Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Золотой век» ораторского искусства (Лисий. Исей. Исократ).



Расцвет речевой коммуникации в Афинах пришелся на IV век до Р.Х. Классическая эпоха века Перикла к тому времени ушла в прошлое, героическая трагедия и масштабная архитектура сменились малыми жанрами. Наибольшую популярность получили комедия, лирика и ораторское искусство. Именно тогда были созданы, в частности, непревзойденные образцы судебного красноречия.

Одним из самых яркихмастеров этого жанра был оратор и логограф Лисий (4591 — около 380 гг. до Р.Х.). Он был богат. Поэтому,когда к власти пришли «Тридцать тиранов», Лисий бежал из города, они преследовали богатых. Современное значение слова «тиран» ничего общего не имеет с древнегреческим. В Афинах тиран — правитель, пришедший к власти недемократическим путем. Среди Тридцати тиранов было много высокообразованных и культурных людей, например Аристотель, Эсхин.
Но спустя год власти Тридцати тиранов пришел конец, и демократия в Афинах восторжествовала. Лисий был уже, по меркам тех лет, глубоким стариком: ему шел 57й год. Как и у многих пострадавших афинян, у него появилась надежда вернуть через суд хотя бы часть потерянного имущества. Скорее всего, Лисий имел возможность нанять логографа для защиты своих интересов в суде. Но, имея за плечами богатый опыт занятия риторикой, Лисий решил выступить с обвинительной речью сам. «Речь против Эратосфена, бывшего члена коллеги Тридцати», произнесенная в 403 году до Р.Х., — первая из дошедших до нас речей Лисия и единственная, которую он произнес в суде сам. Эта речь принесла Лисию шумную славу, даже несмотря на то, что цели своей он, судя по всему, не достиг и Эратосфен был оправдан.

Вскоре афиняне стали обращаться к оратору за помощью в составлении судебных речей, и со временем Лисий стал одним из известнейших логографов. О его популярности говорит хотя бы тот факт, что за оставшиеся 23 года жизни Лисий составил 425 речей (из них лишь 233 были признаны в точности вышедшими из-под пера Лисия), тогда как его коллеги-современники за годы своей деятельности оставили после себя, как правило, не более ста речей.

Практически во всех своих речах Лисий сознательно избегает вычурности Горгия, несколько изменяет классическую композицию речи (например, эпилог у Лисия, как правило, сдержанный, тогда как по канонам здесь должен содержаться высший пафос негодования). Речи Лисия просты, естественны, полны обыденной бытовой действительности и в то же время логичны, а порой даже и нарочито безыскусны.

Исей. Из многочисленных последователей Лисия большим успехом у современников пользовался оратор и логограф Исей (ок. 420 — ок. 350 гг. до Р.Х.). Он специализировался, судя по дошедшим до нас его речам, на процессах о наследстве. Из полусотни речей Исея сохранилось одиннадцать. Несмотря на некоторые созданные риторические новшества, оратору не удалось превзойти мастерство и популярность своего учителя.

Исократ. По своим взглядам Исократ всю жизнь оставался сторонником олигархического правления и последовательным врагом демократии. Его политическим идеалом была единоличная власть, идеальная тирания. Тем не менее он сильно пострадал от власти Тридцати тиранов, которые, в частности, стремились ограничить распространение риторики. Так, один из тиранов, Критий (460–403 гг. до Р.Х.), стал инициатором издания закона, который запрещал «учить искусству говорить». Исократу пришлось удалиться в изгнание на остров Хиос, близ Малой Азии, где он открыл школу риторики. Его имущество в Афинах конфисковали.

Уже тогда сформировались взгляды Исократа на обучение красноречию. Он изложил их впоследствии в речи «Против софистов». Подготовка оратора, утверждал Исократ, должна заключаться не только в освоении технических приемов, но и в нравственном воспитании человека. Таким образом, полное овладение мастерством красноречия должно подготовить молодого оратора к государственной службе. А для того, чтобы он стал профессионалом, нужны природная склонность, хорошее, верное обучение и постоянная практика.
В 403 году до Р.Х., после падения диктатуры Тиранов, Исократ вернулся в Афины и, по некоторым сведениям, около десяти лет работал логографом. От этого времени сохранилось шесть его судебных речей. Впрочем, есть основания предполагать, что указанные речи Исократа — не более чем школьные схоластические упражнения. Дело в том, что Исократ, уже будучи общепризнанным ритором, высказывал отрицательное отношение к логографам.

Около 392 года до Р. Х. Исократ открыл в Афинах школу красноречия, которая выгодно отличалась от всех существовавших к тому времени риторических школ. За три-четыре года ученики Исократа постигали не только риторику и смежные с нею предметы, прямо необходимые оратору, но и многие другие науки: математику, астрономию, литературу, философию, историю, сценическое искусство и др., причем лекционные курсы чередовались с практическими занятиями. Исократ считал, настоящий оратор должен быть универсально образованным человеком.
Таким образом, школу Исократа можно считать прообразом первого в мире университета. За обучение ученики платили. Эта сумма была доступна лишь юношам из богатых аристократических семей.

Несмотря на славу Исократа, многих афинян смущало, что выдающийся учитель красноречия никогда не выступал сам. Он объяснял это слабым голосом и мягким характером, тогда как оратор должен был в совершенстве владеть приемами публичной полемики.

Свои речи он размножал и распространял среди заинтересованных лиц не только в Афинах, но и за пределами города. Итак, можно говорить о существовании в IV веке до Р.Х. не только внутриполисной, но и межполисной коммуникации. Исократ хорошо понимал, какой силой обладает слово, и поэтому тщательно работал над каждой фразой. Так, свою самую знаменитую речь «Панегирик» он писал десять лет. — фиктивное выступление, предназначавшееся не для реального произнесения, но для распространения. Эта речь была написана к Олимпийским играм 380 года до Р.Х. В ней Исократ совмещает два типа речей: торжественную и политическую, что было нехарактерно для реальных, «живых» выступлений ораторов. Основной пафос «Панегирика» — традиционный для Исократа политический призыв к эллинам объединиться в борьбе против персов. Для привлечения внимания к этой теме Исократ уже во вступлении противопоставляет славу спортсменов-олимпийцев и славу политического оратора: «Меня всегда удивляло, что на праздниках и состязаниях атлетов победителю в борьбе или в беге присуждают большие награды... ибо атлеты, даже если они станут вдвое сильнее, пользы не принесут никому, а мыслящий человек полезен всем, кто желает приобщиться к плодам его мысли».

Главной темой речей Исократа является политическая программа спасения не только Афин, но и всего греческого мира перед натиском внешних врагов — варваров-персов. Исократ полагал, что лучший путь развития Эллады в сложившейся политической ситуации — объединение Афин и Спарты, а в идеале и всех греческих городов. В конце жизни, поняв, что ни Афины, ни Спарта не способны возглавить объединительный процесс, Исократ обратился к царю и полководцу Филиппу II Македонскому, за короткий срок создавшему к северу от Афин грозную империю, встать во главе общеэллинского союза. Ведь и македонцы, и греки имели общую культуру, религию. Сам Филипп чтил афинских поэтов и философов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь