Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Публицистика Реформации в Германии.
Ужесточение церковной и появление светской цензуры было вызвано широким распространением в Европе идей Реформации — общественного движения против католической церкви. Реформация началась в Германии в XVI веке. Основатель и виднейший деятель Реформации Мартин Лютер (1483–1546 гг.). Удрученный неблагочестивыми нравами римского духовенства, Лютер выступил против авторитаризма Рима и злоупотреблений римских пап, произвола инквизиции, жестокой цензуры. В 1517 году он написал «95 тезисов», отвергавших основные догматы католицизма и в первую очередь — индульгенции, и послал их местному епископу. Вскоре в Риме был начат процесс против Лютера по обвинению в ереси. В 1519 году в Лейпциге Лютер снова выступил против всевластия Рима, отстаивая приоритет Священного Писания над папской властью. «95 тезисов» получили широкое распространение и стали образцом публицистики Реформации. В 1520 году Римский Папа Лев Х издал и послал Лютеру буллу, в которой осудил 41 из его 95 тезисов, требовал покаяться и угрожал отлучением от церкви. В ответ адресат публично сжег эту буллу и написал в ответ Папе четыре послания, которые, впрочем, предназначались и значительно более широкой публике. В одном из них, «К христианскому дворянству немецкой нации», Лютер отвергал верховенство Папы над Соборами, преимущество священников перед мирянами, а также исключительное право духовенства на изучение Библии (простому народу чтение Библии долгое время запрещалось). В других программных посланиях Лютер-публицист подверг дальнейшей критике церковные установления, которые, по его мнению, не соответствовали Новому Завету. В послании «О монашестве» Лютер осудил монашество как институт и вскоре женился на бывшей монахине, разочаровавшейся, как и он, в католицизме. В 1521 году новой папской буллой Лютер был отлучен от церкви. Его сторонники также объявлялись еретиками и подлежали преследованию. В 1534 году Лютер завершил перевод Библии с латинского на немецкий язык. Этот перевод сыграл огромную роль в становлении единого немецкого языка. Он перевел также богослужение, написал несколько церковных гимнов и музыку к ним. Проводя церковные реформы и утверждая протестантизм (точнее, его германскую ветвь — лютеранство), Лютер опирался на власть германских 70 князей. Опасаясь лишиться их поддержки, он гневно осудил восставших в 1525 году крестьян. Лютер призвал истреблять мятежников, как бешеных собак. Особо жесткой критике Лютер подверг идеолога восстания — священника и публициста Томаса Мюнцера (1489–1525 гг.), яркие проповеди и памфлеты которого оказали большое влияние на участников крестьянского освободительного движения. Эпоха Реформации стала периодом расцвета как церковной, так и антицерковной германской публицистики. Продукция немецких типографий в первой трети XVI века возросла почти в четыре раза по сравнению с концом XV века. Памфлеты, листовки и прочую печатную продукцию, пропагандировавшую идеи Реформации, выпускали около девяноста процентов типографий. Одним из выдающихся германских публицистов, стоявших у истоков эпохи Реформации, был Ульрих фон Гуттен (1488–1523 гг.). В памфлете «Письма темных людей» он обличал моральное разложение и невежественность католического духовенства. 118 писем, написанные от имени богословов из Кельна, были на самом деле нелицеприятной пародией на взгляды католических мракобесов. Антагонистом фон Гуттена был известный писатель, богослов и публицист Дезидерий Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.), автор знаменитого сатирического памфлета «Похвала Глупости». Своим творчеством Эразм сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Его поздние письма и трактаты были направлены против Мартина Лютера и его религиозной политики. Реформация упразднила внедрявшуюся Римом духовную цензуру. Однако через некоторое время появились ростки протестантской цензуры. Новые цензурные порядки во многих отношениях стали еще более жесткими, чем были при католических цензорах. Дело в том, что теперь контроль над печатью возлагался на князей и городские советы, и число цензоров по сравнению с прежними временами даже увеличилось.
Первые газеты Европы. Окончательно информационные бюллетени были вытеснены регулярными газетами только в XVIII веке. С наступлением эпохи Возрождения в Европе появились торговые города, где регулярно проводились ярмарки. Это были, прежде всего, Кельн, Франкфурт, Страсбург, Лейпциг, Нюрнберг, Гамбург, Данциг, Кенигсберг — в Германии; Париж — во Франции; Амстердам — в Голландии; Лондон — в Англии; Венеция — в Италии. В торговых городах появилась профессия сборщика информации. Многие богатые горожане, торговцы и князья нанимали сборщиков информации, которые владели иностранными языками и собирали новости не только в своих городах, но и в других государствах. В ярмарочных центрах — как правило, в начале XVI века — возникли рукописные газеты, посвященные сначала торговым, а затем и другим новостям. В Венеции такие газеты продавались за мелкую монету, которая называлась gazettа, откуда пошло слово газета. Часто газеты выпускали несколько раз в год, специально к ярмаркам. Но интерес населения к новостям возрастал не только благодаря развитию торговли. Большое влияние на развитие информационных потоков оказывали политические события в Европе, и прежде всего Реформация в Германии. Одним из основателей газет — рукописных, а впоследствии печатных, — считается германский банкир и ростовщик Якоб Фуггер (1459– 1525 гг.). Его газеты называли («Фуггерцайтунген») — Газеты Фуггера. Они начали выходить в 1520 году, в самом начале Реформации, и просуществовали почти столетие, до начала Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.). Первая в современном понимании слова печатная газета появилась в германском городе Страсбурге в 1605 году. Это был еженедельник Aviso («Авизо»). Его издавал книготорговец Йохан Каролус (1575– 1634 гг.). Газета выходила форматом небольшой книги: в одну четвертую от стандартного листа бумаги А4, на 115 страницах, которые были поделены на 52 номера — по числу недель в году. В начале XVII века периодическая печать получила распространение во многих других германских городах. Как правило, это были OrdinariPost («Ординарипост») — газеты, сообщавшие политическую и дипломатическую информацию. Их тиражи составляли чаще всего по нескольку сотен экземпляров, что было хорошим показателем для того времени. В Германии появилась и первая ежедневная газета — («Пришедшие новости о военных и мирных делах»). Она выходила в Лейпциге с 1 января 1660 года тиражом от 150 до 200 экземпляров. В России прообраз регулярной газеты пришел при царе Борисе Годунове. С июня 1600 года в Москве началось издание рукописной газеты «Куранты». Это были складные узкие листы бумаги, написанные сверху вниз одним сплошным столбцом, без разделения на темы и рубрики. Текст газеты состоял в основном из переводов сообщений европейской прессы, а также писем русских агентов-осведомителей, проживавших в других странах. Содержание «Курантов» представляло собой государственную тайну. Царю и его ближайшему окружению газету читали вслух, после чего экземпляр возвращали обратно в Посольский приказ. Первая печатная газета, «Ведомости», появилась в России значительно позже, чем в европейских странах, — только в декабре 1702 года. 12. Первые французские периодические издания. «Ля Газетт» — первая политическая газета Франции. Становление авторитарной концепции печати. Зарождение французской журналистики связано с возникновением хроник, составлявшихся в крупнейших монастырях, как правило, ежегодно к празднику Пасхи. Хроники сообщали о событиях церковной и светской жизни как во Франции, так и в соседних странах за год — в период между двумя Пасхами. Первые периодические издания Появление книгопечатания во Франции в 1470 году способствовало быстрому развитию печати. В конце XVI века историк и богослов Пьер Виктор Пальма де Кайе (1545–1610 гг.) начал писать и регулярно выпускать «Хронологии» — рассказы о важнейших текущих событиях в стране и за рубежом. Первым французским периодическим изданием стал ежегодник («Меркюр франсэ» — «Французский вестник») — политическое и литературное издание. Он выходил в Париже с 1611 по 1648 год. Его основателем и издателем был книгопечатник Жан Ришар, выпускавший до этого «Хронологии» Пальмы де Кайе. Первый номер «Меркюр франсэ» был посвящен событиям, происходившим во Франции и Европе с 1605 года, на протяжении пяти с лишним лет. Следующие выпуски ограничивались рассказами о новостях прошедшего года. На дальнейшее развитие как «Меркюр франсэ», так и всей французской журналистики исключительное влияние оказал кардинал Ришелье. Став главой правительства в 1624 году, Ришелье своей главной задачей ставил утверждение абсолютизма в стране, укрепление централизованной королевской власти и жесткое подчинение провинций власти центра. Фактически Ришелье управлял страной от имени мягкого короля Людовика XIII. Ришелье был очень дальновидным политиком. Он одним из первых в Европе понял, какую роль может сыграть печать в формировании общественного мнения, и стремился использовать зарождающуюся журналистику для достижения своих политических целей. Решив с помощью «Меркюр франсэ» регулярно воздействовать на общественное мнение, Ришелье поставил во главе издания своего доверенного человека. Им стал монах ордена капуцинов отец Жозеф. В правительстве Ришелье отец Жозеф был министром иностранных дел. Отец Жозеф оставался редактором «Меркюр франсэ» до самой своей смерти. Он значительно изменил форму и содержание журнала, превратив его в первое государственное периодическое издание. Но скоро Ришелье понял, что ему нужна пресса иного типа — более периодичная и мобильная, чем ежегодник. Он стал думать об издании государственной газеты, которая помогала бы ему и королю управлять государством и была бы мощным рупором авторитарной власти. «Ля Газетт» — первая политическая газета Франции. Хотя первые регулярные печатные газеты выходили в разных городах Европы уже в начале XVII века, ни одна из газет не оказывала в то время такого влияния на общество и не была столь значима, как («Ля Газетт») — первое в истории политическое периодическое издание, орган государственной власти. Она стала выходить в Париже при дворе короля Людовика XIII с 30 мая 1631 года. Первым главным редактором «Ля Газетт» стал Теофраст Ренодо (1586–1653 гг.). Ренодо получил от Людовика XIII патент на издание и продажу «газет, новостей и рассказов обо всем, что произошло и происходит как в королевстве, так и за его пределами». Сначала «Ля Газетт» выходила раз в неделю на четырех полосах объемом, необычайно большим для того времени тиражом, который в разное время колебался от 300 до 800, а отдельные номера — 1200 экземпляров. В газете публиковались придворные известия, указы и распоряжения правительства, зарубежные новости — в первую очередь, из соседней Германии. Событийная информация из Рима, Праги, Константинополя публиковалась, как правило, двухнедельной давности, что было весьма оперативно для середины XVII века. В «Ля Газетт» публиковались и рекламные тексты, объявления. Кардинал Ришелье внимательно следил за каждым номером новой газеты. Он постоянно присылал Теофрасту Ренодо копии официальных документов, докладов, которые считал нужным опубликовать, регулярно сам писал для газеты статьи на политические темы. Ришелье всячески стремился упрочить авторитет «Ля Газетт» в обществе. Сотрудником Ренодо был не только Ришелье, но и сам король. Людовик XIII регулярно инкогнито писал в газету, причем не только политические статьи, но и заметки о своих военных походах и подвигах и был, по сути, первым военным журналистом. «Ля Газетт» имела большой успех. Уже в первый год издания ее читали более трех тысяч человек. «Ля Газетт» стала первой общенациональной газетой. Ренодо придумал новый способ оперативного и выгодного распространения газеты во все, даже самые отдаленные провинции страны. Региональные типографии, получив экземпляр «Ля Газетт», за несколько часов размножали его для читателей своей провинции. В середине XVII века газета печаталась в 38 городах Франции. «Ля Газетт» неоднократно переживала взлеты и падения. Противники Ренодо активизировались после смерти кардинала Ришелье и Людовика XIII. Преемник Ришелье кардинал Мазарини не уделял внимания газете. Несмотря на это Ренодо продолжал поддерживать его политику в сложное для него время гражданской войны во Франции — Фронды. Высокопоставленные недоброжелатели под надуманными предлогами добились лишения права врачебной практики Ренодо в Париже, закрыли его академию и Бюро. Последние годы жизни он провел в нищете, но, тем не менее, продолжал издавать «Ля Газетт», которая приносила ему только убытки. После смерти Ренодо «Ля Газетт» издавалась его сыном, а затем внуком. Постепенно положение газеты улучшалось. В 1661 году король Людовик XIV восстановил пошатнувшийся статус «Ля Газетт» как официального издания власти. Она закрылась только в Первую мировую войну, в 1915 году. Становление авторитарной концепции печати. С появлением «Ля Газетт» во Франции сложилась авторитарная концепция печати. Для авторитарной концепции характерно следующее: — газета является рупором власти, через нее не только сообщаются новости, но и рассылаются директивы на места; — предварительная цензура; — система лицензирования; — правдивая информация часто приносится в жертву интересам власти; — вертикальная структура прессы. В авторитарном государстве никакое произведение печати в целом и периодическое издание в частности не могло выходить в свет без разрешения властей. Главным редактором должен был быть человек, не просто лояльный к режиму, но, как правило, специально подобранный на эту должность. Лояльность требовалась и от рядовых журналистов. Издание, служившее властям, обычно финансировалось из государственных источников. Зародившись во Франции в середине XVII века, авторитарная концепция печати в разное время и с разной продолжительностью господствовала в журналистике почти всех стран мира.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 1871; Нарушение авторского права страницы