Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Определите предмет философии науки и назовите её особенности, которые отличают философию науки от других дисциплин, изучающих те или иные аспекты науки.



Наука, как система знания и социальный институт.

Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным может считаться только хорошо проверенное и обоснованное знание. Знание становится научным когда оно достигает некоторого, достаточно высокого развития, порога научности.

Наука начинается с наблюдения событий, фактов, их фиксирования высказываниями, которые возможно проверить. Для науки важным фактом является обнаружение регулярности, так как она позволяет объяснять и предсказывать явления.

Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие социальных функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, которая существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.

В современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общества выделяют следующие выполняемые ею социальные функции:

-культурно-мировоззренческие (период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирование капитализма). Влияние на данном этапе обнаруживалось в сфере мировоззрения, зо время борьбы теологии и науки;

-как непосредственно производительной силы (эпоха Средневековья). Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере зарождавшейся науки остались проблемы частного «земного» характера;

-как социальной силы — научные знания и методы все шире используются при решении разных проблем, возникающих в ходе развития общества. Коперниковским переворотом наука оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения. Это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые признаки выхода науки в социальную проблематику. В этом историческом порядке функции возникали и расширялись.


 


Развитие логики и организация науки в западно-европейском средневековье

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

Политическая и духовная власть принадлежала религии

В основе средневекового восприятия –

-  догмат о творении и тезис о всемогуществе Бога, способного нарушать естественный ход природных процессов; - идея откровения.

Для средневекового человека наука - осмысление того, что дано ему в авторитетных источниках.

Искать истину не надо, она дана извне

– божественная – в Писании и церковных учениях,

- естественная – в трудах мыслителей античности.

Средневековый мыслитель воспринимает авторитет не как оковы, а как связь с абсолютным и как точку опоры на земле. Высказывает идею гармонии веры и разума, утверждая необходимость дополнения философских дисциплин, которые получают свое знание от разума, наукой священной и основанной на откровении (теологией).

Символизм средневекового мира

Познавательные идеалы (идеалы объяснения и описания) в средневековой науке были порождены доминирующими в этой культуре мировоззренческими установками, которые определяли восприятие, понимание и познание человеком мира. В системе таких установок познание мира трактовалось как расшифровка смысла, вложенного в вещи и события актом божественного творения.

Особенности средневековой науки

Цель «натуральной философии» - познание сущностей, скрывающихся за видимым миром явлений. Знание сущностей – есть знание всеобщее и необходимое, извлекаемое из чувственного наблюдения единичных вещей. Оно мыслилось неизменным и совершенным. Такое понимание знания сущностей отражало неизменность и совершенство Космоса.

Средневековая логика

Средневековые мыслители высоко ценили логику как:

- науку о доказательстве в рассуждениях и диалектику, которая в античности и в средние века

- понималась как искусство доказывать истинное и опровергать ложное;

- искусство правильно определять и классифицировать понятия;

- правильно строить умозаключения; - правильно отыскивать нужные аргументы

- Искусство доказательства оттачивалось в диспутах проходивших в церковных школах и университетах. - Закладывается традиция публичной полемики.

- В XII-XV вв. метод схоластики дисциплинировал мысль, вводил порядок и системность в умственную работу. - Самое важное для схоластов было иметь понятие, так как под него могло быть подведено множество других понятий (менее общих), и тогда можно было утверждать, что эти понятия известны (познаны).

Раймонд Луллий (1235-1315 гг.) - логико-математический метод, согласно которому известные классы понятий комбинировались различным образом и благодаря этому разрешались научные задачи.

Алфавит Луллия - это всего девять букв, но по сути девять пунктов, каждый из которых скрывает в себе достаточно богатое содержание. За каждой буквой скрывается набор совершенно разноуровневых понятий. Здесь представлены: некое достоинство, элемент аналитического инструментария, вопрос, сущность одного из уровней мироздания, позитивное и негативное человеческие качества. Работа с помощью инструментария и по правилам Искусства требовала примерять все элементы, спрятанные внутри алфавита к особенностям конкретной ситуации.

Если этого не хватало, то комбинировать, составлять из них сложные логические конструкции и оценивать их адекватность в конкретных условиях. Синтезированные конструкции давали возможность строить собственные рассуждения, отвечать на поставленные вопросы, формировать для них собственное мнение. Человек, владеющий "Искусством", мог вести диспут, последовательно и методично, ничего не упуская разбирать различные аспекты проблемы.



Я научная революция

Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до середины XX в. и характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках:

· в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории,

· в биологии − генетика,

· в химии − квантовая химия и т.д.

4-я научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия.

Она связана с появлением особых объектов исследования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы. Ее основные характеристики состоят в следующем.

 

 


 


Блок 2.

Платон.

Ключевые понятия, характеризующие его учения:

· Объективный идеализм

· Психизм

· Рационализм

В учении у бытии у Платона главной является что бытие состоит из двух противоположных миров:

· Мир идей (занебесный мир идей где идеи существуют сами по себе, вечны, нематериальным)- главным по Платону.

· Мир вещей (земной мир, материальный) (предметы - бледные тени идей)

Идею Платон обозначил понятием – ЭЙДОС. Он полагал так: в мире вещей любой предмет существует потому что в мире идей есть его идея.

Любой предмет – тень, слабое подобие идей. Если предмет исчезает, то идея в мире идей остается.

Идея – сущность вещи, а сама вещь – явление. Идея – общее, а вещь – единичное. Платон полагал что сущность и общее может существовать независимо от явления и единичного.

Мир идей – является первичным, а мир вещей – вторичным. Помимо этого мир идей существует независимо от нашего сознания.

Вещи, по мнению Платона, возникают из материи. Материя – бесформенна и неопределенна и чем-то конкретным становится при соприкосновении с идеей. Бог созерцает идеи и по из образцу создает вещи. Эти два мира объединяет мировая душа.

Платон выделил 3 варианта соотношения идей и вещей:

· Вещи сходны с идеями и возникли в подражании им

· Идеи находятся в вещах как общее в единичном

· Вещи причастны идеям как к идеальным образцам

Мир идей устроен как пирамида. В основание – идеи простых идей, а ближе к вершине – нравственные идеи, на самой вершине – идея ЕДИНОГО, как высшего блага.

Человек принадлежит обоим мирам одновременно, т.е. тело к миру вещей относится, а бессмертная разумная душа к миру идей. Платон полагал что земная жизнь человека – плен души в темнице тела, смерть – освобождение души из тела.

Задачей человека – познание истины. Органы чувств познают мир вещей, но приходят лишь к мнению. Мир идей познается с помощью разума, и результатом является достижение истины.

 

 

Аристотель.

Он занимает в философии особое место, и эта особость выражается в:

1. Он полностью освободил философию от влияния мифологии

2. Он обосновал многие философские понятия

3. Он разработал логику как учение о законах мышления

«Платон мне друг но истина важнее».

Аристотель отверг учение Платона о мире идей. Его не устроило в учении:

1. Идеи бесполезны для познания сущности вещей, объяснения их бытия

2. Учения об идеях не объясняет возникновение и гибель вещей, и движение которое в мире есть.

3. Идея не может находится за пределами самой вещи и предшествовать ей во времени.

В итоге Аристотель сделал вывод: сущность нужно искать в явлении, общее в единичном. Сущность любой вещи нужно искать в ней самой, чтобы этого добиться Аристотель предложил понятие СУБСТАНЦИЯ.

Субстанция – самобытное бытие существующее в себе самом, но не в чем-то ином. Или – любой предмет субстанциален если заключает в себе свою сущность.

Существуют 4 причины бытия вещей:

1. Форма или благодаря чему возникает вещь

2. Материя или из чего возникает вещь

3. Движение или как возникает вещь

4. Цель или для чего возникает вещь

Форма – первая сущность вещи. Форма вечна, активна и представляет собой общее. Однако общее может существовать не само по себе, а в связи с единичным. Чтобы возникла вещь к форме должно что-то присоединиться. Это материя присоединяется. Получается что любой предмет это единство формы и материи.

Свойства материи по Аристотелю:

1. Пассивность

2. Бесформенность

3. Неопределенность

4. Материя это только возможность, но не действительность

Движение – процесс появления вещи или переход от возможности к действительности.

У движения всегда есть цель. Целевое содержание движения Аристотель обозначил понятием ЭНТЕЛЕХИЯ. Цель существует до того как предмет возникает, но в виде возможности, и соответственно когда предмет появляется цель из возможной превращается в действительную (форма – дом, материя – камень, движение – работа, цель – жить, цель возникает на стадии проекта).

У перводвигателя были 2 цели:

1. Реализовать заложенные в материи возможности

2. Создать гармоничный мир в котором у любого предмета будет свое место

Возникновение экологии

Как известно, экология — достаточно молодая наука, появившаяся как отдельная дисциплина на рубеже XIX и XX веков. Собственно, наукой её стали считать лишь в ближе к 60м годам XX века, когда состояние окружающей среды вызвало у людей серьёзное беспокойство. А вот предыстория экологии началась гораздо раньше: далеко не каждому известно, что, возможно, первым экологом на Земле был… Аристотель!

Экология и путешествия

Немалый вклад в развитие экологии сделали и путешественникиXVII-XVIII веков, обращавшие внимание на образ жизни животных в разных странах, миграции и межвидовые взаимоотношения, проводя параллели и делая логические заключения о зависимости этих фактов от условий обитания.

Среди них ― Антони ван Левенгук, натуралист из Нидерландов;французский биолог Жорж-Луи Лекле́рк, граф де Бюффо́н, чьи работы стали основой учения Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка.

Наука и сплетни

Путь становления экологии нельзя назвать гладким и планомерным ― бытовавшие в мире средневековые нелепицы продолжали провозглашаться в качестве научных аксиом.

К примеру, идея самопроизвольного зарождения жизни на Земле, господствовавшая в обществе, была наголову разбита итальянским биологом Франческо Реди ещё в конце XVII столетия, но продолжала существовать вплоть до XIX века.

Учёные мужи свято верили, что птицы и насекомые могут зарождаться из веток деревьев, а выращивание гомункулуса (человекоподобного существа) в колбе считалось вполне реальной задачей, хотя и противозаконной. Для создания мыши предположительно требовался человеческий пот, поэтому на роль лучшего материала для таких целей претендовала грязная рубашка.

Симон Паллас (1767—1810)

Настоящим шедевром стал труд Петера Симона Палласа, немецкого учёного, пребывавшего на русской службе, под названием «Зоография». Книга содержала подробное описание 151 вида млекопитающих и 425 видов птиц, включая их экологию и даже экономическое значение, которое они представлялидля страны. В ней Паллас особое внимание уделяет миграциям и развивает идею расселения животных по территории России с целью увеличения популяций. Благодаря этому труду Паллас заслуженно считается основателем зоогеографии.

Михаил Ломоносов (1711 — ­1765)

Известный российский учёный придавал большое значение влиянию окружающей среды на живые организмы и предпринимал попытки выяснить особенности существования древних моллюсков и насекомых.



Определите предмет философии науки и назовите её особенности, которые отличают философию науки от других дисциплин, изучающих те или иные аспекты науки.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ— область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания. В своем исследовании научного знания Ф.н. опирается на те или иные гносеологические представления, на историю науки и современное научное знание. Поэтому, несмотря на то что в Ф.н. возникали и конкурировали различные образы науки, создаваемые под влиянием различных гносеологических установок, многие ее результаты имеют общезначимый характер.

Философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют?

Предмет. Изучает сущностную природу науки , определяет её место и роль в системе культуры. Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. (Следует отметить, что философия науки хотя и интересуется разумным развитием наук, но всё же не призвана непосредственно обеспечивать их разумное развитие, как это призвана многоотраслевая метанаука.) Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».

Наука не является единственной формой познавательной деятельности. Наряду с наукой существуют иные формы познания: религиозное, художественное, обыденное, игровое и т.д. для уяснения специфики науки выделим основные особенности научного познания:

1. Основная задача науки — обнаружение объективных законов действительности, прежде всего законов природы и общества. Поэтому наука ориентируется главным образом на исследование общих, существенных свойств предметов. Само понятие науки предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых предметов.

2. Научное знание носит системный характер, т.е. здесь знания логически упорядочены. Знания превращаются в научные только тогда, когда они включаются в систему понятий, в состав теорий.

3. Непосредственной целью и высшей ценностью науки является достижение объективной истины. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от человека и человечества.

4. Научному знанию присуща строгая доказательность, иначе говоря, это знание должно быть подтверждено фактами и аргументами.

5. для научного знания характерна опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов научного исследования.

Существует три возможных подхода к проблеме соотношения науки и философии:

1. Философия есть наука: это своеобразная наука всех наук (Аристотель, Г. Гегель).

2.Философия — не наука,т.к. выводы философии нельзя верифицировать, т.е. проверить опытом (позитивисты О. Конт, Л. Витгенштейн и др.). Сторонник неопозитивизма Б. Рассел дал определение философии как ничейной земли между наукой и богословием.

3. Философия отчасти наука, а отчасти не наука (Ф. Энгельс). С одной стороны, философию можно считать наукой, так как, во-первых, она возникает одновременно с наукой (первые философы являлись одновременно учеными), философия - это праматерь» всех наук; во- вторых, как и наука, философия опирается на силу разума (это постижение мира с помощью специальных понятий, категорий).

Но, с другой стороны, есть существенные отличия философии и науки:

а) частные науки исследуют явления, которые существуют объективно (независимо от сознания), а философия исследует явления через призму их связи с человеком, с его сознанием; б) наука опирается на экспериментальную проверку своих положений, а философия исследует явления, которые постигаются умом, эти явления, по сути, недоступны чувственной проверке.

Таким образом, философия — это не только наука, но еще и мировоззрение.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь