Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере туризма
Широко распространенной формой передачи прав на использование интеллектуальной собственности является франчайзинг. Термин происходит от французского слова franchise, что означает "льгота", "привилегия". Договоры франчайзинга и организация бизнеса путем формирования франчайзинговых сетей применяются в сфере предпринимательской деятельности и заключаются с целью создания новых хозяйственных комплексов, расширения сети сбыта товаров и услуг (магазины, рестораны, гостиницы и др.). Франчайзинг является вертикально интегрированной системой, в основе построения которой лежит соглашение о том, что одна сторона (франчайзер) предоставляет другой (франчайзи) за вознаграждение право использовать принадлежащие ему права на ин-теллектуальную собственность при обязательном условии применения системы ведения дел, разработанной и применяемой франчайзером. Франчайзинг предполагает многообразные формы и довольно сложную систему взаимоотношений с высоким уровнем индивидуализации между франчайзером и франчайзи, которые зависят от отраслевой принадлежности участников, стратегических целей, ресурсов, регионального расположения и др., поэтому выработать единую модель договора практически невозможно. Можно выделить ряд признаков, которые присущи франчайзингу. К ним относятся: наличие у франчайзера официально признанных прав на интеллектуальную собственность и системы ведения дел (разработанные стандарты, ноу-хау и др.). Перед за-ключением соглашения франчайзер должен раскрыть информацию, необходимую франчайзи для ведения дел, а в процессе сотрудничества осуществлять обязательную поддержку (техническая документация, обучение и др.). Франчайзи принимает на себя обязательство вести дело в полном соответствии с требованиями франчайзера, за счет собственных средств производить необходимые инвестиции в дело и выплачивать франчайзеру согласованное сторонами вознаграждение. Франчайзинг предполагает длительный характер отношений и юридическую самостоятельность сторон. Франчайзинг широко применяется в гостиничном бизнесе (табл. 6.1). В Российской Федерации для создания и формирования сети однородных предприятий с одинаковыми условиями ведения хозяйственной деятельности применяется "коммерческая концессия" (понятие аналогичное известному в зарубежном законодательстве понятию "франчайзинг" или "франшиза", однако не совсем эк-вивалентное по содержанию). Правовые нормы о договоре коммерческой концессии регулируются гл. 54 Гражданского кодекса РФ. Согласно нормам Гражданского кодекса РФ сторонами по договору могут быть как коммерческие организации, так и граждане - индивидуальные предприниматели. Договор должен быть заключен в письменном виде и зарегистрирован органом, осуществляющим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве правообладателя. Таблица 6.1. Использование франчайзинга в гостиничном бизнесе
По договору коммерческой концессии правообладатель обязуется предоставить, за вознаграждение на срок или без указания срока, пользователю право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Это обязательство и определяет особенности договора. Комплекс исключительных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг включает право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую документацию и информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - торговый знак, знак обслуживания и др. Правообладатель обязан выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав. Пользователь обязан не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию; использовать фирменное наименование и(или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом; обеспечивать соответствие качества оказываемых услуг качеству аналогичных услуг, оказываемых непосредственно правообладателем; соблюдать инструкции и указания правообладателя по обеспечению соответствия характера, спосо-бов и условий использования комплекса исключительных прав, применяемых правообладателем, в том числе касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений. Пользователь обязан также информировать потребителей (клиентов), что он, в силу договора коммерческой концессии, использует фирменное наименование, товарный знак или иное средство индивидуализации правообладателя, а также оказывать потребителям все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая услугу непосредственно у правообладателя. Договор заключается применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, выполнению работ, оказанию услуг) и предусматривает использование деловой репутации и в определенном объеме коммерческого опыта правообладателя. Коммерческая информация и коммерческий опыт, предоставляемые пользователю по договору, включают обычно документацию по ведению бизнеса (документы, инструкции, стандарты и др.), а также профессиональное обучение персонала, специальный инструктаж в течение всего периода действия договора по различным аспектам организации хозяйственной деятельности (управление, ведение учета и отчет-ности, обслуживание клиентуры и др.). По договоренности сторон коммерческой информацией могут быть признаны сведения экономического, методического и другого характера по различным аспектам организации и осуществления хозяйственной дея-тельности правообладателя, в том числе конфиденциальная информация (коммерческая тайна), обладающая потенциальной коммерческой ценностью. В договоре коммерческой концессии согласуется объем передаваемых прав (территории, охватываемой концессией, вида деятельности, услуг и др.), что обусловлено нематериальным характером объектов этих прав, возможностью их одновременного ис-пользования неограниченным кругом лиц. Могут быть предусмотрены и другие ограничения прав сторон. Однако ничтожными являются условия, ограничивающие права сторон, в силу которых правообладатель вправе определять цену продажи товара пользователем или цену услуг, оказываемых пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен; пользователь вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей либо исключительно покупателям, проживающим на определенной в договоре территории. Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или в иной форме, предусмотренной договором. Наиболее распространенной формой оплаты является сочетание фиксированной суммы ("паушальный платеж"), которая выплачивается сразу после заключения договора, и "роялти" - периодических (годовых, квартальных) платежей в виде отчислений в определенном проценте от суммы оборота товаров, услуг. Правообладатель несет субсидиарную с пользователем ответственность по предъявляемым клиентом требованиям о несоответствии качества товаров, работ, услуг, продаваемых, выполняемых, оказываемых пользователем по договору коммерческой концессии. Таким образом, законом установлена солидарная ответственность туроператора и турагента за качество туристского продукта, реализуемого турагентом по договору коммерческой концессии. В России применение договора коммерческой концессии при организации туристского бизнеса пока не получило широкого применения. Первые попытки применить принципы франчайзинга в туристской деятельности появились в 1997-1998 гг. Однако создавалась лишь агентская сеть, когда туроператоры не только привлекают агентства к сотрудничеству на принципах франчайзинга, но и создают свои собственные, а также заключают агентские договоры о сотрудничестве с независимыми турагентами. В Российской Федерации существует несколько видов сетевых объединений. К ним можно отнести розничные сети туроператоров (как собственные, так и смешанные); турагентства и сбытовые сети, организованные по принципу франчайзинга. Для того чтобы противостоять конкуренции со стороны крупных туристских фирм, мелкие и средние начинают объединяться. Это характерно практически для всех туристских рынков в мире, где создаются так называемые "сети туристских агентств". Условия взаимоотношений (в том числе и финансовых) между участниками определяются исходя из целей и контуров такого объединения после оценки материальных, технологических, кадровых и прочих ресурсов каждого из предполагаемых участников объединения. Создавая подобные объединения, его участники, как правило, преследуют такие цели: - расширение объема операций на рынке и противостояние все возрастающей конкуренции со стороны крупных фирм; Структура сети предполагает централизованную систему управления и делегирование каждым из участников определенной части своих полномочий создаваемому управляющему органу. Этот орган разрабатывает маркетинговую и рекламную политику, определяет поставщиков услуг, проводит с ними переговоры и заключает договоры, осуществляет бухгалтерский учет, решает вопросы подбора и обучения персонала. Через него проходят все платежи розничных точек, входящих в сеть. Во избежание конфликтов между участниками следует договориться о будущей конструкции, распределении полномочий и других конкретных деталях сотрудничества. Если участники создаваемой сети агентств хотят достичь отдельных конкретных целей или объединить только маркетинговые усилия, то управление таким объединением может быть частично централизованным. В этом случае функции головного офиса огра-ничиваются рекламной или маркетинговой политикой и заключением договоров с туроператорами на специальных условиях. При этом руководители агентств обладают большой свободой действий. Однако такая независимость партнеров по сети в определенных условиях может привести к быстрому распаду союза. Туристские агентства могут вступить или присоединиться к уже существующей сети - независимой или операторской. Войдя в состав такой сети, новые участники сразу получают преимущество: раскрученную марку, повышенную комиссию и другие блага. Следует иметь в виду, что принцип организации сети зависит не только от поставленных целей, но и от имеющихся ресурсов. Как показывает опыт, планируемые затраты на создание сети должны двукратно перекрываться имеющимися финансовыми средствами, доля привлеченных средств должна быть минимальной. Оптимальным вариантом создания сети является примерное равенство положения участников на рынке и возможность взаимного дополнения сильных сторон. В туристском бизнесе главным ре-сурсом являются люди. Поэтому важно не только наметить общую численность персонала, но и определить сотрудников, которые могут составить кадровую основу будущей сети. При переходе к сетевой работе есть опасность, что увеличение объемов может ассоциироваться с ослаблением контроля и снижением личной от-ветственности. Сети туристских агентств создаются на рынке с целью оказывать влияние на производителей услуг и добиться специальных условий сотрудничества с туроператорами. Суммарная доля сетей агентств в оборотах туроператоров не превышает, как правило, 10 %, только в отдельных случаях она достигает 15 %. В качестве примера создания розничной сети туроператора можно привести опыт туристской фирмы "Инна Тур". В 2002 г. было объявлено, что "Инна Тур" создает одноименную агентскую сеть с элементами франчайзинга. Условия вступления в сеть: торговая марка предоставляется агентствам бесплатно, без уплаты роялти и процентов с продаж, но с условием продавать заранее оговоренный объем туристского продукта компании - фиксированную норму продаж. Более того, в придачу фирма предложила потенциальным участникам сети пакет поддержки в виде безвозвратных кредитов на оргтехнику, оформление офиса, обучение персонала. Если агентство в течение оговоренного времени выполняет план по продажам, то обязательства по кредиту с него снимаются. Если агент, получив кредит и другие преимущества, не сможет реализовать заявленный объем продукта, то он обязан в установленные сроки вернуть кредит. Агентства, вошедшие в сеть, имели возможность сотрудничать с другими туроператорами, однако при соблюдении жесткого правила, установленного компанией "Инна Тур" - ни при каких обстоятельствах не работать с операторами, проявлявшими себя как непрофессиональные партнеры. Концепция компании "Инна Тур" допускала, что продажу туристского продукта на рынке могут осуществлять как франчайзи, так и фирмы, не вступившие в сеть. Если они дают одинаковые объемы, то получают равные цены и комиссионные. Наращивать объемы через франчайзинговую сеть предполагалось только экономическими стимулами - повышением качества услуг, оптимизацией цен, продвижением общего розничного бренда. Главное, чтобы агентства, привлекаемые под франчайзинг, убедились ЧТО это им экономически выгодно. На российском туристском рынке в настоящее время представлено около десятка сетевых туроператоров, которые в своей деятельности в той или иной степени используют договоры коммерческой концессии. В 1998 г. начала свою деятельность сеть агентств "Магазин горящих путевок". Сегодня это самая крупная сеть на российском рынке. В нее входят 49 московских агентств (11 из них - собственные) и 120 агентств, расположенных в различных регионах России, а также в Азербайджане, Белоруссии, Латвии и Украине. В апреле 2003 г. на рынке появилась франчайзинговая сеть агентств по продаже пляжного отдыха "Велл" (проект А. Озолиня, владельца сетей "Магазин горящих путевок" и "Машина времени"). Установленный размер роялти для московских агентств в первый год работы составил ежемесячно 25% от комиссии плюс (в среднем) 150 долл. США, во второй год - 30 % плюс 100 долл. США (в среднем), в третий год - 35 %. Для региональных агентств месячная плата составляет 10 % плюс в среднем 100 долл. США. Сеть бюро путешествий "Куда, ш" работает на российском рынке с середины 2001 г. В настоящее время она насчитывает 86 агентств. Из них 26 являются собственными агентствами управляющей компании "Туральянс-холдинг" и 60 работает по договору франчайзинга. За время существования сети 8 агентств ее покинули (как по собственному желанию, так и по инициативе управляющей компании). "Куда.ru" участник пула "Шесть семерок", в который входят "М.Видео", "Спортмастер", "Арбат Престиж", МВО, "Седьмой континент". Действует единая дисконтная карта, по которой предоставляется скидка 3 %. Сеть "Куда, га" активно сотрудничает с журналом "Вояж и отдых", Аэрофлотом, Ситибанком, Ингосстрахом, Группой Финанс-банк (отдых в кредит). Стандарты, принятые в сети, распространяются на корпоративную технологию продаж и фирменный стиль, который выражается в едином оформлении рекламной продукции, интерьеров офисов и униформы сотрудников агентств. Управляющая компания регулирует также территориальное распределение агентств, чтобы избежать прямой конкуренции внутри сети, занимается маркетинговыми исследованиями, продвижением и рекламой торговой марки, предоставляет единую информационную систему и проводит обучение персонала сетевых агентств. Сформирована единая база данных клиентов - CRM-отдел (Customer Relationship Management), что является инновационным элементом в российском туристском бизнесе. Участники сети - самостоятельные, юридически независимые турагентства, они объединены торговой маркой (брендом); маркетинговой политикой; передовой технологией; рекламной закупочной и ценовой политикой; единым информационным пространством. Чтобы вступить в сеть "Куда, ru", туристская фирма должна подписать лицензионный договор с ООО "Академ Альянс-М". Договором регламентируется порядок проведения работ по приведению деятельности компании к стандартам сети. Эти работы осу-ществляются при соблюдении следующих условий: - подписание договоров с туроператорами - стратегическими партнерами; По факту завершения работ управляющей компанией сети выдается сертификат соответствия руководителю бюро путешествий. С этого момента бюро путешествий обслуживает клиентов под торговой маркой "Куда. ru". Бюро путешествий, желающие вступить в сеть "Куда, ru", должны заполнить анкету, в которой, наряду с ответами на вопросы о наличии лицензии на туристскую деятельность, организационно-правовой форме компании и др., представить информацию о том, кто является юридическим лицом (с указанием доли каждого участника в уставном капитале); о месторасположении агентства и типе здания, в котором оно расположено (админис-тративное, бизнес-центр, торговый центр, наличие пропускной системы, собственное или арендованное); всех партнерах-туроператорах; наличии систем бронирования авиабилетов и агентских соглашений с авиакомпаниями; годовом бюджете на рекламу и др. На рынке России стали появляться сети турагентств, действующих на принципах франчайзинга. Это, например, "Путевочка" - новая франчайзинговая структура, которая размещается в сети магазинов экономического класса "Пятерочка" (в 2003 г. сеть вклю-чала 260 магазинов, из них 198 в Москве и Санкт-Петербурге). Ежедневно все магазины сети "Пятерочка" обслуживают до 500 тыс. человек, однако основная масса покупателей - люди с ежемесячным доходом от 6 тыс. до 10 тыс. рублей. Новая сеть предполагает специализироваться на продаже поездок на массовые направления - в Египет, Турцию, Испанию. Франшиза "Путевочки", которая будет продаваться "Магазином готового бизнеса", стоит 15 тыс. долл. США. В эту сумму включено получение туристской фирмы с полностью оборудованным офисом (10 м2) и необходимыми для работы документами и пер-соналом. Владельцу франшизы первые 3 месяца придется платить по 2 800 долл. США в месяц и 3 200 - в последующие. Эти суммы складываются из: роялти (отчисления управляющей компании первые 3 месяца по 500 долл. США, затем 500 долл. плюс 15 % от оборота); зарплаты персонала (два менеджера и один помощник - около 1 100 долл. США ежемесячно); арендной платы за помещение (1 200 долл. США в месяц). В сентябре 2004 г. руководители ООО "101 ФАИН" объявили о новом франчайзинговом проекте под названием "101 страна отпусков". Создатели проекта считают, что франшиза - это интеллектуальный продукт, существенно увеличивающий эффективность (доходность и качество) функционирования турагентств и повышающий их защищенность. На первом этапе проекта предполагается создать объединение как свободное сообщество юридических лиц. Собственное имя фирмы сохраняется. Для вступления в сеть необходимо наличие лицензии на туристскую деятельность, договора на аренду поме-щения или аналогичного документа, наличие телефона и подключения к Интернету, обязательства предоставлять скидки по дисконтной карте сети и принимать участие в проводимых сетью тренингах. Первые 100 вступивших в сеть московских турфирм освобождаются от внесения вступительного взноса, ежемесячная плата составит 400 долл. США. На втором этапе проекта планируется введение единых внутрисетевых стандартов, вступительных взносов и привлечение туристских фирм из регионов. Ставится задача в течение трех-пяти лет объединить под брендом "101 партнер - один успех" не менее 10 % турагентств России. Создание франчайзинговых сетей является перспективным направлением развития сетевых туристских структур. Однако в условиях нестабильной экономики компаниям лучше строить не чисто франчайзинговую, а комбинированную сеть, опираясь на соб-ственные офисы продаж. Такая сеть наиболее устойчива к всевозможным внешним угрозам (природные катаклизмы, экономические и политические потрясения), так как не связана с работой на каком-либо одном направлении. Франчайзинговые сети - это наиболее цивилизованная форма работы в туристском бизнесе, модель его развития, доказавшая свою состоятельность и значительный потенциал.
17. Виды франчайзинга. 18. Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности. Технология управления франчайзинговой формой организации бизнеса. 19. Особенности развития франчайзинговой формы бизнеса в России. 20. Современные технологии в сфере культуры и шоу-бизнеса. Основные принципы и методы организации шоу-бизнеса. Широкий дапозон услуг, учитывая процессы социально-потребительской и вкусовой дифференциации. В сфере культуры примером ориентации на разные группы населения является современный шоу-бизнес. Шоу – бизнес – совокупность различных жанров и выдов искусства, а также и других видов деятельности в виде продуктов массового спроса. Предпринимательскую деятельность в этой сфере можно определить как деятельность по производству и реализации продукта, для удовлетворения духовных потребностей и с целью получения прибыли. Современный шоу-бизнес включает киноиндустрию, телевидение, звукозапись, музыкально-исполнительское искусство, производство светового, звукового и сценического оборудования, производства музыкальных инструментов, постоновку зрелищных программ, модельный бизнес, артистический менеджиент, в условиях развития СМИ ш-б постепенно приобретает глобальный характер, главными составляющими его я влются талант и капитал. Продуктами ш-б являются: кинофильмы, телепрограммы, мюзиклы, шоу, сольные концерты, фонограммы на различных носителях, конкурсы, клипы, фестивали, модельные показы. Организация шоу-бизнеса за рубежом показала, что данная сфера многогранна и ее стабильность и эффективность зависят от следующих факторов: - от определенного уровня развития культуры в обществе; - от социальной защищенности граждан, наличии определенной соцальных гарантий; - от условий для свободного развития личности в обществе; - от уровня доходов населения; - от уровня управленческой культуры; Отечественнй ш-б имеет свою историю, свои особенности развития и, связанные с ними проблемы в данной сфере: - отсутствие четкой гос-ой программы функционирования сферы культуры в условиях рыночной экономики; - отсутствие целенаправленной гос-ой политики в области зрелищ, кино и тд; - недостаточный контроль за выпуском аудио и видео продукции, что влечет за собой явление пиратства; - отсутствие крупного оттечественного производителя технических средств, студий, концертных залов, клубов, дискотек; - высокие таможенные пошлины на ввоз этого оборудования из-за рубежа; - недостаточное вложение крупного капитала; - низкая покупательская способность основной массы населения при высоких затратах на производства продуктов ш-б; - несовершенство системы налогообложения, обили доп местных актов, которые контролируют и ограничивают д-ть фирм; - отсутствие системног оподхода к подготовке продюссеров и специалистов-менеджеров для данной сферы; - неправельная оценка роли профессионального менеджмента, как основ функционирования ш-б. Основой отечественного ш-б явилась советсткая эстрада, кот развивалась по законным принципам того периода, т.е. носила ярко выраженный идеологический характер и имела монополистический способ организации. Уже в тот период возникли проблемы с мат.-техн. Обеспечением, ценообразованием и выплатой гонорара. Управления были централизованны и планирование деятельности концертных организаций происходил от достигнутого. Необхожимость реформирования отрасли существовала в советский период (1987г., когда разрешили создавать хоз-расчетные кооперативыне организации, они составили конкуренцию гос.структурам и привели их на гране банкротства). Дальнейшее разрушение гос-ой монополии на радио, телевиление, звукозапись, позволила развиваться предпринимательской деятельностью в этих сферах, в результате возникают новые формы организации бизнеса, независимые общественные организации, профессиональные гильдии актеров, режисеров, сценаристов, кинооператоров, музыкантов и тд…разрабатываются В 90-е гг происходит постепенное приближение отеч шоу биснеса к иновационным стандартам, возникают экономические обоснованные отношения, продукт культурной деятельности становится таким же предметом купли-продажи как и другие товары в условиях рынка. Благодаря изменению в экономической и политической сферах, в России появился канал МУЗ, возникли представительства крупнейших маровых теле, радио компании. 1. Методы шоу-бизнеса. В сфере ш-б используется множество способов, приемов, методов, обеспечивающих ее норм функционирование, те получение прибыли. Основой всего является использование современных тезнических инноваций, звукозаписывающей аппаратури и тд… С НЭПом связано появление клипов. Клипы появились в середине 70-ых годов. Пионерами в этой сфере деятельности стали участники группы «Qeen». В результате на первый план вышли имидж исполнителя, его манера двигаться, сценический костюм, антураж в кадре. Основными потребителями клипов явидись тинейджеры. Другим важнейшим методом обеспечения ш-б является тщательный мониторинг вкусов потребителей, с этой целью была создана система рейтингов популярности исполнителе продаж кассовых сборов. Поскольку потребитель приобретает то , что занимает первые строки в таблицах популярности, участники ш-б ведут жесткую борьбу за первые 20-30 позиций, подобные хит-парады существуют в 2-х формах: 1. Таблицы продаж; (статистические данные, кот публикуются в спец журнале «Billbor», итоги подводятся за неделю, осуществляется анали, все публикуется в СМИ) 2. Polls, основанные на опросе потребителей. 21. Особенности менеджмента в сфере культуры и шоу-бизнеса. Разработка проектов и стратегия продвижения продукта. Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т. п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т. п., — тем выше их социальная значимость). Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, "Но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное — средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной кампании нового диска или альбома. Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т. д. Более того, некоммерческая деятельность, как уже говорилось, имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т. п. Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем {клиентом). Так, типичные потребители услуг в сфере культуры — это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую — не они сами. Что-то сплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то — заинтересованными в такой деятельности донорами, что-то — благотворительными фондами и т. д. Фактически в сфере культуры действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за определенные виды работ с этими группами. Эти особенности, вне всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента в сфере культуры. Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в сфере культуры от любого менеджмента услуг. Практически все указанные особенности суть особенности услуг. Поэтому, с технологической точки зрения, не меньший интерес представляют особенности реализации механизмов менеджмента, специфичные для сферы культуры. В связи с этим, применительно к российской сфере культуры, до самого недавнего времени можно было говорить о ярко выраженной специфике. Заключалась она в вопиюще низком уровне культуры управления в сфере культуры. Эпические сюжеты этого рода (централизация, КСК, платные услуги и т. п.) будут рассмотрены чуть ниже. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы