Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогика должна быть искусством.



Содержание педагогики меняется в зависимости от возраста ребенка. Рудольф Штейнер никогда не составлял собственно программ обучения, но во время подготовки учителей в первой вальдорфской школе и в своих многочисленны докладах по педагогике он давал подробно описании взаимосвязи развитию ребенка; содержанием образовании, наиболее естественного для каждого конкретного возраста.

Что такое ребенок в семь лет? С помощью подражания он уже развил мускулы, легкие и другие органы. Уже выпали молочные зубы и появились даже коренные. Мягкие ткани скелета превращаются в более твердые. У ребенка появляются новые силы, новые возможности. Начинается работа соединения его души с окружающим миром; он хочет познать себя в этом мире. Как мы можем помочь ему  в этом? 

Он еще воспринимает мир как целое. И наиболее естественным материалом, который близок ребенку, есе еще остаются сказки. У невеликие возможности, чтобы помочь ребенку самоопределиться, чтобы помочь ему овладеть грамотой и счетом. Вы рассказываете сказку о храбром портняжке. Дети сопереживают, им кажется, что они тоже могут справится со всеми препятствиями. Вы даете им ту пищу, в которой они очень нуждаются, - и они вам благодарны. Детский мир скрыт от нас, но, если вы угадываете, в чем нуждается ребенок именно в этом возрасте, именно сегодня, вы становитесь его ведущим, его учителем. Вас заботит скрытый, замкнутый, сосредоточенный на себе ребенок, по характеру явный меланхолик. Выбираете сказку о принцессе, которую заточили в башне. Ребенок сочувствует бедной принцессе и забывает свои обиды. Потом вы рассказываете о принце, который скачет и побеждает дракона. И все дети- холерики очень радуются. Потом наступает праздник и вы подробно описываете его. И тут радуются дети-сангвиники. Не забудьте рассказать о еде, пирогах, пирожных со сливками, жаренных утках – вы доставите большое удовольствие всем, но заметите, как особенно оживляютя флегматики. 

Вы чувствуете, что пробудил активность детей. Эту активность можно использовать, предложив детям нарисовать героев и события только что рассказанной сказки. Из сказочных картин вырастают буквы. Вы показываете детям, к изображении короля и дракона превращаются в букву «К» и «Д». В сознании ребенка буква возникает как результат творческой мысли, как превращенный образ. Они совершают тот путь от картинки к букве, который человечество совершило в ходе истории. Поскольку связь ребенка с миром естестенна, лучше не нарушать эту естественность, не вводи абстрактных связей. Потребность в них возникнет значительно позже

Очень труден первый класс. Вдруг учитель замечает, что дети стали драчливее, мальчики тузят друг друга, с девочками тоже что-то происходит, они ссорятся. Это нормально. Дети образовали сообщество, и каждому нужно найти в нем свое место. Они должны понять, кто из мальчиков самый сильный, кто пишет лучше, кто лучше рисует, кто лучший друг. Они находят кого-то, кем можно восхищаться. Их драки очень важны – только бы они не наносили травмы друг другу. Учитель такой умный, а друг знает такой удар правой! Что важнее?... Дети познают мир через отношения друг с другом. И в этом учитель должен им помочь. Он сажает за одной партой холерика с холериком. Они подерутся, но они поймут, что такое боль, и это их отрезвит. Меланхолики скрытные, обособленные. Но в они сидят рядом; один порезал палец, другой замечает и сочувствует. Во два флегматика рядом: долгое время ничего не происходит, потом один говорит другому: «Какой ты скучный». А тот отвечает помолчав: «И ты тоже». И тогда что-нибудь начнет происходить… Дети учатся друг у друга.

Начинается второй класс. Мировосприятие детей изменилось. Вы начинаете это чувствовать с первых дней. Дети возражают, иногда они просто несносны. Вы говорите «верх», они – «низ», вы – «холодно», они «горячо». И при этом еще смотрят на вас с торжествующим выражением лица! Мир как единое целое уже не существует для ребенка, он начинает анализировать, он замечает существование полярных явлений. Время волшебных сказок для него кончается. Во втором классе мы работаем в баснями. Вот басни о том, как лиса обманывает животных. Когда в класс начинают обсуждат эту лису, делятся на две части: одни говорят, что лиса плохая, другие, что она права, потому что медведь сам виноват. И вы наблюдаете дискуссию. Эта дискуссии помогает каждому найти свое собственное отношение к тому, хорошо быть хитрым или плохо.  Вы можете развивать зачатки этого дуалистического мышления. Сегодня вы спорили о храброй лисе, о жестоком волке, а завтра Вы рассказываете легенду о Франциске Ассизком. Дети узнают, что человек может преодолевать свой эгоизм и жить для других. Франциск разговаривает с птицами, которые его не боятся. Злой волк слушает его и освобождает ягненка, Франциск ничем не владеет, но в тоже время властвует над всем. Интересно наблюдать, с каким воодушевлением дети слушают рассказы о святом. Его образ западает в душу, и они никогда его не забывают. Они пишут о нем, рисуют его. Легенда длинная: Франциск посыпает пищу пеплом, чтобы не поддаться соблазну чревоугодия, он отворачивается от удовольствий. Дети начинают отвлекаться во время рассказа, многие даже раздражаются. Им кажется, что хорошее в святом все-таки чрезмерно, их дуализм ищет равновесия.

В третьем классе дуализм детей становится более серьезным. Что-то с ним происходит в течении всего года - и к концу года те широко раскрытые невинные глаза, которые вы наблюдали, смотрят иначе; то ангельское, что было в детях, исчезает.

Рудольф Штейнер говорил, что между девятью и десятью годам ребенок получает  послание из будущего, толчок из будущего, он чувствует как будто пробуждение своего собственного «Я». В биографиях известных людей это можно проследить очень отчетливо. Вспомним, как это было с известным археологом Генрихом Шлиманном, раскопавшим знаменитую Трою. Отец его был священником. Когда мальчику было девять лет, он рассказал ему легенды о Древней Греции, о троянских войнах, подарил ему книжку с картинками о Трое. И мальчик сказал, что он эту Трою найдет. Все улыбнулись, ведь Троя существовала только в легендах. Мальчик настаивал, и все от него отвернулись как от упрямого фантазера. Он был одинок; только одна девочка поверила ему, и он ей пообещал, что найдет Трою.

….Дирижер Бруно Вальтер рассказывал, как однажды остался после уроков с сердитым и строгим учителем. Он открыл дверь и вышел в пустой школьный двор. Эта пустота, тишина, чувство свободы пробудил в его душе музыку, он уже слышал мелодию. Он был счастлив и решил стать музыкантом.

В это время ребенок начинает чувствовать свою ответственность по отношению к окружающим. Мир и «Я» уже разделены. Именно в это время возникает чувство вины. Именно это чувство бывает гипертрофировано, а взрослые не понимают переживания ребенка. Один мой коллега рассказывал такую историю. Все в деревне говорили, что видели много зайцев. А он не видел, но рассказал матери, что видел двух зайцев, за которыми гналась собака, и он этих зайцев спас. Вечером собрались гости, и мама рассказала, как сын спас зайцев. Мальчик с ужасом почувствовал себя лгуном. Все называли его храбрецом, а он невыносимо страдал. Через несколько лет он открыл матери всю правду. Мать сказала: «Ну это неважно». А он всю жизнь помнил свое страдание.

В это время у ребенка возникает множество вопросов: «Кто я, откуда я, как произошел мир?»

Дети могут не высказывать этих вопросов, но он живут в них и требуют ответа. Вы можете рассказать ребенку материалистическую теорию происхождения Земли и происхождения человека. Но ребенок не получит удовлетворения, потому что его вопросы имеют глубоко моральную основу. Дети хотят знать о месте и пути человеческого существа в мире. Очень хорошо в это время рассказывать биографии разных людей. Вот человек родился, и в что с ним происходил. Ребенок перестает чувствовать свое одиночество. Архетип то что происходи с ребенком, можно найти в Книге Бытия, Адам и Ева находились в раю в неведении и невинности. Они осознали самих себя, обрели знания о самих себе совершенно также как дети. Они вкусили от плода знаний и должны были отвечать за то, что делали. Если вы выбираете подходящее время, то рассказанные вами страницы из книги Бытия производят сильное впечатление. Может завязать интересная дискуссия. Одна рыжая дево бы ка в моем классе спросила: «Но если бы Ева не съела яблоко, мы бы так и жили в раю?» Ей нужен был ответ немедленно. И я ответил: «Да, если бы мы поступали всегда так, как должно, как должны поступать бы жили в раю». И дети поняли не как узкое назидание, ведь все достаточно сложно. Человек свободен, но он должен поступать как положено, он несет ответственность за свои поступки.

А что должен человек, в чем его назначение? Растить в поте лиц своего хлеб. Городские дети не совсем это понимают, выведите их в поле, посадите с ним на огороде зерна соберите осенью маленький урожай. В это время они работают в мастерской с самыми разными инструментами, становятся мастеровыми, ремесленника. Цель ваша совсем не в том, чтобы научить их различным навыкам. Вкус хлеба совсем другой, если дети вырастили его сами. Ребенок воспринимает мир, когда знает, как вещи создаются. Они научатся жить в мире с чувством ответственности. В конце третьего класса дети на приусадебном участке сами строят дом. Пусть э будет постройка для хранении садового инструмента, но она сооружена их руками.

Если учитель в состоянии провести детей через кризис этого возраста, он сохранит свой авторитет и сможет вести их дальше. Если же нет, то он потеряет авторитет, потому что поступки учителя и родителей также взвешиваются и оцениваются в детском подсознании. Своеобразная душевна тяжесть и меланхолия, свойственна третьеклассникам, совершенно исчезает, когда дети после летних каникул начинается четвертый год обучения. Теперь они воспринимают мир как нечто стороннее, окружающее их, они утверждаются в собственном «я Это дает возможность заниматься естественными науками, поэтому зоология и география – главные новые предметы в четвертом классе. Царство животных сравнивается с человеческим. Животные больше не разговаривают, как сказках, их классифицируют соответственно особенностям каждого вида. Птиц могут летать, рыбы – плавать под водой, кроты – рыть норы, бобры – строить плотины Люди не справляются со всем этим также успешно, а многое им просто недоступно. Но своими рукам человек создает аппараты, с помощью которых можно летать, плавать под водой и строить. Человек универсален, а не специализирован, как животные. Дети в четвертом классе смотрят на свои руки, по-новому оценивая их.

С введением географии как основного предмета начинается изучение специальных дисциплин. Окружающее приобретает для детей ясные очертания. Кто живет на земле и как живет? Красочное и жизненные преподавание географии с точны описанием пространственных отношений ( в каком направлении находится, например, Берлин или Москва) является основой для выработки социальной терпимости и интереса к другим народам; а в последующие годы учитель поведет свой класс дальше.

Появляется разум.

В пятом класс делается еще один шаг на пути к взрослению. В период, предшествующий половому созреванию, в детской душе просыпаются новые силы - способности к самостоятельному мышлению. Дети начинают понимать причины и следствия - и можно вводить курс истории. Культура Персии, Египта, уже доступны детскому пониманию. Особо важное место в это курсе занимает античная греческа история с ее островной культурой, красотой и гармонией, потому что в этот период развития детям в высшей степени необходимы красота и гармония

По-другом это выглядет в шестом классе. Носы растут, коленки выпирают, дети становятся долговязым и костлявыми. В шестом класс начинается работа со «скелетами» окружающего: грамматика, геометрия, римское право, физические закономерности природы цвета, магнитного и электрического полей, тепловых взаимодействий. Физика является основным предметом, потому что им с пробуждением чувственного начала во время полового созревании оказывается своевременным начать курс, основанный на сенсорном восприятии. Этот постепенный переход от духовных картин к непосредственным наблюдениям характеризует последние три года учебы в основной школе. Лихорадка телесных изменений сопровождается в седьмом классе изучением химии. Горение, кислоты и щелочи, известь и преобразования металлов наполняя класс необычными запахами и дымом Это отвлекает детей от фантазии и внутренней борьбы переходного возраста; тому же способствует чудеса астрономии и математическая логика.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь