Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Демосфен. Эсхин. Полемика Демосфена и Эсхина.
Демосфен. Среди афинских ораторов, последовательно приверженных демократии, наибольшую известность получил Демосфен (384–322 гг. до Р.Х.). В его творчестве греческое ораторское искусство достигает наивысшего расцвета. Учить юношу ораторскому искусству взялся оратор Исей. Стремясь изжить недостатки речи, Демосфен по совету своего учителя выходил на берег моря и, в стремлении заглушить шум прибоя, читал речи, набрав камней в рот. Борясь с нервным тиком, будущий оратор подвешивал к потолку острый меч, который больно колол его при каждом подергивании плеча. Через четыре года, в 364 году до Р.Х., двадцатилетний Демосфен уже выступал в суде с речами против своих опекунов. Сохранилось пять речей этого цикла. Суд тянулся несколько лет. В итоге молодой оратор выиграл процесс, опекунов осудили, но наследство вернуть не удалось: оно уже было растрачено или передано другим людям. Даже став общепризнанным оратором, он, в отличие от многих коллег, никогда не выступал без подготовки. Он занимал в Афинах много важных и ответственных должностей, главная из которых примерно соответствует современной должности министра иностранных дел. Именно здесь проявился талант Демосфена как политического оратора. Ритор, дипломат, публицист, он был самым непримиримым антимонархистом и снискал глубокое уважение не только у сторонников эллинской демократии, но и у многочисленных врагов — как внутри Афин, так и в стане македонского царя Филиппа. Политические речи Демосфена можно условно разделить на внешнеполитические и внутриполитические. Филипп Македонский был главным героем и адресатом самого известного цикла внешнеполитических речей, которые в честь него получили общее название «Филиппики». Сохранилось четыре «Филиппики». Из них только три «Филиппики» являются безусловно подлинными, авторство четвертой «Филиппики» оспаривается. «Филиппики» считаются вершинами риторического таланта Демосфена. В них оратор стремился разоблачить захватническую политику Филиппа — виновника всех бед, постигших не только Афины, но и всю Элладу. Речь, полная экспрессии, страстный обличительный пафос, многочисленные риторические вопросы, призывания богов и божба — все это производило неизгладимое впечатление на слушателей, причем как на последовательных сторонников Демосфена, так и на его многочисленных врагов. Эсхин. Главным внутриполитическим оппонентом Демосфена был афинский оратор и политический деятель Эсхин (389–314 гг. до Р.Х.).
Полемика Демосфена и Эсхина. Демосфен и Эсхин в течение всей жизни были ярыми врагами. Их первый риторический поединок имел место в 345 году до Р.Х., последний — спустя пятнадцать лет, в 330 году до Р.Х. Судебные тяжбы двух ораторов длились годами, привлекая к себе всеобщее внимание. До наших дней дошли две пары речей Демосфена и Эсхина, произнесенные друг против друга на одних и тех же процессах: в 343 и в 330 годах до Р.Х. Конфликт между Демосфеном и Эсхином вспыхнул с новой силой в 336 году до Р.Х., когда по предложению афинского градоначальника Ктесифонта Демосфен за большие заслуги перед Элладой был награжден высшим знаком отличия — золотым венком. До суда дело дошло только в 330 г. до Р.Х. На этот раз обвинителем выступил Эсхин. Его речь «Против Ктесифонта о венке» формально была направлена против Ктесифонта, но реальным ответчиком был Демосфен. Эсхин обвинил Демосфена по трем пунктам: Ответную речь «За Ктесифонта о венке» Демосфен построил в нарушение классических норм: он должен был отвечать оппоненту последовательно, по пунктам обвинения, а начал с последнего пункта — восхвалять себя и свою деятельность. По сути, Демосфен выступил с подробным и страстным отчетом о своей политической деятельности, причем неоднократно сознательно переиначивал и тенденциозно трактовал факты, допускал их прямую подтасовку, а на брань Эсхина отвечал такою же бранью. Особый интерес вызывают взаимные обвинения двух ораторов в сокрытии ими факта своего низкого происхождения и соответствующие сенсационные разоблачения, которыми делится с публикой сначала Эсхин, а затем и Демосфен. Оба участника полемики придавали этому обстоятельству большое значение, ибо идеальный государственный муж должен был иметь безупречную родословную. Суд вынес решение в пользу Демосфена, причем Эсхин не сумел набрать даже одной пятой части голосов. Он отказался уплатить крупный штраф и предпочел уехать в изгнание на далекий остров Родос, где жил до конца своих дней и преподавал ораторское искусство в собственной риторической школе. 6. Особенности римской риторики. Зарождение римского красноречия. Первые ораторы. Расцвет политического красноречия. Покорив Элладу, Древний Рим впитал в себя ее разнообразную культуру. Благодаря широкому проникновению греческого влияния римская культура является во многом подражательной. Глубокий отпечаток наложили греческие образцы и на ораторское искусство Рима. Лучшие речи афинских ораторов тщательно изучали даже в школах. Но традиционное разделение речей на три типа, сделанное Аристотелем в своей «Риторике»2, не распространилось на римское красноречие, всегда отличавшееся утилитарностью и тяготением к политическому идеалу.
Зарождение римского красноречия. Его создателем считается римский политический деятель, писатель и ритор Марк Порций Катон Старший (234–149 гг. до Р.Х.). Он происходил из плебейского рода и в отрочестве занимался сельским хозяйством в своем имении в Тоскане, затем сражался против Ганнибала, а в тридцать лет получил первую государственную должность.
Оратором исключительной силы считался Гай Гракх (153–121 гг. до Р.Х.). Избранный республиканским Римом в народные трибуны, он всю мощь своего красноречия направил на борьбу с аристократией, засевшей в сенате, за проведение демократических реформ. Ему вторил старший брат, Тиберий Гракх (162–133 гг. до Р.Х.). Оба брата были убиты в
Расцвет политического красноречия
Марк Туллий Цицерон. Вершина ораторского искусства и публицистики не только той эпохи, но и всего римского красноречия — творчество Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до Р.Х.). Цицерон происходил из привилегированного сословия всадников.
Одно из первых дошедших до нас выступлений молодого Цицерона в суде, «Речь в защиту Секста Росция из Америи» (81 г. до Р.Х.), было посвящено защите римлянина, обвинявшегося в убийстве отца. Оправдывая своего подзащитного, Цицерон в речи осторожно намекал на бесчинства режима диктатора Суллы. Процесс был выигран, и оратор приобрел большую популярность в народе. Опасаясь мести многочисленных сторонников Суллы, Цицерон уехал на два года в Элладу.
На следующий день после «Первой речи против Катилины», произнесенной 8 ноября 63 года до Р.Х., Катилина, не выступив даже с ответной речью, покинул Рим и убежал в Этрурию, где провозгласил себя консулом. Цицерон, узнав об отъезде своего противника, 9 ноября выступил со «Второй речью против Катилины», после которой сенат объявил Катилину врагом отечества. Через некоторое время были перехвачены письма сторонников Катилины, что дало повод Цицерону обратиться 3 декабря к сенату с «Третьей речью против Катилины».
Расправившись с Катилиной и его сторонниками, Цицерон счел себя спасителем Рима и по предложению Марка Порция Катона Младшего получил от сената титул отца отечества. Впрочем, недовольство его политикой постоянно росло, и в 58 году до Р.Х. Цицерон, опасаясь мести оставшихся в живых сторонников Катилины, добровольно уехал в изгнание в Грецию. В 44 году до Р.Х. к власти в Риме пришел его политический противник Марк Антоний. Против него был обращен последний цикл речей Цицерона — «Филиппики против Марка Антония», вернувший оратору былую популярность. Эти речи Цицерон так назвал в подражание речам Демосфена, в которых тот обличал царя Филиппа Македонского. Всего в 44–43 годах до Р.Х. было произнесено четырнадцать «Филиппик». В них Цицерон красноречиво предъявлял Марку Антонию всевозможные обвинения, доказывал, что он гораздо опаснее для Рима, чем был Катилина, и предрекал ему печальную участь Цезаря (который был убит заговорщиками). Марк Антоний оказался не таким ценителем ораторского мастерства Цицерона, как в свое время Филипп Македонский — Демосфена. По его приказу Цицерон был убит с особой жестокостью.
8. Распространение грамотности. В Средние века очагами грамотности, культуры, информации в Европе были монастыри. В монастырях создавались библиотеки — причем не только религиозной, но и светской литературы, в том числе и античных авторов. При многих монастырях существовали школы, колледжи и религиозные ордена, созданные первоначально для изучения, перевода и переписки Библии. В монастырских школах учили чтению, счету, письму и латыни — языку средневековой церкви. Для неграмотных людей расписывали стены церквей библейскими сюжетами, чтобы можно было хотя бы визуально изучать Священное Писание. Постепенно грамотность перестала быть привилегией духовенства и узкого круга светских лиц. На базе монастырских учебных заведений со временем появились первые университеты: например, в Болонье (Италия), Оксфорде и Кембридже (Англия). Само название «университет» в сегодняшнем понимании появилось в 1262 году. При университетах были собраны огромные библиотеки, которые по числу книг часто превосходили монастырские книгохранилища.
Основание университетов стало толчком и к распространению книг. До изобретения типографского станка книги переписывались от руки, они были редкими и дорогими, а особо ценные экземпляры даже приковывались цепями к стенам. В старину книги переписывали рабы, затем этим стали заниматься монахи. Монастырские мастерские по переписке рукописей и книг, скриптории, возникли в VI–VII веках в разных странах Европы и просуществовали до XIII–XIV веков, когда книжное производство стало переходить в руки светских переписчиков — городских ремесленников. Так, в Париже они объединились в корпорацию «Университетских присяжных переписчиков книг». В 1323 и 1342 годах во Франции были приняты статуты, регламентировавшие переписку и продажу книг. Люди, собиравшиеся заниматься перепиской или книготорговлей, должны были предварительно сдать экзамен университетским профессорам.
Появление книгопечатания Со временем количество грамотных людей увеличивалось, расширялись потоки информации. Переписчики книг уже не могли удовлетворить все возраставшую потребность в чтении. Книгопечатание быстро распространилось по Европе. Спустя менее полувека после выхода в свет первой книги, в 1500 году, в 270 европейских городах уже действовало более 1100 типографий. В них к тому времени было издано более 36 тысяч книг. Прежде всего, это книги религиозного содержания, затем — труды античных авторов, в первую очередь Аристотеля и Цицерона. Третье место по количеству изданий занимала научная литература. Первые печатные издания в Европе, вышедшие в свет с момента изобретения книгопечатания и до конца XV века, называются инкунбулы (от лат. incunabula — колыбель, начало).
В Россию книгопечатание пришло спустя столетие, при Иване Грозном. В 1563 году глава Русской Церкви митрополит Макарий освятил Московский печатный двор. В 1564 году русский первопечатник выпускник Краковского университета диакон Иван Федоров (ок. 1510–1583 гг.) и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую книгу — «Апостол», которая содержала новозаветные тексты Деяний апостолов и их Посланий. Из почти двухтысячного тиража первой русской книги до наших дней дошло 55 экземпляров.
9. Становление цензуры. Инквизиция. Еще до появления книгопечатания, в 1199 году, Римский Папа Иннокентий III издал декрет, где приравнял ересь к измене и оскорблению достоинства короля. За эти преступления в большинстве стран предусматривалась смертная казнь. В 1252 году Папа Иннокентий IV издал буллу, где обобщались принятые ранее указы об инквизиции. Согласно этой булле, в каждой церковной епархии создавались постоянные инквизиционные трибуналы.
Наивысшего расцвета инквизиция достигла в Испании во второй половине XV века, когда Папа Сикст IV в 1482 году учредил должность великого инквизитора. Им стал испанский монах Томас (Фома) Торквемада (1420–1498 гг.), который на века прославился жестокостью. Торквемада разработал общие правила инквизиции, согласно которым главными инструментами инквизиции были пытки, служившие важнейшим источником получения доказательств. Строжайшей цензуре подвергались книги, картины, эстампы, медали — вообще абсолютно вся печатная продукция. Появились утвержденные Торквемадой списки запрещенных книг, за хранение и чтение которых устанавливалась казнь — как правило, на костре. По примеру великого инквизитора списки запрещенных книг составлялись и в других странах. Такой список появился, например, в Германии в 1524 году по приказу императора Карла V. Позднее, в 1559 году, на Тридентском был утвержден и вскоре напечатан в Риме общекатолический Index Librorum Prohibitorum («Индекс запрещенных книг»). Римский Папа Павел VI приказал включить в него даже свое собственное сочинение, написанное задолго до избрания его на папский престол. Правила включения печатного издания в «Индекс» были такими неконкретными, что их можно было использовать для запрещения едва ли не любой книги.
Католическая церковь регулярно переиздавала «Индекс запрещенных книг», внося туда изменения, и прекратила его выпускать лишь в 1964 году. Любопытно, что инквизиция абсолютно безоговорочно признавала только труды Аристотеля и Библию. Впрочем, и Библия считалась еретической, если была издана не на греческом или латинском языке. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 2755; Нарушение авторского права страницы