. Гвура в Тиферес. Дисциплина в Сострадании
Сегодня шестнадцатый день, то есть две недели и два дня, омера.
Здоровое и эффективное сострадание нуждается в дисциплине и направленности. Необходимо различать, по отношению к кому и в какой степени проявляется сострадание. Следует знать, когда нужно проявить сострадание, а когда оно должно быть ограничено или вообще не проявляться. Дисциплина в сострадании подразумевает, что настоящее сострадание подчас требует сдерживания. Сострадание – это не выражение нужд дающего, а ответ на нужды получающего. Не проявляю ли я больше сострадания к незнакомым, нежели к близким людям? Если да, то почему? Не является ли мое сострадание результатом чувства вины? Не наносит ли мое сострадание ущерб моим нуждам? А может, наоборот, мое сострадание к близким умаляет нужды других?
Не является ли мое сострадание импульсивным и беззаботным? Оцениваю ли я, какая степень сострадания необходима в данной ситуации? Согласовано ли это с потребностью того, к кому относится сострадание? Не обижает ли его мое сострадание? Не подавляет ли других мое сострадание? Уважительно ли оно? Не даю ли я слишком много или слишком мало? Не пользуются ли другие моей природной склонностью к состраданию?
Когда я вижу нуждающегося, не поступаю ли я опрометчиво, проявляя сострадание из чувства вины или жалости без разбору? Не бывает ли так, что мое сострадание оборачивается во вред (если я, например, даю деньги на покупку чего-то нехорошего)? Прилагаю ли я усилия, чтобы определить, в чем нуждается данный человек, и помочь ему наилучшим образом?
Задание на день: Проявите ваше сострадание целенаправленно, на чьи-то конкретные специфические нужды.
День третий. Тиферес в Тиферес. Сострадание в Сострадании
Сегодня семнадцатый день, то есть две недели и три дня, омера.
Исследуйте аспект Сострадания в Сострадании – проявление сострадания и его интенсивность. Истинное сострадание неограниченно. Оно не является лишь продолжением ваших ограниченных потребностей. Сострадание к другому достижимо благодаря отсутствию эгоизма: нужно поставить себя в ситуацию, в которой находится другой, пережить то, что он переживает. Готов ли я к этому, в состоянии ли это сделать? Если нет, то почему? Выражаю ли я то сострадание, которое есть в моем сердце? Что не дает мне его выразить? Может быть, я чересчур замкнут? Сострадающе ли мое сострадание – направлено ли оно на других или нужно для самоудовлетворения? Может быть, мое сострадание происходит от чувства вины, а не от истинной способности к сопереживанию? Если это так, то как это отражается на качестве моего сострадания?
Проверьте себя: выражаете ли вы сострадание, даже если не чувствуете себя виноватым? Может быть, мое сострадание коренится в чувстве долга? Искренно ли мое сострадание или является лишь выполнением обязанности? Является ли мое сострадание присущим мне от природы или выработанной привычкой? Я просто чувствую себя плохо, когда другие страдают? Или я в самом деле могу уделить время и внимание исследованию собственного сострадания, чтобы осознать его ограничения и формы выражения? Как я выражаю свое сострадание? Красиво ли мое сострадание? Глубоко ли оно? Включает ли оно остальные шесть элементов Тиферес, без которых сострадание останется реализованным не полностью?
Задание на день: Проявите ваше сострадание по-новому, чтобы оно не зависело от ваших личностных ограничений. Выразите свое сострадание тому, к кому бывали несправедливы.
День пятый. Ойд в Тиферес. Смирение в Сострадании
Сегодня девятнадцатый день, то есть две недели и пять дней, омера.
Чтобы сострадание не было снисходительным, оно должно включать в себя смирение. Ойд – это признание того, что моя способность к состраданию не делает меня лучше, чем тот, на кого мое сострадание направлено. Это признание того, что Б-г, создав человека, который нуждается в сострадании, даровал мне способность сострадать. В сострадании нет места надменности. Не ощущаю ли я свое превосходство из-за способности к состраданию? Не смотрю ли я свысока на тех, кто нуждается в моем сострадании? Есть ли во мне смирение и благодарность Б-гу за то, что Он даровал мне способность к состраданию?
Задание на день: Проявите сострадание анонимно, не получая абсолютно никакой личной выгоды.
Единение в Сострадании
Сегодня двадцатый день, то есть две недели и шесть дней, омера.
Чтобы сострадание реализовалось в полной степени, оно нуждается в единении. Должен сформироваться канал взаимодействия между тем, кто отдает, и тем, кто получает. Это влияние должно быть взаимным, оно должно развиваться начиная с момента отдачи; связь должна быть устойчивой. В этом и состоит самый важный результат утешения. Поддерживаете ли вы связь с человеком, по отношению к которому проявили сострадание, или «идете своей дорогой»? Продолжается ли ваше взаимодействие после единичного акта сострадания?
Задание на день: Постарайтесь, чтобы ваше сострадание способствовало построению устойчивых отношений.
Целеустремленность
Настойчивость и целеустремленность являются результатом сочетания решимости и упорства. Это баланс терпения, настойчивости и силы воли. Настойчивость также означает надежность и ответственность, которые обеспечивают безопасность и обязательность. Без постоянства никакое доброе начинание или намерение не имеет шанса на успех.
Обладать настойчивостью – значит быть живым, значит руководствоваться в жизни здоровыми и конструктивными целями. Это готовность бороться за то, во что веришь, готовность идти до конца. Без подобной целеустремленности любое начинание окажется бесплодным. Это энергия, исходящая изнутри, для которой не существует препятствий в достижении поставленных целей. Необходимо пристрастно изучить природу своей настойчивости, дабы убедиться в ее здоровом, продуктивном характере.
Спросите себя: Насколько незыблема система моих ценностей? Насколько я готов за них бороться? Не переменчив ли я в своих решениях? Чем я готов пожертвовать во имя моих ценностей? Существует ли такая истина, за которую я готов отдать жизнь?
День первый. Хесед в Нецах. Любовь в Настойчивости
Сегодня двадцать второй день, то есть три недели и один день, омера.
Для того чтобы нечто обладало постоянством, необходимо, чтобы его любили. Нейтральная позиция или равнодушие приведут к ненадежности. Если вы затрудняетесь в выполнении обязательств, проверьте, насколько вы любите объект, требующий вашей обязательности, насколько вы им удовлетворены. Люблю ли я свою работу? Свою семью? Те решения, которые я принимаю? Чтобы настойчивость была эффективной, приводила к успеху, она должна быть заботливой и любящей. Настойчивость без любви может привести к обратному результату. Ничем не подкрепленная настойчивость может оказаться грубой и агрессивной и будет отталкивать окружающих. Абсолютная решимость может сделать человека чересчур требовательным и категоричным. Не лишает ли меня настойчивость гибкости? Не делают ли меня напористость и решимость слишком навязчивым? Не являюсь ли я чересчур требовательным? Сотрудничают ли со мной окружающие (подчиненные, домашние, дети) под жестким напором и принуждением или из любви?
Может быть, моя настойчивость не является любящей? Не расталкиваю ли я других, чтобы освободить себе дорогу? Не считаю ли я, что цель оправдывает средства? Ничто меня не остановит в достижении цели? Когда я упорно преодолеваю препятствия на своем пути, остаюсь ли я любящим? Когда я ограждаю себя и других от нездорового влияния, мною движет любовь или неприязнь (см. Вторая неделя, День первый)?
Задание на день: Когда вы боретесь за то, во что верите, остановитесь на минуту, чтобы удостовериться, что делаете это с любовью.
День второй. Гвура в Нецах. Дисциплина в Настойчивости
Сегодня двадцать третий день, то есть четыре недели и два дня, омера.
Исследуйте дисциплину вашей настойчивости. Настойчивость должна направляться на продуктивные цели. Сфокусированы ли моя настойчивость и решимость на формировании хороших привычек и разрушении плохих? Есть ли для этого другие пути? Моя настойчивость коренится в силе или в слабости? Происходит ли она из глубокой уверенности или является результатом защиты? Не является ли мое упорство результатом упрямства и нежелания признавать ошибки? Не придерживаюсь ли я определенных решений просто потому, что не желаю их пересматривать? Продолжая упрямо бездействовать, не наношу ли я тем самым вред своей решимости?
Задание на день: Избавьтесь сегодня от одной дурной привычки.
Сострадание в Настойчивости
Сегодня двадцать четвертый день, то есть три недели и три дня, омера.
Здоровая настойчивость, направленная на развитие хороших качеств и на преобразование плохих, всегда является сострадающей. Сострадание настойчивости отражает самую красивую ее сторону: твердую решимость помогать росту другого человека. Настойчивость без сострадания уводит в другом направлении, является эгоистичной. Необходимо, чтобы настойчивость была не только любящей по отношению к тем, кто заслуживает любви, но и сострадающей к тем, кому повезло в меньшей степени. Достигают ли компромисса моя решительность и мое сострадание к другим? Способен ли я подняться над своим эго и проявить сопереживание по отношению к соперникам? Выражаю ли я признательность в случае победы?
Задание на день: Будьте терпеливы и выслушайте человека, на которого у вас обычно терпения не хватает.
День пятый. Ойд в Нецах. Смирение в Настойчивости
Сегодня двадцать шестой день, то есть три недели и пять дней, омера.
Уступчивость – результат смирения – является основной составляющей постоянства. Упрямство зачастую может оказаться самым верным способом разрушить всё дело. Дуб, не способный согнуться под ураганным ветром, оказывается вырванным с корнем. Тростник, который уступает ветру и сгибается, остается целым и невредимым. Знаю ли я, когда следует уступить не из-за страха, а потому, что я уверен в себе? Почему я зачастую боюсь уступить?
Внутренняя сила питает настойчивость. Ойд в Нецах – это скромное признание того, что способность быть настойчивым происходит от души, которую Б-г дал каждому человеку. Это смирение не входит в противоречие с настойчивостью, поскольку сама настойчивость может быть бесконечной и безграничной из-за бесконечности и безграничности Б-жественной души. Не приписываю ли я свой успех исключительно собственной силе и решительности? Нет ли во мне убежденности в собственном всемогуществе из-за того, что я очень настойчив? Где я черпаю силы, когда всё вокруг представляется в мрачном свете?
Задание на день: Когда вы просыпаетесь, поблагодарите Б-га за то, что Он дал вашей душе исключительную мощь, чтобы выстаивать вопреки трудным обстоятельствам. Это позволит вам запастись энергией и силой на весь день.
День шестой. Йесод в Нецах. Единение в Настойчивости
Сегодня двадцать седьмой день, то е сть три недели и шесть дней, омера.
Единение является одним из существенных аспектов настойчивости. Оно выражает вашу безусловную преданность человеку или опыту, с которым вы связаны, – преданность настолько сильную, что вы посвящаете всего себя поддержанию этой связи.
Настойчивость без тесной связи – не настойчивость.
Задание на день: Чтобы проявить настойчивость в выполнении принятого решения, немедленно проникнитесь этим решением. Этого можно достичь, воплотив ваше решение в конкретное конструктивное дело или посвятив себя другому человеку.
Пятая неделя: Ойд. Скромность, Великолепие
Если настойчивость – двигатель жизни, то скромность – это ее топливо. Так же, как Гвура (Дисциплина) фокусирует Хесед (Любовь), Ойд дает направление Нецах (Настойчивости). Смирение – это молчаливый партнер настойчивости. Его сила – в молчании. Его достоинство – в бездействии.
Скромность – и, как результат, смирение – не следует путать со слабостью и низкой самооценкой. Ойд – это скромность, благодарность (на иврите hода'а). Это выражение признательности Всевышнему. Это ясное видение самого себя, своих сильных сторон и признание того, что они не являются твоей собственностью, а даны тебе Всевышним для более высоких целей, чем лишь удовлетворение собственных нужд. Ойд – это скромность, это признание того, насколько ты мал, – что помогает тебе осознать, насколько великим ты можешь стать. И это вызывает трепет. Настойчивость черпает энерг ию из признания, смирения. Настойчивость всегда простирается настолько, насколько вы это допускаете. Если вы признаете, что ваши сильные стороны берут начало в Высшем источнике, то ваша настойчивость сможет выйти за пределы природных ограничений. Она будет черпать силы из Б-жественной настойчивости. Полную чашу невозможно наполнить. Если вы заняты самим собой и собственными нуждами – «Я и более ничто», – ни для чего другого места не остается. Когда вы тратите себя на что-то большее, ваша способность к получению превосходит предыдущие рамки. Смирение – это ключ к выходу за собственные рамки. Только настоящая скромность дает силу быть полностью объективным. Скромность – это чувствительность. Это здоровый стыд, который происходит от понимания, что вы можете быть лучше и что вы можете ожидать от себя большего. Хоть смирение и молчаливо, оно не пусто. Это динамическое проявление жизни, включающее в себя все семь качеств – любовь, дисциплину, сострадание, настойчивость, скромность, единение и царское достоинство. Смирение активно, а не пассивно: это не состояние бытия, а взаимодействие – хотя безмолвное и, казалось бы, бездейственное.
День первый. Хесед в Ойд. Любовь в Смирении
Сегодня двадцать девятый день, то есть четыре недели и один день, омера.
Изучите любовь в вашем смирении. Здоровая скромность не является деморализующей – она приносит любовь и радость, а не страх. Если в скромности недостает любви, следует проверить, истинна ли она. Зачастую смирение можно перепутать с низкой самооценкой, которая и вызывает отсутствие любви. Смирение приносит любовь, поскольку дает способность подняться над собой и полюбить другого. Высокомерие под видом любви означает себялюбие или, того хуже, восприятие другого как часть себя и распространение на него любви к самому себе. Делает ли меня скромность более любящим и дающим? Более открытым? Или она подавляет и ограничивает меня? Я скромен и счастлив или скромен и несчастен?
Задание на день: Перед молитвой в смирении и благодарности ко Всевышнему дайте цдоку. Это усилит ваши молитвы.
День второй. Гвура в Ойд. Дисциплина в Смирении
Сегодня тридцатый день, то есть четыре недели и два дня, омера.
Смирение должно быть дисциплинированным и целенаправленным. Когда мое смирение вынуждает меня идти на компромисс, а когда – нет? Не остаюсь ли я подчас пассивным перед лицом зла под маской смирения?
Еще одним аспектом Ойд является Гвура: скромность подразумевает уважение и трепет перед человеком или переживанием, которые вызывают в вас смирение. Если моя скромность чего-то хочет, не от того ли это, что я недостаточно уважаю другого?
Задание на день: Сосредоточьтесь на вашем нежелании заниматься определенным делом и проверьте, насколько оно здорово и смиренно.
День третий. Тиферес в Ойд. Сострадание в Смирении
Сегодня тридцать первый день, то есть четыре недели и три дня, омера.
Проверьте, насколько ваше смирение сострадающе. Делает ли меня моя скромность замкнутым и асоциальным или она проявляет себя в способности к сопереживанию? Является ли мое смирение гармоничным? Или оно приносит лишь неудобства?
Как смирение делает человека способным к состраданию, так же способность к состраданию делает человека скромным. Если у вас недостает смирения, постарайтесь проявлять сострадание.
Задание на день: Выразите чувство смирения через акт сострадания.
Настойчивость в Смирении
Сегодня тридцать второй день, то есть четыре недели и четыре дня, омера.
Исследуйте силу и незыблемость вашего смирения. Выдерживает ли мое смирение испытания? Тверд ли я в своей позиции или пассивен под видом смиренности? Смирение и скромность не должны вызывать ощущения слабости и неуверенности. Нецах в Ойд подчеркивает тот факт, что подлинное смирение не делает человека ковриком для вытирания ног – напротив, смирение дает силу и настойчивость. Не воспринимается ли моя скромность как слабость? Не пользуются ли этим окружающие?
Задание на день: Продемонстрируйте силу вашего смирения, выступив инициатором или активным участником какого-нибудь хорошего начинания.
День пятый. Ойд в Ойд. Смирение в Смирении
Сегодня тридцать третий день то есть четыре недели и пять дней, омера.
Исследуйте смирение вашего смирения. В сердце каждого есть смирение и скромность – вопрос в том, насколько они осознанны. Не боюсь ли я быть слишком смиренным? Не маскируется ли моя скромность агрессивным поведением?
Научитесь развивать свое смирение, общаясь с людьми, которые чище вас, – так, чтобы скромность и смирение мотивировали ваш рост. Смирение также следует проверять на истинность. Смиренна ли моя смиренность? А может, это лишь другое проявление высокомерия? Не слишком ли я горжусь своей скромностью? Не афиширую ли я ее? Искренне ли мое смирение или оно нужно мне для достижения каких-то целей? Не ожидаю ли я награды за мою скромность?
Задание на день: Если вы в ссоре с любимым человеком, то подавите свои гордость и упрямство и помиритесь с ним.
День шестой. Йесод в Ойд. Единение в Смирении
Сегодня тридцать четвертый день, то есть четыре недели и шесть дней, омера.
Смирение не должно быть единственным качеством.
Оно должно проявляться в глубинной связи и преданности. Нет более сильной связи, чем связь, основанная на смирении. Отделяет ли меня от других моя скромность или сближает? Приносит ли результаты мое смирение? А результаты, отсроченные на длительный период? Создает ли мое смирение прочный фундамент, на котором можно строить?
Задание на день: Используйте ваше смирение, чтобы построить что-то долговечное.
День седьмой. Малхус в Ойд. ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО К СЧЕТУ ОМЕРА Продолжение. Начало в № 4, 2006 Симон Джекобсон
Третья неделя: Тиферес. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы