Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика западной журналистики эпохи просвещения



Задача просветительской журналистики - исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.

Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца 16 столетия. Принятие в 1689 году «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Высказанное Локком положение о том, что «мы рождаемся свободными, так же, как мы рождаемся и разумными», для многих звучало подлинным откровением (в работе «О гражданском правлении», 1690). Цит. по Ученова В.В. У истоков публицистики, с. 63 Вольтер писал, что «Локк развернул перед человеком картину человеческого разума, как превосходный анатом объясняет механизм человеческого тела». См. там же.Многие французские просветители (Монтескье, Вольтер, Прево) отправились в Англию, чтобы на месте ознакомиться с тем, что казалось им самим передовым и плодотворным в области культуры, идеологии и государственного устройства. В этот период и стали появляться первые журналы.

Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики, и в этом совпадении имеется своя закономерность. В период, когда властителями дум были философы и писатели, роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно. Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма - практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов. Журналы, как концептуальные периодические издания, стали одним из основных коммуникационных каналов для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию. Итак, мы с вами поняли какие важные изменения произошли в Европе при ее вступлении в «век Просвещения» периода конца 17 начало 18 века. Они связаны с серьезной модификацией культурной обстановки эпохи. Священный текст с его сакральным отношением к слову постепенно уступал первенство тексту научному, опирающемуся на разумное постижение действительности, на опыт, помогающий познавать законы природы и общества. Считается, что именно в это время знание приобретает информационную форму, перестает быть чем-то априорно данным человеку, который, следуя ренессансным традициям, начинает читать мир как книгу, но не просто читать: появляется ощущение того, что действительность можно усовершенствовать.

Развитие журналистского профессионализма происходило столь же динамично в этот период, как и становление самой прессы. А такое явление как персональный журнализм требовало от человека профессионального универсализма. Вернемся не надолго к творчеству Даниеля Дефо: его журнал «Ревью» (1660-1731) был исключительно продуктом труда, таланта и подвижничества. Дефо сам писал материалы на политические, коммерческие и социальные темы, будучи одновременно репортером, правщиком, комментатором. Он считал своими журналистскими достоинствами умение отбирать факты и использовать их, а также владение богатым словарным запасом, способность критически оценивать собственную работу. Дефо был не чужд и политической активности, которая принесла ему серьезные неприятности, а затем вынудила стать главой секретной службы английского премьер-министра (принять это предложение писателя побудило тяжелое материальное положение его семьи). Ричард Стиль, который, как мы уже знаем, считается одним из основателей английской журналистики, был не только редактором, но и основным автором своих изданий.

В XVIII веке(Эпоху Просвещения) газеты  начинают функционировать не столько как инструмент власти, но прежде всего как способ распространения разумных идей и исправления нравов. Газеты стали совмещать информацию и комментарий. По сравнению с предыдущим столетием, круг читателей газет и журналов несколько расширился, что было обусловлено повышением уровня грамотности населения. В 1704 году в Берлине была открытая первая абонементная библиотека. В 1779 году в Париже появился «академический читальный зал», где все желающие за небольшую плату могли ознакомиться с французскими и зарубежными газетами, журналами…,

 Пресса обращается к относительно узкому слою образованной и властвующей публики, способной включиться в обсуждение важнейших философских, политических, нравственных и литературных проблем. Однако просветительская программа ведущих газет и журналов эпохи заставляла их прибегать к более наступательной стратегии, адресоваться не только узкому кругу интеллектуалов, но и к более широкой «культурной публике».

Европейская журналистика XVIII века имела персональный характер. Основными агентами поля журналистики были не журналисты, то есть профессиональные собиратели и комментаторы информации о событиях, а философы, писатели, политики, ученые, которые, становясь, идейными вдохновителями, а зачастую и основателями, издателями, главными редакторами периодических изданий, превращали их в трибуну для выражения своих идей и при помощи газет и журналов общались друг с другом. В эпоху «персонального журнализма»/Просвещения именно журналы стали полем, на котором разворачивалась полемика по актуальным острым вопросам. Журналы стали важнейшими каналами распространения просветительских идей. Если газеты ставили своей главной целью сообщение новостей, то журналы – обсуждение «эйдосов» , просвещение читателей.

Особенной популярностью пользовались литературные еженедельники.

Важные изменения происходили не только в журнальной журналистике, но и в газетной периодике: росло количество ежедневных газет, которые становились все более разнообразными по содержанию, но в большинстве стран Европы до конца 18-го столетия носили неполитический, информационный характер.

Газеты и журналы распространялись преимущественно по подписке. Подписка была дорогостоящей. Тираж в 2000-3000 экз. считался хорошим для газет. Росту тиражей способствовали технологичные инновации. В 1720 году появилась специальная машина для разрезания тряпья, из которого производилась бумага. В 1798 году был изобретен печатный станок лорда Стенхопа, ручной цельнометаллический типографический станок, позволяющий печатать 450 оттисков в час. В 18-м столетии обычной стала многоколонная верстка.

13) Английская периодика 18 века.

Английские газеты XVIII века. Быстрыми темпами в XVIII столетии шло развитие прессы в Англии. Причина в том, что английская печать эпохи Просвещения развивалась в относительно более благоприятных условиях, чем печать других европейских стран. «Славная революция», принятие «Билля о правах» (1689) и отмена цензуры (1695) ─ все эти события привели к всплеску английской периодической печати в начале века. Возникли многочисленные новые газеты («Дейли курант», «Уикли ньюс», «Лондон пост», «Интеллидженс форин энд доместик» и др.) и первые журналы («Тэтлэр», «Спектэйтор»). В 1706 г. была основана первая английская вечерняя газета «Ивнинг пост» («Вечерняя почта»). Вскоре за ней увидела свет вечерняя «Лондон ивнинг пост» («Лондонская вечерняя почта»), выходившая с 1727 по 1797 гг. Первое десятилетие XVIII в. было отмечено рождением провинциальных газет. Дж. Свифт писал в 1710 г. в одном из своих писем: «Между тем памфлетов и газет стало столько, что их не прочесть и за целый день…».

Важным фактором развития газетной периодики в Англии стала война между Англией и Францией за испанское наследство (1701─1714), породившая большой поток новостей из Франции. Кроме того, английское правительство было заинтересовано в ежедневном информационном канале, по которому оно могло бы разъяснять обществу свою позицию в этом конфликте. Так, в 1702 г. была основана первая английская ежедневная газета ─ лондонская «Дейли курант». Ее основатель Сэмюэль Бакли заявлял, что цель газеты ─ «сообщать новости, сообщать их ежедневно и беспристрастно». «Дейли курант» просуществовала до 1735 г.

Результатом победы Англии и ее союзников в войне с Францией стало укрепление международного авторитета Англии и рост ее влияния на мировую политику. Лондон стал центром духовной, культурной и политической жизни страны. Англия в начале XVIII в. была центром просветительской мысли и «меккой» для многих европейских просветителей, которые отправлялись туда, дабы познакомиться с передовой английской культурой и социальными институтами. Посетивший Англию Монтескье полагал, что она являет собой наиболее оптимальную модель государственного устройства, в которой воплотился одновременно и республиканский и монархический дух. Англия, с точки зрения французского писателя, демонстрирует наивысшую степень свободы, возможной в современном монархическом государстве. Вольтер в «Письмах об английской нации» (1733) противопоставлял абсолютистской Франции более свободную и передовую Англию. Известным англоманом был вынужденный бежать от преследования церковных властей в Англию аббат Прево.

В правление королевы Анны (1702─1714) английская печать сделалась выразительницей общественного мнения и обрела значительное влияние в обществе. В это время в активную журналистскую деятельность включились крупные английские писатели Д. Дефо, Дж. Свифт, Г. Филдинг, С. Джонсон и др.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь