Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ ИЗМЕНИТЬ СВОИ УСТАНОВКИ?



Может ли эта книга — или восьминедельные курсы Р.Е.Т. — привести к изменениям в установках родителей? Могут ли родители научиться быть более терпимыми к своим детям? Прежде я в этом сильно сомневался. Подобно большинству специалистов, практикующих оказание помощи людям, я склонен был относиться ко многим вещам с излишней предвзятостью. Такое влияние оказало на меня полученное мною специальное образование. Нас учили тому, что людей может изменить только интенсивный курс психотерапии под контролем опытного врача, длящийся, как правило, от шести месяцев до года и более.

В последние годы, однако, произошел радикальный сдвиг в мышлении профессиональных «агентов по изменению». Большинство из нас сталкивалось с людьми, чьи установки и стереотипы поведения претерпели существенные изменения под влиянием опыта участия в группах роста» — в группах тренировки восприимчивости, марафона по выходным, тренировки человеческих возможностей, спортивных состязаний без лидеров, в группах семейных пар, семейных мастерских и т.д. В наши дни большинство профессионалов солидарны с той идеей, что люди могут существенно меняться, если они получают возможность группового общения, возможность честно и откровенно беседовать друг с другом, делиться своими чувствами и обсуждать различные проблемы в такой атмосфере, где их понимают и одобряют.

Р.Е.Т. является одним из наглядных примеров такого опыта. Родители в неформальной обстановке аудитории делятся друг с другом своими чувствами и проблемами. Они сидят кругом: каждый может заговорить, когда захочет: родителей в хорошем смысле провоцируют на выражение своих чувств, связанных с детьми; они узнают, что другие родители испытывают те же проблемы; инструктор слушает и демонстрирует свое понимание активным слушанием; идеи и доводы родителей не критикуются и не оцениваются: инструктор не давит на них своим авторитетом, и они на собственном опыте убеждаются в том, что их ближние к ним не равнодушны.

На курсах Р.Е.Т. нет ни экзаменов, ни оценок. Регулярное посещение необязательно. Новые концепции и методы предлагаются, но не навязываются. Родители могут не стесняться выражать несогласие, открыто говорить о сопротивлении новым идеям и методам. Родителям дается возможность попрактиковать новые методы в безопасной атмосфере аудитории, прежде чем им предложат попытаться применить их дома, и их первоначальная неловкость при применении новых методов встречает одобрение и понимание со стороны группы.

Почти все родители, записавшиеся на курсы Р.Е.Т., осознают и открыто признаются группе в том, что их прежние установки и методы общения с детьми оставляют желать лучшего. Многие знают, что уже проявили себя неэффективными родителями в отношении одного или более детей: другие тревожатся за те последствия, которые их прежние методы могут со временем за собой повлечь; и все прекрасно отдают себе отчет в том, сколько много детей попадают в беду и сколь часто взаимоотношения между родителями и детьми безнадежно разрушаются при вступлении детей в пору отрочества.

В силу вышеназванного большинство родителей на курсах Р.Е.Т. готовы к изменениям и жаждут изменений; они стремятся овладеть новыми, более эффективными методами, хотят научиться тому, как избежать ошибок, совершаемых другими родителями (а также ими самими), горят желанием узнать любой новый метод, который может им облегчить их труд в качестве родителей. Вряд ли найдется такой родитель, который бы не хотел более эффективно воспитать своих детей.

Неудивительно, что опыт тренировки на курсах Р.Е.Т. приводит к разительным переменам в установках и стереотипах поведения родителя. Привожу небольшую подборку высказываний, взятых из писем и оценочных бланков, которые анонимно заполняют родители по окончании курсов:

«Жаль, что мы не поступили на эти курсы несколькими годами раньше, когда наши дети еще не были подростками».

«Теперь мы относимся к своим детям с тем же уважением, что и к своим друзьям».

«Я счастлив, что стал одним из родителей, прошедших эти курсы. Более того, я чувствую, насколько терпимее стали мои взгляды на весь человеческий род. Теперь я больше склонен принимать людей такими, каковы они есть, не то что раньше».

«Я всегда любила детей, но теперь я еще и научилась их уважать. Р.E.Т. — это не просто занятия на тему правильного воспитания детей. Для меня это образ жизни».

«Только после курсов я осознал, насколько я недооценивал своих детей и насколько я их ослаблял своей чрезмерной покровительственностью и добросовестностью. До этого я уже состоял в довольно неплохой группе по изучению поведения детей, но мое членство в ней лишь укрепило мое чувство вины и заставило меня продолжить свои попытки стать «идеальным отцом».

«Теперь мне даже не верится, что когда-то я мог быть таким скептичным и так мало верить в своих детей. Когда я понял, что они справляются со своими чувствами и проблемами намного аффективнее, чем я со своими, у меня будто гора свалилась с плеч. Я начал жить для себя. Я продолжил свое образование и стал гораздо более счастливым и самодостаточным человеком, а стало быть, и более эффективным родителем».

Не всем родителям удается за восемь недель подвергнуть свои позиции изменениям, необходимым для более терпимого отношения к детям. Некоторые приходят к осознанию того, что их брак не удовлетворяет ни ту, ни другую стороны, а потому один из них или оба не могут быть эффективными родителями для своих детей. Либо у них редко находятся время и силы, так как и то, и другое уходит на разрешение их супружеских конфликтов, либо они чувствуют, что не могут быть терпимыми и одобряющими по отношению к своим детям в силу взаимной нетерпимости друг к другу.

Другим родителям трудно избавиться от деспотичной системы ценностей, полученной ими в наследство от их собственных родителей и теперь заставляющей их быть чрезмерно критичными и нетерпимыми в отношении детей. Третьим трудно изменить свое отношение к детям как к своей собственности или свое глубокое убеждение в том, что они обязаны сформировать своих детей по заданному образцу: такая позиция встречается, главным образом, среди родителей, испытавших на себе сильное влияние догм некоторых религиозных сект, согласно которым на родителях лежит нравственная обязанность обращения детей в свою веру, даже если это означает применение родителем своих силы и власти или использование методов воздействия, мало чем отличающихся от «промывки мозгов».

Для некоторых родителей, которые пока не в силах изменить свои глубинные установки, опыт обучения на курсах Р.Е.Т. открывает путь к поиску иных видов помощи, таких как групповая терапия, консультации по вопросам брачных отношений, семейная терапия или даже индивидуальное лечение. Практически все эти родители до поступления на курсы уже обращались за помощью к психологу или психиатру. В любом случае. Р.Е.Т. создает предпосылки к тому, чтобы людям хотелось измениться, даже если сами курсы не приводят к достаточным изменениям.

По окончании курсов некоторые родители выражают свое желание продолжать встречаться в узком кругу пап и мам для совместной проработки тех установок и проблем, которые мешают им эффективно применять полученные на курсах знания и навыки. В таких «продвинутых группах» родители, главным образом, занимаются вопросами своих супружеских взаимоотношений, своих взаимоотношений с собственными родителями, а также вопросами своего отношения к самим себе как к личностям. Лишь после опыта занятий в таких продвинутых терапевтических группах родители приобретают более глубокое понимание и производят определенные изменения в своих установках, что впоследствии позволяет им более эффективно пользоваться методами Р.Е.Т. Таким образом, в случае некоторых родителей система Р.Е.Т. сама по себе может и не приводить к изменениям в их установках, но она неизбежно даст начало процессу таких изменений либо подтолкнет их к поискам способов повышения своей эффективности как личностей и как родителей.

Знакомство с Р.Е.Т. по этой книге, разумеется, не может привести к столь же высоким результатам, как прохождение восьминедельного курса в группе с другими родителями под руководством опытного инструктора. Тем не менее я уверен, что добросовестное прочтение и изучение этой книги даст большинству родителей достаточно основательное понимание сути нашей новой философии воспитания детей. Благодаря ей, многие родители наверняка достигнут того уровня знаний, специфических приемов, которые необходимы для применения этой философии в семье. Читатель может пользоваться этими приемами не только во взаимоотношениях со своими детьми, но и во взаимоотношениях с партнером по браку, компаньонами, родителями, друзьями.

Наш опыт говорит о том, что повышение родителем своей эффективности в деле воспитания ответственных детей требует значительных усилий, вне зависимости от того, почерпнул ли он свои знания о системе Р.Е.Т. из этой книги, или в ходе занятий на курсах, или из обоих названных источников. Но разве бывает работа, не требующая усилий?


Глава 16.
ДРУГИЕ «РОДИТЕЛИ» ВАШИХ ДЕТЕЙ

В течение всей своей жизни ваши дети будут подвергаться влиянию со стороны других взрослых, которым вы как бы препоручаете часть своих родительских полномочий. Выполняя по отношению к вашим детям родительские функции, эти люди неизбежно будут оказывать значительное влияние на их рост и развитие. Под этими людьми, как вы понимаете, и подразумеваю бабушек и дедушек, всевозможных родственников, нянек; учителей, директоров школ и воспитателей; тренеров и вожатых; руководителей различных молодежных объединений и инспекторов по работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Передавая детей на руки таким «временно исполняющим родительские обязанности», уверены ли вы в их эффективности? Какие взаимоотношения установятся между этими взрослыми и вашими детьми — «терапевтические» и конструктивные или «нетерапевтические» и деструктивные? Насколько эффективно они будут помогать вашим детям? Можете ли вы передать своих детей на руки этим специалистам по работе с молодежью в твердой уверенности, что им не будет причинено никакого вреда?

Все это крайне важные вопросы, поскольку жизнь ваших детей подвергается серьезному воздействию со стороны всех взрослых, с которыми у них развиваются взаимоотношения.

Многие из таких «псевдо»-родителей записываются на наши курсы. С этими людьми мы также работаем в рамках других специальных программ, к которым относятся: Тренировка Эффективности Учителей, Тренировка Эффективности Консультантов и Тренировка Эффективности Руководителей. Мы обнаружили, что большинство из этих профессионалов на удивление схожи с родителями в своих установках по отношению к детям и в своих методах обращения с детьми. Они, как правило, тоже не умеют слушать детей; они обращаются к детям со словами, которые унижают их и наносят ущерб их самоуважению; они тоже чрезмерно полагаются на силу и власть как на средства управления поведением детей и контроля над ними; они тоже зациклены на двух первых методах разрешения конфликтов; они тоже поучают, наставляют, пилят и стыдят детей, пытаясь сформировать их ценности и убеждения и вылепить их по своему собственному образу и подобию.

Естественно, что бывают исключения, подобно тому как бывают исключения и среди родителей. Но в большинстве случаев взрослые, получающие право влиять на жизнь детей, страдают отсутствием базовых установок и навыков, необходимых для эффективного оказания помощи детям. Как и родителей, их не научили быть эффективными «терапевтическими агентами» в рамках межличностных взаимоотношений с ребенком или взрослым. А потому, к несчастью, они могут причинить вашим детям вред.

В качестве примера я буду использовать школьных учителей и администрацию; разумеется, это не означает, что именно они наиболее неэффективны или более, чем другие, нуждаются в тренировке. Я беру их в качестве примера по той причине, что они проводят с детьми больше времени, чем кто-либо другой (исключая, конечно, родителей), а потому обладают максимальным потенциалом влияния на детей — влияния как положительного, так и отрицательного. Из своего опыта работы в районах с большим количеством школ я знаю, что школы в большинстве своем являются сугубо авторитарными учреждениями, чьи организационная структура и философия руководства созданы по образцу организаций.

Правила поведения учащегося практически всегда разрабатываются в одностороннем порядке взрослыми, находящимися на верху иерархии. Дети, от которых ждут подчинения этим правилам, участия в их разработке не принимают. Нарушения же этих правил влекут за собой наказания, в том числе — хотите верьте, хотите пет — и телесные. Даже школьные учителя лишены права голоса при разработке правил поведения, за соблюдением которых им предписано следить. И самих учителей обычно оценивают скорее по тому, насколько эффективно они поддерживают дисциплину на уроке, нежели по качеству их преподавания.

Школы также навязывают детям программу, которую большинство детей находят скучной и не имеющей отношения к реальному содержанию их жизни. Сознавая, что такая программа не может сама по себе заставить детей хорошо учиться, поскольку не обладает такими свойствами, как занимательность и полезность, школы активно применяют систему поощрений и наказаний — ох уж эти вездесущие оценки! — при которых почти гарантированно, что определенный — и довольно высокий — процент детей будет оценен «ниже среднего».

На уроках дети часто терпят выговоры и унижения со стороны учителей. Их поощряют за умение пересказывать прочитанное и часто наказывают за возражения и несогласие. Почти повсеместно — по крайней мере, в последних классах начальной школы, а так же в младших и старших классах средней школы — учителя неспособны вовлечь свои классы в эффективные групповые дискуссии, поскольку многие учителя имеют привычку высмеивать мнения, высказываемые учащимися. Таким образом, открытое и честное общение со стороны учащихся пресекается самими же учителями, за очень редким исключением.

Когда дети начинают «выступать» на уроках — а для царящей там «нетерапевтической» и неинтересной атмосферы это вполне естественно — конфликты обычно решаются по Методу 1, в некоторых случаях по Методу 2. Детей часто направляют к директору или воспитателю, на которых лежит обязанность разрешать конфликты между учителем и учеником — хотя один из участников конфликта при этом не присутствует, а именно учитель. Директор же или воспитатель, как правило, исходят из того, что виноват ребенок, и соответственно наказывают его, читают ему нотацию или вырывают обещание «прекратить продолжение противоправных действий».

Учащимся большинства школ откровенно отказано в гражданских правах — в праве на свободу слова, на ношение длинных волос, на любимый стиль одежды, на возражения. И когда дети совершают какое-либо нарушение, администрация школы редко соблюдает обычные процедуры «законного порядка», которые гарантированы законом всем гражданам.

Может быть, вам кажется, что нарисованная мной картина положения дел в школе является искаженной? Уверяю вас, что это не так. Многие другие исследователи школьной системы усматривают в ней те же недостатки. Более того, достаточно только спросить у самих детей, как они относятся к школе и учителям. Большинство из них скажут, что ненавидят школу и что учителя обращаются с ними неуважительно и несправедливо. Дети рано или поздно начинают воспринимать школу как место, куда они должны ходить; они воспринимают учебу как нечто скучное и малополезное, а к учителям относятся как к неприветливым полисменам.

Когда детей препоручают взрослым, чье обращение с ними порождает такие негативные реакции, вряд ли справедливо взваливать на родителей всю вину за то, какими вырастают их дети. Вина родителей, конечно, в этом есть, но с ними должны ее делить и другие взрослые.

Что могут сделать родители? Могут ли они оказывать конструктивное влияние на других «родителей» своих детей? Могут ли они иметь право голоса при принятии решения относительно того, как с их детьми должны разговаривать и обращаться другие взрослые? Я полагаю, что могут, и не только могут, но и должны. Но для этого они должны стать менее пассивными и зависимыми, чем были прежде.

Во-первых, родители должны постоянно быть начеку в отношении любого проявления контроля и подавления своих детей другими взрослыми, работающими в образовательных или воспитательных учреждениях. Они должны вставать на защиту детей и бороться с теми, кто исповедует принцип «держания четей в ежовых рукавицах», кто одобряет применение силы и власти в обращении с детьми под лозунгом «закона и порядка», кто оправдывает авторитарные методы на том основании, что дети не могут сами за себя отвечать и сами себя дисциплинировать.

Родители должны встать со скамьи для запасных игроков и выходить на поле для защиты гражданских прав своих детей всякий раз, когда этим правам угрожают взрослые, считающие, что дети их не заслуживают.

Родители также могут пропагандировать и поддерживать программы, предлагающие новаторские идеи и методы для проведения школьной реформы — такие, как изменение учебного плана, ликвидация системы оценок, введение новых методик преподавания, представление учащимся большего количества возможностей для самообразования, предложение индивидуальных занятий, предоставление детям возможности участвовать наравне со взрослыми в процессе руководства школой, обучение учителей более гуманным терапевтическим подходам в общении с детьми.

Такие программы уже существуют в районах, жители которых хотят усовершенствовать свою систему образования. Еще больше таких программ находится в стадии разработки. Родители должны не бояться, а приветствовать новые образовательные программы, подталкивать администрацию школ к их опробованию и проверке их эффективности.

Программа, с которой я больше всего знаком, разработана нашим коллективом и состоит из двух частей: Т.Е.Т. — Тренировка Эффективности Учителей (англ. Teacher Effectiveness Training) и Тренировка Эффективности Администрации Школ. Оба курса были опробованы в сотнях школьных районов в различных уголках страны, а также во многих частных и приходских школах. Результаты весьма обнадеживающи.

В одной из школ города Купертино, штат Калифорния, именно наша программа побудила директора привлечь учителей и учеников к пересмотру правил поведения учащихся. В результате группа по решению проблем в составе взрослых и учащихся выбросила на свалку их старый толстый сборник правил и предписаний и ввела вместо него два простых правила: никто не имеет права мешать другим учиться и никто не имеет права причинять другим физическую боль! Вот что сообщил нам директор о последствиях такого решения:

«Отказ от применения силы и власти в отношении всего корпуса учащихся имел своим результатом повышение уровня самоуправления учащихся и повышения уровня ответственности каждого учащегося как за свое собственное поведение, так и за поведение товарищей».

В другой школе, в городе Пало Альто, штат Калифорния, учитель, прибегнув к разработанной нами процедуре разрешения конфликтов по Методу 3 в классе, едва не развалившемся из-за отсутствия дисциплины, сократил количество «неприемлемых и подрывных видов поведения» с тридцати до четырех с половиной (в среднем) на один учебный час. Последующее анкетирование показало, что семьдесят шесть процентов учащихся этого класса почувствовало, как после проведения сеансов решения проблем у всех резко повысилась успеваемость, и девяносто шесть согласились с тем, что «улучшилась» или даже «значительно улучшилась» атмосфера в классе.

Директор школы в Сими-Вэлли перечислил следующие результаты применения программы Тренировки Эффективности Учителей:

«1.  Проблемы, связанные с дисциплиной, сократились, как минимум, на пятьдесят процентов. Я убедился в эффективности этого метода для решения проблем поведения без отстранения учащегося от занятий. Я понял, что временное отстранение от занятий решает проблему лишь на два-три дня и нисколько не помогает устранить причины плохого поведения. Навыки, которыми я овладел в группе Р.Е.Т., способствуют решению проблем внутри самого учащегося, а также проблем между учителями и администрацией и между учителями и учащимися.

2.    Мы ввели у себя регулярные общешкольные собрания, на которых стараемся предотвратить конфликты, пока они еще не возникли. Мы пользуемся методами решения проблем, разработанными доктором Гордоном, и успеваем справляться с конфликтами прежде, чем они приобретают масштаб серьезных проблем поведения.

3.    Мои взаимоотношения с учащимися значительно улучшились благодаря тому, что учащиеся получили возможность самостоятельно решать свои проблемы и отвечать за свое поведение перед самими собой».

Директор начальной школы в городе Ла Меса дал следующую оценку программе Тренировки Эффективности:

«В качестве директора начальной школы, работающего с большим количеством учителей, прошедших обучение по программе Тренировки Эффективности Учителей (шестнадцать из двадцати трех), я стал свидетелем следующих перемен как в учащихся, так и в преподавательском составе, непосредственно вызванных этой программой:

1.    Учителя уверены в своей способности решать сложные проблемы поведения.

2.    Эмоциональный климат на уроках стал более непринужденным, более здоровым.

3.    Дети привлекаются к разработке правил поведения в школе. Отсюда более ответственное отношение детей к соблюдению этих правил.

4.    Дети учатся решать проблемы общения без применения насилия или хитрости.

5.    Ко мне намного реже обращаются с сообщениями о нарушении дисциплины.

6. Попечение учителей стало более адекватным, то есть воспитательная работа (в форме консультаций) проводится с учащимися в тех случаях, когда проблема принадлежит ему, а не учителю.

7.    Учителя более эффективно решают свои собственные проблемы, воздерживаясь от применения силы в отношении детей.

8.    Повысился уровень содержательности бесед учителей с родителями, поскольку учителя научились проводить такие беседы более эффективно».

Итак, существенных перемен добиться можно, если обучить администрацию и учителей тем же навыкам и приемам, которые мы преподаем родителям на курсах Р.Е.T. Однако наши наблюдения показывают, что к подобным переменам не готовы школы в тех районах или местностях, где большинство родителей стремятся сохранить статус кво, боятся перемен или погрязли в традиции авторитарного обращения с детьми.

И все же я надеюсь, что еще многих и многих родителей можно убедить в благотворности активного выслушивания детей, когда последние жалуются на дурное обращение с ними учителей, тренеров, преподавателей воскресных школ и вожатых. Родители могут начать верить в искренность чувств своих детей, когда последние признаются им в том, что ненавидят школу или не могут выносить, как с ними обращаются взрослые. Родители могут, наконец, понять, что в учреждениях, подобных школам, далеко не все обстоит благополучно — для этого им нужно лишь чаще прислушиваться к детям и не всегда защищать эти учреждения.

Только будучи «разбужены» родителями, эти учреждения могут стать более демократичными, более гуманными и более терапевтическими. Главное, что, по моему убеждению, сейчас требуется, это совершенно новая философия общения с детьми и подростками, новый билль о правах молодежи. Общество не должно обращаться с детьми так, как оно с ними обращалось два тысячелетия тому назад.

Я хочу предложить вам одну их таких философий взаимоотношений между родителем (взрослым) и ребенком, сформулированную мною в виде кредо, на котором построены наши программы Р.Е.Т. Написанное несколько лет назад в попытке сформулировать философию Р.Е.Т. в сжатой и доступной форме, оно дается на прочтение всем поступающим на наши курсы и предлагается здесь в качестве «вызова» всем взрослым.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь