Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эканамічныя і палітычныя фактары фарміравання беларускай народнасці.



Народнасць – супольнасць людзей, якая мае адзіную мову, тэррыторыю,культуру і асаблівы менталітэт.

Ментаітэт- сваеасаблівая устаноўка самаасвядомасці таго ці іншага народа.

Самаасвядомасць – усвядаменне прынадлежнасці да дадзенага народа

Нацыя – агульнасць людзей з агульная мовай, тэррыторыяй менталітэтам, устойлівыя эканамічныя і алітычныя адносіны.

Канцэпцыі:

1) Польская (Беларусай, як этнасу няма, гэта ці ўсходнія палякі, ці заходнія рускя, бо не было бел. мовы, а толькі дыялектны поьскі)

2) Вялікая руская канцэпцыя. (беларусаў не было , былі рускія якія пражывалі на тех землях)

3) Крывіцкая

4) Балтцкая (беларусы паходзяць ад балтаў)

Прычыны:

Палітычныя:

1)неабходнасць барацьбы са знешнімі ворагамі

2)адзінае заканадаўства (1529,1556,1588)

Эканамічныя:

1)рост гарадоў (с 13ст) каля 40. Тураў, Брэст, Друцк, Пінск.

2)стварэнне адзіных грошаў. У 1564г на тэррыторыі ВКЛ быў адбіты свій таллер.

3)адзіная мова.

У 16ст. – спроба цэнтральная дарожнай службы. Праз кожныя 20-50 км з’яўляліся станцыі. Шыраня дарогі 5-6 метраў.

Развіцце адзінай матэр. і духоўнай культуры.

Адзінае веравызначанне.

У 1229 – тарговая грамата Смаленск м Рыгай.

 

14. Асноўныя канцэпцыі паходжання беларускага народа і назвы “Белая Русь”.

Кривичская концепция (начало ХХ в.) М.Погодин, В.Ластовский непосредственными предками белорусов считали кривичей и предлагали назвать Белоруссию Кривией. Ошибочность этой концепции в том, что кривичи занимали только северную и центральную часть территории современной Белоруссии. Хронологическая неточность кривичи исчезли к середине XII в., а белорусский этнос к этому времени еще не существовал.

Кривичско-дреговичско-радимичская концепция (Я. Карский, М. Гринблат, В. Пичета, М. Довнар-Запольский) включили в число предков белорусов три племени, однако опять же хронологически нельзя считать их непосредственными предками, так как в ХП в. когда они исчезли, еще не было общебелорусского этнического комплекса.

Балтская теория этногенеза белорусов (В.Седов) белорусский этнос имеет много общего с балтами в языке, культуре. Ошибочность в том, что эти особенности присущи индоевропейцам, то есть и славянам и балтам. Балты явились субстратом восточнославянских общностей кривичей, радимичей, дреговичей

Финская концепция (И.Ласков) считал предками белорусов финнов, так как на территории Белоруссии есть гидронимы финского происхождения. Финоязычное население было ассимилировано балтами в бронзовом веке, т.е. финны были субстратом балтов.

Новая концепция (50-е годы ХХ в., С. Токарев) в результате распада Киевской Руси образовались на месте древнерусской народности три народа: русский, белорусский, украинский.

Концепция М.Пилипенко (90-е годы ХХ в.) формирование белорусского этноса есть результат как эволюции, так и диффузии. Говоря о предках белорусов, он считает, что в результате широкого расселения славян и смешивания их с восточными балтами образовались не белорусы, а восточнославянские общности кривичей, дреговичей, радимичей в IХ-Х в; в Х-ХI в.в. идет процесс консолидации в общеславянскую этническую общность с единой этнической территорией под названием «Русь» (русы, русичи, русины). Территория современной Белоруссии входила в две диалектно-этнографические зоны общеславянской этнической общности - полесскую, подвинско-днепровскую «Полесье» и «Белая Русь». К середине XVI в. в результате сплочения этих двух регионов, консолидации с западнославянскими, балтскими и тюркскими группами населения сформировался новый комплекс культуры и языка, этнической территории, за которой закрепилось название «Белая Русь».

В науке существуют разные версии происхождения термина «Белорусь».Одни исследователи связывают происхождение термина с климатическими, географическими и этнографическими особенностями:

-светлая кожа, русые волосы, светлые глаза

-носили белые льняные одежды

-много березовых рощ и лесов

-в период феодализма было холоднее-обилие снегов

Другие ученые связывают происхождение термина с внешнеполитическими факторами («белая»-свободная от татаро-монгол).Этой концепции противоречит тот факт, что название «белая русь» получило наибольшее распространение на нашей территории в то период ,когда восточно-славянские земли были уже независимыми от монголо-татар.Сам термин «Белая Русь» появился в XII веке и относился в то время к Владимиро-Суздальскому княжеству.В XV веке термин «Белая Русь» употреблялся для обозначения Московской руси.В конце XV-середине XVI в. в литературных источниках (в основном в летописях)прослеживалось представление о «Белой Руси» как отдельной белоруской, белоруско-украинской или белоруско-русской территории.Впервые в официальном документе-грамоте короля Яна Собесского от 1675г. употребился термин «Белорусия»,

«Белорусская православная епархия» для Могилевской, Мстиславской и Оршанской епархий.Сначала белорусской называлась только Могилевская православная епархия. Постепенно этим термином стали называть все земли на которые распространялась власть Могилевского епископа. После присоединения в 1772г. северо-восточных земель Белоруси и России это название приобрело новое административно-географическое значение: им стали называть две новые, присоединившиеся губернии- Полоцкую и Могилевскую, которые в 1796г. были объеденены в одну Белорусскую губернию с центром в городе Витебске.Постепенно на протяжении XIX века термин «Белая Русь» распространился на Минскую, Гродненскую и Виленскую губернии.

 

15.Культура Беларусі другой паловы 13 – першай паловы 16 ст., яе узаемасувязі з культурнымі традыцыямі іншых краін і народаў.

Литература этой эпохи небогата, в основном религиозной тематики. Самый значительный жанр - летописи(летописец ВкнязейЛ, бел-лит летопись 1446).Сымон Будный –издал на бел языке «Катехизис», «Новый завет». Говорил о необходимости развития бел культуры и языка. Микола Гусовский написал на латыни «Песнь про зубра»- ценный источник для изучения эпохи, первая поэма про наш край адресованная европейскому читателю. Василий Цяпинский организовал типографию, где издал Евангилие на бел языке- пример бел публицистики.
Вторая половина 13 – 14 вв. – начало нового этапа в развитии бел. архитектуры. Она объединила традиции древнебел. и зап-евр архитектуры в лице романского и готического стилей.
Романский стиль. Были свойственны суровость внешнего вида с массивностью стен, большими башнями, узкими окнами-бойницами с мин. декоративности.
Готике было свойственно ощущение стремления вверх, интерьеры хорошо освещались, были оснащены легк. каркасами, колонами, витражи на окнах.

 


В 14 – 15 вв. в светской архитектуре – новый вид замки-крепости. Их появление было вызвано необходимостью обороны от внешнего врага. В это время целый пояс замков возник вдоль сев-зап. границы ВКЛ, образовал оборонительную систему. Одним из первых каменных замков на нашей территории был Лидский (возведен в 20-е годы 14 в.). Представлял трапецию (80х93 см) Толщина стен – 2м, на стенах – боевая галерея с бойницами, в 2-х углах замка – башни.
В архитектуре – смесь романского стиля и готики. К др. наиболее ранним памятникам относится замок в Креве. Построен в 30-е годы 14 в. Был большим по размерам. Длина стен – 108 м, толщина – 2,75 м. Новое в замке – башня Кейстута, кот. была вынесена за территорию замка , чтобы улучшить его защиту. Замки в Лиде и Креве заложили основу развития замковой архитектуры буд. столетий.
Одним из самых мощных сооружений являлся Гродненский замок. После пожара 1398 г. замок сгорел и на его месте – каменный с 4-мя башнями, толщина 2-3 м., высота 10 м.
В начале 15 в. в системе оборонительных построек в Гродно сущ. 3 замка – верхний и нижний. Из замков, составлявших гордость, следует назвать замок в Мире и Новогрудке.
Бел. архитекторы 15 в. создали новый тип православного храма и новый стиль в архитектуре, белорусскую готику. Характерный представители – Сынковичская и Маломожейковская храмы – крепости, построенные на зап. Беларуси в 15-16 вв. Прямоуг. в плане с двустатной крышей и 4мя башнями. Эти храмы представляли из себя крепости-замки в миниатюре.
В живописи 14-16 вв. господствующим направлением была иконопись. Самые известные образ матери Божьей «Замилованые» (из Манориты 14-15 вв.), «Матерь Божья Иерусалимская» (Пинск 15 в.), «Знамение» (дер. Именины) Эти иконы позволяют говорить о высоком развитии средневеков. ис-сва на Беларуси.
В это время развивалась и светская живопись и скульптура. После Кревской унии на Беларуси строятся костелы и монастыри (в Минске, Бресте), в кот. появляется деревянная скульптура.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь