Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наука как фактор и условие рационального управления.



С наукой нельзя связывать только фиксацию совокупности фактов и их описание. В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена т.к. границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента последней в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании. Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Она - приоритетное направление деятельности любого цивилизованного государства. Современную науку называют Большой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин. Новые источники энергии и информационные технологии - перспективные направления современной науки.

Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают не только науковедение, философия науки, но и социология, психология, история. Исследователи указывают на "внешнюю" и "внутреннюю" социальность науки. Зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий функционирования того или иного типа общества и государства, определяющего политику по отношению к науке, способы поддержки ее развития или сдерживания ее роста, составляют "внешнюю" социальность науки. Влияние внутренних ментальных установок, норм и ценностей научного сообщества и отдельных ученых, окрашивающих стилистические особенности мышления и их самовыражение, зависимость от особенностей эпохи и конкретного периода времени составляют представление о "внутренней" социальности.

Не только производство, но и факторы, институциональные, интеллектуальные, философские, религиозные и даже эстетические влияют на прогресс науки. Наука как социальный институт включает в себя ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др.


 

7. Кто из мыслителей античности представляет математическую программу? Как менялось её содержание на протяжении всей античной эпохи?

Наука впервые появилась в Древней Греции, в форме научных программ. Именно древнегреческой культуре принадлежит несколько основополагающих идей, которые легли в основу науки и научного познания мира. В отличие от ряда цивилизаций (Египта, Вавилона) именно в культуре Древней Греции обнаруживаются характеристики науки. При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно философами и учеными. Для древнегреческих мыслителей самым важным было ответить на вопрос, что лежит в основе мира и является его первоначалом. Первые древнегреческие философы – начали с поисков этого первоначала. Фалес Милетский - нашел его в воде, Анаксимен – в воздухе, Анаксимандр - в вечном начале, которое он назвал апейроном (т.е. «беспредельное»).

Первой научной программой античности стала математическая программа представленная Пифагором и развитая Платоном. В ее основе лежало представление, что мир (Космос) – это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей. Сущности Пифагор нашел в числах и представил их в качестве первоосновы мира.

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона. В философии Платона творцом всего является Бог (творец, создатель), который создает мир на основе математических закономерностей.

Самым ярким воплощением математической программы стала геометрия Евклида, знаменитая книга которого «Начала» появилась около 300 г. до н.э. в своем основном труде «Начала», состоящем из 13 книг, Евклид изложил все достижения древнегреческой математики в систематизированной аксиоматической форме.

Второй научной программой античности, оказавшей огромное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Он является итогом развития древнегреческой философской традиции, синтезом целого ряда ее тенденций, идейных установок. Основателями атомизма стали Левкипп и Демокрит. В основу мира атомистическая программа положила мельчайшие, неделимые, бесструктурные частицы- атомы, которые двигались в пустоте. Бытие – это атомы, небытие пустота, пустое пространство.

В рамках атомистической программы было сделано несколько важных предположений. Идея пустоты, лежащая в основе концепции бесконечного пространства. По Демокриту мир в целом – это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами. Отдельные миры образовались в результате вихревого кругообразного столкновения множества атомов друг с другом. В этих вихрях крупные и тяжелые атомы скапливались в центре, из которых образовалась земля, а маленькие вытеснялись на окраины, из них возникло небо. Идея жесткого детерминизма, всеобщей причинной обусловленности. Все, что происходит в мире, для Демокрита не только имеет причину, но и существует по необходимости. Случайности нет места в созданной им картине мира.

В рамках математической и атомистической научных программ было сделано много важных открытий, которые легли в основу первой научной картины мира. Эта картина была сформулирована в трудах величайшего мыслителя в истории человечества – Аристотеля. Она сложилась в результате синтеза следующих отраслей познания: философии, математики, астрономии, механики. Ядром первой естественно – научной картины мира стало учение Аристотеля.

Программа Аристотеля стала третьей, завершающей научной программой античности. Аристотеля не устраивают крайности двух предыдущих научных программ, и он пытается найти компромисс между ними. Согласно Аристотелю центром Вселенной является Земля, вокруг которого вращаются небесные сферы. Все, что находится в пространстве от сферы Луны до Земли, наполнено материей. Она состоит из четырех элементов: огонь, воздух, вода, земля. Все, что находится в пространстве от сферы Луны до границ Космоса, наполнено пятым элементом – эфиром. Образованные из материи небесные тела являются неизменными и находятся в постоянном кругообразном движении. Земля изменяется, но остается неподвижной.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь