Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Русские письменные источники XI - XVII вв.



 

История нашего Отечества в XI - XVII вв. богата событиями, отражающими становление, возвышение и расцвет русского государства, его упадок, кровавые междоусобицы и борьбу с захватчиками. Всё это получило отражение в бережно сохранённых стараниями многих поколений русских письменных источниках, дошедших к нам из глубины веков. 

                                 Летописи

Основным и одним из важнейших письменных источников по истории России XI - XVII вв. являются летописи - особый вид исторического повествования. Летописи имеют сложный состав и могут содержать: начальные тексты - списки, сведения других источников; хроникальные записи событий за год, погодовые записи; документы - международные договоры, частные и публичные акты; самостоятельные литературные произведения: различные "повести", "слова", агиографические материалы, сказания или их фрагменты; записи фольклорного материала. Русские летописи отличаются особенной сложностью и противоре­чивостью. Отдельно взятая летопись не представляет собой цельного одномоментного произведения. Небольшие по объему летописи, узкоместного или хронологически ограниченного характера, называют летописцами.

Списки летописей группируют по редакциям. Каждый летописный список имеет свое условное название - чаще всего по месту хранения – Ипатьевский, Синодальный, Археографический и др. Список может быть назван по фамилии прежнего владельца – Радзивиловский, Хрущевский и др. Список называли по имени заказчика, составителя, редактора или переписчика – Лаврентьевский, Никоновская летопись. Список может быть именован по летописному центру – Новгородская летопись, Московский свод 1486 г. Если же несколько летописей носят одинаковые названия, то к названию добавляется условный номер (Псковские I, II и III летописи, Новгородские I, II, III, IV и V летописи). Эта нумерация не связана с последовательностью их создания. В связи с неупорядоченностью номенклатуры летописей некоторые списки могут иметь несколько названий.

В настоящее время известно более двухсот списков летописей. Большинство из них опубликовано полностью или в виде разночтений к другим спискам в Полном собрании русских летописей.

С XIV в. на Руси при сохранении погодового освящения событий все большее значение приобретал сюжет исторического повествования. Это вело к преобразованию летописи в хронику.

Летописи изучает специальное научное направление – летописеведение. Одну из его методик предложил Н. К. Бестужев-Рюмин. Он полагал целесообразным разложить каждую летопись на фрагменты, проанализировать их. Эти идеи осуществил выдающийся русский литературовед и лингвист А. А. Шахматов. Поэтому вся история изучения летописания делится на два периода: до-шахматовский и современный.

Изучение летописных источников имеет свои особенности и сложности. Во многом они обусловлены тем, что не видны границы между компиляциями и частями текста. Крайне сложно выявить авторство, составителя, редактора. Почти все известные летописи – следствие работы нескольких поколений летописцев.

Исследование летописей осуществляется в несколько этапов. Первый - чтение и сличение всех списков данной редакции. При разделении слов и фраз, а также при терминологической расшифровке текста возникают трудности. Прочтение скорописи XV – XVIII вв. требует больших профессиональных навыков, знания особенностей начертания отдельных букв.

Авторы летописей экономили писчий материал. Для этого сокращали общеизвестные в то время слова (вместо «Господи» писали «Ги») с покрытием слова титлом «~» - знаком сокращения, предложения и отдельные слова писали слитно и без знаков препинания.

Появление знаков препинания в отечественной письменности связано с итальянскими типографами XV в. На Руси в 1480-е годы стала применяться точка, в 1520-е — запятая. Точка с запятой вначале употреблялась в значении знака вопроса. Вопросительный знак встречается с XVI в. Для выражения вопроса он закрепился в XVIII в. В «Грамматике словесности» Мелентия Смотрицкого (1619) появился первый парный знак препинания — круглые скобки, упоминается восклицательный знак. К концу XVIII в. появились тире, кавычки и многоточие.

Вплоть до XVII в. собственные имена обычно писали со строчной - маленькой буквы. Наиболее типичными погрешностями в русских летописях являются: замена одних букв другими; прочтение цифры как буквы и наоборот; неверная передача во время переписки текста букв, вышедших из употребления; перестановка букв; пропуск букв, особенно выносных; перестановка, пропуск и замена слогов и слов; ошибки в согласовании слов; пропуск или перестановка целых фраз и отрывков.

Поскольку почти все летописи опубликованы, то этап прочтения древнего текста, как правило, уже проделан. Второй этап – установление хронологии. Вся древнейшая хронология летописей крайне условна. Хронологию в летописание внес киево-печерский монах Никон Великий в 1070-х гг. Третий этап – понимание текста современным исследователем в первоначальном смысле, как его трактовал древний автор.

Четвёртый этап – определение цели создания летописи. Исследователь должен объяснить: 1) причины, побуждавшие создавать новые своды; 2) структуру летописного повествования; 3) отбор материала, подлежащего изложению; 4) форму его подачи; 5) подбор источников, на которые опирался летописец.

А.А. Шахматов связывал зарождение летописной традиции на Руси с учреждением Киевской митрополии. А.С. Лаппо-Данилевский полагал, что книги писали для предъявления на Страшном суде. Неслучайно к ожиданию конца света - 1492 г., 7000 г. от сотворения мира, летописание на Руси достигло кульминации. Оно становится важным культурным явлением. Затем характер летописания меняется, а к XVI в. оно затухает.

Одна из наиболее известных древнерусских летописей – «Повесть временных лет» (ПВЛ) монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Она охватывает длительный исторический период – с древнейших времен до 1110 - 1113 гг. Названа по первым строкам этого произведения.

Повествование монотематическое, сюжетное. Четко прослеживается наличие двух центров в первоначальной Руси: полянского (Кий – Аскольд и Дир), новогородского (варяжский). Один из источников ПВЛ - главный источник «Второго Рима» – византийская Хроника (867 г.) Георгия Амартола (Грешника), хрониста IX в. 

Летописание было продолжено в период феодальной раздробленности XII–XIII вв. Кроме Киева оно велось в других городах древней Руси как местное. В этой связи выделяются районы летописания: южнорусский (киевское и галицко-волынское); северо-восточная Русь (московское, суздальское); новгородский.

Южнорусское летописание основывается на Ипатьевской летописи. Наиболее известной является Киевская летопись или первый Киевский великокняжеский свод 1200 г. Ценный исторический источник по истории Южной Руси, Литвы, Венгрии и Польши - Галицко-Волынская летопись (до 1292 г.). Ей свойственна особенная красочность изложения, множество легендарных сведений, имеются былины и песни. Киевское летописание утратило общегосударственный характер и превратилось в семейную летопись киевских князей.

В XII–XIII вв. появляется центр летописания в северо-восточной Руси, во Владимире на Клязьме. Во Владимиро-Суздальском княжестве главнейшей стала Лаврентьевская летопись 1377 г. Главная идея летописей - северо-восточной Руси, переход функций центра к Владимиру.

Третьим центром летописания стал Новгород. В основу древнейших известий положен Начальный свод 1096 г. К XIV в. появляются первые летописи, свидетельствующие о начале общерусского летописания. Один из них Тверской свод, которому свойственна антиордынская направленность.

 С получением Иваном Калитой в 1328 г. ярлыка на правление русскими землями традиция общерусского летописания переходит в Москву. К 1389 г. создан Летописец великий Русский – первая общерусская летопись. В виде Троицкой летописи в 1408 г. составлен Первый митрополичий свод.

К 1448 г. был создан третий «большой» митрополичий летописный свод. Основная его идея – необходимость обьединения московских земель с другими. Во второй половине XIV в. возникает официальное общерусское летописание - великокняжеское и царское. Первый московский великокняжеский свод создан в 1472 г.

В период опричнины 1565 – 1572 гг. был составлен последний общерусский свод, освещающий историю от сотворения мира до 1568 г. Он же Лицевой свод Ивана Грозного. В десятитомном произведении 16 тыс. миниатюр. Оно создавалось более 30 лет под личным контролем первого русского царя[1].

На основе Никоновской летописи при Иване Грозном создана "Степенная книга царского родословия", в которой обоснована законность происхождения царской власти на Руси. В 1620-е гг. в связи с воцарением династии Романовых появился Новый летописец, охватывающий время от Ивана Грозного до 1619 г. Это один из главных исторических источников по периоду смуты и гражданской войны начала XVII в.[2]

В XVII в. существование многих традиционных видов и разновидностей отечественных письменных источников оказалось невозможным в виду исчерпания ими своих социальных функций. Так, решительно вытесняют летописи и становятся основным видом исторической литературы хронографы - временники, особый вид исторического произведения, пришедший из Византии. Их писали по образцу летописей, но для хронографов типично наличие обзора всемирной истории. Хронографы XVI – XVII вв. неоднородны. Они содержат летописные заметки, повести, жития святых, легенды, сведения о смуте.

                Законодательные акты

На содержание и развитие законодательных актов XI – XVII вв. значительное влияние оказали моравская и болгарская юридические традиции, имеющие в своей основе византийские первоисточники. Изучение ранних законодательных источников затруднено тем, что они дошли до нас в окружении текстов, не имеющих собственно юридического характера.

С официальным законодательством население XI – XVII вв. сталкивались нечасто. На уровне повседневности действовали традиции и обычаи с крайне редким отражением в документах. Законы в целом формулировали желательные "стандарты" поведения и поступков населения. Наличие закона ещё не свидетельство того, что его все исполняют. Нормы права XI – XVII вв. еще не стали общим правилом. Механизм функционирования и контроля самих законов отсутствовал.

О законотворчестве в Древнерусском государстве имеются ссылки на статьи некоего Закона Русского, которые встречаются в договорах Древней Руси с Византией в 907 и 911 гг. Первым дошедшим до нас памятником письменного права Древней Руси является Русская Правда. По своему содержанию она во многом аналогична более ранним европейским правовым сборникам. В настоящее время известно более ста списков Русской Правды. По своему содержанию они делятся на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную[3].

Краткая Русская Правда - древнейшая по своему происхождению,  состоит из двух частей разновременного происхождения: Древней Правды (Правды Ярослава) и Правды Ярославичей. Время возникновения источника 1054 – 1073 гг. В конце Краткой Правды помещен особый памятник «Поклон вирный», где говорится о вирниках - сборщиках пени и их прокорме. Пространная Русская Правда дошла до нас также более чем в ста списках. Их классифицируют на два основных вида.  Первый - Кормчая или Номоканон (1282), содержит церковные правила и гражданские законы. В первоначальном виде заимствован из Византии.

На содержание Русской Правды оказали влияние нормы византийского светского права, содержащиеся в «Эколге» византийских императоров 741 г. Сборник «Эколга» содержит нормы брачного, наследственного, вещного процессов и уголовного права. В конце XIII – начале XIV вв. основные положения «Эклоги» были включены в официально-правовой кодекс Северо-восточной Руси - «Мерило праведное». Этот документ сохранился в рукописях XIV-XVI вв., древнейший - Троицкий список XIV в. Второй вид списков - особый юридический сборник второй половины XIV в., включающий в себя увещание к судьям, Русскую Правду и «Закон ссудным людем» или судебник царя Константина.

Создание национального Русского государства получило своё отражение в законодательных памятниках XIV - XV вв. Наиболее известным является Судебник Ивана III, или Судебник 1497 г., в настоящее время представлен в единственном списке, действовал около 50 лет. Включает статьи о судах, о процессуальных нормах, законодательно оформляет начало крепостного права на Руси[4].

Второй Судебник – 1550 г., составленный на основе Судебника 1497 г. Каждая из ста статей отделена одна от другой, имеются дополнения. Судебником установлены наказания за неправедные суды и подделку документов, отражено стремление к смягчению некоторых порядков. Предписано, что по тем делам, которые не указаны в Судебнике, полагается издавать новые указы – указные книги.

Важнейший законодательный памятник XVII в. - Соборное уложение 1649 г., возникло в эпоху больших социальных потрясений, пиком которых стало московское восстание 1648 г. Соборным уложением 1649 г. регулировались отрасли и институты права: уголовное право; уголовный процесс и др[5].

Во второй половине XVII в. проявляется новая тенденция нормативного регулирования отдельных видов деятельности государства, получившая в XVIII в. широкое распространение. Это выразилось в принятии Новоторгового устава 1667 г.

                      Литературные источники

Важным историческим материалом являются литературные источники. Для XI – XVII вв. это понятие весьма условное. «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни.»[6]  

Письменные памятники того времени наделены рядом смыслов: явным и тайным содержательным, символическим, аллегорическим и нравственным. Их понимание представляет сложности для современного читателя. Также условно деление литературы XI – XVII вв. на духовную и светскую. По своей сути она была христианской. Первоначально на Руси пользовались в основном литературой, переведённой с греческого на южно- и западнославянские языки, которая также имела болгарские и моравские источники. Эти произведения задавали новую систему ценностей и представлений, на которой с XI в. – начала формироваться древнерусская оригинальная литература.

Выдающийся литературный памятник домонгольской Руси «Моление Даниила Заточника» относят к посланиям. Источник ценен суждениями по поводу многих сторон жизни древнерусского общества, слабо отразившихся в других источниках. Популярность «Моления Даниила Заточника» во многом обусловливается наличием в нём афоризмов и поучений[7].

В XIV-XV вв. особое распространение получают басни и легенды о царе Соломоне и об Александре Македонском - «Александрия», Сказание об Индийском царстве. С начала XVI в. стали популярны две версии переводных легендарных циклов о Троянской войне. Наряду с хрониками читатель знакомился с околонаучной литературой: космографиями, описывавшими мир, физиологиями, рассказывавшими о животных, населявших дальние и ближние страны.

Духовную древнерусскую литературу принято делить на каноническую (богодухновенную) и апокрифическую (тайную). По жанрам древнерусская литература подразделяется на писания и литургическую. К писаниям относят Ветхий и Новый завет. Литургическая - богослужебная литература охватывает служебники, требники, молитвословы, часословы, минеи (месячные чтения), месяцесловы и т.п. К вероучительной литературе относят поучения (катехизисы), полемические сочинения и толкования. К проповеднической (поучительной) – проповеди, нравоучения, изборники. К житийным (агиографическим) – жития.

Самым ранним оригинальным древнерусским житием является «Служба святым мученикам Борису и Глебу» (около 1021 г.). Жития Александра Невского и Ростовского епископа Исайи писались во второй половине XIII в.  сразу после смерти своих героев, поэтому содержат много конкретики. Серьезное влияние на все последующие агиографические сочинения оказали жития XV в.  Стефана Пермского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия.

Православная церковная агиография и северная народная словесность, древние русские литературные традиции, сочетаются в произведениях старообрядца Семёна Денисова, прежде всего в «Истории об отцах и страдальцах соловецких», десятые годы XVII в.[8]   Древнейшей русской и славянской книгой является Остромирово евангелие 1056-1057 гг. Четвертая по древности точно датируемая книга - Архангельское Евангелие 1092 г.

В ХI в. получили распространение патерики (от латинского «pater» - отец) – сборники сказаний, поучений и рассказов об «отцах» церкви.

Широкое распространение получили поучения и послания. Одним из самых ранних является «Слово о законе и благодати и похвала кагану нашему Владимиру» 1038 г., Киев. С источниковедческой точки зрения это уникальный памятник официальной идеологии Древней Руси. Основные жизненные ценности, главные обязанности христианина по отношению к Богу изложены в «Поучениях». Наиболее известное - «Поучение Владимира Мономаха» конца XI в.

Важным историческим источником рубежа XV - XVI вв. стал «Домострой» - своеобразный сборник поучений. Он основан на славяно-русских, западных - чешских и французских учительных сборниках, которые восходили к древнегреческим сочинениям. «Домострой» отражает представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах XV - XVI вв., являя собой свод правил поведения зажиточного горожанина.

К историческим источникам, регламентирующим жизненный уклад относят "Великие Минеи-Четии" и "Стоглав". "Великие Минеи-Четии" - двенадцатитомное собрание чтений на каждый месяц года. "Стоглав" - книга, состоящая из сотни глав, вобравших в себя постановления Церковного собора 1551 г. Произведение обобщает основные нормы обрядности и церковного культа.

 В XVII в. главной темой литературы стал церковный раскол. Многие произведения этого периода имеют чёткую публицистическую направленность. В 1652 - 1667 гг. получили распространение послания, слова, беседы идейных лидеров борющихся сторон – патриарха Никона и протопопа Аввакума, около девяноста произведений. Житие протопопа Аввакума – первая русская автобиография, написанная простым языком, прекрасное литературное произведение. К первым русским мемуарным произведениям относят личные воспоминания Г. Котошихина, И. Шушерина и Семена Денисова.

Оригинальными произведениями литературы XI – начала XIII вв. являются "хожения" или «странники», описывающие путешествия. В XV в. помимо паломников «хождения» писали купцы. Самое знаменитое - «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (1468-1475 гг.).

Возникшие в рамках летописания, постепенно выделились в самостоятельный жанр воинские повести. Это не документальные описания войн и сражений, а художественные произведения, образный язык которых своеобразен и требует адекватного истолкования. Одним из самых ранних самостоятельных воинских произведений является «Слово о полку Игореве», созданное непосредственно после похода 1187 г. на половцев. Все содержание «Слова о полку Игореве» основано на единстве Русской земли, что актуально сейчас. Последующие воинские повести являют собой самостоятельные произведения только с середины XIV в. На основе устных преданий, летописей и других письменных источников составлена «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Мощным толчком к созданию цикла воинских повестей стала Куликовская битва 1380 г. Известно Слово Софония Рязанца о Куликовской  битве - «Задонщина» (1380 – 1390). Самым большим по объему памятником Куликовского цикла является «Сказание о мамаевом побоище»[9].

К воинским относится «Повесть о Темир-Аксаке» (1402-1408) - о походе на Русь Тамерлана. В ней провозглашается идея о принципиально новом статусе Московского государства, что во многом связано с захватом турками Константинополя в 1453г. Это событие оказало существенное влияние на всю последующую историю России и литературные источники середины XV в.

Москва осталась единственным независимым православным государством. В этой связи к концу XV в. центральным стал вопрос о новом идеологическом и политическом статусе Московского государства. Падению Византийской империи посвящена «Повесть о взятии Царьграда» Нестора Искандера (вторая половина XV – начало XVI вв.). Основная идея источника - "Москва – третий Рим". Это первое политическое сочинение о Московской Руси. Одна из последних древнерусских воинских повестей – «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» 1641 г. С XVII в. воинские повести прекратили свое существование, превратившись в авантюрную беллетристику.

                                  Публицистика

Период формирования единого Русского государства XV–XVII вв. связан с зарождением публицистики. Она близка к традиционным жанрам духовной литературы. Термин «публицистика» весьма условен для памятников древней Руси. Публицистика возникает в XV в. в связи с распространением еретических учений. Она близка к учительской литературе. Центральная проблема публицистики - человеческое «самовластье», пределы царской власти, важность обряда или веры.

Значимые публицистические произведения - послание старца Псковского монастыря Филофея к великому князю Василию Ивановичу, литературная полемика Ивана IV с князем Андреем Курбским, писания Ивана Пересветова. Филофей проводит идеи: Москва — третий Рим и защита самодержавно-бюрократического государства.

Публицистические произведения, переписка Ивана Грозного и А.М. Курбского, писания к игумену Кирилло-белозерского монастыря — вызваны были политическими задачами защиты дворянства и купечества против претензий старого боярства. А.М. Курбский сообщает важные исторические подробности, при этом изложение их носит тенденциозный характер, многие факты основаны на слухах. В ответных посланиях Иван Грозный обвиняет бояр в изменах, защищает самодержавие. В этой переписке остро ставится проблема власти и человека.

Политическая литература XVI в. теснейшим образом связана с борьбой растущего самодержавия против феодальных тенденций князей и бояр, с вопросом о монастырском владении недвижимым имуществом. В этой связи проявились два политических течения – нестяжатели и «иосифляне». Нестяжатели выступали против имущества монастырей и отражали интересы крупного боярства. Иосифлян (стяжатели) выступали против ереси, за высокое значение православной веры.

В период Смутного времени число публицистических произведений возрастает в виде повестей, посланий и плачей. В этих небольших по объему произведениях авторы пытались осмыслить происходившие драматические события, понять их причины, найти выход из создавшегося положения.

            Делопроизводственные документы

При общем дефиците источников по истории Московского государства и раннего нового времени особую роль играют Отношения между княжествами, возникшие в силу феодальной раздроблен­ности Древней Руси, документируются в договорах великих и удельных князей. Их феодальные права закрепляются в духовных, жалованных и уставных грамо­тах, представленных многочисленными разновидностями.

Развитие феодальных отношений фиксируется в большом количестве частно-правовых актов. К их числу относятся вклад­ные, купчие грамоты на землю и другое имущество; кабалы заемные, закладные и служилые на заем денег, движимого и недвижимого имущества, жилые и житейские записи на сроч­ный наем, полные грамоты на продажу в рабство, отпускные грамоты при отпуске крепостных на свободу и ряд других актов.

Развитие делопроизводственных актов XIII — XVI вв. обеспечивало документирование отношений: закрепление прав и при­вилегий бояр, охрану, укрепле­ние власти государства и отдельных феодалов, их прославление. Документирование и переписка ведутся еще не по строго установ­ленным нормам, закрепленным в законодательном порядке, а исходя из обычая и традиций, вырабатываемых практикой.

В конце XV – начале XVI вв. приказы, как новые центральные органы управления, частью выросли вокруг прежних должностей удельной эпохи, а частью появились вновь для заведования делами уже чисто государственного значения. Приказная система управления окончательно оформилась во второй половине XVI в. и достигла своего расцвета к XVII в. Приказные документы носят официальный характер, содержат точное указание на место и время их создания, что свидетельствует об их достаточной надёжности как исторических источников.

В результате расширения документирования и переписки при «производстве дел» в приказах склады­вается делопроизводство как система документирования деятельности по управлению государством. В процессе осуществления приказами управленческих функ­ций в их деятельности широко употреблялась служебная переписка. От верховной власти приказы получали гра­моты, указы царя, приговоры Боярской думы. Между собой приказы сносились памятями. Особый вид документов состав­ляли наказаные памяти, которые выдавались воеводам при отъезде их к месту службы. В свою очередь, с мест в приказы высылались отписки.

Формой письменного обращения в правительственные учреж­дения были челобитные. Важными историческими источниками являются десятни, именные военно-учетные списки Разрядного приказа, писцовые книги и столбцы Поместного приказа, содержащие материалы текущего делопроизводства. В столбцах Поместного приказа содержится самая разнообразная документация, в том числе непосредственно запечатлевшая процесс коммуникации. 

Делопроизводственные документы служат важным историческим источником о резких переменах в организации управления вотчи­ной, под которой понимаются боярские, дворянские, монастырские и церковные владения. Делопроизводственные документы небольших хозяйств представлены в виде земельных актов и переписки с приказчиками, учетно-хозяйственной до­кументацией, а также личными материалами - частными письмами, записками для памяти[10].

В крупных хозяйствах вели переписные и духовные книги, земельные и  поземельные акты, а также другие документы, удостоверяющие права владельцев собственности: грамоты бояр и князей, черновики отписок приказчиков, крестьянские че­лобитные и целые дела, росписные книги, а также крес­тьянские частные акты и др. Вся совокупность сохранившихся документов каждого боярского рода со всеми особенностями разновидности документов, а также скрепами, печатями, делопроизводственными, ар­хивными пометами служит источниками для изучения ор­ганизации вотчинного делопроизводства.

Много сведений об организации документирования различных сделок, в первую очередь содержат на­казы и грамоты вотчинников приказчикам и отписки послед­них. Наибольшую информацию о раз­новидностях документов дают современные описи докумен­тов, в первую очередь - описания, включенные в росписные книги вотчин, которые составляли при передаче управле­ния вновь назначенному приказчику[11].

 Наличие центрального аппарата управления в лице гла­вных московских приказчиков было типичным для боярского хозяйства. Однако иметь специальный "при­каз" могли позволить себе только крупнейшие вот­чинники, размеры владений которых равнялись удельным княжест­вам ХV-ХVI вв. Главная обязанность центрального "бо­ярского приказа" со штатом подья­чих заключалась в ве­дении текущего делопроизводства - оформлении переписки с вотчинной администрацией. Объем этой переписки позволяет достаточно полно судить об основных документах вотчинного делопроизводства. По одному из хозяйств в архиве за 1669 - 1673 гг. отложилось 379 грамот вотчинников и 149 отписок приказчиков.

В центральном аппарате управления крупными вотчинными хозяйствами существовали столы или повытья "боярского приказа", документировавшие управление крупнейшими торгово-промышленными селами. Как правило, вотчинник, находясь в Москве, стремился иметь у себя копию всего земельного дела.

Делопроизводство в крупных вотчин­ных селах определялось той многофункциональной ролью, которую играл местный приказчик в общем аппарате управ­ления. С одной стороны, приказчик полностью подчинялся в своих дейст­виях воле вотчинника, вел с ним регулярную переписку. С другой, - он выступал старшим по отношению к приказчи­кам менее значительных соседних сел и деревень, принад­лежавших данному землевладельцу. Отсюда его переписка с этими приказчиками, принимавшая довольно значительные размеры. Вотчинный приказчик письменно оформлял выборы старост и целовальников. Приказчики сёл вели хозяйствен­ные книги, списки и выписи из государствен­ных писцовых, переписных книг и др.

Разветвленность хозяйственного контроля и учета в вотчинах, раз­нообразная отчетная документация требуют к себе присталь­ного внимания и специального источниковедческого анали­за. В современных условиях всё большее распространение получает изучение делопроизводственных материалов XI - XVII вв. в их комплексе при решении конкретных управленческих задач: поиск беглых крестьян, охрана рубежей от татарских набегов и др. Это позволяет анализировать документы в их взаимосвязи с окружением, выявлять значение каждой разновидности документов в их комплексе, а также проследить в развитии формирующуюся культуру делопроизводства.

                Вопросы для самоконтроля

1.Общая характеристика древнейших письменных источников IX – XIII вв.

2. Понятие о летописи как историческом источнике.

3. «Повесть временных лет» и древнейшее русское летописание.

4. Общерусское летописание XVI в. и его особенности как исторического источника.

5. Русские хронографы и их особенности.

6. Памятники общерусского законодательства IX – XVII вв.

7.Древнейшие русские акты и их основные разновидности XIV – XVII вв.

8.Общее и специальное документирование XVI – XVII вв.

9. Особенности формы, содержания и анализа литературных и публици- стических произведений XI – XVII вв., основные их разновидности.

10. Политические и публицистические сочинения XVI в.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 5249; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь