Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Римская религия республиканского времени.



Римская религия – некоторая специфика по сравнению с Грецией. Земледельческая, но меньше, больше – семейно-родовой. Духи предков и мелкие божества местностей (перекрёстков, рощ). С духами предков сложно, о них надо заботиться, покормить, если его вовремя не покормить, он становится злобным, селится на перекрёстке и мелко пакостит. Еда уже не помогает.

Синкретизм в императорскую эпоху. Создание многонационального государства было связано с распространением различных культов по всей империи, и мозаика религиозных течений вела к синкретизму —объединению разнородных начал в религии без создания единого, внутренне логичного и гармоничного учения, поскольку основой механического единства являлось только государство, то есть светская власть. Культ гения императора: не сам император божественный, но некая божественность выражалась в том, что поклонялись его гению – какому-то божеству-покровителю, который изображался в виде статуи императора, которой приносили жертву. Это проявление лояльности, никто в это не верил. Отсюда и коллизия с христианами. Они единственные верили во что-то.

Взаимоотношения римского государства и раннехристианской Церкви

Гонения на христианскую Церковь. Взаимоотношения христианства с римским государством в первые три века выразились в основном в гонениях. Они были вызваны боязнью римского государства перед тайной, мощной и разветвленной иерархичной структурой Церкви, параллельной государственной. Собрания христиан были закрытыми и не доступными для непосвященных, и такие опасения в представлении простых римлян были вполне обоснованны, хотя уже с началаIIIв. в римском обществе хорошо было известно, что на ночных собраниях христиан никаких убийств младенцев или безнравственных деяний не происходит.

Для римлян критерием истинности религии являлась ее давность, в силу чего христианство воспринималось как ересь, выделившуюся из иудаизма. «Новая религия», к тому же не национальная, не могла быть одобрена римскими гражданами.

Камнем преткновения во взаимоотношениях государства и христиан был культ императора — символ римской государственности, являвшейся объектом почитания. Не приносивший жертву гению императора отказывался выполнять свой гражданский долг и мог злоумышлять против государства. В силу этого наиболее жестокие меры против Церкви принимались в правление тех императоров, которые по меркам римлян были наиболее достойными: Траяне и Диоклетиане.

Христианская Церковь при Константине. В отношении к христианству Константин явился полным антиподом Диоклетиана. В311году были прекращены гонения в Восточной империи, а в313году появилсяМедиоланский(Миланский) эдикт.Константин и его соправительЛицинийиздали указ, согласно которому христианская религия признавалась равноправной с другими. Его текст сохранился в истории Евсевия Кесарийского. Церкви возвращалось конфискованное имущество или компенсировалась его стоимость. В315г. Константин разрешил христианам свободное проведение собраний. Представители Церкви и церковные общины получили статус юридических лиц вместе с правом свободного распоряжения собственностью. Заслуга Константина состояла в том, что он сумел усмотреть в Церкви основу духовного развития дальнейшей истории человечества, поскольку христианство — религия цивилизованных народов. Кроме того, император понял, что церковная организация способна стать мощной опорой государственной власти, а не подрывать ее. Этот момент определит взаимоотношения Церкви и государства в Византии, а позднее — в странах Европы и России.

В 325г. состоялсяпервый Вселенский собор в Никее, на котором были осужденыариане, не признававшие божественную природу Иисуса Христа. В истории Церкви наступил новый этап. В330г. Константин на месте греческой колонии Византий заложил новую столицу Восточной империиКонстантинополь. А столицей западной половины государства сталаРавенна. Константин скончался в337г., незадолго до смерти приняв крещение.

Печальную известность получила религиозная политика Юлиана, с именем которого связано последнее гонение на христиан. Оно отличалось от гонений в предшествовавшие эпохи. Церковь лишалась государственной помощи, христиане не допускались к высшим постам и были лишены права преподавания в школах. В самом эдикте не было прямого запрета деятельности Церкви, но сформулирован он был таким образом, что применить его можно было только к христианам — хитрая уловка, так как юридически никаких гонений не было: при Юлиане провозглашалась терпимость применительно ко всем религиям.

Ошибка императора состояла в том, что, воздвигнув гонения на Церковь, он ничего не смог ей противопоставить, кроме отживавшей последние дни римской религии. В представлении Юлиана неоязычествобыло призвано морально обновить мир, но теми же средствами, какие предлагало христианство. Поэтому оно формировалось как отражение христианства. Юлиан пытался объединить жрецов в единую организацию со ступенчатой иерархией, поощрял благотворительную деятельность языческих храмов, в частности, создание при них приютов призрения для немощных. Храмы заново отстраивались, им возвращалось конфискованное имущество. В проведении такой «модернизации» Юлиан, может, и не вполне сознательно, ориентировался на христианскую Церковь. Гонения прекратились со смертью императора.

В 380г. Феодосий издал эдикт«О католической вере», по которому христианство признавалось обязательным вероисповеданием в Римской империи. Вместе с тем начались преследования ариан, под знаком борьбы с которыми развернулась церковная историяIVв. С антиязыческой политикой Феодосия связано окончательное запрещение Олимпийских игр (393).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь