Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Протожурналистские явления в Древней Греции.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Ситуация в информационной сфере в Средние века. Социокультурные и технологические предпосылки появления периодической печати в Западной Европе. Середина 15 в - изобретение печатного станка Гутенбергом). Для появления периодической печати было необходимо 2 условия: возникновение социокультурных предпосылок (рост общественной потребности в информации, повышение уровня грамотности населения) и создание материально-технической (технологической) базы (средства печати, более дешевый и удобный материал, более эффективные каналы распространения). Все эти условия сложились в Европе к концу 16 - началу 17 века. 17 век - две буржуазные революции (Голландия и Англия), Тринадцатилетняя война в Германии, восстания и Фронда во Франции => человек испытывал потребность сориентироваться в социальной ситуации, занять определенную позицию, что было невозможна без притока информации. Особенно важно это было для торговцев: нужно было владеть оперативной информацией о социально-политической, экономической ситуации в регионе, чтобы правильно выстроить свою коммерческую политику. Потребность в инф-ии стимулировалась также возникновением крупных городов - центров деловой активности, торговли (Амстердам, Париж, Лондон). К концу 16в в странах Европы множится кол-во типографий и растут их производственные мощности. Бумага ещё довольно дорогая и изготавливается из тряпья (трудоёмкий процесс с невысокой производительностью). Из древесины бумагу станут делать только в 19 в. Важным фактором возникновения и дальнейшей эволюции прессы стало развитие почтовой связи. К нач.17в. во многих странах появилась общедоступная почтовая служба и сеть почтовых дорог. Всё это способствовало появлению регулярной периодической печати. (номера первых европ. газет - 1609г). Возникновение и развитие института культуры.
До сих пор мы воздерживались от рассмотрения вопроса о связи национализма с книгопечатанием, поскольку он мог бы заполнить собой всю книгу. Теперь, после того как мы уже познакомились с подобными проблемами в различных областях, нам будет легче с ним справиться. Все написанное нами здесь до сих пор можно рассматривать как комментарий к одному замечанию Гарольда Инниса: «Последствия изобретения книгопечатания наглядно проявились в жестоких религиозных войнах шестнадцатого и семнадцатого веков. Применение новой мощной технологии в области коммуникаций ускорило консолидацию национальных языков, рост национализма, революционные взрывы и новые вспышки варварства в двадцатом веке». Книгопечатание вывело из употребления латынь, стало фактором формирования и стабилизации языков. Книгопечатание сделало нацию однородной, а государство централизованным, но оно же создало индивидуализм и оппозицию правительству. 16) Протожурналистские явления в Древней Греции.
Важнейшим каналом общественной коммуникации была агора, городская площадь, служившая центром политической и религиозной жизни полиса, местом собраний. Прогуливаясь на агоре, греки обменивались новостями и мнениями, вели политические споры, узнавали слухи. Глашатаи оповещали граждан полиса о важных событиях. Другим местом общения греков были гимнасии, помещения для спортивных занятий, которые постепенно превратились в центры обмена информацией и идеями, своеобразные высшие учебные заведения, где с докладами выступали философы. Демократическое государственное устройство полисов, в которых высшая законодательная власть принадлежала народному собранию, решавшему большинством голосов важнейшие вопросы общественной жизни, превратило полис в «цивилизацию болтовни» (К. Куле). Устное слово было не только основным носителем информации, но и инструментом политического влияния. Успех в политике напрямую зависел от умения красиво и убедительно говорить. Протагор утверждал, что красноречие ─ «политическая добродетель». В народном собрании Древней Греции, как правило, голосовали за предложение лучшего оратора. Кроме того, в Древней Греции не было адвокатов, которые брали бы на себя защиту интересов граждан полиса в суде. Грекам приходилось самостоятельно излагать перед судом суть своих претензий, доказывать их обоснованность. Выигрывал дело тот, кто убедительнее говорил. Все это привело к расцвету в Древней Греции в V в. до н. э. ораторского искусства. Учителями красноречия стали софисты (мудрецы), выступавшие с публичными лекциями в разных полисах. Софисты поражали слушателей изощренностью своих аргументов, умением доказать любой тезис, мастерством импровизированных ответов на вопросы публики. Завоевав репутацию непревзойденных ораторов, они стали давать дорогостоящие уроки красноречия. Протагор, Горгий, Гипий ─ крупнейшие представители софистики. Протагору (ок. 480 ─ ок. 410 до н. э.) принадлежит знаменитое утверждение «Человек ─ мера всех вещей». В преподавании он особое внимание уделял правильности употребления слов. Горгий (ок. 480 ─ ок. 380 до н. э.) добивался формальной выразительности речи. Заботясь о ее благозвучии, он использовал ритм, ассонансы и аллитерации, внутренние рифмы. В речи «Похвала Елене» Горгий утверждал: «Слово ─ властитель великий, а телом малый и незаметный; творит оно божественные деяния, ибо способно бывает и страх пресечь, и горе унять, и радость вселить, и жалость умножить». Софисты видели свою задачу в том, чтобы подготовить человека к участию в политической жизни полиса. Более скромные задачи ставили перед собой логографы ─ так в Древней Греции называли составителей судебных речей. За солидное вознаграждение они писали речь для своего клиента, а иногда и выступали вместо него в суде. Мастером судебного красноречия был Лисий (ок. 435─380 до н. э.). Его речи отличались простотой, краткостью, меткостью характеристик, отсутствием стилистических украшений. Лисий стилизовал речь в соответствии с характером своего клиента. Античное предание включает Лисия в число десяти лучших ораторов древности. Однако первое место в этом списке по праву принадлежало Демосфену (ок. 384─322 до н. э.). Демосфен начинал как логограф. Добившись значительных успехов на поприще судебного красноречия, он решил попробовать свои силы в качестве политического оратора. Однако его первое выступление в народном собрании провалилось. Речь, произнесенная тихим голосом, плохая дикция Демосфена вызвали насмешки слушателей. Но Демосфен не оставил надежды добиться успеха. Он много работал над совершенствованием своих речей, постоянными упражнениями вырабатывал ораторские навыки. Легенда гласит, что Демосфен произносил речи под шум морских волн, чтобы добиться необходимой силы голоса. Он клал в рот маленькие камешки и произносил тирады, добиваясь отчетливой артикуляции. Усилия Демосфена были вознаграждены: он стал образцом оратора для греков. В своих страстных речах Демосфен часто откликался на самые актуальные события, волновавшие соотечественников. Так, например, в речах против македонского царя Филиппа, предпринявшего экспансию в Элладу, Демосфен обрушился с острой критикой на агрессора. Слово «филиппика» стала названием гневного, обличительного выступления, а ораторская проза ─ одним из источников публицистики. Другим ее прообразом была историческая проза. Родоначальником древнегреческой историографии, «отцом истории» (Цицерон) принято считать Геродота (между 490 и 480 ─ ок. 425 до н. э.), написавшего историю греко-персидских войн. Геродот обратился к важнейшим политическим событиям, свидетелем которых он был. Он не ограничился описанием фактов, но дал свой ответ на вопрос о причинах войны, свое объяснение победы греков. Греко-персидские войны, с точки зрения греческого историка, проявление давней, начавшейся в незапамятные мифологические времена вражды между Европой и Азией. Персия потерпела поражение, потому что, осуществив экспансию в Европу, она нарушила естественные, богами очерченные границы своего господства. Наказанием стало ее низвержение с достигнутых высот. Победа греков над персами закономерна: в ней проявились преимущества рабовладельческой демократии над восточной деспотией. Геродот стремился к достоверному и связному изложению исторических событий, но он верил в то, что история определяется не только человеческими устремлениями, но и божественной волей, поэтому значительное место в его повествовании занимает мифологический элемент. Афиняне восприняли «Историю» Геродота с восторгом и наградили автора огромной суммой в десять таланов. Для последователя Геродота, древнегреческого историка ^ Фукидида (ок. 460─400 до н. э.), автора «Истории Пелопонесской войны», историю двигают человеческие страсти, интриги, частные интересы и потребности. В структуре фукидидовской «Истории» значительное место занимают ораторские речи и словесные споры между персонажами, что свидетельствует о влиянии софистики на писательскую манеру Фукидида. Хотя, как уже отмечалось, устное слово приобрело доминирующее положение в культуре Древней Греции, полис пользовался и письменными каналами оперативной передачи социально значимой информации. Нерегулярные, непериодические письменные источники информации книги повсеместно предшествовали регулярным и периодическим ─ газетам и журналам. Алфавит был позаимствован греками у финикийцев в VIII в. до н. э. Античные книги представляли собой рукописные папирусные свитки, на которых текст располагался столбцами. Читались столбцы справа налево. Переписчиками книг были рабы. Книги были редкостью и сначала распространялись в ограниченном количестве экземпляров среди друзей и единомышленников автора. Книжная торговля в Древней Греции развивается лишь с V в. до н. э. Но и тогда книги были доступны немногим из-за их дороговизны. Основным письменным источником информации были ежедневные публичные надписи (к V в. до н. э. в большинстве своем греки были грамотны), содержавшие сведения о значимых событиях полисной жизни. Левкомата ─ так назывались беленые деревянные таблички, на которые записывалась эта информация. Левкомата выставлялись в публичных местах. Записи на них периодически обновлялись. Сообщаемые факты никак не комментировались. Левкомата выполняли роль местных «газет». Надписи делались и на стенах храмов или больших каменных стеллах, которые затем выставляли на всеобщее обозрение в святилищах. Они содержали важные официальные документы ─законы, указы, договоры. Публичные надписи не были инструментом власти, контроля за гражданами полиса. Их цель состояла в том, чтобы информировать население и провозглашать полисные ценности.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы