Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Опыт и итоги административных нововведений в сфере культуры России



Рассогласованность в механизмах управления имел весьма показательные последствия для российской сферы культуры. Опыт менеджмента в ней весьма и весьма поучителен. Весь послереволюционный период прошел под знаком поиска наиболее эффективного управления в сфере культуры, понимаемого как сугубо административное. Основную установку можно выразить следующим образом: все проблемы культуры можно решить за счет совершенствования системы управления ею. При этом само управление фактически сводилось к организационно-административному механизму.

До 1953 г. сфера культуры в нашей стране координировалась Главным управлением по политико-просветительной работе (Главполитпросвет) при Народном комиссариате по просвещению (Наркомпрос), т. е. входило в отрасль народного образования. Это вполне соответствовало задачам советской культурной революции (политическое просвещение и создание внешкольной системы образования).

Однако очень скоро стало очевидно, что функции таких учреждений выходят далеко за рамки этих функций и включают в себя организацию отдыха, развитие любительства и т. д. Поэтому еще до войны назрел вопрос о выделении самостоятельной отрасли культуры.

В 1953 г. было создано Министерство культуры СССР и соответствующая административная вертикаль: республиканские Министерства культуры, краевые и областные управления культуры, районные и городские отделы культуры. Однако очень скоро стало ясно, что отрасль культуры — квазиотрасль, поскольку сфера культуры принципиально многоукладна. В ней всегда действовали различные формы собственности и особенно собственность общественных организаций (прежде всего — профсоюзов, имевших мощную сеть учреждений культуры), в других сферах не проявляющаяся столь активно. Согласно административной установке, ведомственная разобщенность сферы культуры однозначно понималась как отрицательное явление, с которым необходимо бороться и которое необходимо изживать.

Именно в этом направлении была ориентирована кампания централизации — создания централизованных клубных и библиотечных систем — прокатившаяся по стране в 1960—1970-е гг. Характерно, что вопросы типа «когда надо, а когда не надо создавать централизованные системы?», «каков оптимальный состав такой системы?» даже не обсуждались. Вся библиотечная сеть и чуть позже — клубная сеть учреждений в стране были централизованы. Для создания централизованной системы было достаточно наличия двух учреждений, даже если между ними было 200 км да и то только по зимнику (реальный случай на севере Коми). Централизованная система работала по единому плану, но отчитывалось каждое учреждение своей формой статотчета, что привело к колоссальному «росту» объемов работы: одно и то же мероприятие показывалось в нескольких формах отчетности. Но не только эта «липа» стала итогом централизации. Эта кампания так и не решила проблему ведомственной разобщенности: если головной Дом культуры был государственным, то и вся система объявлялась государственной, если — профсоюзным, то и система становилась профсоюзной. Проблема вместо решения загонялась на новый уровень. Это, как и несоответствие планирования и учета, — чрезвычайно характерная черта для уровня культуры советского менеджмента в сфере культуры.

В 1983 г. началась новая эпопея, инспирированная решениями Июньского Пленума ЦК КПСС (история этих решений — сюжет, достойный пера Гоголя). Речь идет о повсеместном создании культурно-спортивных комплексов (КСК). В создании таких комплексов были разумные основания: спорт в своих массовых соревнованиях и других мероприятиях давно тяготел к сфере культуры, а в последней давно уже зияла лакуна оздоровительной работы. Но снова вопросы о необходимости КСК, их опти-.мальном составе не обсуждались — должны быть повсеместно созданы КСК и точка! И эти КСК были созданы. Где на бумаге, как например КСК Дзержинского района Ленинграда, в который входили Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Институт культуры, Институт театра, музыки и кинематографии, районная детская библиотека и клубик «Водоканал» — объединение насколько причудливое, настолько же и лишенное смысла. А где-то это было и материализованное единое архитектурное решение, как в совхозе «Агротехника» Тосненского района Ленинградской области, где под одной крышей находятся средняя школа, Дом культуры, библиотека, бассейн, тренировочные залы, зал соревнований и др. Архитекторы за этот проект получили заслуженную премию. Но... Библиотека входит в состав Любаньской ЦБС и работает по ее плану, а Дом культуры входит в состав Тосненской ЦКС и работает по ее плану. Спортивные же сооружения принадлежат двум спортивным обществам. Яркий пример несостоятельности именно менеджментных решений, а не пресловутой «слабой материально-технической базы».

Сфера культуры, сложившаяся в советское время, была широко втянута в идеологическую и политическую деятельность, обеспечивавшую партийное влияние и руководство. Особенно это касается чрезвычайно разветвленной сети клубных учреждений (домов и дворцов культуры, сельских, городских и районных клубов). Наиболее мощную материально-техническую базу среди них имели так называемые профсоюзные учреждения культуры, главной фактической функцией которых было представительство соответствующих предприятий, их партийной, профсоюзной и комсомольской организаций, проведение их мероприятий. Фактически этим же занимались и государственные учреждения культуры, только с большей ориентацией на местные государственные и партийные власти. Деятельность всех этих учреждений не могла осуществляться без своеобразного «спонсорства» и «благотворительности» со стороны промышленных предприятий, общественных организаций. Зачастую такая поддержка осуществлялась по разнарядке, а то и под прямым давлением со стороны партийных органов. Все это сказалось на содержании культурно-просветительной деятельности, нашло воплощение в архитектуре, планировке, интерьерах учреждений культуры. Залы для массовых собраний и заседаний с жестко закрепленными сиденьями, обязательные доски почета, ленинские уголки и т. п. до сих пор делают эти учреждения неуютными, официозными, малоприспособленными для живого творчества, отдыха, проведения полноценного досуга. Однако все это было ярким проявлением и воплощением определенного типа культуры, определенного типа общественных отношений и определенной социальной технологии и социально-культурного менеджмента.

В 1984 г. произошли во многом решающие события. Во-первых, в связи с разработкой Программы развития платных услуг населению было впервые рассчитано, сколько сфера культуры возвращает в госбюджет на рубль бюджетных ассигнований. Результат оказался довольно неожиданный — 78,6 коп. Оказалось, что сфера культуры в значительной степени самоокупаема. А во-вторых, были опубликованы результаты социологических исслл-Дований интенсивности общения населения с культурно-просветительными учреждениями. Этот результат оказался не менее ошеломляющим — 1 час 20 мин. в месяц (вместе с платным кинопоказом!). Эти два откровения привели к практическим выводам: задача коммунистического воспитания трудящихся сферой культуры не только не решила и не решает (за час с небольшим), но зато она, как оказывается, довольно активно участвует в формировании бюджета, так с паршивой овцы хоть шерсти клок и.., работники культуры получили плановые задания по платным услугам, что привело к деморализации профессиональной среды на несколько лет.

Работников культуры особенно не беспокоило, что население давно «проголосовало ногами» (1 час 20 мин. в месяц). Правила игры вполне устраивали многих, готовых играть роль работников идеологического фронта и отвечать за рост пьянства, количество разводов, преступность, за эстетический всеобуч и военно-патриотическое воспитание — лишь бы продолжалась благодать выделения финансовых средств и утверждения в должности. Работник культуры знал, как сделать людей счастливыми, при условии выделения ему на это средств. Если ему не выделяют средств, он не делает людей счастливыми. И тут из той инстанции, из которой исходили финансовые средства, раздался призыв: «Деньги давай!». Но работника культуры не учили делать и «давать» деньги, его учили культурно-просветительной работе, отношение к клубу как педагогической системе и т. п. Но на каждой балансовой комиссии закручивались гайки плановых заданий по платным услугам, и работники культуры стали брать деньги за то, чему были научены — за культпросветработу, за детскую самодеятельность и т. д., внутренне понимая, что происходит нечто противоестественное. Результаты такого административного насаждения коммерческой деятельности были достаточно противоречивы: коммерциализация принципиально некоммерческого, деморализация одной части профессиональной среды и рыночный ликбез явочным порядком — другой. Если не брать в расчет последний рудиментарный всплеск административных инноваций, выразившийся в молниеносном объединении и вновь разделении сфер культуры и туризма в начале 1990-х, то административный хозрасчет подвел черту административным исканиям. Бюджетный кризис конца 1980-х — начала 1990-х ускорил наступление «момента истины». Как говорят зарубежные специалисты, в нашей стране был накоплен колоссальный опыт административных управленческих нововведений в сфере культуры. И итог этих нововведений достаточно поучителен для осознания подлинной специфики менеджмента в сфере культуры.

«Момент истины» выразился в осознании прозрачных истин. Есть сферы деятельности, где уместны и эффективны исключительно административно-командные методы управления. Это армия и места лишения свободы — сферы абсолютно несвободного времени, когда человек выполняет не свою волю. Отсюда — иерархия должностей, приказная система и т. д. Есть сферы, в которых эффективно отраслевое управление, когда необходима централизация средств, ресурсов и т. д. — например, тяжелое машиностроение, космическая техника и т. п. Есть сферы, где более уместен территориальный акцент — например, жилищно-коммунальное хозяйство. И есть сфера, где исключительно командные методы или отраслевой подход и даже территориальный принцип оказываются несостоятельными. Это сфера культуры, являющаяся сферой свободного времени — когда люди в буквальном смысле слова что хотят, то и делают. Если их не пускают в од но, учреждение, они идут в другое, если их гонят оттуда, они идут на кухни, в подвалы, на чердаки, в лес, но будут продолжать делать то, что они хотят делать. Им можно только помогать или мешать.

Культурная жизнь, культурные процессы развиваются сами по себе, слухи о том, что работники сферы культуры оказывают серьезное влияние на их развитие, сильно преувеличены. Сплошь и рядом профессиональная среда вскакивает на подножку уходящего без нее поезда. Так было с дискотеками, с оздоровительным движением, с видео. Единственное, что они могут, — это помогать или мешать развитию культурной жизни.

Поэтому менеджмент в сфере культуры может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни — не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание специфики менеджмента в сфере культуры.

 

22. Финансовый менеджмент. Формы организационно-экономического сотрудничества: инвестирование, меценатство, спонсорство, бюджетные средства.

Тема денежных отношений, которая связана с формированием, использованием и регулированием ресурсов организации. Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели. Один из эффективных методов является применение теста Хаскеля, позволяющего в короткие сроки выявить слабые стороны в финансовом менеджменте.

Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия с помощью рациональной финансовой политики. Задачи фин. менеджмента:

1. Обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

2. Оптимизация денежного оборота.

3. Оптимизация расходов.

4. Обеспечение минимизации финансового риска на предприятии.

5. Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия.

6. Обеспечение рентабельности предприятия.

7. Задачи в области антикризисного управления.

8. Обеспечение текущей финансовой устойчивости предприятия.

Основными принципами финансового менеджмента являются:

1. Финансовая самостоятельность предприятия.

2. Самофинансирование предприятия.

3. Материальная заинтересованность предприятия.

4. Материальная ответственность.

5. Обеспечение рисков финансовыми резервами.

Управление финансовыми потоками осуществляется с помощью разных приёмов. Общим содержанием всех приемов финансового менеджмента является воздействие финансовых отношений на величину финансовых ресурсов. К приёмам управления движением финансовых ресурсов и капитала относятся:

§ системы расчетов и их формы;

§ кредитование и его формы;

§ депозиты и вклады (в том числе в драгоценные металлы и за рубежом);

§ операции с валютой;

§ страхование (включая хеджирование);

§ залоговые операции;

§ трансферт;

§ трастовые операции;

§ текущая аренда;

§ лизинг;

§ селенг;

§ транстинг;

§ франчайзинг;

§ бухгалтерский учет.

 

Спонсорство представляет собой один из возможных видов поддержки различных сфер общественной жизни, одну из форм социальных инвестиции. Это не альтруизм, не филантропия, не меценатство.

Более точно в содержательном смысле выглядит следующее определение спонсорства:
Спонсорство (лат. spondee—ручаюсь, гарантирую)—это, как правило, деятельность юридических лиц и основано (при отсутствии посредника) на соглашении между организаторами события или деятельности, с одной стороны, и коммерческой компанией, с другой. Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу.

Спонсирование в сфере культуры и искусства стало важнейшей составляющей современного бизнеса. Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный «выход на общество» и, с очевидностью, социально значимую. Это и средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента, а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящей ее со своей культурой, т.е. поддерживающего человеческие ценности и творчество.

Не менее важна спонсорская поддержка и для сферы культуры. Это обусловлено и недостаточностью бюджетных средств на развитие культуры и творчества, и тем, что она является своеобразной гарантией плюрализма культурного развития, то есть защищает от излишнего вмешательства государства в культурный процесс. Кроме того, спонсирование сферы культуры способствует более гармоничному и естественному увязыванию ее с другими сферами общества и отраслями экономики. Так, спонсорство в сфере культуры является реальным и эффективным фактором создания и развития гражданского общества, способного к саморазвитию, и на порядок менее зависимого от государства, чем общества тоталитарного типа.

I. Развитие спонсорства в сфере культуры. Зарубежный опыт
Развитие спонсорства в сфере культуры привело к формированию в наши дни трех основных типов экономики культуры.

1. «Романский» тип (Италия, Испания, Франция), когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование культурных акций могут осуществлять только правительственные органы или частные лица, пользующиеся доверием государства.
2. «Германский» тип, характерный для Германии и стран Скандинавии. В этом
случае центральные власти оказывают только патерналистическую поддержку, а
государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных
бюджетов и через независимые структуры и фонды.
3. «Англо-американский» тип—когда государство выступает лишь вдохновителем
и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за
счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот.

II. Развитие спонсорства в сфере культуры. Российский опыт
В России развитии цивилизованного спонсорства еще пока в стадии становления. И в подтверждение тому можно отметить не четкий правовой статус данного понятия. В российском законодательстве достаточно четко определено понятие "благотворительная деятельность", менее конкретно—"спонсорство", и совсем не было определено "меценатство". А активная практика использования слова, как знака двух различных и, подчас, противоположных видов деятельности, создает массу смысловых проблем. Поэтому мы постоянно встречаемся с тем, что, оперируя понятием "спонсорство", журналисты, консультанты, чиновники, активисты некоммерческих организаций, экономисты и бухгалтеры, подразумевают под этим благотворительность и меценатство.

Но было бы не верно не отметить очевидное движение в развитии спонсорства вообще и в частности спонсорства культуры. Сегодня собственные спонсоры есть у каждого крупного музея: иногда генеральный, иногда целевой; свои спонсоры у театров, особенно известных, столичных. Одним из наиболее успешных столичных театров с точки зрения поиска финансовой поддержки до недавних пор считался театр "Сатирикон". Здесь к дарителям относятся с особой бережностью: популяризируют в буклетах, благодарят на премьерах, вручают дипломы и так далее.
Именно в области культуры и искусства чаще, чем понятие "спонсор", упоминается понятие "попечитель". В дореволюционные времена так называлась весьма уважаемая деятельность в сфере народного просвещения и опекунства. Попечитель-старатель, радетель, человек, который постоянно заботится о каком-либо деле, влияющем на решение социальных проблем.

Сейчас так принято называть членов Попечительских советов, которые создают при себе театры, музеи, школы, вузы и так далее. Попечительский совет не управляет организацией. Его члены наблюдают, советуют, иногда помогают финансами и связями, позволяют пользоваться своим именем при рекламе или сборе средств, являются гарантами благополучия организации и ее хорошей репутации. Членство в Попечительском совете дает уважение, повышает социальный статус человека. Это признание заслуг, таланта, опыта. В Великобритании и США попечительство—довольно большая ответственность, оно требует усилий, затрат, постоянной заботы об организации.

Культура и искусство как объекты спонсорства предоставляют широчайшие возможности. И, разумеется, перед спонсором вновь стоит задача—определить поле своей деятельности в соответствии с бизнес-целями и интересами аудитории, на которую он хочет воздействовать. Поддержать ли начинающий творческий коллектив или популярный. Определить, будет ли это изобразительное или музыкальное искусство, скульптура или балет, пантомима или джаз, классическая музыка или народное творчество, литература или кино и так далее. Например, Международный фестиваль искусств им. А. Д. Сахарова является одним из важнейших культурных событий в жизни Н. Новгорода. В 2002 году, отметив свое десятилетие, он получил статус фестиваля, входящего в Европейскую ассоциацию фестивалей приЮНЕСКО. Из года в год поддержку событию оказывают десятки нижегородских компаний. В 2002 году генеральным спонсором сахаровского фестиваля стал Альфа-банк.
Как правило, решить свои проблемы с помощью одного покровителя удается немногим. Так, театр "Московская оперетта" больше десяти лет изобретает хитроумные комбинации, привлекая спонсоров на отдельные постановки, участвуя в совместных проектах, например таких, как мюзикл "Метро", созданный в творческом содружестве с польской постановочной группой.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что экономика культуры—прикладная наука, объясняющая необходимость, принципы и инструменты экономических отношений в сфере культурной деятельности. Культура же, в свою очередь является основой развития экономической отрасли, выпускающей культурные продукты.

 

Меценатство

При любом состоянии общества - от стабильного до кризисного - профессиональная деятельность в области культуры, искусства, науки, образова ния, просвещения, спорта не является прибыльной. В то же время такая дея тельность, ее результаты, люди, осуществляющие ее, составляют националь ное культурное достояние, тот пласт культуры, где создаются и сохраняются культурные ценности, значимые для воспроизведения общества в его своеоб разии, с одной стороны, и равноправного участия в мировом культурном процессе, с другой. Таким образом, всегда существует расхождение между эко номической и социальной эффективностью функционирования национального культурного достояния.

Именно поэтому во всем мире составляющие национальное культурное достояние объекты, направления профессиональной деятельности и осуществ ляющие ее люди находятся под специальной защитой государства. Однако из мировой практики прошлого и настоящего известно, что для сохранения и раз вития национального культурного достояния государственной поддержки ока зывается недостаточно. Соответственно в развитых и развивающихся странах в тех или иных формах существует узаконенный институт негосударственной поддержки национального культурного достояния. В России это институт принято называть меценатством, а людей, осуществляющих меценатскую деятельность - меценатами. Благодаря функционированию института меценатства культурные объекты, направления профессиональной деятельности, люди, осуществляющие такую деятельность, получают поддержку от тех частных лиц и организаций, которые могут и хотят направлять средства на развитие национального культурного достояния, не рассчитывая на получение прибыли. Таким образом, меценатство составляет важный источник негосударственной поддержки культурного развития страны.

Однако деятельность меценатов может свободно развиваться в стране, только если на уровнях государства и общества для нее существуют благопри ятные условия, а именно: государственное законодательство способствует за конной меценатской деятельности; со стороны государства и общества меце наты получают узаконенные поощрения материального и морального порядка; на уровне общественного мнения сформирован позитивный стереотип мецената и меценатства; меценатская деятельность помогает меценату повышать свой социальный статус законным образом.

Следует провести различие между понятиями "меценатство" и "спонсорство". Спонсорство означает любое вложение финансовых и материально-технических в любое дело. Меценатство означает безвозмездную передачу финансовых и материально-технических средств гражданам или юридическим лицам, занимающимся сохранением и развитием национального культурного достояния.

Меценатство отличается от благотворительной деятельности по своим социальным и культурным целям. Мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием. Мотивы меценатства - социальной взаимопомощью и протекционизмом. Цели благотворительности в обеспечении социаль ного благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности. Таким обра зом, понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства, и меценатство можно считать одной из форм благотворительности, настолько специфичной, что она специально выделена как культурная категория.

Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.[1][2]

Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

Существуют разные классификации инвестиций.

По объекту инвестирования выделяют:

Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):

в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции.

Капитальный ремонт основных фондов.

Вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау, человеческий капитал (воспитание, образование, наука) и т. д.

 

Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):

ценные бумаги, в том числе через ПИФы

предоставленные кредиты

лизинг (для лизингодателя)

Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):

валюты

драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов)

ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т.п.)

По основным целям инвестирования:

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Реальные инвестиции

Нефинансовые инвестиции

Интеллектуальные инвестиции (связаны c обучением специалистов, проведением курсов и многим другим.)

По срокам вложения:

краткосрочные (до одного года)

среднесрочные (1-3 года)

долгосрочные (свыше 3-5 лет)


По форме собственности на инвестиционные ресурсы:

частные

государственные

иностранные

смешанные

 

23. Технология спонсоринга и фандрайзинга.

Спонсорство крупных коммерческих компаний – это совсем не то же самое, что меценатство или благотворительность. Чаще всего, спонсорство и спонсоринг является серьезной, тщательно спланированной PR-акцией, прямо направленной на улучшение имиджа компании-донора, повышение степени лояльности к ней потенциальных клиентов. Вкладывая деньги в тот или иной социальный или культурный проект, компания-спонсор достигает эффекта, которого невозможно добиться с помощью обычной коммерческой рекламы – доверия, отождествления в сознании обывателя объекта и субъекта спонсорской помощи.

Спонсорская помощь – разновидность инвестиций. Как и любые инвестиции, она рассчитана на окупаемость капиталовложений, в чем бы последняя ни выражалась. Для того чтобы сделать эти инвестиции максимально выгодными, ныне существует такая разновидность PR-деятельности как спонсоринг.

Спонсоринг – маркетинговый инструмент, включающий вложение финансовых средств в различного рода мероприятия или организации, результатом применения которого является благосклонное отношение общества и государственной власти к компании. Спонсоринг, как элемент PR -деятельности способствует тому, чтобы финансовая поддержка акций не просто отвечала личным интересам руководства, но и приносила ощутимую пользу компании и повышала ее репутацию среди определенной целевой аудитории.

Иначе говоря, спонсоринг – это осуществление связи между спонсором и финансируемым им объектом: спонсор – получатель средств. Это детально разработанная научная технология, позволяющая добиться взаимной выгоды как для одной, так и для другой стороны.

Спонсорингом занимаются профессиональные PR-агентства, имеющие обширную базу данных проектов или акций некоммерческих организаций, нуждающихся в спонсорской помощи. Спонсоринговые агентства проводят маркетинговые исследования, касающиеся эффективности отдачи от вложения средств в тот или иной проект. Они составляют тщательно разработанные спонсорские пакеты, учитывают все возможные плюсы и минусы финансирования данного проекта, ведь часто бывает так, что проект оказывается провальным и спонсорские деньги исчезают в никуда. Спонсоринговые агентства гарантируют осуществление спонсируемых акций и проектов, способствуют соблюдению корпоративных интересов компании-донора.

На Западе спонсоринг как разновидность PR существует уже не один десяток лет. В России он только формируется. Однако практика показывает, что многим агентствам в этом направлении уже удалось добиться значительных успехов.

Как PR-технология спонсоринг начинается с фандрайзинга. Спонсоринг и фандрайзинг – ключевые понятия современного «благотворительного бизнеса». Английское fund raising в буквальном переводе означает «фондоискательство» или «деньгоискательство», однако в сфере современной российской благотворительности более популярен термин «сбор средств». Именно фандрайзинг формирует бюджет большинства некоммерческих и общественных организаций. Основная составляющая бюджета НКО – именно пожертвования или спонсорская помощь, за счет которой подобные организации не только реализуют благотворительные акции и проекты, но и существуют.

Как взаимосвязаны спонсоринг и фандрайзинг? Представители некоммерческих организаций могут и сами выйти на потенциального спонсора, чтобы предложить ему свой проект. Именно так поступает подавляющее большинство НКО. Но многие из них получают отказы, поскольку, как бы алогично это ни звучало, спонсоры не слишком-то жалуют благотворительность. Дело здесь даже не в том плох или хорош данный проект, а насколько привлекательно для спонсора он составлен, насколько полно представлены в нем соответствующие документы. Иными словами, проект должен быть лишь частью так называемого спонсорского пакета документов, который оговаривал бы все условия получения спонсорской помощи, условия размещения рекламы компании-донора, предоставлял расчет тактических и стратегических выгод, которые сулила бы спонсору его реализация – общественный резонанс, положительную реакцию СМИ и пр. Разработкой и представлением спонсору таких пакетов занимаются профессиональные фандрайзеры – сотрудники спонсоринговых агентств. При этом представители спонсоринга сами выбирают в своей базе данных ту или иную организацию, чей проект, по их мнению, был бы наиболее эффективным стратегическим вложением спонсорских средств.

Концепция спонсоринга и фандрайзинга предполагает несколько вариантов участия спонсора в проекте – от патронажа (стопроцентное финансирование) до спонсора-участника (десяти или менее процентное финансирование). От этого, конечно же, напрямую зависит и объем рекламного ресурса спонсора, задействованного в проекте, или акции: его логотипы на плакатах, флаерах, буклетах, промоушн, розыгрыши сувениров от спонсора и другие.

Безусловно, воспринимая такие явления как лоббизм и спонсоринг эмоционально, их вполне можно назвать грязными PR-технологиями. Однако не стоит забывать, что спонсоринговым агентам поневоле приходится лоббировать интересы как субъекта, так и объекта помощи. И только благодаря им становится возможной реализация зачастую наиболее убыточных социальных или культурных проектов, акций.

Пусть за этими проектами или акциями и маячит постоянно тень спонсора, но без эффективных спонсоринга и фандрайзинга они не получили бы достойного отклика в обществе. О них, об их реальной общественной пользе вряд ли кто-нибудь что-нибудь когда-нибудь узнал.

 

24. Анимационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Сущность анимации в туризме и гостеприимстве.

25. Функции анимации. Виды анимации.

26. Требования к профессиональному облику аниматора.

27. Анимация и культура. Анимация и региональный компонент. Анимация и событийный туризм.

28.Анимационные проекты. Постановка анимационных программ.

29. Технология ведения деловых переговоров и продаж социально-культурных услуг.

30. Понятие и сущность выставочно-ярмарочной деятельности.

31. История развития выставочно-ярмарочной деятельности в России.

32. Организация участия предприятия в выставочно-ярмарочном мероприятии.  

В выставочную деятельность вовлечены тысячи организаций, совершенствуется российский выставочный сектор, тесно связанный с рядом отраслей промышленности, имеющий собственную инфраструктуру, материально-техническую базу и специализированные кадры. Этот аспект особенно важен в нынешних сложных экономических условиях.

Выставочный бизнес в России в настоящее время представляют около 450 фирм – организаторов выставок, а также предоставляющих иные выставочные услуги (застройка, дизайн и др.). Основную роль на рынке играют фирмы, имеющие собственные выставочные программы и активно продвигающие их на российском рынке. Эти фирмы составляют примерно половину от указанного числа. Ведущие выставочные компании образовали Международный союз выставок и ярмарок (МСВЯ). Члены МСВЯ проводят все наиболее значимые выставки федерального и регионального значения. В Российской Федерации ежегодно проводится около 2 тыс. выставочных мероприятий, причем только 45 российскими членами Международного союза выставок и ярмарок в среднем проводится около 1000 выставок в год, площадью нетто более 1 млн. кв.м, в которых принимают участие более 100 тыс. фирм. У выставочно-ярмарочной деятельности как инструмента повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, имеется значительный потенциал, который многократно возрастет при осуществлении единой координации и реализации мер поддержки со стороны государства.

В настоящее время в России действует 16 выставочных комплексов, общая площадь которых составляет более 450 тыс. кв.м. При этом 80 % приходится на крупнейшие комплексы, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Еще в девяти регионах (Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Новосибирск, Пермь, Самара, Уфа, Чебоксары) площадь выставочных комплексов составляет от 1 до 5 тыс. кв.м.

По экспертным оценкам, за период 1995-2008 гг. произошел двукратный рост числа выставок и количества участников выставок, значительно улучшилось их качество. Происходит увеличение доли специализированных выставок по сравнению с универсальными выставками и ярмарками и национальными выставками зарубежных стран, проводимыми в России. Среди специализированных выставок сегодня наибольшая доля приходиться на выставки следующих отраслевых тематик: продовольствие, строительство, транспорт, информация и связь, готовая одежда и украшения, сельское хозяйство. Динамичное развитие получили туристические выставки. Таким образом, имеет место ярко выраженная тенденция к дальнейшему развитию выставочно-ярмарочной деятельности, что оказывает стимулирующее влияние на повышение экономической активности в субъектах Федерации и на развитие российской экономики в целом.

В настоящее время в выставочно-ярмарочной деятельности имеется ряд нерешенных проблем. Во-первых, действующая нормативная правовая база не в полном объеме регулирует вопросы стимулирования выставочно-ярмарочной деятельности и требует разработки дополнительных нормативных правовых актов. Во-вторых, отсутствует концептуальный скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, а также общая идеология и направленность формируемых на них экспозиций. В-третьих, не определены приоритеты и конкретные формы государственной поддержки отечественных предприятий - участников выставочной деятельности, имеет место ведомственная разобщенность в подходе к вопросам государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. Кроме того, материально-техническая база выставочной деятельности недостаточно развита и не соответствует международным требованиям, предъявляемым к местам проведения таких мероприятий. При этом комплексный подход к развитию инфраструктуры, обеспечивающей эффективное развитие выставочной деятельности отсутствует.

Актуальность задачи совершенствования нормативно-правовой базы продиктована давно назревшей необходимостью установления основ государственного регулирования выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации как наиболее эффективного инструмента продвижения товаров и услуг на внутренний и внешние рынки, повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, развития инфраструктуры регионов страны, инновационного развития экономики.

Еще в марте 2001 года Правительством РФ была одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Концепция определила современное состояние и перспективы дальнейшего развития выставочно-ярмарочной деятельности в нашей стране. Работы по выполнению определенных в ней задач проводятся в соответствии с Планом реализации основных направлений Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Согласно утвержденному Плану реализации основных направлений Концепции, важным инструментом реализации Концепции должен был стать Федеральный закон "О выставочно-ярмарочной деятельности". Работа над текстом проекта закона продолжается.

В настоящее время в Российской Федерации не существует единого правового акта, регулирующего основы выставочно-ярмарочной деятельности. Вопросы выставочно-ярмарочной деятельности регулируются правовыми нормами, действующими для всех отраслей экономики – гражданским, налоговым, таможенным и трудовым кодексами Российской Федерации, федеральными законами "Об экспортном контроле", "О рекламе", "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", законами Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров", "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", "О валютном регулировании и валютном контроле" и других.

Указами Президента Российской Федерации, Распоряжениями Правительства РФ и решениями Минобороны России регламентируется порядок подготовки и проведения выставок продукции военного назначения, а также участия российских и иностранных организаций в таких выставках. Кроме того, ряд федеральных органов исполнительной власти, такие как Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство сельского хозяйства и другие, формируют ведомственную нормативно-правовую основу проведения выставок в соответствующих отраслях.

За прошедшие годы во многих регионах России были приняты свои региональные концепции и целевые программы развития выставочно-ярмарочной деятельности. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Московской, Нижегородской, Белгородской и других областях органами законодательной и исполнительной власти приняты и действуют нормативные правовые акты, содействующие развитию материально-технической базы выставочной деятельности, совершенствованию мер поддержки отечественных товаропроизводителей – участников выставок. Однако дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной деятельности сдерживается отсутствием комплекса системно увязанных мер поддержки на федеральном уровне. Как отмечают практически все специалисты, требует доработки ряд нормативных актов федерального уровня, так или иначе затрагивающих выставочную деятельность.

С целью приведения нормативной правовой базы в соответствие с реальными потребностями экономического развития Российской Федерации, целесообразно принятие специального единого нормативного акта, регулирующего выставочно-ярмарочную деятельность.

Предметом регулирования такого акта должны являться правоотношения, возникающие между участниками выставочно-ярмарочной деятельности, органами государственной власти и органами местного самоуправления при формировании и реализации государственной политики в указанной области.

Принятие такого акта на федеральном уровне позволит решить следующие задачи:

• определить государственную политику в области выставочной деятельности;

• определить общие правила проведения выставок и ярмарок в Российской Федерации;

• закрепить основные понятия в области выставочно-ярмарочной деятельности, правового положения ее участников, определить прав, обязанностей и функций администраций выставок и ярмарок;

• установить порядок организации и проведения национальных выставок иностранных государств в Российской Федерации и Российских национальных выставок за рубежом, а так же национальных дней во время проведения выставок за границей;

• определить механизмы выделения средств бюджетов разных уровней для поддержки участников выставочно-ярмарочной деятельности;

• скоординировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, торгово-промышленных палат, предпринимательских и выставочных союзов, общественных организаций и структур выставочного бизнеса в области организации и проведения приоритетных выставочно-ярмарочных мероприятий;

• определить основные формы участия государства в выставочно-ярмарочной деятельности, видов государственной поддержки, а также меры, стимулирующих участие российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в России и за рубежом;

• установить специальные требования, предъявляемые к выставочно-ярмарочным мероприятиям, включая требования к месту проведения ярмарок, к профессионализму организаторов выставок, к экспонируемым товарам, а также к ответственности организаторов выставок;

• обеспечить безопасность проведения выставочных и ярмарочных мероприятий.

Наряду с этим следует урегулировать существующую федеральную нормативно-правовю базу, а именно упростить порядок ввоза и вывоза импортной и отечественной выставочной продукции с учетом специфики выставочно-ярмарочной деятельности. Также необходимо предусмотреть законодательные и нормативные меры по стимулированию развития материальной базы выставочной деятельности.

По мнению экспертов, для сохранения в нынешних условиях темпов экономического развития страны, увеличения доли высокотехнологичной продукции во внешнеторговом обороте, необходимо более активно использовать возможности, предоставляемые российскими и зарубежными выставками.

Ежегодно Решением Правительства Российской Федерации утверждается план выставочных мероприятий за рубежом. В план были включаются выставки, на финансирование которых из бюджета Российской Федерации выделяются определенные средства на поддержку отечественных предприятий – участников зарубежных выставок. Однако, по мнению специалистов, в план включаются выставки без должного выбора мест их проведения и учета тематической направленности, что зачастую приводит к дисбалансу интересов России в регионах мира. Требуется совершенствование механизмаотбора принятия ежегодного плана выставок. Для сравнения, в Германии ежегодно на поддержку участия национальных компаний в зарубежных выставках из бюджета страны выделяется около 35 млн. евро, четко определены географические приоритеты продвижения национальной продукции – это Китай и Россия. Так, в 2007 году было профинансировано участие в 46 выставках в КНР и 23 – в Российской Федерации.

Государственная поддержка должна быть направлена на стимулирование предприятий и регионов по участию в выставках, что имеет особенное значение в отношении товаропроизводителей тех отраслей, в которых сохранился высокий научно-производственный потенциал, а также создание для них льготных условий налогового и таможенного режимов.

Необходимо также использовать российские выставки как инструмент продвижения российской продукции на зарубежные рынки. С этой целью необходимо разработать систему мер информационной поддержки российских выставок за рубежом с использованием возможностей официальных представительств Российской Федерации за границей.

По мнению экспертов, необходимо приступить к разработке комплекса мер в области государственной координации и поддержки рынка выставочных услуг с учетом интересов отечественных товаропроизводителей - участников выставок, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочного бизнеса. Необходима поддержка выставочно-ярмарочной деятельности в субъектах Российской Федерации, которая содействовала бы, прежде всего, развитию экономики регионов страны, отбору и продвижению конкурентоспособной продукции, выходу отечественных организаций на зарубежные рынки.

Инфраструктура российской выставочной деятельности существенно отстает в своем развитии от европейских соседей. Общая площадь всех российских выставочных центров составляет чуть более 450 тыс. кв. м. В Германии эта цифра равняется 2 500 тыс. кв. м., во Франции – более 1 000 тыс. кв.м., а в КНР за последние несколько лет построено современных выставочных центров общей площадью 2 200 тыс. кв.м. Большое значение для развития выставочно-ярмарочной деятельности имеет транспортная инфраструктура регионов размещения выставочных центров, а также обеспеченность местами для временного проживания участников и посетителей выставок. По этим показателям ряд регионов страны в десятки раз уступают своим зарубежным конкурентам.

Инфрастуктуру выставочно-ярмарочной деятельности следует развивать, особенно в наиболее экономически развитых регионах Российской Федерации. Темпы строительства и размеры новых выставочных комплексов недостаточны для удовлетворения потребностей экономики страны. Важным инструментом системы государственной поддержки развития выставочно-ярмарочной деятельности и, в первую очередь, создания современной инфраструктуры может служить реализация проектов в рамках федеральной адресной инвестиционной программы. Соинвесторами таких проектов могут стать региональные органы власти и представители бизнес-структур. Необходимо разработать программу строительства и модернизации выставочных комплексов, основанную на частно-государственном партнерстве.

Все вышеперечисленные вопросы требуют совершенствования государственной политики в области выставочно-ярмарочной деятельности, координации и согласованности деятельности федеральных, региональных, муниципальных органов исполнительной власти и организаций. Следует приступить к разработке программного документа, который определит ближайший и долгосрочный план развития выставочно-ярмарочной деятельности в России.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.143 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь