Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отношение между церковью и государством на Западе.



Юстиниан (V Вселенский собор – Константинополь, 553. Инициатор – Юстиниан I (527-65). Осуждена антиохийская школа (Феодор Мопсуэстийский, блж Феодорит Кирский, Ива Эдесский) как близкая несторианству (папа Вигилий возражал, но подписал соборные документы). Монофизиты продолжали упорствовать, тем более, что на их стороне была императрица Феодора à Юстиниан (патриарх Анфим, 535-536; эдикты о трёх главах 544 и 551). Само осуждение антиохийской школы продиктовано монофизитами. После 536 à коптская (и эфиопская) ц-ви; в 541-578 Иаков Барадей (монофизит) в Сирии и Палестине à яковиты; собор армянской ц-ви (Эчмиадзин, 491) – энотикон Зинона и отвергнут IVВсСоб (в 536, собор в Тиве – осуждён) à отпадение Армянской ц-ви. Ю не остановился; его попытки присоединить монофизитов могли бы повлечь волнения в ц-ви, но Ю вовремя умер.

Указ о вере 533. Патриарх Анфим 535-536 (низложен по сообщению папы Агапита как монофизит). Ю-н насильственно смещает избранного по смерти Агапита папу Сильверия и ставит Вигилия (538). Оригенистические споры, кон IV – нач V вв, Александрия и Палестина (о человеческом образе Бога) à VI в, Палестина: о воскресении и загробной жизни (Ориген отрицал вечные муки грешников, считая, что при конце мира всё будет восстановлено как было изначально, до «охлаждения любви к Богу») à после расследования Юстиниан лично осудил оригенство как ересь (à собор 543 подтвердил, вкл Феодора Аскиду, оригениста). Спор о трёх главах)

Пока Римская Церковь входила в состав византийской империи, отношения ее к государству были те же самые, в каких находилась и Восточная Церковь. Но со времени падения Западной Римской империи начинается на Западе развития папства в средневековом смысле.

Германцы завоевали Италию, оставив римлян жить по своим законам. Церковь оказалась свободной.

Г. – Римский Собор постановил “не следует, чтобы мирянин (король Одоакр), помимо римского папы, распоряжался чем-либо в Церкви: ему остается здесь лишь повиноваться, а не властно повелевать”.

И после вхождения Рима в империю при Юстиниане (527-565) ситуация не изменилась. Папы приняли широкое участие в делах гражданского управления уже с половины V в. Папы защищали римлян от варваров. Долго нет в Италии императорской и царской власти – светская власть переходит папам.Папы относились к византийским императорам иначе, чем патриархи. Это злило императоров.

Воспринимая себя как наследника римских цезарей, Юстиниан считал своей обязанностью воссоздать Римскую империю, желая при этом, чтобы в государстве был один закон и одна вера. Исходя из принципа абсолютной власти, он полагал, что в хорошо устроенном государстве все должно было подлежать императорскому вниманию. Понимая важность церкви для государственного управления, он прилагал все усилия к тому, чтобы она исполняла его волю. Является дискуссионным вопрос о первичности государственных или религиозных интересов Юстиниана. Известно, по крайней мере, что император был автором многочисленных писем на религиозные темы, адресованных папам и патриархам, а также трактатов и церковных песнопений[36].

В соответствии со своим стремлением, Юстиниан считал своим правом не только решать вопросы, связанные с руководством церкви и её собственности, но и устанавливать среди своих подданных определенную догму. Какого религиозного направления придерживался император, такого же направления должны были придерживаться и его подданные. Юстиниан регулировал быт духовенства, замещал по своему усмотрению высшие иерархические должности, выступал в качестве посредника и судьи в клире. Он покровительствовал церкви в лице её служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их привилегий; наконец, император устанавливал вероисповедное единство среди всех подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим вопросам.

Подобная политика светского преобладания в религиозных и церковных делах, вплоть до тайников религиозных убеждений человека, особенно ярко проявленная Юстинианом, получила в истории название цезарепапизма, и этот император считается одним из наиболее типичных представителей такого направления.

Юстинианом были предприняты шаги для окончательного искоренения остатков язычества. В 529 году он закрыл знаменитую философскую школу в Афинах. Это имело преимущественно символическое значение, так как к моменту события эта школа утратила лидирующее положение среди образовательных учреждений империи после того, как был основан в V веке при Феодосии II Константинопольский университет.

В конце IV-го и начале V-го века Александрийскую и Палестинскую Церковь волновал и оригенистический спор о человеческом образе Бога. Во второй трети VI-го века в Палестине снова возникли оригенистические споры уже по другому вопросу, о воскресении и загробной жизни, отрицании вечных мук грешников (Эсхатологическое учение Оригена известно как апокатастасис: т.е. восстановление при конце мира всего существующего; как в начале создания все было "добро зело," был только мир чистых свободных духов, и лишь потом, вследствие охлаждения любви к Богу, некоторые духи оплотились или даже дошли до демонического падения).

Сам император ревностно занялся изучением творений Оригена и сочинил ученый трактат, в котором осудил его учение, как еретическое. Этот трактат был приложен к письму на имя патриарха Мины с просьбою рассмотреть в собрании пункты учения Оригена и высказаться по их поводу. Собор состоялся в 543 г. С предложением императора осудить отдельные пункты в учении Оригена и анафематствовать с "безбожным Оригеном" и всех его единомышленников согласились и под ним подписались патриархи Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Решительный шаг против Оригена породил еще большие волнения.544 –осуждение Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского.

Дело с разгромом оригенизма затянулось на целых 10 лет. Будущий папа Пелагий, посетивший Палестину в конце 530-х годов, проезжая через Константинополь, сказал Юстиниану, что ереси у Оригена он не находит, но в Великой Лавре нужно навести порядок. После смерти святого Саввы Освященного защитниками чистоты монашества выступили святые Кириак, Иоанн Исихаст и Варсонуфий. Новолаврские оригенисты очень быстро нашли влиятельных сторонников. В 541 году они под предводительством Нонна и епископа Леонтия напали на Великую Лавру и избили её насельников. Некоторые из них бежали к Антиохийскому патриарху Ефрему, который на соборе 542 года впервые осудил оригенистов.

При поддержке епископов Леонтия, Домициана Анкирского и Феодора Кесарийского Нонн потребовал от Иерусалимского патриарха Петра вычеркнуть из диптихов имя Антиохийского патриарха Ефрема. Это требование вызвало огромное волнение в православном мире. Опасаясь влиятельных покровителей оригенистов и осознавая невозможность осуществления их требования, Иерусалимский патриарх Пётр тайно призвал архимандритов Великой Лавры и монастыря Святого Феодосия Геласия и Софрония и повелел им составить сочинение против оригенствующих, к которому бы прилагалось прошение о сохранении в диптихах имени Антиохийского патриарха Ефрема. Это сочинение патриарх послал самому императору Юстиниану, приложив к нему своё личное послание, в котором подробно описал все злоучения и беззакония оригенистов. Константинопольский патриарх Мина, а особенно представитель Римского папы Пелагий горячо поддержали обращение насельников Лавры Святого Саввы. По этому поводу в 543 году в Константинополе прошёл собор, на котором были осуждены Домициан Анкирский, Феодор Аскида и ересь оригенизма в целом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь