Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дигесты и Кодекс Юстиниана



 

По естественному праву все рождаются свободными.[2673]

 

Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, предоставлять каждому то, что ему принадлежит.[2674]

 

Право не может существовать без правоведов, которые каждодневно совершенствуют его.[2675]

 

Право должно быть главным образом приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко.[2676]

 

Когда закон что-либо извиняет в прошлом, он запрещает это на будущее.[2677]

 

Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом; поступает в обход закона тот, кто, сохраняя слова закона, обходит его смысл.[2678]

 

Обычай является лучшим толкователем закона.[2679]

 

Свобода есть естественная возможность делать то, что хочется, если этому не препятствует насилие или право.[2680]

 

Судебное решение принимается за истину.[2681]

 

Заслуживает помощи слабость женщин, а не лукавство.[2682]

 

С изменением формы может пропасть сущность вещи.[2683]

 

Доказательство должен представить тот, кто утверждает, а не тот, кто отрицает.[2684]

 

Те, кому можно приказать свидетельствовать, – неподходящие свидетели.[2685]

 

Никто не может быть подходящим свидетелем в собственном деле.[2686]

 

Не глупым нужно помогать, а ошибающимся.[2687]

 

Использовать в случае сомнения более благоприятное [для ответчика] толкование – столь же справедливо, сколь осмотрительно.[2688]

 

Цивильное право пишется для бдительных. [Т. е. тот, кто не пользуется своим правом, сам виноват в своем ущербе.][2689]

 

Насилие дозволено отражать силой.[2690]

 

Один лишь умысел украсть что-либо никого не делает вором.[2691]

 

Невозможно нанести оскорбление без умысла оскорбить.[2692]

 

Степень оскорбления возрастает пропорционально положению оскорбителя.[2693]

 

Умысел не наказуется.[2694]

 

Каждый отвечает за последствия своего поступка и никто не является преемником чужого преступления.[2695]

 

Безвинного сына нельзя наказывать за преступления его отца.[2696]

 

Кто уплатил позже, уплатил меньше.[2697]

 

Нельзя считать имуществом то, что приносит больше вреда, чем пользы.[2698]

 

Большая небрежность – вина, большая вина – злой умысел.[2699]

 

Компаньон моего компаньона – не мой компаньон.[2700]

 

Свобода не поддается никакой оценке.[2701]

 

Кто молчит, тот не всегда признается; однако верно и то, что он не отрицает.[2702]

 

Не все, что дозволено, достойно уважения.[2703]

 

Невозможное не может вменяться в обязанность.[2704]

 

Если нельзя найти безупречное решение, надо избрать наименее несправедливое из решений.[2705]

 

Трое составляют коллегию.[2706]

 

Законы должны быть понятны каждому.[2707]

 

Никто не должен быть сам себе судьей или сам для себя устанавливать право.[2708]

 

Позднейшие положения римского права

 

Если не будет доказано противное, каждый считается честным.

 

Формулировка, утвердившаяся после Юстиниана

 

Нет преступления, не указанного в законе.

 

После Юстиниана

 

Общая собственность – мать раздоров.

 

После Юстиниана

 

Суров закон, но [это] закон.

 

После Юстиниана

 

Что касается всех, должны одобрить все.

 

После Юстиниана

 

 

Надгробные надписи

 

Человек ты – значит, смертен. Помни это. Будь здоров.

 

Быстро (…) из ничего вновь переходим в ничто.

 

Жизнь – это благо и зло, а смерть ни то ни другое.

 

Бани, вино и любовь разрушают вконец наше тело. Но и жизнь создают бани, вино и любовь.

 

Древняя Индия

 

Неизвестные авторы

 

Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы.

 

И злым, и добрым, и заслуживающим смерти должен сочувствовать благородный. Ибо нет человека, свободного от вины.

 

Высшей власти достигает тот, кто видит во всех существах себя и все существа – в себе.

 

Разве бывает что-либо прекрасно или безобразно само по себе? Что нравится человеку, то для него и прекрасно.

 

Каковы те, кто ему служат, каковы те, кому он служит, таков и сам человек.

 

Как две щепки встречаются в великом океане и, встретившись, расходятся, так встречаются и люди.

 

Словно отблеск луны в воде, непрочна жизнь смертных; зная это, непрестанно твори добро.

 

Все наши дела, мысли и речи следуют за нами творите же добро!

 

Богатство и постоянное здоровье, друг и сладкоречивая жена, послушный сын и полезное знание – вот шесть благ в этом мире.

 

Хороши новая одежда, новый зонт, новобрачная и новый дом. Но хороши также старый слуга и старый рис.

 

Друг, жена, слуга, рассудок и отвага познаются в беде.

 

Друг познается в беде, герой – в битве, честный – в уплате долга, жена – в бедности, родственники – в невзгодах.

 

Пропадает знание без дела, пропадает человек без знания, пропадает войско без полководца, пропадают женщины без мужчин.

 

Несбыточны сны, что приходят к больным, опечаленным, ожесточенным, влюбленным и пьяным.

 

Безумный утешается прошедшим, слабоумный будущим, умный – настоящим.

 

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости – лишь о возлюбленной, в старости лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.

 

Тот, чье сердце не стремится ни к наукам, ни к битвам, ни к женщинам, напрасно родился на свет, похитив юность матери.

 

Юность мчится невозвратимым потоком. Так предадимся радости – ведь дарованы радости смертным!

 

Два пути перед мудрыми в этом бесплодном и непостоянном мире: вкушать нектар высшего знания или наслаждаться юными красавицами.

 

За счастьем следует несчастье, за несчастьем – счастье. Не бывает непрерывного несчастья, не бывает непрерывного счастья.

 

То, что судьба судила нам получить, мы получим и лежа в постели. То, чего не судила, – не получим, каких бы усилий ни прилагали.

 

Чему суждено быть – то и будет со мной. Неотвратим путь событий, мое дело – следовать ему.

 

Радуйся выпавшей тебе радости, переноси выпавшее тебе горе, жди всего, что приносит время, как земледелец ждет урожая.

 

Раб своих надежд – раб всех людей, повелитель своих надежд – повелитель всего мира.

 

Надежда – источник великой тревоги, свобода от надежд – источник великого покоя.

 

Плод победы – ненависть, удел побежденного – печаль. Спокоен и счастлив тот, кто отказался и от победы, и от поражения.

 

Нет добродетели выше правдивости, нет порока хуже лжи.

 

Дела должны вести нас к счастью. Но где нет справедливости, нет счастья. Поступай же справедливо.

 

Даже о правде следует умолчать, если она принесет несчастье.

 

Говори правдивое и приятное; не говори правдивого, но неприятного; не говори приятного, но неправдивого – вот извечная заповедь.

 

Что невозможно, то невозможно; что возможно, то возможно. Повозка не движется по воде, корабль не плывет по суше.

 

Пусть драгоценность валяется под ногами, а стекло украшает голову – драгоценность остается драгоценностью, а стекло – стеклом.

 

Исполняй свой долг, не думая об исходе; исполняй свой долг, принесет ли это тебе счастье или несчастье. Кто исполняет долг и спокойно, не радуясь и не печалясь, встречает любые последствия, тот поистине велик душою.

 

Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно, то и даст всходы.

 

Лучше худо исполнять свой долг, чем хорошо – чужой. Не совершает греха тот, кто следует собственной природе.

 

Не сегодня, так завтра погибнет наше тело среди горестей и болезней. Что пользы преступать ради него долг?

 

Дело стоит рядом со стоящим, идет за идущим, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени.

 

Все задуманное можно осуществить человеческими усилиями. То, что зовем мы судьбою, есть лишь незримые свойства людей.

 

Не катится колесница на одном колесе, не совершается судьба без людских усилий.

 

Того посещает богиня счастья, кто трудится подобно льву. Лишь ничтожные говорят: «Все от судьбы!» Одолевай судьбу мужественными делами; если же усердие твое не увенчается успехом, то нет на тебе вины!

 

Не приносят пользы мудрые наставления тому, кто страшится действия. Что проку от светильника в руках слепого?

 

Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует.

 

Мир и труд – вот источники благополучия.

 

Что пользы от учености, направленной на зло? Что пользы в светильнике, накрытом горшком?

 

Сами собой разрастаются масляное пятно на воде, чужой секрет в устах сплетника, малый дар у достойного и знание у разумного – такова природа вещей.

Нередко заблуждается наш разум, и вещи кажутся иными, чем они есть. Плоским представляется нам небо и огоньком – светлячок, но небо не плоское, а светлячок не огонь.

 

Женщины учены от природы, мужчины – от книг.

 

Лишь ученому ведомо утомление ученых, не поймет бесплодная болей роженицы.

 

Нет преграды, равной преграде невежества.

 

Сладость губ, упругость грудей, острота женских взоров и красота поэзии понятны лишь знатоку.

 

Конь, оружие, наука, лютня, речь, мужчина и женщина бывают хороши или дурны – все зависит от того, как с ними обращаются.

 

Науки ведут к скромности, лишь глупец кичится ученостью. Так свет усиливает наше зрение и делает слепыми сов.

 

Что пользы от науки тому, у кого нет ума? На что зеркало тому, кто лишен глаз?

 

Когда время действовать, то знание, сокрытое в книгах, – не знание, а деньги в чужих руках – не деньги.

 

Что проку от знаний тому, кто, изучив все науки и проникнув в их суть, не извлечет из них пользы? Одно утомление.

 

Даже в гнусном теле мудрец найдет добродетель, которую надо почитать и уважать.

 

Украшение человека – мудрость, украшение мудрости – спокойствие, украшение спокойствия – отвага, украшение отваги – мягкость.

 

Давать советы глупцу – только злить его.

 

Неистинное представляется истинным, а истинное неистинным – таково многообразие бытия. Будьте же разумны!

 

Жизнь одна – тел много, истина одна – заблуждений много, знание одно – ересей много. Какой мудрец разберется во всех противоречиях?

 

Разумный оценивает по собственному суждению, глупец доверяет молве.

 

Не берись ни за какие дела – вот первый признак мудрости. Взявшись же за дело, доводи его до конца вот второй признак мудрости.

 

Когда все гибнет, мудрец сберегает половину и с этой половиной достигает своей цели.

 

Не станет разумный ради малого губить великое. Малым сберечь великое – вот истинная мудрость.

 

Если ты мудр, не противоречь богачу, правителю, ребенку, старику, аскету, мудрецу, женщине, дураку и учителю.

 

Когда надо давать советы другим, каждый – кладезь премудрости. Когда надо самому следовать этим советам, то и мудрец не умнее дурака.

 

У кого не хватит ума поучать другого? Лишь великий разумом сам способен следовать надлежащим путем.

 

Мудрые отдают время поэзии и наукам, глупые порокам, сну и ссорам.

 

Мудрый не горюет о потерянном, об умершем и о прошлом. Тем он и отличается от глупца.

Огонь заливают водой, от солнца укрываются зонтом, от болезни спасаются лекарством. От всего есть средство – нет средства лишь от глупости.

 

Кого боги задумали погубить, того они лишают рассудка, и всё представляется ему в ложном свете.

 

Беспричинная ссора – вот признак глупости.

 

Умен человек – и все же он служит царю, поглощает отраву и наслаждается женщинами.

 

Радости полон мир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения.

 

Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов.

 

Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок, но лишенный аромата.

 

Все определяется словом, коренится в слове, вышло из слова. Кто лжет в слове, тот лжет во всем.

 

Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом.

 

Нельзя остановить пения безумца, лепета ребенка и слов женщины.

 

Молчание лучше слов.

 

Тело старится от странствий, гора – от воды, женщина – от неудовлетворенных желаний, сердце от злых речей.

 

Не рассказывай о том, что задумал: не бывает успеха у замысла, что открыт другому.

 

Лучше мгновение, прожитое в законе, чем миллионы лет беззаконной жизни.

 

Не живи в стране, которой никто не правит, правят многие, правит женщина или правит дитя.

 

Тогда лишь стоит родиться, когда тебе уготована свобода. Если рабство – жизнь, что же такое смерть?

 

Где чтут недостойных и презирают достойных, там находят себе прибежище трое: голод, смерть и страх.

 

Добродетель в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать ближним добро – это делать для них то, чего желал бы самому себе.

 

Не видно следа птицы в воздухе и рыбы в воде таков и путь добродетельных.

 

С великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает мгновенно – так же влекут нас вверх добродетели, а вниз пороки.

 

Поборов гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится веселым. Поборов страсть, он становится преуспевающим. Поборов алчность, он становится счастливым.

 

Сердце злодея твердо в счастье и мягко в несчастье; сердце достойного мягко в счастье и твердо в несчастье.

 

Неизменно сердце доброго – пусть его гневают; не нагреется океан от горящей соломы.

 

Терпение – добродетель бессильного и украшение сильного.

 

Обилие плодов клонит ветвь книзу, пышный хвост замедляет походку павлина, быстроногого коня стреножат. Так сами достоинства причиняют зло.

 

Герой, ученый и красавица куда бы ни пошли, везде найдут приют.

 

Разум без отваги – свойство женщины; отвага без разума – свойство скотины.

 

Когда один смел в битве, все войско делается смелым; когда один труслив, все становятся трусами.

 

Если нельзя избежать опасности, что толку в трусости, которая все равно не защитит тебя?

 

Бойся опасности, пока ее нет; когда же опасность пришла, не бойся, а борись с ней.

 

Пусть никто не соединяется с плохими друзьями, пусть никто не соединяется с плохими людьми. Привяжитесь к хорошим друзьям, привяжитесь к благородным людям.

 

«Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня». У тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается. Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она…

 

Ненависти можно положить конец не ненавистью, а только любовью.

 

Даже тот, кто далеко, стоит рядом, если он в твоем сердце; даже тот, кто стоит рядом, далек, если твои мысли далеки от него.

 

Лучше враждовать с умным, чем дружить с дураком.

 

Ни матери, ни жене, ни брату, ни собственным детям нельзя довериться так, как истинному другу.

 

Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение – вот шесть признаков дружбы.

 

Не занимай у друга и не одалживай другу. Долг, словно ножницы, разрезает дружбу.

 

Пройдет время, и друг станет врагом, а враг – другом. Ибо собственная выгода сильнее всего.

 

Не победить сильным слабых, если те держатся вместе; не страшен ураган кустам, что растут близко друг к другу.

 

Любовь к женщине острее крюка, которым укрощают диких слонов, горячее пламени; она подобнее стреле, вонзающейся в душу человека.

 

Здоровье, стойкость, могущество – великие блага, но они бесполезны, если нет наслаждения любовью.

 

При любовном наслаждении уста женщины всегда чисты.

 

Томимый страстью не уснет и на мягком ложе; удовлетворивший страсть сладко уснет и на шипах.

 

Кокетство с любимым заменяет у женщины признание в любви.

 

Можно поймать тигра в чаще, птицу в небесах, рыбу в пучине вод, но нельзя поймать непостоянное сердце женщины.

 

Женщина создана рожать, мужчина – производить потомство.

 

Хорошая жена трудится на тебя, как слуга; дает советы, как советник; прекрасна, как богиня красоты; спокойна и вынослива, как земля; кормит тебя, как мать, и услаждает тебя, как гетера. Хорошая жена шесть лиц в одном.

 

Женщина сияет – весь дом сияет, женщина мрачна весь дом погружен во мрак.

 

Хозяйка дома – вот что такое дом. А дом без хозяйки подобен лесу.

 

Не звучит лютня без струн, не катится повозка без колес, несчастлива женщина без мужа – пусть у нее сотня родичей.

 

Как ни плох родной сын – невоспитан, уродлив, глуп, распутен, зол, – он все же радует сердце.

 

Не вмешивайся в дела мужа с женой, не вмешивайся в дела отца с сыном.

 

До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати – как с слугой, после пятнадцати – как с другом.

 

Нет места, нет случая, нет пожелавшего – тогда и чиста женщина. Пусть достанется ей сам бог любви она пожелает другого мужчину. Такова уж природа всех жен.

 

Уже одна ревность мужа влечет жену к другому. Разумный охраняет жену, не показывая ревности.

 

До тех лишь пор бывает человек хозяином своих дел, пока в ухо ему не вонзается стрекало женских речей.

 

Что сделает злодей тому, в чьей руке меч спокойствия? Когда огонь не находит травы, он сам успокаивается.

 

Мягкость побеждает мягких, мягкость побеждает суровых. Нет ничего недостижимого для мягкости. Мягкость сильнее всего.

 

Победи сначала самого себя, а потом – врагов. Как может владеть другими не владеющий собой?

 

Когда случается упасть, достойный человек падает как мяч, ничтожный – как ком глины.

 

Смотрите благожелательно на все сущее: пусть каждое ваше слово будет спокойно, приветливо, благосклонно; пусть каждое действие ваше служит к исправлению, к развитию добра.

 

Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения, ибо лишь серьезный и вдумчивый достигает великого счастья.

 

Не совершай того, чего не следует делать – даже под угрозой смерти; не откладывай того, что следует сделать, – вот извечная заповедь.

 

He делай другому того, что было бы неприятно тебе самому.

 

Как ни мало благодеяние, оно пустит сотню ростков, если оказать его достойному.

 

Ты думаешь: «Я один» – и не знаешь, что сердце твое не покидает мудрец, взирающий на добро и зло, творимые тобою.

 

Никакое добро не пропадает даром.

 

Побеждай гнев мягкостью, зло – добром, жадность щедростью, ложь – правдой.

 

Нет подвижничества, равного терпеливости; нет счастья, равного удовлетворенности; нет дара, равного дружбе; нет добродетели, равной состраданию.

 

Говори приятное, но не льсти; будь героем, но без хвастовства; будь щедрым, но не к недостойным; будь смелым, но без дерзости.

 

На восходе солнце красно, красно оно и на закате. И в счастье и в несчастье неизменны великие.

 

Тот велик, кто становится слепым перед чужими женами, хромым в погоне за чужим богатством, немым, слыша хулу на ближних.

 

Суть миллионов книг – в одном стихе: заслуга добре ближнему, грех – в зле ближнему.

 

Как ловок благородный, когда надо скрыть чужой порок! Как неловок он, когда приходится обнаруживать свои достоинства.

 

Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.

 

Внимай полезной речи, пусть она исходит от ребенка; не слушай дурных речей, пусть они исходят от старца.

 

Кто, зная о злодействе и имея силу ему воспрепятствовать, не сделал этого – виноват наравне со злодеем.

 

Шестеро не помнят тех, кто помогал им раньше: ученик – учителя, женатый сын – мать, разлюбивший муж – жену, достигший цели – помощника, выбравшийся из чащи – проводника, больной – врача.

 

Не сердись на рассерженного, отвечай мягкостью на грубость, не говори суетного и лживого.

 

Тот настоящий человек, кто сбрасывает подступивший гнев, как змея сбрасывает старую кожу.

 

Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – и себя, и другого.

 

Не будь груб ни с кем – тебе ответят тем же. Сердитая речь причиняет боль, и тебя постигнет возмездие.

 

Кто не отвечает ни на излишнюю хвалу, ни на порицание, кто не отвечает ударом на удар, кто не желает зла обидчику, тому завидуют боги.

 

Будь внимателен к гостю – пусть он твой враг. Даже лесорубу с топором дерево не отказывает в тени.

 

Человек, творящий зло, – враг самому себе: ведь сам он и вкусит плоды своего зла.

 

Ничтожен тот, кто способен говорить о чужих недостатках или о своих добродетелях. Ни о чужих недостатках, ни о своих добродетелях не говорит истинно достойный.

 

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их; низкий – лишь о недостатках. И пусть оба они лгут – первый идет на небо, второй – в преисподнюю.

 

Не подобает разумному вести в собрании дурные речи о другом.

 

Один лишь раз приказывает царь, один лишь раз высказывает свое суждение достойный, один лишь раз отдают замуж девушку – три эти дела делают лишь раз.

 

Два средства есть от телесных и душевных недугов: или примени противодействие, или не думай о них.

 

Лекарство от несчастья – не думать о нем. Когда думаешь о несчастье, оно не проходит, а возрастает.

 

Терпение – украшение мужчины, скромность украшение женщины; однако получивший оскорбление должен ответить силой, а предающаяся любовным наслаждениям – оставить сдержанность.

 

Когда книга, жена или деньги попадают в чужие руки, то они пропадают для нас; если же возвращаются, то книга – истрепанной, жена испорченной, а деньги – по частям.

 

Глупец суетится вовсю, затеяв пустяк, – умный сохраняет спокойствие, берясь за великое дело.

 

К умному и честному стремись, с умным и лживым будь настороже, честного и глупого жалей, лживого и глупого избегай.

 

Кое-что можно открыть женам, кое-что друзьям, кое-что детям – ведь все они достойны доверия. Но всего каждому открывать нельзя.

 

Не будь ни слишком близко, ни слишком далеко от царей, огня, старших и женщин: окажешься слишком близко – они погубят тебя; окажешься слишком далеко – они будут бесполезны для тебя.

 

Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Излишек в чем бы то ни было опасен: грубость раздражает людей, упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку.

 

Занозу, расшатанный зуб и дурного советника надо удалять с корнем – вот условие покоя.

 

Пусть тебя озолотят, не доверяй врагу и нелюбящей женщине – иначе ты погиб.

 

Избегай дел, зависящих от других; стремись лишь к тому, что зависит от тебя самого.

Не следуй неумеренным желаниям, но не подавляй всех желаний.

 

Не успокаивается желание от наслаждения желанным; еще сильнее вспыхивает огонь, в который подлили масла.

 

Побеждай жадного деньгами, гордого – мольбой, глупого – потворством, мудрого – правдивостью.

 

Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родится на свет без пороков.

 

Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки.

 

Чаше весов подобен ничтожный человек: чуть что он возносится, чуть что – падает.

 

Жестокость – даже к злым – ведет в ад. Что же говорить о жестокости к добрым?

 

Невелика мудрость – обмануть доверчивого. Невелико мужество – убить заснувшего на твоей груди.

 

Не одолеть сильному слабого, когда тот недоверчив. Но даже слабый одолеет сильного, когда тот доверчив.

 

Вялость, женолюбие, болезненность, привязанность к родным местам, довольство жизнью, боязливость вот шесть преград на пути к величию.

 

Знание зависит от ученья, почет – от дел, благополучие – от усердия, награда – от судьбы.

 

Никто не бывает от природы ни высоким, ни низким лишь собственные дела ведут человека к почету или презрению.

Два упущения возможны при владении богатством: давать недостойному и не давать достойному.

 

Лучше всего деньги, добытые собственным трудом, хуже – добытые по наследству, еще хуже – от брата, хуже всего – от женщины.

 

Человек служит не человеку – человек служит деньгам.

 

Для жадного нет дельного и не дельного, нет славного и позорного, нет доброго и злого – для него есть только выгодное и невыгодное.

 

Две ошибки совершил творец: создал женщин и золото.

 

Нет друга, равного здоровью; нет врага, равного болезни.

 

Остатки долга, огня и болезни способны снова возрастать – уничтожайте их до конца.

 

Живи в молодости так, чтобы быть счастливым в старости.

 

Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения; ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти.

 

Время никого не любит и никого не ненавидит, время ни к кому не равнодушно – оно уносит всех.

 

Даже с собственным телом невозможно быть вечно что же говорить о других существах?

 

Мудрый не оплакивает ни умерших, ни живых.

 

 

Древний Китай

 

Лао-Цзы (Ли Эр)

 

(IV-III вв. до н.э.)

автор канонического сочинения даосизма «Дао Дэ Цзин»

 

Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый – лжец.

 

Закон достойных – творить добро и не ссориться.

 

Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.

 

Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.

 

Голос истины противен слуху.

 

Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи.

 

Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.

 

Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.

 

Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает.

 

Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив.

 

Знающий много молчалив, а говорящий много не знает ничего.

 

Истинно просвещенный человек никогда не воюет.

 

Кто, зная много, держит себя, как не знающий ничего, тот – нравственный муж.

 

Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.

 

Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.

 

Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.

 

Мудрый человек… не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.

 

Мудрец избегает всякой крайности.

 

Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.

 

Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.

 

Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.

 

Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.

 

Люди высшей нравственности не считают себя нравственными; поэтому они имеют высшую нравственность.

 

Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.

Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело – из малых.

 

Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.

 

Только что распустившееся растение нежно и слабо. Засохшее растение твердо и не гибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.

 

Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.

 

Превосходный воин никогда не разгневается.

 

Не ссорящийся не осуждается.

 

Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.

 

Нет греха тяжелее страстей.

 

Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.

 

Знающий меру доволен своим положением.

 

Воздержание – это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.

 

Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.

 

Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.

 

Нет беды тяжелее, чем презирать врагов.

 

Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.

 

Почесть и позор от сильных мира (для мудреца) одинаково странны.

 

Довольствующийся самим собой – богач.

 

Потеря есть начало размножения, множество – начало потери.

 

Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.

 

Когда нет врагов, то не бывает войны.

 

Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков.

 

Конфуций (Кун-Цзы)

 

(ок. 551-479 гг. до н.э.)

мыслитель, основатель этико-политического учения

 

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.

 

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.

 

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

 

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих.

 

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

 

Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный – в других.

 

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно! Беседовать с другом, приехавшим издалека, – разве это не радостно! Не быть по достоинству оцененным светом и не таить обиду – разве это не возвышенно!

 

Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними – те, которые избежали соблазнов плоти, за ними – те, которые смогли избежать злословия.

 

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

 

Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.

 

Достойный человек не идет по следам других людей.

Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

 

Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!

 

Утром познав истину, вечером можно умереть.

 

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

 

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.

 

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

 

Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

 

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

 

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

 

Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.

 

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.

 

Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

 

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

 

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

 

Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость.

 

Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.

 

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.

 

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

 

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

 

Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

 

Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

 

Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

 

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

 

Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».

 

Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

 

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.

 

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

 

Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека познаешь степень его человечности.

 

Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.

 

Радом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, – это опрометчивость; не говорить, когда слова бы до него дошли, – это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, – это слепота.

 

Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.

 

Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.

 

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

 

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

 

Молчание – верный друг, который никогда не изменит.

 

Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло; смеяться над ней – это уничтожить его.

 

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

 

Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.

 

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

 

Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее:

– Вы так убиваетесь – похоже, скорбите не впервой?

– Так оно и есть, – ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

– Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций.

– Здесь нет жестоких властей, – ответила женщина.

– Запомни это, ученик, – сказал Конфуций. – Жестокая власть – свирепее тигра.

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

 

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

 

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

 

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

 

Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?

 

Посылать людей на войну необученными – значит предавать их.

 

Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении.

 

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

 

Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

 

Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.

 

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

 

Ныне почитать родителей – это значит уметь кормить. Но и лошади, и собаки могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?

Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.

 

Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.

 

He беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

 

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

 

Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

 

У сдержанного человека меньше промахов.

 

Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.

 

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

 

Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро – добром».

 

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

 

Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

 

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

 

Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе – они станут развязными, если удалишь от себя – возненавидят.

 

Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать.

 

Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.

 

Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.

 

Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

 

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.

 

Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.

 

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

 

Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – выше этого нет ничего.

 

Не усвоив приличий, не утвердишься.

 

Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.

 

Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.

 

Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

 

Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать учением о человеколюбии.

 

Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.

 

Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.

 

Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.

 

Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

 

Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.

 

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?

 

Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие.

 

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Сердитый человек всегда полон яда.

 

Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела.

 

Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

 

Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.

 

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.

 

Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?

 

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

 

Сюнь-Цзы

 

(ок. 313 – ок. 238 гг. до н.э.)

древнекитайский философ, последователь Конфуция

 

Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.

 

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, – мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, – мой друг; тот, кто мне льстит, – мой враг.

 

Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.

 

Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености.

 

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания.

 

Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.

 

В учении нельзя останавливаться.

 

Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах.

 

Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.

 

Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути.

 

Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.

 

Земляной червь не имеет острых когтей и клыков, у него нет крепких мышц и костей, и все же на поверхности он питается пылью, а под землей – пьет подземную воду. Это происходит потому, что он весь – старание! Краб имеет восемь ног и две клешни, однако он поселяется в уже готовых ходах, сделанных змеями и угрями, другого пристанища у него нет. Это происходит потому, что краб нетерпелив. Поэтому тот, кто не имеет глубоко скрытых желаний, не сможет обладать блестящей мудростью; тот, кто не отдается целиком делу, не будет иметь блестящих успехов.

 

Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!

 

Когда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует. Когда рассказывают о неприличном, не следует задавать вопросов. Когда рассказывают неприличные вещи, не следует слушать.

 

С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.

 

Когда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества. Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств.

 

Человек должен делать те дела, которые хотя и требуют тяжелого физического труда, но успокаивают его разум.

 

Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.

 

Полагаться на законы и к тому же понимать их положения – только так можно добиться согласия.

 

Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применить меры наказания.

 

Правителя можно сравнить с лодкой, а народ – с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.

 

Взимание непомерных налогов – это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.

 

Заниматься делом – это то, что ненавидят люди; заслуги и власть – это то, что они любят.

 

Физический труд – это то, что служит добродетели.

 

Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий – это недостойный путь управления страной.

 

То, что совершается без участия труда человека, и то, что он получает помимо своих желаний, составляет деятельность неба… Когда человек отказывается делать то, что ему предназначено, и ждет, что небо сделает все за него, – он заблуждается.

 

Вместо того чтобы возвеличивать небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо? Вместо того чтобы служить небу и воспевать его, не лучше ли, преодолевая небесную судьбу, самим использовать небо в своих интересах?

 

Готовность пожертвовать собой ради выполнения долга есть основа поддержания жизни.

 

Музыка – источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.

 

Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью.

 

Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными свойствами и мудростью – он должен еще получить мудрого учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья хороших людей и дружить с ними.

 

Библия

 

Ветхий Завет

 

Пятикнижие Моисеево

 

И сказал Бог: да будет свет.[2709]

 

И увидел Бог, что это хорошо.[2710]

 

И сотворил Бог человека по образу своему.[2711]

 

Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею.[2712]

 

И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих.[2713]

 

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.[2714]

 

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному.[2715]

 

Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.[2716]

 

И сказал змей жене:… в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.[2717]

 

В болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.[2718]

 

Прах ты, и в прах возвратишься.[2719]

 

В поте лица твоего будешь есть хлеб твой.[2720]

 

Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека.[2721]

 

Да не будет у тебя других богов.[2722]

 

Не делай себе кумира.[2723]

 

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.[2724]

 

Помни день субботний, чтобы святить его.[2725]

 

Почитай отца твоего и матерь твою.[2726]

 

Не убий.[2727]

 

Не прелюбодействуй.[2728]

 

Не укради.[2729]

 

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.[2730]

 

Не желай (…) ничего, что у ближнего твоего.[2731]

 

Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды.[2732]

 

Люби ближнего твоего, как самого себя.[2733]

 

Бог не человек, чтоб ему лгать.[2734]

 

Кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее.[2735]

 

Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, Исходящим из уст Господа.[2736]

 

Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй.[2737]

 

Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову![2738]

 

Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную![2739]

 

Книги Царств

 

Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?

А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне.[2740]

 

Книга Иова

 

Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял.[2741]

 

Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?[2742]

 

Человек рождается на страдание, как искры, чтоб устремляться вверх.[2743]

 

Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?[2744]

 

О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость.[2745]

 

Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями.

Как цветок, он выходит, и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.[2746]

 

Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому.

Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?[2747]

 

Псалтирь

 

Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.[2748]

 

Дней наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.[2749]

 

Странник я на земле.[2750]

 

Сеявшие со слезами будут пожинать с радостию.[2751]

 

Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя.[2752]

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.801 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь