Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные принципы политического анализа и базовые понятия классических элитистских концепций.
Политический анализ, подобно политическим исследованиям, применяет теории общественных наук и эмпирические методы для предсказания последствий альтернативных политических курсов. Подобно журналистике, политический анализ требует способности собирать информацию и доводить конечный продукт до потребителя. С другой стороны, политический анализ не столь узок, как старая школа общественного управления, и не столь широк, как классическое планирование. Практика показывает, что для процесса политического анализа очень важными являются следующие ценности: аналитическая честность, ответственность перед клиентом, приверженность индивидуальным концепциям лучшего общества. Конфликты между этими тремя ценностями приводят к этическим проблемам. Обобщенно взаимосвязь роли политического аналитика и его приверженности той или иной ценности можно представить следующим образом: аналитическая честность; ответственность перед клиентом; приверженность собственной концепции добра.Как правило, одна из трех ценностей выбирается основной. Две другие ценности при необходимости могут приноситься ей в жертву. Если же позволяют условия, аналитик должен стремиться к защите всех трех ценностей. Этические проблемы возникают, когда необходимо решать, «сколько» из каждой ценности можно принести в жертву. Одна из целей общественной политики - защита существенных ценностей. Однако два обстоятельства отвлекают от них внимание. Во-первых, общественная политика является результатом политического процесса, а не прямым отражением каких-либо философских воззрений. Во-вторых, последствия той или иной политики могут быть предсказаны на основе ценностей, связанных с существенными, но не идентичными им. Поэтому оценка политики должна производится на основе так называемых инструментальных ценностей. Первая такая ценность - политическая осуществимость. Ни одно политическое решение не может способствовать защите существенных ценностей, до тех пор, пока оно не будет выполнено успешно. Другая инструментальная ценность - достижение благоприятных социально-экономических индикаторов. Такими индикаторами являются, например, валовой национальный продукт; уровни безработицы и инфляции; платежный баланс; уровень преступности; продолжительность жизни; уровень образования. Для оценки каждого из этих показателей существуют различные системы измерения. Картина распределения властных полномочий в обществе, основанная на буквальном понимании термина "демократия" (власть народа) предполагает недопустимость образования и функционирования отдельных групп или слоев, оказывающих на процесс реализации власти в обществе многократно большее влияние, чем остальные граждане. Однако существуют объективные причины, обусловившие наличие на протяжении всей истории компактных сплоченных общностей, обладающих реальной властью и влияющих на ключевые сферы функционирования государства. Классическая теория элит В течение многих веков бесспорной аксиомой политической мысли было то, что власть в обществе распределена неравномерно. Вместе с тем в эпоху буржуазных революций и среди философов, и среди политиков стало преобладать убеждение, что все граждане (или, но меньшей мере, мужчины) могут делить власть поровну. Радикальные критики буржуазного общества XIX века (марксисты, анархисты и др.) считали, что длительный период жизни общества без управляющих и управляемых является не только желательным и возможным, но даже неизбежным. Однако в конце XIX века подобные взгляды были поставлены под сомнение рядом учёных, которые представили весомые систематизированные аргументы в пользу того, что при любой форме организации управления социумом реальная власть в обществе всегда принадлежит правящему меньшинству. Эти ученые стали основателями теории элит. Основной постулат классической теории элит ярко выразил один из ее основателей итальянский социолог Гаэтано Моска: "Во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации вплоть до наиболее развитых и могущественных) существуют два класса людей. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым...". Итак, элита – это самобытная социальная группа, обладающая монополией на принятие решений, самосознанием и привилегиями. Как правило, элиту образуют люди, наделенные особенными личностными качествами и, прежде всего, волей к власти. В то же время теоретики элитизма всегда подчеркивали, что правящая элита – это не просто совокупность людей, обладающих социально значимыми ресурсами и занимающих высокие государственные посты. В первую очередь, это устойчивая социальная общность, основанная на глубоких внутренних связях входящих в нее индивидов. Их объединяют общие интересы, связанные с обладанием рычагами реальной власти, стремление к ее сохранению и монополизации, единая политическая воля к стабилизации и укреплению позиции элиты как таковой, а, следовательно, и прав-привелегий каждого ее члена. Правящую элиту как социально-политическое образование сплачивают особые ценности, в иерархии которых власть находится на первом месте, элитой вырабатываются собственные нормы, регулирующие внутрисистемные отношения и поддерживающие целостность элиты и ее жизнеспособность. Можно выделить общие принципы, образующие концептуальную базу классической теории элит, которые предлагали Г.Моска, а также другие Парето авторы данной теории Вильфредо Парето и Роберт Михельс: 1. Политическая власть, как и все социальные ценности, распределена неравномерно. Для отражения данной позиции В. Парето, предложил присвоить каждому члену общества абстрактные индексы: тому, кто заработал миллионы - 10, тысячи - 6, и т.д. Объединив людей, имеющих наибольшие социальные индексы, мы получим класс, который назовём элитой. Фундаментальная идея здесь проста и убедительна: люди могут быть проранжированы на основании доли благ, которыми они обладают. 2. Люди делятся по существу на две группы: тех, кто имеет “заметную” власть и тех, кто не имеет никакой. Этот тезис логически не содержится в первом принципе, и в большой степени является спорным. С точки зрения Парето, например, могут существовать средние позиции в пирамиде обладающих властью, т.е. в одном случае человек является источником власти, в другом случае это же лицо действует, подчиняясь чужой воле. В то же время большинство сторонников классической теории элит придерживается дихотомической картины распределения власти. 3. Элита всегда едина и однородна. Как члены некоторого эксклюзивного клуба, представители элиты хорошо знают друг друга, имеют сходные мотивации к деятельности и обладают идентичными системами ценностей, предпочтений и интересов. 4. Элита - это самодостаточный отдельный сегмент общества. Конечно, в долгосрочной перспективе всегда имеют место и подъём, и падение элит. Но в относительно короткие промежутка времени представители элиты выбирают своих преемников из привилегированного меньшинства. 5. Элита является автономной. Данная группа никому кроме себя не подотчётна за свои решения, и все важные социальные вопросы решаются в соответствие с интересами элиты. Таким образом, ученые представили портрет общества в виде арены постоянного доминирования социально изолированной, постоянно стремящейся к власти элиты над широкими массами. Современные научные исследования элит, определённых в соответствии с классической традицией, осуществляются в рамках двух основных концептуальных моделей - элитистской и плюралистической. Обе эти модели неразрывно связаны с классической теорией элит: концепция элитизма развивает основные постулаты классиков, концепция плюрализма пытается их опровергнуть. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы