Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Унсур Аль-Маали (Кей-Кавус)



 

(1021—1098 гг.)

персидский писатель,

автор книги «Кавус-намэ»

 

Если хочешь, чтобы тебя ценили по заслугам, сам цени других людей.

 

Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.

 

Повиноваться страсти – не дело разумных.

 

Итак, если есть у тебя разум, учись чему-нибудь, ибо разум без умения – тело без платья или человек без лица, ведь сказали: образование – лицо разума.

 

Избегай невежды, считающего себя ученым.

 

Знай, что ответ дуракам – молчание.

 

Если не хочешь, чтобы тебя считали безумцем, не ищи того, чего нельзя найти.

Будь красноречивым, но не пустословом, ибо пустословие – то же безумие.

 

Нет большего бесстыдства, чем выдавать за правду утверждение, ложность которого заведомо известна.

 

Лучше человеку быть без брата, чем без друзей.

 

Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным.

 

Друзей чарки за друзей не считай, ибо они – друзья твоей чарки, а не твои друзья.

 

Одиночество лучше, чем плохой товарищ.

 

Омой, брат, руки от того друга, который водится с твоими врагами.

 

Не человек тот, кто не влюбляется.

 

Старайся не влюбляться под старость.

 

Если полюбишь, то люби того, кто этого стоит. Незачем быть возлюбленному Птолемеем и Платоном, но нужно, чтобы было у него и немного разума.

 

Хорошая жена – спасение жизни.

 

Ревновать жен – значит сделать их несчастными.

 

Величайшее несчастье – нуждаться в помощи людей, достойных нашего презрения.

 

Совет, данный кому-либо в присутствии других людей, воспринимается как упрек.

 

Если не хочешь страдать, не будь завистливым.

 

Опасайся не гидры о семи головах, а человека о двух языках.

 

Во время гнева считай для себя обязательным подавлять гнев.

 

Если хочешь не знать страха, не чини зла.

 

Двоих надо страшиться: один – это сильный враг, а другой – коварный друг.

 

У кого речь слаще, у того и благожелателей больше.

 

И противоядие становится ядом, когда его много.

 

 

Доброту людскую видит глаз,

Если сердце доброе у нас.

 

 

Добрый друг – великое сокровище.

 

«Друг лучше или брат?» – «Брат, когда он и друг, – лучше».

 

Неразумный друг из дружбы сделает то, чего сто разумных врагов из вражды не сделают.

 

Пусть горька правда – выслушай ее.

 

Сократ сказал: нет сокровищницы лучше знания, и нет врага хуже дурного человека, и нет почета величавее, чем знание, и нет украшения лучше стыда.

 

Чтоб не нуждаться в том, кто творит справедливость, будь справедлив сам.

 

Фарид-Ад-Дин Аттар

 

(XII в.)

персидско-таджикский поэт-суфий

 

Будь добрым к тем, кто от тебя зависит.

 

Коль совершил зло, пусть хоть оно исправит тебя.

 

 

Пока ты молод, чти того, кто немощен и сед,

Чтобы уважали самого тебя на склоне лет.

 

Скрывать не надо своего недуга

От двух людей: от лекаря и друга.

 

 

Шамседдин Хафиз

 

(ок. 1325 – 1389 или 1390 гг.)

персидский поэт

 

 

Слово, удержанное тобою, – раб твой;

слово, вырвавшееся у тебя, – господин твой.

 

Любовь – как море. Ширь ее не знает берегов.

Всю кровь и душу ей отдай: здесь меры нет иной.

 

Не заблужденье ли – искать спокойствия в любви?

Ведь от любви лекарства нет, – нам старцы говорят.

 

Жизнь я растратил, а сколько желаний имел!

Небо вращалось, но что обрести я успел?

Всем, кто встречался мне, я предлагал свою дружбу,

Все становились врагами. Таков мой удел!

 

 

Чтобы обрести покой в обоих мирах, соблюдай два правила: с друзьями будь великодушным, с врагами – сдержанным.

 

 

Византия

 

Василий I Македонянин

 

(ок. 836 – 886 гг.)

император,

основатель македонской династии

 

Чтобы царство свое сохранять в добродетели, что делать другим запрещаешь, сам никогда не делай: страшно подданным узнавать о злодеяниях власти.

 

От вина утомленный ум становится подобен плохому конюху, который не может повернуть колесницу: сам дергается, коня туда и сюда задергал, и видящих то забавляет; так у страдающего от вина всегда есть потребность в нем, и душа его пребывает в грехе.

 

Без труда ты сделаешь другом кого захочешь, стоит только хорошее нечто сказать о нем, когда его нет при том разговоре, о котором много желающих ему сообщить. Началу дружбы способствует похвала, началу вражды – порицание.

 

Если закона нет, то примером своим подвластным служи – и неизбывную память оставишь о своем правлении.

 

Не так согрешает обидчик, как тот, кто обиду допустит.

 

Из тех, кто рядом с тобою, поощряй не тех, кто все, что ты сделал, превозносит, но тех, кто сурово бранит тебя за твои ошибки.

 

Бесполезны труды такого врача, который больного не вылечит, и суетно то философское слово, которому не исцелить душевных страданий.

 

Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все.

 

Юстиниан I

 

(483—565 гг.)

император, проведший кодификацию римского права

 

Истина сияет собственным светом, и не подобает просвещать умы пламенем костров.

 

Среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость.

 

И не судите о том, что является лучшим и более справедливым, по большинству авторитетов: ибо мнение одного и худшего может превосходить в каком-либо вопросе мнения многих и более высоких…

 

Является преступлением, когда один человек строит козни другому.

 

Освобождение от рабства относится к праву народов.

 

Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право.

Знать законы – значит воспринять не их слова, но их содержание и значение.

 

В наименьшей степени следует изменять то, что постоянно толковалось в определенном смысле.

 

Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом.

 

Священная вещь не подлежит оценке.

 

Весьма несправедливо не принимать подарков ни у кого, но очень скверно брать жадно все.

 

 

Грузия

 

Сулхан Орбелиани

 

(1658—1725 гг.)

писатель, ученый и политический деятель

 

Товарищ – опора в беде, врач во время болезни, он тот, кто жертвует собою в минуту смертельной опасности.

 

Товарищ – это высокая стена, несокрушимая твердыня, крепость, надежно снабженная водою.

 

Шота Руставели

 

(ок. 1172 – ок. 1216 гг.)

поэт

 

Преступно промедленье, если путь великий ждет.

 

Радости вкушать не трудно, лучше крепким в горе будь!

 

Если действовать не будешь,

Ни к чему ума палата.

 

Клевета для слуха то же, что полынь для языка.

 

Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения.

Кто в беде покинул друга, сам узнает горечь бед.

 

Тяжело тому в несчастье,

Кто найти не может друга.

 

Надругательство над дружбой – это с мудростью разлад.

Легкомыслен, кто стяжает, жадностью себя черня.

 

Ложь несет душе и телу бесконечные мученья.

 

Злую весть узнать – для злого нет приятнее утех!

 

Не открыв врачу болезни, разве можно исцелиться?

 

Уж таков закон влюбленных:

Все они друг другу братья.

 

В плен захваченным любовью трудно муку превозмочь.

 

Надо другу ради друга не страшиться испытаний, откликаться сердцем сердцу и мостить любовью путь.

 

Мудрый борется с судьбою,

Неразумный унывает.

 

Тот, кто в жизни неразумен и ведет себя, как лжец,

Кто сберечь не может тайны – погибает наконец.

 

Для того и знанье людям,

Чтобы душу укреплять.

 

Человек, лишенный сердца,

По своим живет законам.

 

Человек, ума лишенный,

Своеволен и угрюм.

 

Только тот узнает счастье,

Кто печаль перенесет.

 

Зло мгновенно в этом мире,

Неизбывна доброта.

 

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живет!

 

Из врагов всего опасней враг,

Прикинувшийся другом.

 

Все равны мы перед смертью,

Всех разит ее копье,

Лучше славная кончина,

Чем позорное житье.

 

Другу верный друг поможет, не страшит его беда.

Сердце он отдаст за сердце, а любовь – в пути звезда.

 

Кто себе друзей не ищет – самому себе он враг.

 

Недруга опасней близкий, оказавшийся врагом.

 

Не оценишь сладость жизни, не вкусивши горечь бед.

 

 

Индия

 

Бхартрихари

 

(VII в.)

ученый, философ,

поэт-гуманист

 

Даже цари признают превосходство науки.

 

Есть три способа использования богатства – даяние, наслаждение и разрушение.

 

Знание выше богатства, сильней всех богов.

 

Знанье – краса величайшая в людях.

 

Лучше рухнуть с высокой горы

На жесткое ложе камней и

Разбиться вдребезги,

Лучше сунуть руку в пасть змеи,

Полную ядовитых зубов,

Лучше кинуться в огонь,

Чем поступиться своим достоинством!

 

Неизвестно, чтобы какие-либо цари правили царством благополучно непрерывно.

 

Не презирай людей, обогащенных знаньем.

 

Вишакхадатта

 

(VII в. или V – VI вв.)

драматург

 

Верность труса иль глупца – не опора

господину.

 

Кто не смог объединить в сердце доблесть,

ум и верность,

Те – наложницы царей, а не истинные слуги!

 

Множество выгод предательство нынче сулит,

Подвигом сделалась преданность для

человека.

 

Неподобающая честь горше обиды.

 

Почерк ученых неразборчив, даже когда пишут они со стараньем.

 

Ум и храбрость – звук пустой, если преданность забыта.

 

Мирза Абдулкадир Бедиль

 

(1644—1720 или 1721 гг.)

персоязычный поэт Индии

 

Где воля напрягается, как тетива,

Там муравей одолевает льва.

 

Харибхадра

 

(IX – Х вв.)

философ

 

Добродетель есть воплощение добрых поступков, а грех – противоположное этому.

 

По силе потока в реке узнается о дожде, прошедшем в ее истоках.

 

Придирчивость – это спор, в котором [доводам противника] не противопоставлены свои.

 

Решающим доводом называют то, чем останавливают другого [в споре].

 

Хисрав Дехлеви

 

(1253—1325 гг.)

поэт

 

Но ты различай скорлупу и ядро.

Представиться другом не так уж хитро.

 

Ты взвешивай слово на точных весах:

Бездушное слово – лишь ветер и прах.

 

Шанкара

 

(предп. 788 – 820 гг.)

религиозный философ средневековой Индии,

реформатор индуизма, крупнейший представитель философии Веданты

 

Действие не может устранить незнания… – лишь знание устраняет незнание.

 

Знание, возникшее от понимания природы действительного, мгновенно кладет конец незнанию.

 

 

Китай

 

Игуань

 

(XVIII в.)

мастер ушу

 

Истинная добродетель благородного мужа – гармоничное пестование своего духа и тела. Путь к этому предопределен древними мудрецами и зовется он ушу. Наша задача – бережно сохраняя это искусство, постигать его сокровенно– утонченную сущность.

 

Мин Тао

 

(XI в.)

мастер ушу, философ

 

Когда я занимаюсь каллиграфией, я крайне серьезен. Моя цель – не в том, чтобы каллиграфия была хороша. Мои занятия – это лишь путь духовного совершенствования.

 

Чжан Цай

 

(1020—1077 гг.)

философ

 

Если не слушать, не наблюдать, то откуда же возьмется опыт?

 

Если ограничить представления души только тем, что человек слышал и видел, но не осмелиться путем размышления достичь истины, то это ограничит душу человека.

 

Знание добродетели и природы человека не рождается из знаний, приобретенных благодаря увиденному и услышанному.

 

Совершенно мудрый не ограничивает источник знаний души только тем, что он [сам] видел и слышал.

 

Чжу Си

 

(1130—1200 гг.)

философ и историк

 

Если говорить о том, как много нужно знать, то не лучше ли знать главное? Зная главное, не лучше ли претворять эти знания в поступки?

 

Служение родителям состоит в почтении к ним, без этого нет служения родителям. Служение господину состоит в преданности, без этого нет служения господину.

 

То, что называют приобретением знания, – это постижение сути вещей…

 

 

Россия

 

Даниил Заточник

 

(XII – XIII вв.)

древнерусский писатель и просветитель

 

Безумных ни орют, ни сеют, но сами рождаются.

 

Богатый муж везде знаем и на чужой стороне друзей имеет, а бедный и в своей стороне ненавидим ходит.

 

Всякий человек хитр и мудр о чужой беде, а о своей не может смыслить.

 

Девица губит красоту свою блудом, а мужчина мужество – воровством.

 

Злато искушается огнем, а человек – напастьми.

 

Как в утлый мех воду лить, так безумного учить.

 

…Как пчела: припадая к разным цветам, собирает она мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их собрал, как в мех воды морские.

 

Как псам и свиньям не надо злата и серебра, так глупому – мудрых слов.

 

Коли пожрет синица орла, коли камение восплывет по воде, коли свиния почнет на белку лаяти, тогда безумный уму научится.

 

Лучше слушать спор умных, нежели наставления глупых.

 

Мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь.

 

Наставь премудрого, и он еще мудрее станет.

 

Иван IV Грозный

 

(1530—1584 гг.)

великий князь «всея Руси»,

первый русский царь

 

Бог скорее простит удавившегося, чем погибшего ради тщеславия.

 

Все что ни случалось с нами плохого, все это происходило из-за германцев!

 

Встречал ли кто-нибудь честного человека, у которого голубые глаза?

 

Если вы злы, то почему умеете творить добро своим детям, а если вы считаетесь добрыми и сердечными, то почему же вы не творите так же добра нашим детям, как и своим?

 

Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чем храбрость основывается – это для тебя неважно.

 

Не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам.

 

Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустят над собой бесчестье?

 

Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов – множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!

 

Федор Иванович Карпов

 

(? – до 1540 гг.)

дипломат и публицист

 

Не следует непонимающему стыдиться того, чего он не понимает, но рассказывать о незнании своем знающим людям.

 

Как раздор является причиной смерти преждевременной, так любовь доброе единомыслие, жизнь совершенно безбоязненную и спокойную приносит.

 

Злые люди в этом бренном мире всегда будут с добрыми смешаны, и всегда добрые будут страдать от преступлений злых.

 

Законы нужны, чтобы страхом перед ними человеческая дерзость обуздалась и чтобы спокойно существовала между негодными невинность.

 

Терпением проверяются избранные, как золото в горниле, очищенное семь раз.

 

Милость без правды есть малодушество, а правда без милости есть мучительство, и обе они разрушают царство и всякое общежитие. Но милость, правдой поддерживаемая, а правда, милостью укрощаемая, сохраняют царю царство на многие дни.

 

Истинно, век наш есть век золотой!

Покупается ныне

Золотом – почесть и власть, золотом – нежная

страсть.

Деньги ныне в цене: почет достается за

деньги,

Дружба за деньги; бедняк людям не нужен

нигде.

 

Вредными и дурными путями с хромыми ногами, со слепыми глазами эта земная власть и вся природа человеческая ходит теперь.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.11 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь