Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Внеклассные и внешкольные формы организации художественной деятельности учащихся разных возрастных групп



Билет № 25

1. Внеклассные и внешкольные формы организации художественной деятельности учащихся разных возрастных групп

2. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие – творчество – интерпретация произведений искусства

3. Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.

 

Вопрос

Вопрос

Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие – творчество – интерпретация произведений искусства

 

Компьютерное художественное творчество как часть социокультурной среды

 

Компьютерные технологии всё глубже проникают во все сферы человеческой деятельности. Не составляет исключения и художественное творчество в разных формах его проявления. Художники и дизайнеры в своём творчестве активно и плодотворно используют возможности программно-технических комплексов на базе персональных компьютеров. Художники создают самостоятельные произведения компьютерного искусства, либо средствами «генеративной графики», либо используя вместо мольберта, красок и кистей программно-технические средства. В полиграфическом и промышленном дизайне творческие работы в настоящее время практически повсеместно создаются при помощи компьютерных технологий. Появившийся в конце ХХ века и успешно развивающийся дизайн «виртуального мира» различных мультимедийных и гипермедийных изданий, компьютерных игр и прочее, реализуется исключительно средствами современных компьютерных технологий. Эти новые формы художественного творчества с момента своего зарождения привлекают внимание учёных, так как порождают множество философских, культурологических, искусствоведческих и других проблем, решение которых требует научного анализа.

 

Интерпретация как интуитивно-эмоционально-логический творческий процесс

Интерпретация в первую очередь выступает как инструмент познания, который двояк в акте познания. Любая интерпретация расширяет количество смыслов, которые содержатся в исходном предмете интерпретации, но как факт дробления она сужает внутреннее содержание интерпретируемого предмета, ведь сама возможность свести к множеству смыслов предполагает акт интерпретации. Таким образом, в интерпретации мы не достигаем бытия самого предмета интерпретации, но лишь множество его теней.

Но интерпретация это не только средство познания, расшифровки иероглифов, а одновременно и инструмент человеческой практики. Так как в зависимости от интерпретации один и тот же текст, картина, музыка и тому подобное могут по-разному организовывать вокруг себя людей. Одна и та же книга, будучи по-разному воспринята (интерпретирована) может вызвать противоположные реакции в читателе (и это учитывая то, что книга первично ангажирована, т.е. она, казалось бы, говорит только то, что говорит), от полной негации до полного безоговорочного принятия. При этом интерпретатор выступает зачастую в качестве абсолютного субъекта, производящего насилие над объектом интерпретации.

 

Список литературы

1. http://ru.wikipedia.org/wiki

2. http://tursinbaev.livejournal.com/12644.html

3. http://school1368.ru/page/page153.html

4. http://www.pcs-service.ru/kompyuternaya-grafika/

5. http://referats.allbest.ru/programming/8700200462.html

 

 

Вопрос

Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.

 

Гармонизация облика среды — приведение разнородных впечатлений от отдельных составляющих среды в непротиворечивую согласованную систему на основе коррекции, дополнения части их параметров и свойств, подчиненных общему композиционному замыслу средового образования.

В принципе, композиция и гармонизация — две стороны общего процесса художественной организации средового объекта. Но вторая помогает первой, выявляя в облике и содержании слагаемых среды те черты, которые отвечают композиционной идее, гасит противоречащие проявления, синтезируя объект проектирования в гармоничное целое.

Гармоничность реализуется при соблюдении следующих пяти признаков формирования целостности художественного объекта (по Пю Ганзену): повторяемость свойств целого в его части соподчинение частей в целом; соразмерность частей в целом; уравновешенность частей целого. Эти принципы синтезируются в завершающем перечисление принципе единства визуальной организации объекта, включающем повторяемость как единство целого по ведущему признаку, соподчиненность как единство связей, уравновешанность как единство противоположностей и т.д. Эти принципы составляют своеобразный набор критериев гармоничной организации среды, однако их безусловное использова­ние ограничено принципиальными различиями сущности составляющих средовой композиции — пространства, предметного наполнения и процессов деятельности.

Во-первых, существует своя специфика приемов «гармонизации» функциональных процессов, где главное — «сценарный подход» к организации и технологии деятельности, выявление тех характеристик, которые способствуют удовлетворению интересов и желаний человека.

Во-вторых, гармонизация предметного наполнения далеко не полностью подчиняется названным принципам. Оно настолько разнородно, что, например, теряют точность положения о повторяемости свойств частей и целого, их соразмерности. Зато на первый план выходят не упоминавшиеся качественные категории — масштабность совокупного предметного наполнения как по отношению к потребителю (человеку), так и по отношению к средовому пространству и технологии видов деятельности; контрастность или нюансность согласования пространственного начала и его предметного оснащения; гармонизация колористических решений среды.

В-третьих, гармонизация пространственных построений осложняется визуальной самостоятельностью предметного наполнения и функциональных процессов. Фактически не подчиняясь требованиям теории пространственной гармонизации, они могут и нарушать их, и уравновешивать отдельные несообразности пространственных конструкций за счет собственных декоративно-выразительных средств.

Разрешение этих противоречий — основа индивидуальности творчества архитектора-дизайнера при работе со средой, но закономерности этого процесса еще не исследованы.

Особую роль в Гармонизации облика среды играет явление адаптации ее характеристик к потребностям «заказчика». Оно делает Гармонизацию облика среды неотъемлемой частью процесса эксплуатации среды, предопределяет активную роль потребителя в формировании ее художественной ценности, что неизбежно преобразует и его собственные художественные установки.

 

Список литературы

 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki

 

Билет № 25

1. Внеклассные и внешкольные формы организации художественной деятельности учащихся разных возрастных групп

2. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие – творчество – интерпретация произведений искусства

3. Принципы композиции в контексте функционального дизайн-проектирования на примере промышленной формы или среды.

 

Вопрос

Внеклассные и внешкольные формы организации художественной деятельности учащихся разных возрастных групп

       Термином «внеклассная работа» чаще всего обозначается воспитательная работа, проводимая классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы после уроков; термином «внешкольная работа» — воспитательная работа, осуществляемая специальными внешкольными учреждениями.

В школах широко распространена кружковая работа, организуемая учителем по своему предмету В предметные кружки, вовлекают учащихся нескольких параллельных (или смежных) классов.

В настоящее время, когда усилилось взаимодействие школ и внешкольных учреждений, расширилось понятие «внешкольные учреждения», осуществляется единое планирование и эффективная координация всех воспитательных сил, оказывающих помощь школе в воспитании учащихся, эти понятия часто сливаются и объединяются в одно понятие «внешкольная работа». Термины «внеурочная» и «внеучебная» воспитательная работа можно рассматривать как наиболее широкие и синонимичные, охватывающие все формы воспитательной работы, проводимые вне учебного времени.

 

Организация внеклассной и внешкольной работы по художественному образованию

Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство кружками по рисунку и живописи, компьютерной графике, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.

Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.

Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных занятиях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, направляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.

Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся. Форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными.

Внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным.

 

Кружковые и массовые формы работы – цель, задачи, содержание

Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия по ИЗО, компьютерной графике в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.

Кружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики, изучение наследия и истории искусств, основы дизайна, компьютерная графика (векторная, растровая) и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее количество учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т.д., при организации различных оформительских работ в своем классе, отряде, звене.

Формы и методы работы в кружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование рисовальных материалов, и метод работы.

Одновременно с учебной работой педагог ведет большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Каждый поступивший в кружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.

Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу.

Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

При организации экскурсий с учащимися начальных классов учитель четко продумывает цели и задачи посещения выставки, выхода в природу. В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на выставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод (керамический или стекольный), на фабрику (мебельную или ювелирную), в дизайнерские агентства и т.п.

После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы.

Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся, и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй - по инициативе педагога.

Методика проведения бесед строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания.

Большое значение в методике проведения бесед об искусстве имеет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматриваемом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тогда, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком.

В настоящее время появилась такая форма организации творческой деятельности детей как артстудия.

Артстудия - комплексное игровое пространство, включающее в себя этюдкласс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию. Эта модель создана исходя из практического опыта и возможности использования помещений. Каждый из кабинетов выполняет определенную функцию и соответствует специфическим требованиям. Попадая на занятия в артстудию, ребенок словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно. Для детей это пространство является не просто игровым - они воспринимают его как отдельный мир.

Ведущая роль в артстудии отводится художнику-педагогу, который планирует и проводит практические занятия с детьми, при этом для работы могут быть привлечены другие специалисты - психолог, логопед, музыкальный работник и физкультурный руководитель.

Медиасредства. В последние годы все шире используются различные виды медиапродукции. Во многих школах уже проводятся систематические уроки с использование видеофильмов по различных дисциплинам.

Тема фильма по изобразительному искусству должна соответствовать учебной программе. Это может быть фильм, посвященный выдающемуся художнику, искусству целой эпохи или определенному художественному жанру. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Эту беседу учитель может провести либо перед просмотром, либо после него. Если он проводит беседу до просмотра фильма, то дает краткие сведения о творчестве художника, об исторической эпохе, в которую жил и творил мастер. Если беседа состоится после просмотра, то надо обобщить новые впечатления школьников и те знания, которые были получены ими ранее в классе.

Фильмы могут быть посвящены также технике изобразительного искусства. Они наглядно раскрывают технику живописи, рисунка, скульптуры, графики. Возможности медиасредств позволяют подробно и методично показать технику наложения краски в живописи, продемонстрировать процесс, в жизни длящийся мгновения, или, наоборот, за короткое время показать весь длительный процесс создания произведения.

Факультативные занятия в общеобразовательной школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные занятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладении научно-теоретическим материалом, так и в практической творческой работе.

Факультативные занятия проводятся на повышенном уровне, однако доступном для относительно широкого круга учащихся. В преподавании факультативных курсов, естественно, потребуется и своя методика, и свои формы организации занятий. Здесь широкое применение получит лекционное изложение материала, своеобразное проведение практических занятий, организация различных форм самостоятельной творческой работы школьников.

Задачи:

1. Эстетическое воспитание детей средствами искусства, воспитание их художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству и помощь в овладении изобразительной грамотой и основами художественного ремесла.

2. Воспитание человека, творчески относящегося к любому делу.

3. Начальная профессиональная подготовка в области художественного творчества, т.е. выявление одаренных школьников и развитие их творческих способностей.

4. Развитие у учащихся начальных классов фантазии, образного мышления.

5. Активизация творческого воображения, эмоциональной отзывчивости учащихся, их умения оценивать и строить жизнь по законам красоты.

6. Формирование у учащихся умения самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию и воспитание у них стремления использовать полученные в знания, умения и навыки в общественно-полезной работе - оформлении стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров и т.д.

Возможности внеклассной работы открывают широкий простор для эстетического воспитания.

Педагог, организуя художественно-творческую деятельность учащихся, создает оптимальные условия проживания ими трех творческих состояний: зрителя, художника, критика. Организуя учебно-воспитательную работу на уроке, педагог должен приложить максимум усилий, чтобы способствовать реализации в учебном процессе этих установок.

Формы организации внеклассной и внешкольной художественной деятельности:

– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;

– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

– телевизионные:  сюжет о выставках проводимых в городе, отснятый и смонтированный учениками.

– коллективно творческие дела: презентации, организация выставок.

– нестандартные: конкурс на лучший шарж

– импровизации: «Нарисуй мелодию»

Творческая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение творческих занятий обучающихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театров и многое другое.

 

Список литературы

  1. Воронов В. “Разнообразие форм воспитательной работы”, ж . “ Классному руководителю”, 2001г -№1, с.21-24.
  2. Таблица “Виды и формы воспитательной деятельности”.
  3. Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева “Маленькая дверь в большой мир”, литературное чтение, 2класс.
  4. Русские народные сказки и авторские сказки разных народов. - http://festival.1september.ru/articles/569600/
  5. http://pda.coolreferat.com/Организация_внеклласной_и_внешкольной _работы

 

 

Вопрос

Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие – творчество – интерпретация произведений искусства

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь