Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проведите сравнительный анализ платоновской и аристотелевской концепций наук (математической и физической программ)
Платон и Аристотель были систематизаторами древнегреческой философии. Натурфилософы изучали природу, софисты и Сократ – человека и его добродетель, а Платон и Аристотель изучали ВСЕ эти проблемы. Поэтому и у того и другого обширные учения сформировались. Платон. Ключевые понятия, характеризующие его учения: · Объективный идеализм · Психизм · Рационализм В учении у бытии у Платона главной является что бытие состоит из двух противоположных миров: · Мир идей (занебесный мир идей где идеи существуют сами по себе, вечны, нематериальным)- главным по Платону. · Мир вещей (земной мир, материальный) (предметы - бледные тени идей) Идею Платон обозначил понятием – ЭЙДОС. Он полагал так: в мире вещей любой предмет существует потому что в мире идей есть его идея. Любой предмет – тень, слабое подобие идей. Если предмет исчезает, то идея в мире идей остается. Идея – сущность вещи, а сама вещь – явление. Идея – общее, а вещь – единичное. Платон полагал что сущность и общее может существовать независимо от явления и единичного. Мир идей – является первичным, а мир вещей – вторичным. Помимо этого мир идей существует независимо от нашего сознания. Вещи, по мнению Платона, возникают из материи. Материя – бесформенна и неопределенна и чем-то конкретным становится при соприкосновении с идеей. Бог созерцает идеи и по из образцу создает вещи. Эти два мира объединяет мировая душа. Платон выделил 3 варианта соотношения идей и вещей: · Вещи сходны с идеями и возникли в подражании им · Идеи находятся в вещах как общее в единичном · Вещи причастны идеям как к идеальным образцам Мир идей устроен как пирамида. В основание – идеи простых идей, а ближе к вершине – нравственные идеи, на самой вершине – идея ЕДИНОГО, как высшего блага. Человек принадлежит обоим мирам одновременно, т.е. тело к миру вещей относится, а бессмертная разумная душа к миру идей. Платон полагал что земная жизнь человека – плен души в темнице тела, смерть – освобождение души из тела. Задачей человека – познание истины. Органы чувств познают мир вещей, но приходят лишь к мнению. Мир идей познается с помощью разума, и результатом является достижение истины.
Аристотель. Он занимает в философии особое место, и эта особость выражается в: 1. Он полностью освободил философию от влияния мифологии 2. Он обосновал многие философские понятия 3. Он разработал логику как учение о законах мышления «Платон мне друг но истина важнее». Аристотель отверг учение Платона о мире идей. Его не устроило в учении: 1. Идеи бесполезны для познания сущности вещей, объяснения их бытия 2. Учения об идеях не объясняет возникновение и гибель вещей, и движение которое в мире есть. 3. Идея не может находится за пределами самой вещи и предшествовать ей во времени. В итоге Аристотель сделал вывод: сущность нужно искать в явлении, общее в единичном. Сущность любой вещи нужно искать в ней самой, чтобы этого добиться Аристотель предложил понятие СУБСТАНЦИЯ. Субстанция – самобытное бытие существующее в себе самом, но не в чем-то ином. Или – любой предмет субстанциален если заключает в себе свою сущность. Существуют 4 причины бытия вещей: 1. Форма или благодаря чему возникает вещь 2. Материя или из чего возникает вещь 3. Движение или как возникает вещь 4. Цель или для чего возникает вещь Форма – первая сущность вещи. Форма вечна, активна и представляет собой общее. Однако общее может существовать не само по себе, а в связи с единичным. Чтобы возникла вещь к форме должно что-то присоединиться. Это материя присоединяется. Получается что любой предмет это единство формы и материи. Свойства материи по Аристотелю: 1. Пассивность 2. Бесформенность 3. Неопределенность 4. Материя это только возможность, но не действительность Движение – процесс появления вещи или переход от возможности к действительности. У движения всегда есть цель. Целевое содержание движения Аристотель обозначил понятием ЭНТЕЛЕХИЯ. Цель существует до того как предмет возникает, но в виде возможности, и соответственно когда предмет появляется цель из возможной превращается в действительную (форма – дом, материя – камень, движение – работа, цель – жить, цель возникает на стадии проекта). У перводвигателя были 2 цели: 1. Реализовать заложенные в материи возможности 2. Создать гармоничный мир в котором у любого предмета будет свое место |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы