Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТРИ ДВЕРИ. ОДНА, ВХОДНАЯ ВЕДЕТ ПРЯМО В ГОСТИНУЮ, ВТОРАЯ, СПРАВА НА КУХНЮ, ТРЕТЬЯ, СЛЕВА-В ДРУГИЕ КОМНАТЫ.



Эрик АССУ

 

 

КРУТЫЕ ВИРАЖИ

 

Январь 2005 г.

 

 

Перевод с французского

Ирины ПРОХОРОВОЙ и

 Владимира АЛЕКСЕЕВА

Тел. Ирины Прохоровой:

 Дом. + 33.1.46.60.54.41

Сотовый: + 33.6.67.81.14.14

E-mail : [email protected]


 


БОЛЬШАЯ СВЕТЛАЯ ГОСТИНАЯ, ОБСТАВЛЕНА БОГАТО, НО БЕЗВКУСНО. ДИВАН, СТОЛ, НЕСКОЛЬКО СТУЛЬЕВ, МАЛЕНЬКИЙ ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК, ЭТАЖЕРКИ, ОДНО  ИЛИ ДВА КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ, МАГНИТОФОН, НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ И КАРТИНЫ.

ТРИ ДВЕРИ. ОДНА, ВХОДНАЯ ВЕДЕТ ПРЯМО В ГОСТИНУЮ, ВТОРАЯ, СПРАВА НА КУХНЮ, ТРЕТЬЯ, СЛЕВА-В ДРУГИЕ КОМНАТЫ.

ОН: ЧЕРТОВСКИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ, ЭЛЕГАНТНЫЙ МУЖЧИНА, ЗА 50

ОН: Вы улыбнулись или мне это почудилось ?

ОНА: Нет, нет, никакого чуда. Я действительно вам улыбнулась.

ОН: Когда мне так очаровательно улыбаются, я автоматически приглашаю выпить со мной по стаканчику. Могу я вам что-нибудь предложить?

ОНА: Я уже свой выпила.

ОН: Так закажите другой.

ОНА: А если я опьянею?

ОН: Ну и что из этого!

ОНА: Ладно. Так и быть.

ОН: (официанту) Виски для мадемуазель, пожалуйста! Как вас зовут?

ОНА: Джульетта.

ОН: А меня, Пьер.

ОНА: .........

ОН: Вы кого-нибудь ждете?

ОНА: Никого. А что?

ОН: Я тоже никого...Мы с вами точно два путника в ночи. Как в песне. Слышали?

ОНА: Нет.

 

ОН: (напевает) Stangers in the night / Exchanging glances

                       Wondering in the night / What were the chances

                        We’d be sharing love / Before the night was thruuugh !

 

Она выключает магнитофон, вместе с проводом кладет его в сумку. Он смотрит на нее уничтожающем взглядом.

 

ОНА:  Как вам собственная персона со стороны?

 

ОН: Можно помереть со  смеху! И часто вы этим занимаетесь?

 

ОНА: Это зависит. 

 

ОН: ( с угрозой) Мне это не нравится.

 

ОНА: Не волнуйтесь так. Нигде не будет упрминаться ни ваше имя, ни адрес...Что же касается ваших приемов...... я думаю, многие узнают в них себя.

 

ОН: И какую же цель вы преследуете?    Преподнести урок морали юным девицам? Предостеречь их от опасности? «Будьте  бдительны, не попадайтесь на удочку...»

 

ОНА: О нет! Никаких нравоучений!   Только  констатация фактов. Психологическое эссе. Мужчина, которому необходимо постоянно соблазнять для удовлетворения собственного тщеславия. Воспользовавшись отсутствием жены и сына, он приглашает. к себе девушку, намного моложе его,.... «Зайдем ко мне, выпить по последней рюмочке. Вполне пристойное предложение,   и она, не раздумывая, соглашается. Классический прием никогда не устаревающий! Действующих лиц двое: она – молодая девушка, немного наивная,  но не дикарка,  и он – человек светский, преуспевающий бизнесмен. Вполне довольный собой  стареющий мужчина.

 

ОН: Вы очень любезны, благодарю вас.

 

ОНА: Но вы прекрасно сохранились!....Признаюсь, что я, как журналист, вынуждена употребить именно этот термин – стареющий ! Но как женщина, я нахожу вас очень привлевательным и считаю, что вы очень даже неплохо выглядите для ваших лет!

 

ОН: (с нервным смешком) Очень даже неплохо!

 

ОНА: Я пришлю вам статью, когда она будет готова. В ней не будет никаких сведений счетов, ни враждебных нападок.   Мы не стремимся нанести никакого морального ущерба представителям противоположного пола. Мы только пытаемся изучить вас получше.

 

ОН: Счастлив был оказать вам услугу.

 

ОНА: Нет вы, правда не сердись? Давайте пожмем друг другу руки.

 

Он пожимает ей руку, удерживая ее в своей.

 

ОН: Вы уже закончили и собираетесь уходить!

 

ОНА: Ага! Если только вы не захотите мне еще чего-нибудь рассказать.

 

ОН: Могли бы еще посидеть. Мы ведь не все  выпили.

 

ОНА: Вы очень любезны, но я  уже достаточно выпила за сегодняшний день. Да и вы тоже, смею вам заметить.

 

ОН: Подождите.

 

ОНА: Что еще?

 

ОН: Расскажите мне немного о себе. Вы знаете о моей жизни все, а я о вашей – ровным счетом ничего.

 

ОНА: Боюсь, что вы будете разочарованы. Моя личная  жизнь довольно однообразна. Кроме работы у меня есть несколько друзей и моя мать, которую я иногда навещаю. Она живет в маленькой деревушке, которая называется «Яблонька». Смешное название, не находите?

 

ОН: У вас есть жених?

 

ОНА: Нет. Те, кто интересуются мною, мне не интересны, а тем, кто интересен мне, я не нравлюсь. Случай типичный для большинства одиноких женщин. Но я по-прежнему верю в прекрасного принца. Я хочу, чтобы он был умный, безумно в меня влюбленный и независимый, нежный и мужественный, выдающийся и скромный. А главное, холостой!

 

ОН: Но в ожидании этого редкого сокровища...

 

ОНА: Я храню ему верность... А вы и правда очень милый... Ну что ж, надеюсь, вы на меня не сердитесь.

 

ОН: Не забудьте ваши «сигареты»!

 

Она берет со стола пачку сигарет, чмокает его в щеку и выходит. Оставшись один, он включает магнитофон, садится на диван, тоскливо озирается по сторонам. Звучит нежная мелодия. Пауза. Раздается звонок в дверь. Он аж подпрыгивает от неожиданности. С насмешкой « я с женатыми мужчинами не связываюсь...Ха! Какая ерунда». Напевая, поднимается с места, продолжая потягивать виски подходит к фотографии жены, разворачивает ее, целует и ставит на место как положено. Стук в дверь. Удивлен. Выключает магнитофон и направляется к двери. Открывает, на пороге она.

 

ОНА: Вы будете смеяться, но я опоздала на последний автобус и у меня нет с собой ни копейки. Я поменяла сумку и забыла переложить  кошелек.

 

ОН: Ах какая неприятность!

 

ОНА: (робко) ....Вы не могли бы мне одолжить немного....

 

ОН: Одолжить? Смотри-ка, и вам не стыдно просить у меня взаймы?

 

ОНА: Я вам верну.

 

ОН: Вернете! Очень трогательно. И как вы собираетесь их мне возвращать.? 

 

ОНА: Я привезу их вам на работу! Да, на работу, чтобы избежать всяких недоразумений.

 

ОН: Ну да, конечно! Постарайтесь , уж, избежать всяких недоразумений.

 

ОНА: Послушайте, я на самом деле... как бы вам это обьяснить... Я в безвыходном положении Грубо выражаясь, я по уши в дерьме.

 

ОН: Да уж, это заметно. А я, нет! ( пауза. Он, торжествуя) Какая глупая ситуация! Как это вы не предусмотрели, не продумали все до мелочей. Вообразили, что умнее и лучше, почувстовали себя победителем.. «журналист!» , «Магали!» и вдруг на тебе!...»Не могли бы вы мне одолжить 15 евро, пожалуйста». Жалкое зрелище!

 

ОНА: (подавлена)...Значит нет?

 

Он раздумывает.

 

ОНА: Мне бы только на такси!

 

Он, весьма собой довольный, опускается на диван, улыбается ей. Медленно прикуривает, с победоносным видом.

 

ОНА: Пешком это займет часа полтора..., по меньшей мере. Там очень холодно, а я так легко одета.... Только лишь на такси... Вы же не можете меня так отпустить.

 

Новая пауза. Он достает из кармана монету, подбрасывает ее в воздух.

 

ОНА: ( с волнением в голосе) Я проиграла?

 

ОН не реагирует. ОНА, сдавшись, поворачивается, медленно бредет к двери.

 

ОН: Я отвезу вас на машине.

 

ОНА: Правда?!

 

ОН: Представьте себе, мне что-то не очень хочется спать.

 

ОНА: А вы не слишком  много выпили, чтобы садиться за руль?

 

ОН: (поднимаясь) Не беспокойтесь. Я в полном порядке!

 

ОНА:.......

 

ОН: Можете написать в вашей статейке: «когда я выложила ему всю правду, господин «П» поступил очень галантно. Он был настолько великодушен, что предложил меня подвезти на своем БМВ, купленном в кредит»!

 

ОНА: Но у вас нет БМВ.

 

ОН: Нет, на самом деле. У меня всего лишь Ситроен. Но, если вы могли бы приврать, чтобы замести следы, меня бы это очень устроило.

 

ОНА: О.кей! Никаких проблем. Пусть будет БМВ.

 

ОН: И еще одна небольшая деталь...Я тут тоже немного приврал.

 

ОНА: Когда это?

 

ОН: Я сказал вам, что являюсь коммерческим директором. На самом деле, я всего лишь его заместитель. Это, безусловно, тоже не плохо, но все-таки не первая скрипка. Но что меня бесит, так это молодость моего патрона. Он намного моложе меня и мне, вряд ли когда-нибудь удастся занять его место. И потом... на мировом рынке наша кампания занимает не третье место, а скорее пятое...Пятое, шестое...

 

ОНА: (без особого интереса) ....Ну и что?

 

ОН: Да ничего. Хотелось, чтобы вы знали.

 

ОНА: Вероятно подумали: «если я произведу на нее впечатление своим положением , у меня будет больше шансов уложить ее в постель»! Я это поняла.

 

ОН: А что, разве это не так? Разве наш социальный статус не способствует успеху у женщин? Или им это безразлично? Смотри-ка, я не знал. Вы открываете мне глаза. Когда мужчина стареет, единственное чем он еще может произвести впечатление на женщину, так это своим положением... Точнее своим счетом в банке. Конечно, звучит пошло, согласен. Но, к сожалению, это факт. Разница в возрасте компенсируется материальными ценностями. Все остальное,-человеческие качества, внешность, интеллигентность, - лишь  приложение.

 

ОНА:(поражена) Приложение, вы говорите...

 

ОН: А что, вы знаете много молодых женщин, вашего возраста, которые встречаются с пятидестилетними мужчинами, у которых доходов  одна жалкая пенсия ?

 

Она молча пожимает плечами.

 

ОН: И я тут не при чем. Это жизнь диктует свои законы. Оттого мужчины и кичатся своим положением, выстывляя его  главным своим  достоинством. Все ради женщин. Чтобы им  понравиться, они становятся тщеславными, самодовольными  кретинами/!...Порой даже подлецами! И в этом виноваты сами женщины.      Это они их провоцируют. Сами-то мужики, может и не слишком довольны своей участью!

 

ОНА: Наверное, вы правы.

 

ОН: Так вот и напишите лучше об   этом в вашем журнале! Легко вершить суд над мужчинами. Очень веселое развлечение . В этом вопросе вы все заодно. Другое дело, рассказать о женских недостатках. Что- то об этом никто не пишет.

 

Она улыбается и почти с нежностью смотрит не него.

 

ОНА: Чем это они вам так насолили, эти женщины?

 

ОН: Да это я так, к слову! Обычно, когда выпью, я не говорю глупостей.

 

ОНА нежно гладит его по щеке. Собираются уходить. Неожиданно, он, пошатнувшись, едва не теряет равновесия. Она удерживает его.

 

ОН: Ого! Что-то меня качает...

 

ОНА: Что это с вами?

 

ОН: Голова закружилась. Сколько водки  мы с вами выпили?

 

ОНА: Кажется, целую бутылку. В вашем состоянии вести машину слишком рисковано.

 

ОН: (снова усаживаясь на диван) Ерунда! Сейчас я только немного приду в себя.

 

ОНА: Я думаю вам лучше прилечь и поспать немного.

 

ОН: Да что вы..я в отличной форме...(вздыхает)..я даже очень...

 

ОНА:(ласково) Ш....ш....ш...

 

Она помогает ему улечься, продолжает держать его за руку. Он гладит ее руки, плечи, она не сопротивляется, спокойно продолжает сидеть возле него.... Зучит музыка.

 

 

                                            ВТОРОЙ АКТ

 

На следующий день. ОН в той же одежде, что и накануне, только без пиджака, выходит из комнаты. Уставший вид. Проходит к книжному шкафу, поправляет заботливо фотографии своей жены. Из ванной, в красном халате, появляется ОНА. ОН, вскрикнув, подпрыгивает от неожиданности. ОНА, в свою очередь, испугавшись его реакции, тоже вздрагивает и застывает на месте

 

ОНА: Ой! Извините, пожалуйста.

 

ОН: (удивлен) Но...что это значит?

 

ОНА: Что именно?

 

ОН: Подождите....

 

ОНА: Я жду.

 

ОН: Я думал, что вы...уже ушли...

 

ОНА: Да нет. Я все еще здесь. Я никуда не уходила. Я так испугалась!

 

ОН: Это я, что ли вас напугал?

 

ОНА: Ну да. Ты так неожиданно появился!

 

ОН: Но что вы... Что вы здесь делаете?

 

ОНА: Я приготовила кофе...Я позволила себе.... Ты ведь пьешь кофе?

 

ОН: Довольно много.

 

ОНА: Я не ожидала, что ты так рано проснешься! Учитывая поздний час, в котором мы с тобой улеглись, я была уверена, что ты будешь спать еще долго! Ты был в невменяемом состоянии.

 

ОН: Подожди, жди..

 

ОНА: Что еще?

 

ОН: Вы.. вы только что упомянули о времени... Поздний час, в котором «мы с тобой» улеглись?

 

ОНА: Ну да.

 

ОН: Мы с тобой. Вы что, тоже спали?

 

ОНА: Конечно, я спала. К счастью! А что тут такого удивительного?

 

ОН: Здесь?

 

ОНА: (как само собой разумеющийся факт )Да.

 

ОН: У меня?

 

ОНА: Нет, на улице, прямо на тротуаре. Ну конечно здесь, у тебя.

 

ОН: Но где, у меня?

 

ОНА: А ты что, ничего не помнишь? Очень мило с твоей стороны. Ты был, конечно, пьян, но не настолько, чтобы...(подыскивая определение)...Ну вообщем, сам понимаешь!

 

ОН: (сухо) Я абсолютно ничего не понимаю!

 

ОНА: Притворяешься?

 

ОН: Ни в коем случае!

 

ОНА: Решил меня разыграть! Или у тебя провал в памяти? Прости, но ты был даже очень настойчив вчера вечером.

 

ОН: Я. ..что,..мы... Вы хотите сказать, что мы с вами...

 

ОНА: Замечательно! (демонстрирует три пальца на вытянутой руке) Сколько здесь пальцев?

 

ОН:......

 

ОНА: Как меня зовут? (никакой реакции с его стороны)...Мое имя?

 

ОН: (не очень уверенно) ....Джульетта?

 

ОНА: Ну слава богу! Еще не все потеряно.  Сейчас мы попробуем восстановить вчерашний день, прокрутим ситуацию назад. Итак, вчера вечером... Ты помнишь, что был в баре?

 

ОН: Да, в мексиканском.

 

ОНА: Там мы с тобой и познакомились. Ты предложил мне выпить. Потом? Что было потом?

 

ОН: ...Мы вышли, сели в машину и приехали сюда.

 

ОНА: Это было твое предложение. Согласен?

 

ОН:....Да! Это я еще помню...(указывая на японскую статуетку) Вы взяли эту вещицу в руки и я сказал: «Она очень хрупкая, эта вещица»...

 

ОНА: Да ты все прекрасно помнишь! Ты притворяешься?

 

ОН: Да, но потом! Что было потом?

 

ОНА: Потом ты  только и делал, что пил! Я тоже, но меньше. И вот, когда ты собрался отвезти меня домой, тебе стало нехорошо.  Ты едва держался на ногах, ты был не в состоянии везти машину, но дальше ...Дальше все было не так уж и плохо. Не высший пилотаж, конечно, но вполне  сносно. Во всяком случае, достаточно, чтобы не...

 

ОН: Чтобы что?

 

ОНА: ....Хочешь чтобы я описала тебе со всеми  подробностями?

 

ОН: Почему же тогда я запомнил, что вы  не соглашались.  Вы заявили, что не собираетесь оставаться. Отказывались!

 

ОНА: Да, отказывалась.

 

ОН: Тогда почему же вы...

 

ОНА: Это было в начале!

 

ОН: Вы сказали... гм... «я журналист, вы слишком старый, к тому же женатый, а я ищу холостого... гм...ласкового и грубого, гм.. видите мои сигареты, это не сигареты, а магнитофон! Не верите? Сейчас услышите (напевает) « strangers in the night …. »! Потом вы попросили 500 евро и через некоторое время вернулись и сказали, ладно не надо 500, дайте 15 на такси, так как на улице сильный мороз!

 

ОНА:  Все верно.  Только не в той последовательности!

 

ОН: Значит мы провели ночь вместе?

 

ОНА: Что я и пытаюсь вам втолковать!

 

ОН: Я весь вечер только и думал, как бы уложить тебя в постель и сейчас, когда это произошло, как идиот ничего не могу вспомнить! Какой  болван! Полный провал! Кретин безмозглый!

 

ОНА: Ну зачем же произносить такие слова?

 

ОН: Ты же мне сказала нет! Ты, весь вечер, не переставая, говорила мне нет! И когда я допился до бессознательного состояния, ты согласилась! Ты что, предпочитаешь пьяных мужиков?

 

ОНА: (Как бы оправдываясь) ....Ты меня расстрогал...

 

ОН: Что ты, интересно, теперь им расскажешь, в твоем журнале? Что переспала с мужчиной,  у которого брала  интервью?

 

ОНА: Но я не обязана выкладывать всю правду.

 

ОН: Ты нарушила профессиональную этику! Тебя же могут уволить! Из-за меня ты потеряешь работу.

 

ОНА: Очень приятно, что ты  волнуешься за меня. Право, не стоит. Все обойдется.

 

ОН: А я все равно волнуюсь.

 

ОНА: Никакой статьи не будет!

 

ОН: (удивлен)...Не будет...и чем это я заслужил такую милость...?

 

ОНА: Не люблю путать личную жизнь с работой!... Всему свое время и место. Доволен?

ОН: Дальше некуда… А…

ОНА: Что?

ОН: Не знаю, как спросить.

ОНА: Давай, смелее.

ОН: Как все это было?

ОНА: Что именно?

ОН: Ну это, между нами.

ОНА: Тебя интересуют мои впечатления?

ОН: Ну да, как тебе было со мной, а? Совсем неважно?

ОНА: (снисходительно) … Как говорят, «могло бы быть лучше»! Но не все потеряно. И потом, ты оказался такой говорун. Рта не закрывал. Все комментировал, что делал. Прямо как спортивный комментатор на футбольном матче.

ОН: И много я «забил голов»?

ОНА: Один единственный… С пенальти.

ОН: Хорош, видать, я был…

ОНА: Да разве это главное ? Никак мужчины не поймут, что самое чувствительное место у женщины – это сердце. (Показывает на грудь). Все начинается отсюда.

ОН (холодно): Да, спасибо, знаком я с этой теорией.

ОНА: Ты в это не веришь?

ОН: Веришь – не веришь! Мне вовсе не хочется  рассуждать на эту тему. И переделывать мир тоже нет желания.

(Она уходит на кухню)

ОНА: (с кухни): У тебя плохое настроение?

ОН:  Мне плохо с похмелья, а это разница.

ОНА: (с кухни): Ты явно не жаворонок.

ОН: Не всегда. Это зависит от того, как я провел ночь.

ОНА: (с кухни): Я догадываюсь, о чем  ты думаешь.

ОН: О чем? Давай,  выкладывай, раз ты такая догадливая.

ОНА: (с кухни): О своей жене.

ОН: О моей жене? Не вижу, какое отношение имеет моя жена к этой истории.

ОНА: (возвращаясь): Вот как? (она ставит на стол поднос с двумя большими чашками кофе) А разве ты не сделал… Не сделал больно своей жене?

ОН: Что я сделал своей жене? Я ничего не сделал своей жене! Она за 400 верст отсюда, я ничего не мог ей сделать!

ОНА: Тебе не следовало жениться по любви!

ОН: О чем ты?

ОНА: Не знаю, известно тебе или нет, но есть такие люди, которые вступают в брак по любви. Не все, конечно, но есть.

ОН: Послушай, моя дорогая, я люблю свою жену. Тебя это удивляет, кажется невероятным? Хочешь верь, хочешь нет, но я люблю свою жену, и если все надо было начать с начала, я бы ни минуты не колебался. Ни минуты!

ОНА:  И ты бы снова женился на ней?

ОН: Да.

ОНА: И снова бы ее обманул!

ОН: … (раздраженно смотрит на нее).

ОНА: Прости меня… Да, я позволила себе надеть этот халат. Ты не сердишся?

ОН: (с иронией) : После нашего интима все дозволено!

ОНА: Когда он на мне, я  чуточку ощущаю себя твоей женой.

ОН: Я тоже это почувствовал, когда увидел тебя. Мне показалось, что передо мной она. Потому я и вскрикнул.

(Она отпивает глоток кофе)

ОНА: Как вы познакомились?

ОН: Что?

ОНА: Как ты познакомился со своей женой?

ОН: Опять ты за свое?

ОНА: Я просто хочу знать, как  люди знакомятся. Происходит ли это  неожиданно, в какой-нибудь романтической ситуации или заранее продумано....Когда любовь и судьба вступают в заговор, все может случиться.

(Он смотрит на нее с иронией),

ОНА: Давай, рассказывай. Как вы встретились? Подожди… я попытаюсь представить тебя лет на 20 моложе. (Закрывает глаза). Хорош! (Открывает глаза). Порядок. Я тебя слушаю.

ОН: «Как мы встретились»… Э-э… (Мучительно пытается вспомнить)  Э-э… Уф-ф… (Вопрос не кажется ему интересным).

ОНА: Рассказывай.

ОН: Во время отпуска… У меня был отпуск, у нее был отпуск.

ОНА: Где это было?

ОН: В какой-то жаркой стране… В Марокко… Нет, в Египте… Э-э… Да, точно, в Египте.

ОНА: (Мечтательно). Красота! Сфинкс, пирамиды.

ОН: Бар в гостинице Хилтон.

ОНА: Чудесно… Она была одна, ты был один.

ОН: Нет, мы были в одной и той же туристической  группе. 80 человек – Содом и Гоморра! Она подыхала от скуки, я подыхал от скуки, я коротал время в баре, она тоже.

ОНА: И?

ОН: Вот и все.

ОНА: Как все? А кто сделал первый шаг?

ОН: Уф-ф! (Не помнит).

ОНА: (Разочарованно). Из тебя романтик – никакой! Я удивлена. Кто первый подумал о женитьбе? Она или ты?

ОН: Перестань, хватит!

ОНА: Послушай… То, что я вчера рассказывала о себе… Это не совсем то…

ОН: Не совсем то?

ОНА: На самом деле… Боюсь, что ты не поймешь.

ОН: Я тоже этого боюсь.

ОНА: Я пришла к тебе… С одним… с одним, как говорится, специальным заданием.

ОН: … Интересно. Не знаю, что это значит, но интересно.

ОНА: Мне поручили тебя соблазнить… Вернее, попытаться соблазнить… Чтобы  проверить тебя на прочность… Твою сопротивляемость внешним воздействиям…

ОН: «проверить на прочность»,  «внешние воздействия»… Ни черта не понимаю! Ты меня разыгрываешь?

ОНА: Нет, это правда.

ОН: (Жестко). Я люблю  загадочных женщин, но в разумных пределах. Если у тебя есть, что сказать, говори сразу и до конца, а  то у меня память  дырявая.

ОНА: Я не случайно заговорила о твоей жене.

ОН: А при чем тут она?

ОНА: А при том, что я знакома с ней немного!  Совсем немного… Но все-таки...

ОН: И что из того?

ОНА: (Показывает свой браслет).  Это она купила мне эти часы… Как ты их находишь? Я давно  мечтала о таких и вот получила. Очень любезно с ее стороны, не правда ли?  Но взамен она попросила меня о маленькой услуге…

ОН: О какой?

ОНА: Познакомиться с тобой в ее отсутствие.

ОН: (Недоверчиво).  Моя жена?!

ОНА: Раз в две недели, по субботам она ходит в салон красоты «Марианна», где я работаю. Ты знаешь этот салон.  Иногда ты заезжаешь  за ней на машине. Я ей делаю маникюр… и мы болтаем… Она мне рассказывает, я ей рассказываю… Она находит меня красивой… Однажды она спросила, хорошо ли я зарабатываю на жизнь. Я ответила: «Да, но  хотелось бы получать побольше».  И тогда она захотела сделать мне  подарок.  Я как то сказала, что мне безумно нравятся одни часы, но у меня никогда не наберется денег для такой покупки… И она  решила мне их подарить.

ОН: Она подарила тебе часы,  для того чтобы ты встретилась со мной?

ОНА: Вернее, чтобы я устроила тебе испытание. Посмотреть,  сумеешь ли ты устоять перед соблазном.

ОН:  И ты и есть этот соблазн.

ОНА: Более того. Она не случайно позвонила вчера вечером. У нее не было к тебе никакого дела. Она просто хотела убедиться, что я уже у тебя. Думаю,  по твоему голосу она обо всем догадалась. Ты притворялся, что зеваешь от  усталости, но делал это так неубедительно, что она тебе, явно, не поверила.

(Он выплескивает остатки кофе и наливает себе виски).

ОНА: Ты… Ты рассердился?

ОН: Что ты, я  ужасно рад! Одна новость лучше другой! Продолжай!

ОНА: Она настаивала, чтобы я предоставила ей  доказательства. Я  пыталась ее отговорить, но она не хотела меня слушать.  Мне кажатся, у нее возникли сомнения по поводу твоей верности. Когда она прослушает текст на магнитофоне, ее сомнения буду оправданы.  Только вот чего  я не должна была делать, так это  с тобой спать. Она, ведь,  не мазохистка. Она меня предупреждала, чтобы без всяких глупостей. И добавила: «В любом случае, он вам не понравится».

ОН: Почему же ты это сделала?

ОНА: Я тебе уже сказала, ты меня взволновал.

ОН: Тогда это ты, ты, ты во всем виновата!

ОНА: …

ОН: Я вчера вечером пришел себе спокойненько в бар «Мексиканец». Хотел выпить кружку пива, выкурить две-три сигареты и  отправиться домой  спать. С самыми чистыми намерениями. Упрекнуть не в чем. Так?

ОНА: Так.

ОН: А кто мне улыбнулся?

ОНА: … Я.

ОН: Отлично! Если бы ты этого не сделала, стал бы я заговаривать с тобой?

ОНА: Нет.

ОН: Вот так! (Он задумывается, потом внезапно задает вопрос) А откуда тебе стало известно, что я направлюсь в бар «Мексиканец»?

ОНА: Я ничего не знала. Твоя жена велела мне с половины седьмого устроиться в кафе напротив твоей конторы, как раз к концу  рабочего дня. Бар «Мексиканец» в десяти минутах ходьбы. Я  последовала за тобой, вошла, сделала заказ и улыбнулась тебе.(Новый глоток кофе) Я не хотела вмешиваться в то, что меня не касается, но в моей голове  засела одна  мысль: а вдруг у мадам завелся любовник, она задумала  развестись и теперь собирает компромат на мужа, чтобы обвинить его в адюльтере.

ОН: У моей жены любовник? Это на нее непохоже, нет. Откуда ты это взяла. Она тебе что-нибудь говорила?

ОНА: Нет.

ОН: Говорила?

ОНА: Нет.

ОН: (Утвердительно) Не говорила.

ОНА: Нет

ОН: Тогда без паники… У нас есть время. Мы найдем выход!

ОНА: ......

ОН: Главное найти подходящую идею.

ОНА: Ну это просто: не получилось, не записалось, я неправильно поставила кассету и она не сработала...

ОН: (Колеблется, потом отрицательно качает головой). Неубедительно.

ОНА: Почему?

ОН: Потому что неправдоподобно, слабо, неэффективно. У нее будут сомнения.

ОНА: Когда надо, я могу быть очень убедительной! Я так ей опишу, как ты отказывался, что она поверит.

ОН: Нет и еще раз нет, это плохо!

ОНА: (Направляясь в спальню) О-кей, согласна, это плохо!

ОН: Ты куда?

ОНА: Пойду переоденусь, пока ты ищешь гениальную идею, мои все равно тебя не устраивают. (Уходит).

ОН: (Думает и затем говорит почти про себя) Надо  сделать новую запись.

ОНА: Что ты сказал?

ОН: (Громче) Надо сделать новую запись!

ОНА: (Возвращаясь и довершая свое переодевание). Как это?

ОН: Мы сотрем то, что записано, и вместо этого  разыграем, как  в театре другой диалог. Ты мне улыбаешься, начинаешь меня клеить… А я… Нет!.. Неподкупен!

ОНА: Это называется: «лепить горбатого», фальсифицировать. Это не так легко. Надо, чтобы  звучало естественно!

ОН: Все будет естественно, дальше некуда. Я могу быть очень убедителен в роли  неприступного мужчины.

ОНА: (С сомнением) Ты?

ОН: (Уязвленный) Да, именно я! Она услышит мой голос, мой настоящий голос, она узнает мою манеру говорить. Обязательно узнает!

ОНА: … Да уж…

ОН: Только текст надо немного… Немного подправить

ОНА: Давай посмотрим.

ОН: Надо порепетировать перед записью… Как это делают артисты. Попробуем съимпровизировать и, как только найдем нужные слова, сразу включим запись! Вот представь себе… Это бар «Мексиканец»… Стойка там, здесь столики, тут пианино. Я сижу здесь… Ты подсаживаешься ко мне… Договорились?

ОНА: Да. (Подходит, садится).

ОН: Давай!

ОНА: Начинать не мне.

ОН: Тебе, тебе, ты меня начинаешь клеить!

ОНА: Хочу тебе напомнить, что вчера первым заговорил ты.

ОН: Но почему я так поступил? Потому что ты мне улыбнулась.

ОНА: Да, правильно, я тебе улыбнулась.

ОН: Вот!

ОНА: Хорошо, представь, что я тебе снова улыбнулась!

ОН: (Начинает нервничать).  Да но я в роли неприступного мужчины. Ты что, забыла? Я не могу отвечать на всякие там  улыбки.

ОНА: Ах, да, конечно… Прости!

ОН: Я не уверен, что ты поняла, как мы должны себя вести.

ОНА: Поняла, поняла.

ОН: Ты заговариваешь со мной. Говори что-нибудь… Давай!

ОНА: Подожди… Черт… Сразу не сообразишь!

ОН: Вчера ты заливалась соловьем целых два часа, а сегодня не можешь выдавить простой реплики!

ОНА: Ты меня задавил. Дай мне сосредоточиться пару минут!

ОН: Так! Я снова расставляю декорации. Мы в баре «Мексиканец». Стойка там, столы здесь, вот пианино, я сижу здесь… Ты подходишь и заговариваешь со мной. Проще простого!

ОНА: Окей, окей! Конечно, это не сложно, если не считать, что мы не в баре и тут нет ни стойки, ни пианино, и к тому же сейчас 10 часов утра.

ОН: Ну, хорошо… Попроси у меня  прикурить что ли. У тебя сигарета и ты просишь огня!

ОНА: (Без энтузиазма) Это примитивный прием…

ОН: Вовсе не примитивный, а классический! Это классика, и звучит естественно. Ты обращаешься ко мне:«У вас не найдется прикурить?»

ОНА: Хорошо, согласна.

ОН: Очень удачный ход, у меня как раз есть зажигалка!

ОНА: Гениально!

ОН: Давай, поехали!

ОНА: Пардон, извините… У вас не найдется огонька?

ОН: Пожалуйста.

ОНА: (Делает вид, что прикуривает) Спасибо.

ОН: Не за что.

(Она как бы выдыхает дым. Идет время. Он нетерпеливо барабанит пальцами по столу. Она курит воображаемую сигарету).

ОН: (Раздраженно) … Я жду!

ОНА: Мы работаем в реальном времени… В обычной жизни много пауз.

ОН: Согласен, есть паузы, но в то же время  необходимо действие. У  тебя  есть задача меня соблазнить.. Шевелись! Вперед!

ОНА: Ты прямо как режиссер в театре.

ОН: Не надо быть режиссером,  достаточно немного здравого смысла!

ОНА: (Жестом показывает, что не согласна).

ОН: Давай, давай! Не расслабляйся!

ОНА: Вы впервые здесь?

ОН: Нет.

ОН: Нет.

ОНА: … Значит, что-то между этим…

ОН: Да.

ОН: Нет.

ОН: Да.

ОНА: Прости, но для диалога это слишком сухо. Ты знаешь  какие-нибудь другие слова, кроме да и нет?

ОН: Я  пришел в бар не для того, чтобы  рассказывать о своей жизни.

ОНА: Никто тебя и  не просит, но постарайся, чтобы во фразе было сказуемое. Подлежащее, сказуемое и дополнение.

ОН: Подлежащее, сказуемое, дополнение – будет сделано, включай.

ОНА: Вам здесь нравится?

ОН: …Недурно.

ОНА: А мне так очень нравится!

ОН: …О вкусах не спорят.

ОНА: Вы один?

ОН: …Нет.

ОНА: Как нет? Ты один. За столом ты совершенно один.

ОН: Да, но  я должен дать понять, что женат.

ОНА: Как?

ОН: Нет, я женат.

ОНА: Ты женат, но к чему это здесь?

ОН: Это ведь главный вопрос!

ОНА:  Согласна, это главный вопрос, но к чему так торопиться!  Зачем же сразу сообщать,  что ты женат. Я понимаю, что ты насторожился,  но нужно хоть немного быть реалистом. Я тебя еще не спросила, женат ты или нет. Ты сидишь один, так и отвечай: да, я один.

ОН: Географически, я, конечно, один, но по паспорту – нет!

ОНА: Тебя не спрашивают о семейном положении, а только о географическом.

ОН: Если так, то это дурацкий вопрос. Ты же видишь, что «географически» я один, так чего же спрашивать?

ОНА: Если ты был актером, режиссер сошел бы с тобой с ума.

ОН: Ладно, ладно! Рули дальше. … Например… не знаю… ты могла бы спросить, не ожидаю ли я кого-нибудь?

ОНА: Вчера вечером ты подъехал ко мне именно с таким вопросом.

ОН: А теперь ты его возьми на вооружение.

ОНА: Хорошо, возьму.

ОН: Только поестественней.

ОНА: А ты сам-то естественный?  Посмотри на себя, натянут как  струна. Расслабься немножко.

ОН: Ну давай.

ОНА: Вы кого-то ждете?

ОН: Нет… Я выпью стаканчик и  пойду домой.

ОНА: Вы далеко живете?

ОН: Почему Вы спрашиваете?

ОНА: Что но?

ОН: Не стоит благодарности.

ОНА: Вы кого-то ждете?

ОН: Нет, никого, я один.

ОНА: Я тоже одна.

ОН: Угу…

ОНА: Что но?

ОН: Я не хотел бы вводить вас в заблуждение. Я женат!

ОНА: Ну это уже ни в какие ворота не лезет! У тебя это  просто навязчивая   идея!

ОН: Что?

ОНА: Кто тебя спрашивает, женат ты или не женат?

ОН: Никто.

ОНА: Так чего же ты опережаешь события?

ОН: Я обороняюсь. На всякий случай.

ОНА: Нет, ты забегаешь вперед.  Почему бы тебе не  повесить сразу плакат на грудь: «Не заговаривайте со мной, я женат!»

ОН: Прости, но я же вижу, что ты  ко мне пристаешь.

ОНА: Да, пристаю, согласна, но не мешай, пусть я подъеду поближе, и тогда… У тебя еще будет время сказать «Нет». Мужчине всегда льстит, когда его клеит молоденькая особа. Она может ему  даже не нравиться,  и каким бы верным мужем он не был, его самолюбие будет польщено. А ты ведешь себя вопреки всякому здравому смыслу!

ОН: О.кей, согласен, прошу прощенья.

ОНА: Мы же не  сцену из спектакля разыгрываем.  Все должно выглядеть натурально. и длиться ну, хотя бы, как минимум минут десять!

ОН: Что я буду делать все эти твои десять минут?

ОНА: Улыбайся.

ОН: Что?

ОНА: Улыбайся. Ты умеешь улыбаться?

ОН: Но прости меня, ведь улыбку не запишешь на магнитофон!

ОНА: Да, но она ощущается!

ОН: Ладно, мадам режиссер!

ОНА: (После паузы) Как я уже вам говорила, я приезжая и никого в Париже не знаю.

ОН: (Растягивая в улыбке рот до ушей) Если вам нужна моя помощь…

ОНА: Вы очень любезны.

ОН: (продолжая улыбаться) Моя любезность безгранична!

ОНА: Вот как?

ОН: Я всегда рад услужить, особенно если меня просит такая очаровательная особа. Вы прелестны, мадмуазель!

ОН: Пардон?

ОНА: Ты кого изображаешь?

ОН: Я, как договорились, излучаю симпатию!

ОНА: Это не симпатия… Это сексуальная озабоченность!

ОН: (Раздраженно) У меня уже голова идет кругом. Тебя не поймешь. То я слишком груб, то я слишком приветлив…

ОНА: Попытайся найти золотую середину. (Передразнивает) «Вы очаровательны, мадмуазель!»

ОН: Ты меня довела!

ОНА: Я? Я тебя довела?

ОН: Вот именно!

ОНА: Ладно, оставим это, у нас ничего не получается. Я так не могу.

ОН: Да ты что! У нас еще целый день в запасе, нельзя опускать руки.  (пытается собраться) Давай продолжать.

ОНА: (Вздыхает) Вас как зовут?

ОН: Пьер.

ОНА: Меня – Джульетта.

ОН: Красивое имя.

ОН: Нет.

ОНА: Вы кто по профессии?

ОН: Я  коммерческий директор…Точнее, , заместитель директора… Но это не интересно.

ОНА: Напрасно вы так говорите. Вы получили образование?

ОН: Да.

ОНА: В Париже?

ОН: В Яблоньке?

ОНА: Ага!  Она хорошо знает Ангулем.

ОН: (Встревожен) Вот как?

ОНА: Я у нее единственная дочь… Мама живет одна…

ОН: Вот как?

ОН: О вашем отце?

ОНА: Да. Она была очень влюблена в него… Безумно. Но он был еще молодой парень, на год младше ее… Тоже влюблен, но не так сильно. Их связь была недолгой, хотя,  как все 20-летние, они клялись в вечной любви.  А может это была просто влечение… Не знаю… Но вместе они не жили. Денег было мало. Он студент. Ему помогали родители, ему было легче. Ей не помогал никто.. Она работала секретаршей. Тогда это называлось машинистка-стенографистка. Она забеременела. Так появилась я.

ОН: …

ОНА: Когда он узнал, что она ждет ребенка, видно, решил, что его заманили в западню. Он, конечно, был не против детей, но не так  сразу … Кстати, у него  родился потом ребенок… Но гораздо, гораздо позже… От другой женщины… (Она смотрит на него пристально, затем продолжает свой рассказ). Мама говорила мне, что он вроде пытался уговорить ее сделать аборт… А она  заявила ему, что ничего у него не просит… что ей ничего от него не надо… что она может обойтись сама… Гордая была… Начались ссоры, угрозы… И они расстались. А он… Он просто исчез из вида… Никогда даже не поинтересовался, что произошло потом… Вот этого  я понять не могу… Как можно забыть, что у тебя где-то есть ребенок? Жить так, будто его вообще не существует.

ОН: …

ОН: С его сыном?

ОНА: Да, я спросила у него название улицы. Он мне улыбнулся… Мой сводный брат. Через несколько месяцев я уже знала о них все, как будто прожила все эти годы  вместе с ними. И потом, когда я решила, что знаю достаточно, что уже готова, я и сказала ему: «Добрый вечер!» Улыбка… Длинные ноги… Яркие губы… Волосы… Мне хотелось причинить ему  боль. Так, чтобы он надолго запомнил…

ОН: (До него доходит ужас положения. Он поражен)

ОНА: Знаете, что я сделала?

ОН: Да…

ОНА: Я его соблазнила. Я не хотела предстать перед ним как дочь… Я его соблазнила как женщина… Потому что он любит женщин. Он, конечно, любит свою жену, но… мужчина есть мужчина.  Я играла с ним как кошка с мышкой. . Мне хотелось его  возбудить… Мужчины легко теряют голову. Надо только сказать «да», потом «нет», потом «я согласна», а потом снова «нет». Каждый раз я придумывала себе новую роль.  Я даже наврала, будто меня наняла его жена,  чтобы испытать его верность. И мне это удалось… Каждый раз я рассказывала ему новые байки. Сначала он не очень то верил, но я  вовремя подкидывала ему какие-то маленькие подробности, которые выглядели вполне достоверно . (Пауза) И наконец он сломался… Он много выпил и сразу заснул. (Опять пауза). Я уложила его в постель и смотрела, как он спит. Во сне у него дергалось лицо, он вздрагивал,  стонал,, строил гримасы… А потом, когда он проснулся, он стал  совсем другой. Я подумала, что он не слишком то  счастливый человек,  просто не хочет признаться в этом.

Но теперь я хотела бы сказать ему… что я его прощаю… со всеми его недостатками, которых, поверьте, немало… Я… Я люблю его… Я так хочу прижаться к нему… как маленькая девочка…

ОН: (Подходит к ней и нежно, медленно проводит рукой по ее волосам, едва касаясь их… Словно у него еще нет права на эту нежность) Но ваш отец… Вы думаете, что все эти годы он ни разу не думал о ней?

ОНА: … (Пожимает плечами).

ОН: А может быть он спрашивал себя, что было бы с ним, останься он с этой женщиной…

ОНА: (Не знает что сказать).

ОН: Он был уверен, что ребенка  не существует. и в этом была его ошибка.  Ведь если бы он был, она должна была бы ему непременно сообщить... Но  она не сделала это.  Вот он и  решил, что она не оставила ребенка. . И что теперь у нее есть  другой мужчина и другие дети. Ведь она была такая красавица.
Но… ваша мама… Она знает, что…

ОНА: Нет. Потому что, я думаю, она все еще любит его. … После Вас у нее никого никогда не было. Не то, что претендентов не хватало, вовсе нет. Она ведь и сейчас очень хороша собой.

ОН: (Смотрит на нее с волнением). Как она?

ОНА: Все в порядке… Во всяком случае… она сильная женщина.

ОН: Ты думаешь, что… Она хотела бы меня увидеть?

ОНА: …Нет…

ОН: А если я… если я захочу ее увидеть… Не для того, конечно, чтобы вернуться … Просто чтобы сказать ей, что я был слишком молод, что я сам не знал,  чего хочу… Что жизнь пугала меня.

ОНА: (Отрицательно качает головой) Пусть она останется со своими воспоминаниями. Часто именно они дают людям силы жить дальше.

 

ОН: (Звонит телефон. Он смотрит на него. Слышен голос жены Пьера: «Алло, дорогой… Ты там?.. Ты может быть вышел?..» Он снимает трубку) Да. (…)  Нет, все в порядке, я уже проснулся (…) Хочешь рассказать? Давай, если хочешь. Но лучше завтра (…)  Позвони мне перед выездом, чтобы я знал, когда прибывает поезд. Я буду встречать вас на вокзале (…) Знаешь… Нет, не теперь… Когда приедешь… (Взволнованно) Я хотел тебе кое-что сказать … Серьезное? Нет, скорее важное. Очень важное… Я тоже тебя целую. Я рад, что ты возвращаешься.

ОНА: Они возвращаются завтра?

ОН: Снега маловато.   Они там скучают.

ОНА: Они по тебе скучают.

ОН: Пожалуй.

ОНА: А ты по ним скучаешь?

ОН: (Смотрит на нее задумчиво и не отвечает. Она собирается уходить.)

ОНА: Я тебя оставляю.

ОН: Оставляешь? Ты сошла с ума! С этого момента ты не оставишь меня никогда! Сегодня твой день. Проси, что хочешь. Все, что тебе взбредет в голову. Я все сделаю.

ОНА: …(Удивлена)

ОН: Я не смею тебе отказать ни в чем. Что тебе хочется?

ОНА: Что мне хочется?.. Дай подумать… Гм… (Смеется) Вот что… Я никогда это не пробовала, ты удивишься…

ОН: Почему?

ОНА: Это довольно дурацкая штука.

ОН: Не может быть…

ОНА: Да, да, уверяю тебя.

ОН: Давай, проси.  Все, что хочешь.

ОНА: Американские горки.

ОН: Американские горки? (Он механически повторяет эти слова, но внезапно ее просьба обретает для него особый смысл. Это детская просьба! Как будто она захотела стать его маленькой дочкой, какой никогда не была).

ОНА: (По-детски)  Ты знаешь, это такая тележка на рельсах, которая выделывает крутые виражи, взлетает вверх, и ухает вниз. И все кричат от восторга и страха!

ОН: Да, знаю.

ОНА: Ты не против?

ОН: Нет, конечно.

ОНА: А еще детский поезд… Аттракцион с самолетами...

ОН: Дом с привидениями.

ОНА: Да, дом с привидениями

ОН: А потом, пожалуй, я тебе куплю мороженное!

ОНА: Клубничное!

ОН: Да!

ОНА: (Очень взволнована, решается с трудом)… Папа…

ОН: (Потрясен, сдерживая слезы)  Как ты меня назвала?

 

Подходят друг к другу.

 

ОНА: Ты счастлив?

 

Он нежно обнимает ее и они стоят обнявшись. Медленно опускается занавес...

 

 




Эрик АССУ

 

 

КРУТЫЕ ВИРАЖИ

 

Январь 2005 г.

 

 

Перевод с французского

Ирины ПРОХОРОВОЙ и

 Владимира АЛЕКСЕЕВА

Тел. Ирины Прохоровой:

 Дом. + 33.1.46.60.54.41

Сотовый: + 33.6.67.81.14.14

E-mail : [email protected]


 


БОЛЬШАЯ СВЕТЛАЯ ГОСТИНАЯ, ОБСТАВЛЕНА БОГАТО, НО БЕЗВКУСНО. ДИВАН, СТОЛ, НЕСКОЛЬКО СТУЛЬЕВ, МАЛЕНЬКИЙ ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК, ЭТАЖЕРКИ, ОДНО  ИЛИ ДВА КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ, МАГНИТОФОН, НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ И КАРТИНЫ.

ТРИ ДВЕРИ. ОДНА, ВХОДНАЯ ВЕДЕТ ПРЯМО В ГОСТИНУЮ, ВТОРАЯ, СПРАВА НА КУХНЮ, ТРЕТЬЯ, СЛЕВА-В ДРУГИЕ КОМНАТЫ.

ОН: ЧЕРТОВСКИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ, ЭЛЕГАНТНЫЙ МУЖЧИНА, ЗА 50


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.396 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь