Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Французская периодическая печать эпохи Просвещения. Рождения политической партийной периодики во Франции.



Между тем почти весь XVIII в. французская пресса оставалась в строгих рамках ограничений, которые были наложены на нее еще в эпоху Реформации. В 1723 г. был принят цензурный кодекс, который налагал строжайший запрет на любые бесцензурные публикации, как рукописные, так и печатные, как французские, так и заграничные. Королевский ордонанс 1757 г. под страхом смертной казни запрещал публикации, «направленные против религии, смущающие умы, покушающиеся на авторитет власти, возмущающие порядок и спокойствие». Смертная казнь за преступление печати довольно широко практиковалась во Франции в XVIII столетии. Количество цензоров постоянно росло: в 1741 г. было назначено 79 королевских цензоров, в 1751 г. ─ 82, в 1763 г. ─ 121. С 1777 г. цензура существует и в провинции. Кроме того, в XVIII в. сохранялась система королевских привилегий, поэтому открыть новую газету было чрезвычайно трудно: по-прежнему нужно было получить от короля «патент».

Вместе с тем именно в XVIII столетии во Франции формируется общественное мнение. Огромный вклад в этот процесс внесли просветители, отстаивавшие свободу слова.

Великая французская революция (1789─1793 гг.) положила начало новому этапу в развитии французской журналистики. С началом революции во Франции фактически была отменена цензура. 24 августа 1789 г. была принята «Декларации прав человека и гражданина», в которой, в частности, провозглашалось: «Свободный обмен идеями и мнениями есть одно из самых драгоценных прав человека. Любой гражданин может свободно говорить, писать, печатать, не злоупотребляя этой свободой и не переходя тех границ, которые установлены законом».

Французские газеты XVIII века. В начале XVIII в. журналистами и читателями уже осознавалась граница между «gazette» и «journal». «Газетт», как правило, «листок», выходящий еженедельно и освещающий события общественно-политической жизни и новости из разных стран. «Журналь» ─ обычно ежемесячное издание культурного или научного характера.

Три периодические издания, основанные еще в предыдущем столетии, ─ «Газетт», «Меркюр галан», «Журналь де саван» ─ сохраняли свои ведущие позиции во французской журналистике.

«Газетт де Франс» («Французская газета» ─ под таким названием детище Т. Ренодо выходило в XVIII в.) сохраняла монополию на политические новости и официальную информацию. В 1761 г. была передана в ведение министерства иностранных дел и превратилась в официальный орган властей. К 1780 г. имела 12 тысяч подписчиков.

«Меркюр галан» (переименованная в «Меркюр де Франс», «Французский Меркурий») оставался ведущим литературным изданием, выходившим ежемесячно. Среди его редакторов были друзья философов-просветителей, но газета не поддерживала ни материализма, ни деизма, вообще избегала серьезного обсуждения горячих тем, политики. Политическая информация перепечатывалась из «Газетт де Франс». В «Меркюр де Франс» публиковались преимущественно новости литературной жизни, литературная критика, художественные произведения, проповеди, городская и светская хроника. На страницах «Меркюр» была напечатана рецензия на роман Дефо «Робинзон Крузо».

«Журналь де саван» сохранял монополию на научную информацию, печатал отчеты о заседаниях Парижского парламента, академические речи, информировал о новостях науки. Вольтер опубликовал в 1738 г. на страницах газеты статью о началах философии Ньютона.

С 1777 г. в Париже стала выходить первая французская ежедневная газета «Журналь де Пари» («Парижская газета»). Ее основателем был литератор Пьер-Антуан де ла Плас. Это небольшое четырехполосное издание отличалось разнообразием рубрик и материалов. Это была газета обо всем, кроме политики. Здесь она ограничивалась сообщением официальной информации, чаще всего перепечатанной из «Газетт де Франс». «Журналь де Пари» писала о литературных новинках, театральных премьерах, парижских модах, религиозных церемониях, светских приемах, дипломатических раутах, уголовных преступлениях, судебных процессах; печатались отрывки из литературных произведений.

В середине столетия во Франции появляются довольно многочисленные специализированные газеты ─ литературные, экономические, медицинские, газеты для женщин… Преобладание официальной прессы привело к тому, что французы в поисках новых идей и свежей объективной информации обращались к иностранным и французским газетам, печатавшимся за границей и нелегально переправлявшимся во Францию. Многие из этих газет знакомили французов с идеями европейских просветителей, как, например, издававшаяся в Бельгии «Журналь ансиклопедик»

Революционная эпоха породила политическую прессу. Многие газеты стали трибуной той или иной партии, крупных деятелей революции. Первыми ежедневными политическими газетами во Франции были «Ами дю пёпль» («Друг народа») Ж.-П. Марата, «Патриот франсе» («Французский патриот») П. Бриссо, «Монитёр универсель» («Всеобщий наставник») Ш.-Ж. Панкука, «Журналь де Деба» («Газета споров») братьев Бертен. Бриссо писал в 1789 г. в своей статье, открывавшей первый номер «Патриот франсе»: «Нужно найти другой способ просвещения всех французов, непрерывный и не утомляющий их. Такой способ ─ политическая газета».

Общие признаки политической партийной прессы: 1) Ангажированность 2) Ежедневная периодичность 3)Небольшой формат

Французская журнальная периодика в лучших своих образцах ориентировалась на английскую модель нравоописательного журнала-эссе, созданную Аддисоном и Стилом. В 1722 г. известный французский писатель, автор психологических романов Пьер Мариво.  Мариво печатал в журнале эссе на философские темы, сатирические нравоописательные очерки, психологические портреты.

Другой известный французский писатель аббат Прево (1697─1763), автор знаменитой повести «Манон Леско», в Лондоне с 1733 по 1740 гг. издавал еженедельник «Пур э контр» («За и против»). Журнал представлял собой образец персонального журнализма. Большая часть материалов принадлежала перу аббата Прево. Как и П. Мариво, аббат Прево за образец взял британский «Спектэйтор». «Пур э контр» унаследовал ровность и серьезность тона «Спектэйтора», его сдержанность и корректность в оценках.

На двадцати четырех страницах журнала размещалась информация о литературных новинках во Франции и за рубежом, о научных открытиях, художественных выставках, обо всем, что могло интересовать культурную публику.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь